Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Что понимается под экологическим правонарушением?




1. Что понимается под экологическим правонарушением?

2. Какие виды ответственности за совершение экологических правонарушений Вам известны?

3. Дайте характеристику административному правонарушению.

4. Что Вам известно об экологических преступлениях?

5. Чем специальная ответственность отличается от других видов ответственности за совершение экологических право­
нарушений?

 

 

Глава 16

ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

 

 

§ 16.1. Природоохранная деятельность органов
прокуратуры

 

Участие органов прокуратуры в природоохранной деятельности вытекает из установленных в ст. 1 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации» [21]функций прокуратуры, основной из которых является надзор за исполнением действу­
ющих на территории Российской Федерации законов (федеральных и региональных) достаточно большим кругом субъектов, к числу которых относятся федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, контролирующие
органы, их должностные лица, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций
.

Исходя из сказанного в сфере прокурорского надзора находится исполнение в том числе законов, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального экологического контроля является то, что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях, которые требуют именно прокурорского вмешательства. То есть если вопрос может быть разрешен силами контролирующего органа, прокурор не вправе вмешиваться в этот процесс. Другое дело, когда контролирующий орган проявляет пассивность либо есть основания утверждать о предвзятости принимаемых таким органом решений. Вмешательство прокурора в подобных случаях будет более чем оправданным.

Кроме того, прокуроры в рамках своей компетенции вправе проверять законность издаваемых перечисленными выше органами и должностными лицами правовых актов, что позволяет своевременно принимать меры по отмене не соответствующих федеральным и региональным законам актов.

В системе органов прокуратуры созданы и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры, число которых в последние годы значительно сократилось и составляет порядка пятидесяти. Вместе с тем природоохранную деятельность обязаны осуществлять любые прокуроры, в том числе транспортные
и военные, применительно к закрепленным за ними субъектам надзора (соответственно объекты транспортной инфраструктуры и места дислокации воинских и других формирований).

Анализ природоохранной деятельности прокуроров показывает, что с каждым годом их активность в рассматриваемой сфере возрастает. С одной стороны, это можно объяснить интенсификацией работы в органах прокуратуры, а с другой — пока еще
не вполне удовлетворительным состоянием законности.

Достаточно активно прокуроры участвуют в восстановлении нарушенного правопорядка в экологической сфере в судах, предъявляя иски и заявления.

В соответствии со ст. 151 Уголовно­процессуального кодекса Российской Федерации следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации осуществляют расследование экологических преступлений, предусмотренных ст. 246–249; 250, частями второй и третьей; 251, частями второй и третьей; 252, частями второй и третьей; 254, частями второй и третьей; 255, хотя по решению надзирающего прокурора могут принимать к своему производству и иные дела об экологических преступлениях.

Наконец, в рамках того же УПК РФ прокуроры поддерживают государственное обвинение по делам об экологических преступлениях, основную часть которых расследуют сотрудники органов внутренних дел.

 

§ 16.2. Природоохранная деятельность органов
внутренних дел

 

Органы внутренних дел в соответствии со ст. 2 Закона РФ
«О милиции» [19]выполняют задачи по:

• обеспечению безопасности личности;

• предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

• выявлению и раскрытию преступлений;

• охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Достаточно весома роль органов внутренних дел и в вопросах борьбы с экологическими правонарушениями, в том числе преступлениями.

Так, ст. 150 и 151 УПК РФ за этими органами закреплено расследование значительного числа экологических преступлений,
в том числе предусмотренных ст. 250, часть первая; 251, часть первая; 252, часть первая; 253; 254, часть первая; 256–258; 260, часть первая; 261, часть первая, и 262 — в форме дознания и ст. 259, 260, части вторая и третья; 261, часть вторая, — в форме следствия. Ежегодно органами внутренних дел расследуются несколько тысяч экологических преступлений.

Органы внутренних дел регулярно привлекаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны
и использования животного мира для проведения проверок соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере. Это обусловлено масштабами проводимых проверок, когда возникает необходимость осуществления задержания большого числа правонару­
шителей, а также тем, что нередко приходится иметь дело с хорошо оснащенными и вооруженными организованными преступными группами, поставившими под контроль добычу и реализацию объектов промысла (рыбы, икры, других водных биологических ресурсов).

Кроме того, силами органов внутренних дел нередко осуществляется патрулирование в лесах и особо охраняемых природных территориях в целях недопущения и пресечения незаконных порубок деревьев, иных правонарушений, лесных пожаров.

В отдельных регионах в составе милиции общественной безопасности (муниципальной милиции) созданы и успешно действуют подразделения так называемой экологической милиции, на которые возлагаются сугубо природоохранные функции. Так, в Москве заметную роль в установлении экологического правопорядка играет созданное при ГУВД города Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений. На региональном уровне подразделения экологической милиции функционируют также
в Московской области и Республике Татарстан.

В определенной мере снижает эффективность деятельности подразделений экологической милиции то обстоятельство, что согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 они не могут осуществлять дознание по делам об экологических преступлениях, поскольку финансируются не из федерального, а из регионального бюджета. Вместе с тем только в Москве
за 1997–1999 гг., то есть до издания названного постановления, сотрудниками экологической милиции было возбуждено и расследовалось 375 уголовных дел по фактам совершения экологических преступлений (для сравнения: за аналогичный период
в Санкт­Петербурге, где отсутствовала экологическая милиция, возбуждено всего 11 уголовных дел по экологическим составам).

Намного эффективнее осуществляется подразделениями экологической милиции работа по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений.

В целом роль органов внутренних дел в осуществлении административного преследования достаточно велика. Только на основании ст. 23.3 КоАП РФ милиция рассматривает дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22 и 8.23 этого Кодекса. Кроме того, должностные лица органов внутренних дел вправе составлять протоколы в связи с совершением административных проступков, указанных в частях 2 и 3 ст. 7.2, ст. 7.3–7.9, 7.11, 8.2, 8.3, 8.5, 8.6, частях 1 и 3–5 ст. 8.13, части 2 ст. 8.17, ст. 8.21, 8.28–8.32, частях 1 и 2
ст. 8.37. К этому следует добавить полномочия милиции по осуществлению административного преследования нарушителей ре­
гиональных законов об административной ответственности за совершение экологических правонарушений.

 

 

§ 16.3. Природоохранная деятельность федеральных
органов безопасности

В настоящее время, когда серьезной проблемой для мирового сообщества в целом и Российской Федерации в частности является угроза терроризма, в том числе экологического, возрастает востребованность в осуществлении комплекса различных мероприятий, преимущественно оперативно­розыскных, направленных на своевременное выявление возможных участников проведения актов терроризма и предотвращение тем самым негативных последствий.

Вместе с тем с 1 июля 2003 г. с учетом включения в состав Федеральной службы безопасности РФ упраздненной в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти Пограничной службы достаточно ярко обозначилась природоохранная составляющая в деятельности федеральных органов безопасности. Дело в том, что Пограничная служба была включена в состав специально уполномоченных государственных органов в области охраны и использования животного мира Указом Президента РФ от 29.08.1997 № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» [67]с возложением на нее задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере.

Ежегодно органами пограничной службы задерживаются десятки российских и зарубежных судов, осуществляющих незаконный промысел водных биологических ресурсов, изымаются десятки тонн рыбы. Экономическим интересам государства и экологии наносится немалый ущерб. Зачастую браконьеры предпринимают попытки скрыться в нейтральных водах либо оказывают ожесточенное сопротивление с применением оружия. Эти и другие негативные факторы предопределили передачу функции государственного контроля органам пограничной службы, имеющей хорошие технические возможности и вооружение.

Регламентация деятельности специальных пограничных подразделений изложена в приказе ФСБ России от 26.09.2005 № 569 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов»[77]. Полномочия соответствующих органов закреплены в ст. 43 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» [31]и ст. 36 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Статьей 42 Закона о континентальном шельфе на пограничные органы возложена функция координатора деятельности всех федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану континентального шельфа, его минеральных и живых ресурсов. В целях реализации этой задачи на ведомственном уровне приняты ряд документов, а именно:

совместный приказ ФПС и Госкомрыболовства России от 12.01.1999 № 9/7 «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и органов по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству в сфере охраны водных биологических ресурсов»;

совместный приказ ФПС, МВД, МИД, МНС, МПР, Минфина, Минэкономразвития, Госкомрыболовства, ГТК, ФСБ, ФСНП
и Банка России от 14.11.2000 № 319 / 827 / 30613/гс / БГ­3­11/325 /
172 / 97н/1 / 223 / 785 / 465 / 278 / ОД­212 «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла».

В соответствии со ст. 23.10 КоАП РФ уполномоченными на то должностными лицами пограничных органов рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 7.2, ст. 7.11, 8.16­8.20, 8.33, 8.35, частью 2 ст. 8.37
и ст. 8.38. Приказом ФСБ России от 06.09.2007 № 453 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в органах Федеральной службы безопасности»[78] определены перечни должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание физических лиц, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7, 17.9, частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ на пограничные органы возложено проведение дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 «Незаконная добыча водных животных и растений» (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами). Вопросы разграничения полномочий между должностными лицами Пограничной службы при проведении дознания по таким делам нашли свое отражение в приказе ФПС России от 04.12.2002 № 760 «О полномочиях органов пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания
в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений»[79].

§ 16.4. Природоохранная деятельность таможенных
органов

 

В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 [125],на таможенные органы возложены среди прочих задачи по:

• осуществлению мер по охране жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды;

• реализации системы мер по пресечению незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов.

Природоохранная функция таможенных органов проявляется
в вопросах регулирования оборота водных биологических ресурсов, где на них возложены задачи по контролю за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла. Эта деятельность регламентирована совместным приказом ФПС, МВД, МИД, МНС, МПР, Минфина, Минэкономразвития, Госкомрыболовства, ГТК, ФСБ, ФСНП и Банка России от 14.11.2000 № 319 / 827 / 30613/гс / БГ­3­11 / 325 / 172 / 97н/1 / 223 / 785 / 465 / 278 / ОД­212
«Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла».

Кроме того, следует назвать Правила трансграничного перемещения отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 [114], в соответствии с которыми на таможенные органы возложены функции контроля за трансграничными
перевозками опасных отходов. На ведомственном уровне поло­
жения этого документа развивает совместный приказ Госкомэко­
логии, Минздрава, Госгортехнадзора и ГТК России от 31.12.1998 № 787 / 396 / 256 / 910, которым утвержден Порядок контроля
и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов[80].

Таможенные органы для осуществления названных и иных функций наделены полномочиями по осуществлению оперативно­розыскной деятельности, проведению расследования в форме дознания фактов контрабанды, а также административного преследования нарушителей таможенных правил.

 

 

§ 16.5. Природоохранная деятельность органов
МЧС России

 

В последние годы с учетом возрастания риска разного рода
катастроф природного и техногенного характера все заметнее ста­
новится роль Министерства Российской Федерации по делам граж­
данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Среди задач, постав­
ленных перед органами МЧС России в утвержденном Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 Положении о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [70], следует выделить:

• реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

• осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

Стихийные бедствия последних лет, в том числе серьезные наводнения в Республике Саха (Якутия) и на Северном Кавказе, ежегодные лесные пожары наносят огромный ущерб экономическим интересам регионов и страны, приводят к человеческим жертвам. Все это предопределяет необходимость функционирования слаженной системы предупреждения подобных и иных негативных явлений. Во главе этой системы стоят органы МЧС России, которые осуществляют в том числе функции:

• разработки предложений по формированию единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также в области пожарной безопасности;

• контроля за разработкой и реализацией федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по гражданской обороне
и обеспечению пожарной безопасности;

• организации работы по предупреждению пожаров и их тушению.

Органы МЧС России для осуществления названных и иных функций наделены полномочиями по осуществлению административного преследования. Согласно ст. 23.34 КоАП РФ должностными лицами рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32 Кодекса (нарушение правил пожарной безопасности в лесах). В соответствии со
ст. 151 УПК РФ на дознавателей органов Противопожарной службы МЧС России возложено расследование дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.