Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки. 1. Раскройте структуру экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды




1. Раскройте структуру экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды.

2. Каким образом осуществляется планирование природоохранных мероприятий?

3. Почему пользование природными ресурсами осуществляется на платной основе?

4. Назовите формы экологического стимулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования.

5. Что Вы знаете об экологическом предпринимательстве?

 

Глава 14

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

§ 14.1. Понятие, содержание, принципы и задачи
идеологического механизма охраны окружающей среды и природопользования

Как отмечалось ранее, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации к числу угроз национальной безопасности отнесена в том числе неготовность общества осознать глобальность и важность экологических проблем. Поэтому к приоритетным направлениям деятельности государства в экологической сфере среди прочих отнесены вопросы воспитания экологической культуры населения.

Следует отметить, что на законодательном уровне требования о необходимости формирования экологической культуры и повышения уровня экологического правосознания были сформулированы в ранее действовавшем Законе РСФСР «Об охране окружающей среды», раздел XI которого посвящался этим вопросам. Содержательную сторону этого процесса составляли:

экологическое воспитание;

экологическое образование;

экологическое просвещение;

профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов.

В этом же законе были сформулированы основные принципы идеологического механизма природопользования и охраны окружающей среды, к числу которых относятся:

всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования;

обязательность преподавания экологических знаний.

Ныне действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в главе XIII «Основы формирования экологической культуры» заимствовал все лучшие положения своего предшественника и сохранил в основном целевой подход законодателя
к этой проблеме.

В называвшейся ранее Экологической доктрине Российской Федерации в разделе «Пути и средства реализации государственной политики в области экологии» уделено место вопросам экологического образования и просвещения, основными целями которых является повышение:

экологической культуры населения;

образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии.

В Доктрине сформулированы задачи, решение которых позволит достичь поставленные цели, а именно:

• создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения;

• включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

• усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого­просветительской деятельности;

• подготовка и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования и просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской Федерации;

• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в федеральные целевые, региональные и местные программы развития территорий;

• государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое образование и просвещение;

• разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федера­
ции;

• развитие системы подготовки в области экологии руководящих работников различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;

• повышение информированности деловых кругов по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Россий­
ской Федерации, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора;

• поддержка и публикация материалов по вопросам экологии
в средствах массовой информации.

 

 

§ 14.2. Экологическое воспитание

 

В ст. 1 проекта федерального закона «О государственном регулировании образования в области экологии»[65] под экологической культурой понимается «наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей природной средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально­экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека».

Таким образом, говоря об уровне экологической культуры того или иного субъекта либо каких­то групп людей или даже населения страны в целом, нужно связывать его со способностью в рамках прежде всего семьи как основной ячейки общества, а также
в более многочисленных общностях людей осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, а также пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям, и передать его более молодому поколению, которое в свою очередь также продолжит позитивную традицию. Иными словами, речь идет о формировании экологического мировоззрения, которое у людей от поколения к поколению может передаваться только на примере должного поведения старших.

Несмотря на более чем пятнадцатилетний опыт закрепления положений о необходимости осуществления экологического воспитания, едва ли можно говорить о коренном улучшении ситуации в этом вопросе. Дело в том, что вхождение Российской Федерации в «цивилизованный» рынок скорее дало обратный импульс эколого­воспитательному процессу, когда у вновь встающего на ноги молодого поколения формируется несколько иной тип мировоззрения, отрицание авторитета старшего поколения, а значит, семья как первооснова нашего общества не выполняет в полной мере свою воспитательную миссию.

Кроме того, нет пока реального механизма ответственности родителей за качество экологического воспитания, а без этого вопреки афоризму классика не природа будет отдыхать на детях, а совсем наоборот, причем с тяжелыми последствиями для природы.

К сожалению, на сегодняшний день федеральное законодательство не содержит каких­либо четких установок по поводу того, а что же собственно такое экологическое воспитание, каким образом и кем оно должно осуществляться, какова роль государственных и иных органов в этом процессе. Недалеко ушли
в этом вопросе и те субъекты Российской Федерации (республики Башкортостан и Дагестан, Волгоградская и Иркутская области, Ханты­Мансийский автономный округ), где приняты соответствующие законодательные акты, направленные на повышение экологической культуры. Речь в них идет в основном об экологическом образовании и просвещении, хотя, безусловно, просвещение, если оно грамотно осуществляется, должно оказывать воспитательное значение.

На этом фоне как позитивный факт следует отметить Закон Приморского края от 15.11.2001 № 164­КЗ «Об экологическом образовании в Приморском крае»[66], который помимо регулирования вопросов непосредственно образования содержит нормы, посвященные экологическому воспитанию, под которым понимается процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально­нравственного отношения ребенка к окружающей природной среде. При этом ст. 11 названного законодательного акта устанавливает, что работники дошкольных учреждений призваны развивать у детей эмоционально­положительное отношение к природе посредством соответствующих программ экологического воспитания. Кроме того, в дошкольных
и общеобразовательных учреждениях должна осуществляться все­
сторонняя поддержка детских экологических организаций, внешкольных форм экологического воспитания, экологических лагерей, экспедиций, походов и экскурсий.

В Концепции непрерывного экологического образования
в Вологодской области, утвержденной постановлением Прави­
тельства Вологодской области от 09.08.2002 № 507[67], определе­
ны направления экологического образования (правильнее ска­
зать — воспитания) в семье, а именно:

обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;

обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;

формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;

осознание связи между каждодневным поведением человека
и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;

организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.

А в качестве средств достижения поставленных целей выделяются:

организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;

создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;

создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;

разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;

разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных.

Таким образом, воспитательный процесс, по мнению законодателя, строится только в отношении детей. Получается, что не получивших необходимое воспитание взрослых призваны воспитывать только Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, с чем конечно же согласиться нельзя.

 

 

§ 14.3. Экологическое образование

Согласно ст. 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование.

Таким образом, должен реализовываться принцип непрерывности экологического образования, когда с достаточно раннего возраста на протяжении длительного периода молодые люди получают необходимый объем экологических знаний, который, по замыслу законодателя, способен в корне изменить их экологическое мировоззрение, сформировав экологическую культуру.

Статья 72 названного закона устанавливает, что в дошкольных образовательных учреждения, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно­правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний. Для обеспечения этого процесса разработаны и постоянно совершенствуются эколого­образовательные программы соответствующего педагогического уровня, а также осуществляется подготовка педагогов­экологов, число которых пока явно недостаточно для обеспечения всеохватности процесса.

Наконец, закон закрепляет требование об обеспечении пре­
подавания учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию во всех образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с учетом профиля соответствующего учреждения.

В качестве примера можно привести включенную в государственный образовательный стандарт для высших учебных заведений дисциплину «Основы экологии», а также обязательный для всех будущих юристов предмет «Экологическое право».

В субъектах Российской Федерации, осознавая необходимость развития системы экологического образования, принимают законодательные акты, призванные раскрыть содержательную сторону этого процесса и детально регламентировать его.

Закон Ханты­Мансийского автономного округа от 22.06.2000 № 56­оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты­Мансийском автономном округе — Югре»[68] в ст. 4 устанавливает принципы региональной политики в области экологического образования, к числу которых относит:

• всеобщность и комплексность;

• гуманистический характер экологического образования;

• развитие через экологическое образование и просвещение национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей;

• международное сотрудничество округа в сфере экологического образования и просвещения.

Согласно ст. 5 Закона Волгоградской области от 15.05.2003
№ 825­ОД «Об экологическом образовании в Волгоградской области»[69] основными организационными формами экологического образования являются:

очная, очно­заочная (вечерняя), заочная формы, семейное образование, самообразование, экстернат в системе непрерывного образовательного процесса;

эколого­просветительская работа, включающая в себя распространение экологических знаний через средства массовой информации, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма;

экологическая пропаганда.

В ст. 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 «Об экологическом образовании и просвещении»[70]2 закрепляются формы участия граждан и организаций в системе экологического образования и просвещения населения, в том числе право:

вносить предложения по реализации и совершенствованию государственной политики в области экологического образования
и просвещения;

участвовать в разработке проектов республиканской и муниципальных целевых программ в области экологического образования и просвещения;

осуществлять общественный контроль в области экологического образования и просвещения;

принимать участие в подготовке федеральных программ и программ международного сотрудничества в области экологического образования и просвещения;

запрашивать и получать в установленном порядке достоверную экологическую информацию, необходимую для осуществления деятельности в области экологического образования и просвещения.

 

 

§ 14.4. Экологическое просвещение

 

Экологическое просвещение несет в себе элементы и воспитания, и образования, но в то же время является самостоятельным звеном в системе формирования экологической культуры.

Оно согласно ст. 74 Федерального закона «Об охране окружа­
ющей среды» осуществляется посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации
о состоянии окружающей среды и использовании природных ре­
сурсов, в том числе органами государственной Российской Феде­
рации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, музеями, библиотеками, учреждениями культуры, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

Просветительский аспект прежде всего благодаря возможностям средств массовой информации позволяет охватывать достаточно широкие слои населения, в том числе и тех, кого собственно воспитывать и образовывать уже поздно, а потому при грамотной и целенаправленной политике может способствовать значительному улучшению экологической культуры населения.

В законодательстве субъектов Российской Федерации вопросы экологического просвещения также находят свою конкретизацию, компенсируя тем самым определенные недостатки федерального законодательства.

Так, согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 04.12.2008
№ 101­оз «Об организации и развитии системы экологического образования и формировании экологической культуры на территории Иркутской области»[71] под экологическим просвещением понимается распространение экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, а также информации о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности (экологической информации).

Статьей 8 этого же законодательного акта устанавливается, что экологическое просвещение населения осуществляется в следующих формах:

распространение:

органами государственной власти и органами местного самоуправления экологической информации, в том числе путем ежегодного издания доклада о состоянии окружающей среды в области, ведения Красной книги Иркутской области, в соответствии
с законодательством;

экологической информации библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры;

экологической информации, включая социальную рекламу, через средства массовой информации, в том числе путем выпуска специализированных радио­ и телепрограмм, печатных изданий экологического характера, а также аудио­, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач);

проведение органами государственной власти области Дней защиты от экологической опасности, в том числе Дня озера Байкал;

эколого­просветительская деятельность общественных объединений;

организация и проведение научно­практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологии;

издание литературы, содержащей экологическую информацию.

другие формы распространения массовой информации.

 

 

§ 14.5. Профессиональная экологическая подготовка
руководящих работников и специалистов

 

К настоящему времени уровень индустриального развития общества достиг такой планки, что любое отклонение от установленной схемы при принятии тех или иных решений может обернуться подчас необратимыми последствиями для здоровья человека, окружающей среды и природных объектов. Это выдвигает на повестку дня необходимость овладения руководителями и специалистами хозяйствующих и иных субъектов тем минимумом экологических знаний, который позволял бы обеспечить в производственной
и иных сферах (транспорт, связь и т. д.) требуемый уровень экологической безопасности.

В этой связист. 72 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляет обязательность наличия подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности у любого руководителя и специалиста, отвечающих за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Для реализации этой задачи при учебных заведениях, имеющих экологический уклон, организуются, как правило, краткосрочные или среднесрочные курсы подготовки либо повышения квалификации специалистов, по окончании которых соответствующие лица
получают свидетельства о получении необходимой подготовки
в рассматриваемой сфере.

Законодательство субъектов Российской Федерации также закрепляет отдельные требования, касающиеся профессиональной подготовки отдельных категорий работников. Так, в ст. 17 упомянутого выше Закона Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и просвещении» закреплено, что подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством и должна учитываться при проведении профессиональной аттестации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.