Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Охарактеризуйте правовой режим охраны и использования природных ресурсов:




1. Охарактеризуйте правовой режим охраны и использования природных ресурсов:

территориального моря Российской Федерации;

исключительной экономической зоны Российской Феде­
рации;

континентального шельфа Российской Федерации.

2. Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства об охране и использовании природных ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации?

 

Глава 25

ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ОЗОНОВОГО СЛОЯ АТМОСФЕРЫ

 

 

§ 25.1. Основные положения

 

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» под атмосферным воздухом понимается жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Охрана атмосферного воздуха представляет собой систему мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Под качеством атмосферного воздуха понимается совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.

Венская конвенция об охране озонового слоя под озоновым слоем понимается слой атмосферного озона над пограничным слоем планеты.

 

 

§ 25.2. Правовое регулирование охраны
атмосферного воздуха

 

Основой правового регулирования вопросов охраны атмосферного воздуха является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», в котором закрепляются компетенция органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в рас­
сматриваемой сфере, определяются функции государственного
управления, формулируются требования к охране атмосферного воздуха при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Детализация положений названного закона нашла свое отражение в решениях Правительства РФ, среди которых можно выделить постановления от 02.03.2000 № 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ» [97] и от 02.03.2000 № 183«О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
и физических воздействий на него» [98], и ряде других подзаконных актов.

Доля нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой сфере крайне незначительна. В качестве примера можно привести Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов
и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха, утвержденные Минприроды России 02.11.1992[104]. Вместе с тем самостоятельную группу ведомственных документов представляют утвержденные Главным государственным санитарным врачом России в 2003–2004 гг. гигиенические нормативы, закрепляющие требования по содержанию отдельных веществ в атмосферном воздухе в населенных пунктах.

Субъекты Российской Федерации в рамках своей компетенции достаточно активно участвуют в правовом регулировании вопросов охраны атмосферного воздуха. Региональные законы в рассматриваемой сфере приняты в республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском крае, Воронежской, Иркутской, Орловской областях и ряде других субъектов Российской Феде­
рации.

 

 

§ 25.3. Компетенция Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации
в сфере охраны атмосферного воздуха

 

К компетенции Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха ст. 5 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» отнесены вопросы:

формирования и проведения единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Рос­
сийской Федерации;

установления:

порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждения технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются;

порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

порядка определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха, а также порядка возмещения вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха и вредными физическими воздействиями на атмосферный воздух;

порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

порядка использования сборов, полученных за выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

порядка организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

порядка сертификации топлива, технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок, подтверждающей их соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха;

формирования единой нормативно­методической базы в области охраны атмосферного воздуха;

формирования и обеспечения реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

организации и финансирования государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечения его проведения;

координации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

определения:

величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области;

функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

организации информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха и ряд иных вопросов.

В свою очередь, субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 6 названного законодательного акта правомочны:

принимать региональные нормативные правовые акты в области охраны атмосферного воздуха;

разрабатывать и реализовывать региональные целевые программы охраны атмосферного воздуха;

участвовать в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

проводить мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

осуществлять в пределах своей компетенции координацию деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;

информировать населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий.

Закон допускает возможность наделения муниципальных образований отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в установленном федеральным законодательством порядке.

 

 

§ 25.4. Содержание государственного управления
в сфере охраны атмосферного воздуха

 

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» осуществляется Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Ростехнадзор), а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Принципами государственного управления в рассматриваемой сфере являются в том числе:

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;

обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом;

обязательность соблюдения требований федерального законодательства в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за его нарушение.

Среди основных функций государственного управления в сфере охраны атмосферного воздуха следует назвать:

• выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредное воздействие на атмосферный воздух;

• государственный учет воздействий на атмосферный воздух
и их источников;

• осуществление государственного мониторинга атмосферного воздуха;

• проведение государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного специально уполномоченным государственным органом (Ростехнадзором). При этом разрешением на выброс таких веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух также допускаются на основании разрешений.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету. Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 № 373 утверждено Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников [100].

Государственный мониторинг атмосферного воздуха согласно ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» является составной частью государственного экологического мониторинга и осуществляется органами Росгидромета, Ростехнадзора
и Роспотребнадзора в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

Статья 24Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что государственный контроль за охраной атмосферного воздуха призван обеспечить соблюдение:

условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;

стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

режима санитарно­защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух;

выполнения федеральных целевых программ и программ субъектов Российской Федерации по охране атмосферного воздуха
и выполнение мероприятий по его охране.

Регламентация контрольных действий специально уполномоченных государственных органов изложена в Положении о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.01.2001 № 31 [106], а также в постановлении Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух» [111].

 

 

§ 25.5. Требования к охране атмосферного воздуха

 

Глава IIIФедерального закона «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает требования к охране атмосферного воздуха, среди которых следует выделить:

запрет на:

внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ
и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

выбросы в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов;

хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух от­
ходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также на сжигание таких отходов без специальных установок;

обязательность при производстве и использовании топлива наличия сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

возможность ограничения органами исполнительной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха;

допустимость действий, направленных на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и окружающей природной среды;

недопустимость превышения нормативов качества атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городов и иных поселений и др.

§ 25.6. Требования по охране озонового слоя атмосферы

 

Проблема охраны озонового слоя атмосферы относится к числу актуальных экологических проблем международного характера. Российская Федерация, как правопреемница Союза ССР, несет ответственность по выполнению требований Венской конвенции об охране озонового слоя[105] и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой[106], принимая обусловленные названными документами меры.

На законодательном уровне закреплены отдельные положения, относящиеся к правоотношениям по охране озонового слоя, однако они носят не конкретный характер.

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» озоновый слой атмосферы относится к числу объектов охраны окружающей среды. В ст. 54 этого же закона предусмот­
рено, что охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, актами законодательства Российской Федерации.

В свою очередь, в ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» закреплено, что запрещается проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям озонового слоя атмосферы.

В Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, утвержденной Указом Президента РФ от 04.02.1994 № 236 [64], в рамках участия в решении глобальных экологических проблем предусмотрено такое направление деятельности, как охрана озонового слоя.

С учетом изложенного действенным правовым регулятором от­
ношений в рассматриваемой сфере выступают решения Прави­
тельства РФ. В 1990­е годы были последовательно приняты постановления высшего федерального органа исполнительной власти:

от 03.06.1992 № 378 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой»[107] (этим документом, в частности, предписывалось МИД и Минэкологии России провести переговоры с государствами — членами СНГ, а также Грузией, Латвией, Литвой и Эстонией о возможном совместном участии в реализации Конвенции);

от 24.05.1995 № 526 «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой» [77], которым в числе прочих мер предписывалось с 1 января 1996 г. ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в страны, являющиеся сторонами Венской конвенции
и Монреальского протокола, осуществлять по соответствующим лицензиям, также запретить ввоз в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции из стран, не являющихся сторонами Венской конвенции и Монреальского протокола, и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в указанные страны;

от 08.05.1996 № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» [80], которым закреплялась компетенция федеральных органов исполнительной власти
в рассматриваемой сфере, в том числе Госкомэкологии России
(в настоящее время Ростехнадзор), а также утверждены перечень озоноразрушающих веществ, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации которых подлежит государственному регулированию, и перечень продукции, содержащей такие вещества;

от 05.05.1999 № 490 «Об усилении мер государственного регулирования производства и потребления озоноразрушающих веществ в Российской Федерации» [93], согласно которому производство озоноразрушающих веществ предписано осуществлять по квотам и введен с 1 июля 2000 г. запрет на создание на территории Российской Федерации новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ;

от 09.12.1999№ 1368 «Об усилении мер государственного
регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Рос­
сийской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» [94], в соответствии с которым с 1 марта 2000 г. ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации озоноразрушающих веществ осуществляется только в случаях:

использования этих озоноразрушающих веществ исключительно в качестве сырья для производства других химических веществ;

в особых случаях их применения, предусмотренных Монреаль­
ским протоколом;

транзитных перевозок их через Российскую Федерацию из государств и в государства, являющиеся сторонами Монреальского протокола.

В развитие названных актов Правительства РФ приняты приказ Госкомэкологии России от 27.11.1997 № 529 «О порядке приема, рассмотрения и проведения экспертизы материалов обоснования возможности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» [154], а также приказ Минприроды России от 31.10.2008
№ 287 «Об утверждении Административного регламента Федераль­
ной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции» [173].

Помимо Ростехнадзора в реализации государственной политики, направленной на выполнение международных обязательств в сфере охраны озонового слоя атмосферы, участвуют Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) как правопреемник бывшего МВЭС России, которое осуществляет выдачу лицензий на ввоз и вывоз озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, а также Федеральная таможенная служба, в задачу которой входит проверка законности перемещения через таможенную границу Российской Федерации названных компонентов.

Таким образом, в России создан и функционирует достаточно эффективный организационно­правовой механизм охраны озонового слоя атмосферы.

 

 

§ 25.7. Ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха

 

Нарушители законодательства об охране атмосферного воздуха в зависимости от характера нарушения могут нести дисциплинарную, материальную, гражданско­правовую, административную
и уголовную ответственность.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной от­
ветственности
за:

нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21);

выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств
с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ
в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22);

эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23).

Субъектами Российской Федерации также может устанавливаться административная ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 251 (загрязнение атмосферы).

Российское законодательство не содержит норм, предусматривающих административную либо уголовную ответственность за нарушения требований по охране озонового слоя атмосферы как правонарушения (преступления) экологического характера. Вместе с тем при определенных условиях возможно применение названных видов ответственности, например, за таможенные нарушения (контрабанда), незаконное предпринимательство
и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.