КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самоподготовки. 1. Что Вы знаете о природоохранной деятельности правоохранительных органов?1. Что Вы знаете о природоохранной деятельности правоохранительных органов? 2. Чем занимаются органы прокуратуры в сфере экологии? 3. Какова роль органов внутренних дел в решении экологических вопросов? 4. Какие задачи решают пограничные органы ФСБ России 5. В чем выражается природоохранная деятельность таможенных органов?
Глава 17 ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
§ 17.1. Причины, способствующие совершению Причинами, способствующими совершению экологических пра Так, основным социальным фактором на протяжении проводимых в последние более чем десять лет реформ в стране является резкое снижение жизненного уровня населения, что порождает стремление многих аутсайдеров поддерживать свою жизнеспособность путем несанкционированного посягательства на природные ресурсы (браконьерство, незаконная порубка деревьев) Вместе с тем те же браконьерство (в отношении водных биологических ресурсов) и незаконная порубка деревьев превратились в доходный источник бизнеса, породив создание целых преступных сообществ, поставивших в полном смысле слова на промышленную основу противоправную добычу и реализацию названных природных богатств. Экономическую основу существования такого незаконного бизнеса составляет устойчивый спрос на эту продукцию, поддерживаемый достаточно низкой ценой предложения по сравнению с легальным сектором экономики. К политическим факторам можно отнести отсутствие четко выраженной позиции высшего руководства страны в отношении проблемы экологических правонарушений, и прежде всего экологической преступности. Безусловно, важными сегодня являются проблемы терроризма, экстремизма, наркотизма, торговли людьми, убийств народных избранников, однако не вполне прослеживается последовательная государственная воля в разработке и реализации действенных мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение экологических преступлений. Так, например, в Плане Российской Федерации по реализации межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008–2010 годы, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10.03.2009 № 308[81], места вопросам, посвященным борьбе В идеологическом смысле питательной средой дальнейшего развития экологической правонарушаемости, в том числе преступности, как представляется, служит вольно или невольно пропаганда средствами массовой информации (телевидение, журналы) образа преуспевающего человека. В целом направленность на успех в рыночных условиях сама по себе похвальна, но смущает один весомый факт — в списках наиболее богатых людей мира, ежегодно публикуемых солидными западными изданиями, Россию с гордостью представляют только те, кто имеет доступ Отсюда следует и психологический фактор, который подстегивает потенциального правонарушителя на подвиги под девизом: «А чем я хуже других?» Вся проблема в том и состоит, что «другие», занимаясь незаконным промыслом природных ресурсов в больших, если не сказать — гигантских, масштабах, нередко избегают ответственности, а статистику экологической деликтности и преступности формируют простые обыватели, которых и преступникамито можно назвать с большой натяжкой. К числу организационноуправленческих факторов необходимо отнести прежде всего отсутствие четкой специализации правоохранительных органов в борьбе с экологическими правонарушениями. Дело в том, что в последнее время наметилась тенденция сокращения числа природоохранных прокуратур, достаточно эффективно проявляющих себя на фронте борьбы с экологическими преступлениями. Кроме того, у субъектов Российской Федерации фактически отсутствует стимул для образования подразделений экологической милиции, поскольку согласно утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 Структуре милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, регионы лишены возможности создавать за свой счет органы дознания. А ведь именно органы дознания в рамках установленной Уголовнопроцессуальным кодексом РФ подведомственности и подследственности призваны играть ключевую роль в расследовании преступных проявлений Не соответствует складывающейся обстановке и уровень взаимодействия правоохранительных органов, прежде всего органов прокуратуры, с природоохранными органами, которые являются основными поставщиками информации о противоправных деяниях в экологической сфере. Более того, в последние годы наблюдается определенная полоса отчуждения между прокурорами и руководителями природоохранных органов, когда препятствием для плодотворного сотрудничества у первых является избыточное понимание своей надзорной функции, а у вторых — проявляющееся все больше и больше присущее в целом системе органов исполнительной власти нежелание контактировать с органами прокуратуры. Очевидно, что содержательная сторона воспитательнообразовательного процесса также отражается на состоянии экологической преступности. Отрадно, что в развитие утратившего силу Конечно же, нужно учитывать и личностный фактор. В целом всех индивидуумов можно с достаточной долей условности разделить на три группы. К первой группе относятся те, кто ни Вторую группу составляют те, кто допускает, что можно совершать противоправные деяния, в том числе экологического характера, если об этом никто не узнает или за это ничего не будет. Те же залповые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, совершаемые под покровом ночи, наиболее ярко характеризуют эту группу. Наконец, последнюю прослойку составляют маргиналы, для которых пренебрежительное отношение к установленным правилам поведения является обыденной нормой.
§ 17.2. Условия, способствующие совершению
Под условиями, способствующими совершению экологических правонарушений,нами понимаются явления, которые сами по себе не порождают правонарушения, но способствуют, облегчают, интенсифицируют их совершение. В этом смысле основное бремя ответственности за порождение таких условий, как представляется, ложится на государство и создаваемые им структуры, призванные претворять в жизнь политику в области охраны окружающей среды и природопользования. На протяжении 1990х — начала 2000х годов система федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды и природопользования, неоднократно подвергалась разнообразным преобразованиям, Так, проведенная в мае 2000 г. реструктуризация системы органов экологического контроля привела к исчезновению главного природоохранного ведомства — Государственного комитета Существенным условием совершения экологических преступлений являются допускаемые контролирующими органами факты наложения на нарушителей административных взысканий, Безусловным бичом, парализующим эффективную борьбу с экологическими правонарушениями и преступлениями, являются коррупционные проявления в среде чиновников от экологии. В последние годы много говорят о застройке особняками водоохранных зон, санитарнозащитных зон источников питьевого водоснабжения Вполне конкретный упрек можно высказать и в адрес депутатского корпуса, выдававшего в конце 1990х годов на протяжении нескольких лет с завидным постоянством «на гора» акты амнистии, под которые, учитывая низкий размер санкций за совершение большинства экологических преступлений, подпадали и привлекаемые к ответственности нарушители экологического законодательства. Естественно, и несовершенство норм ст. главы 26 Уголовного кодекса РФ, с одной стороны, влекущее за собой трудности в расследовании по ряду составов (ст. 246–254, 257, 259 и 262 УК РФ), с другой — обусловливающее наступление уголовной ответственности наличием материальных последствий (ст. 246, 248–251, Конечно же, перечисленные выше причины и условия совершения экологических преступлений не являются исчерпывающими. Они лишь отражают наиболее очевидные болевые точки, на которые необходимо обратить внимание в рамках организации
§ 17.3. Меры, направленные на предупреждение Давно подмечено, что правонарушаемость как явление, отражающее динамику совершения тех или иных противоправных деяний в обществе, является неотъемлемой спутницей любого государства, и в целом это явление неискоренимо даже в странах, где уровень правосознания гражданского общества несколько выше, чем в Российской Федерации. Вместе с тем задачу снижения С точки зрения мер, реализацию которых должно взять на себя государство, необходимо выделить следующие: • совершенствование экологического законодательства с тем, чтобы исключить возможное неоднозначное толкование его правоприменителями; • исключение в экологическом законодательстве любой возможности воспроизводства новоявленных олигархов путем установления дифференцированных в зависимости от условий и характера хозяйствования ставок налоговых платежей и сборов за использование природных ресурсов; • четкое разграничение предметов ведения в экологической сфере между разными уровнями публичной власти во избежание, вопервых, дублирования полномочий, а вовторых, пробелов в управлении охраной окружающей среды и природопользованием; • определение наиболее оптимальной системы федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных в области охраны окружающей среды и природопользования, • расширение системы природоохранных прокуратур в рамках единой системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации; • предоставление субъектам Российской Федерации права за счет собственных бюджетов создавать и финансировать органы дознания, в том числе по делам об экологических преступлениях; • реальная, а не виртуальная борьба с коррупционерами от экологии независимо от занимаемой должности и принадлежности к той или иной «семье»; • воплощение в законодательстве об административных правонарушениях принципа усиления ответственности за совершение одними и теми же лицами повторных и последующих правонарушений; • правовая ревизия формулировок диспозиций статей главы 26 Уголовного кодекса РФ с целью, вопервых, исключения «неиспользуемых» в правоохранительной практике составов как заведомо мертворожденных, вовторых, усиления механизма уголовного преследования, в том числе путем расширения рамок уголовных наказаний и введения презумпции опасности совершения преступных деяний для экологических интересов (возможность причинения вреда здоровью человека, возможность нанесения вреда окружающей среде и т. п.). В свою очередь, в сферу интересов гражданского общества должны быть включены вопросы: • воспитания населения путем создания обстановки нетерпимости к всякого рода негативным и тем более противоправным проявлениям отдельных личностей; • формирования правильного мировоззрения, основанного не на поклонении сиюминутным идолам, а на приверженности общечеловеческим ценностям; • своевременного уведомления уполномоченных на то органов о фактах противоправного поведения со стороны физических, должностных и юридических лиц; • безусловного выражения недоверия власти, которая оказывается не в состоянии обеспечить соблюдение экологических прав человека и гражданина, с использованием допускаемых федеральным законодательством форм демократии. Приведенный перечень мер не является исчерпывающим и может быть расширен.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |