Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фестивальные хроники. 1984 1 страница




МАРИЯ

Мария, я что-то не вижу

Нимба над твоей головой.

Наверное, мне будет неловко,

Если меня встретят рядом с тобой.

И все это кажется странным,

Но, как говорят, c'est la vie.

А когда-то я был готов отдать все

За тень твоей любви.

Мария,

Лунный свет в твоих глазах.

Я сдался тебе, хоть ты не успела

Объявить мне даже шах.

Мне трудно говорить; возьми мои письма,

Прочитай их и порви.

А когда-то я был готов отдать все

За тень твоей любви.

Мне говорили о тебе так много,

Но я был к тому готов.

Пусть их, пусть себе говорят.

Ведь они знают столько слов.

Они так часто открывают рты,

И извлекают языками звук,

Что иногда я завидую глухонемым,

Объясняющимся с помощью рук.

Мария, меня любит другая,

Поверь мне, я не шучу.

Ты всегда знала, что мне нужно;

Она знает, чего я хочу.

Она сняла бубенцы с моей короны,

Она сказала мне: «Живи!»

А когда-то я был готов отдать все

За тень твоей любви.

Ты знаешь, я понял однажды,

Что я не был никогда отважным,

И каждый час я ждал новой беды.

И хотя в тот день дождь прошел дважды,

Я все равно умирал от жажды,

Но она дала мне то, что чище самой чистой воды.


А.Морозов, М.Садчиков, В.Добрынин

«Рокси», как журнал, издававшийся безумно малым тиражом тем не менее был читаем. Его читали, и не то, чтобы рвали из рук в руки, но читали. К 84 году в этом издании сложилась достаточ­но парадоксальная ситуация. - практически, там писали два крити­ка, которые, наверное, думали о себе слишком много. Один из них был Александр Старцев (Алек Зандер, К.Кич, Саша-С Кримами). Второй, лучший, был Анатолий Гуницкий (Старый рокер, Бене­дикт Бурых). Как ни странно, они сотрудничали на страницах од­ного журнала скорее всего потому, что больше им негде было. Очень часто у них сходились мнения о результатах фестиваля, но вот о «Зоопарке», как правило, мнения у них расходились. То, что вы прочитаете сейчас, это будет тот спор, и он был важен для них,

0 группе, которую они любили по-разному.

К счастью, в этот раздел привлечены и другие рок-критики. И с точки зрения А.Старцева, споры со смертью Майка о его твор­честве, отнюдь не закончились.

1 фестиваль рок-клуба. Май 1983,ЛМДСТ.
М. Садчиков.

Из статьи «Фрагменты рок-фестиваля»,

«Рокси» N6

«Зоопарк» можно отнести к неудачникам фестиваля. Группа выступала в составе: М. Науменко - руководитель, гитара, вокал; А. Храбунов - лидер-гитара; И. Куликов - бас; А. Данилов - бара­баны; А.П. Донских - клавиши. Подвел ужасный саунд. Потом, су­дя по всему, Майк чисто психологически сломался после такого блистательного выступления «Мануфактуры» (их ведь бисирова­ли, обсуждали в кулуарах) и выглядел не в себе. А самое главное, публика, не услышав у «Зоопарка» ничего нового, мгновенно сменила милость на гнев; приятное настроение, навеянное масте­рами «ручной выработки» - «Мануфактурой», было испорчено. Право же, неумно выглядело желание Майка рассказать фести­вальной публике о своем цикле, посвященном «Сладкой N», ког­да эта публика, разбуди ее ночью, могла бы процитировать весь «зоопарковский» цикл. Не хотелось бы, чтобы мы и дальше гово­рили, что знали Майка «совсем другим», но справедливости ради отметим, что даже в стихах он стал повторяться. Ироничным вы­глядело решение жюри присудить Майку Науменко приз за луч­шие тексты; нет, тексты - что надо, но на фестивале в грохоте и ка-


ше этих текстов просто никто не мог расслышать.

Редакционные комментарии. Майк, конечно, уникальный раз­долбай. Включить в последний момент в группу еще один инстру­мент фоно, который помимо ритм-гитары, собственно, и делает музыку - это не что иное, как самая натуральная халява. Естес­твенно, без всяких предварительных репетиций. Но я сильно подо­зреваю, что Майка за весь этот бардак, сопутствующий ему почти всегда, тоже любят. Дело в том, что он внешне много проще дру­гих музыкантов и на сцене не шоу делает, а является самим собой. Но основной повод любви к нему в том, что творчество его наро­дно (только без всяких параллелей, пожалуйста), хотя бы в город­ском смысле.

По поводу старых программ так, и Леви не очень новые песни пел, и нет ничего удивительного в том, что музыкант на конкурсе делает то, что считает лучшим в своем творчестве. К вопросу о текстах - или публика знает их наизусть, или никто ничего не мог понять. И что ироничного в решении жюри - непонятно, потому как если такой приз есть, то кому его давать, как не Майку? Не говоря уже о том, что эти тексты, распечатанные и залитованные, были у членов жюри перед носом. Что касается ужасающей «Хи­росима все еще пылает, Хиросима все еще горит», исполненной Александром Петровичем Донских - ну, если без антивоенной песни на фестиваль не пускают... В школе тоже заставляли корот­ко стричься и носить форму.

Фестивальные хроники: 2 фестиваль, май 1984, ЛМДСТ. Алек Зандер. Из статьи «Быстрые заметки».

«Рокси» N7.

Майк, появившись на сцене, с ходу кинулся в «Белую ночь, бе­лое тепло», и с этого момента на фестивале и возникла атмосфе­ра праздника, началось то, ради чего мы все, собственно, и собра­лись. Начался рок. Выяснилось, что кроме «Зоопарка» никто рок-н-ролльную музыку как таковую играть не умеет. Майк это настоящий, корневой человек. А надо сказать, что сложностей у него было, что называется, до фига. Уже довольно давно все при­выкли к тому, что «Зоопарк» на записях - это одно, а на концер­тах - совершенно другое (постоянная халява, лажа и т.д.). Нор­мального живого звучания, по крайней мере в Ленинграде, Май­ку никак не удавалось добиться. Причина была ясна всем. Нако­нец, ее заметил и Майк и внес некоторые изменения в состав


группы; на этом концерте мы увидели, а главное, услышали совер­шенно другой «Зоопарк»: на басу сражался Михаил «Фан» Ва­сильев, на барабанах бился Евгений Губерман, а на клавишные был высажен десант в виде Александра Донских. Из старого со­става сохранился только гитарист Шура Храбунов, любитель дис-торшенов и запилов. Тут, однако, на запилы наложили некоторый мораторий и в этом хватанули через край. Гитары не было слыш­но на «Мажорном рок-н-ролле», то есть там, где она просто необ­ходима. Недоволен был Шура, хмурился. Ну, и Фан лажанул пару раз - в «Лете» и «Медленном поезде» - сами понимаете, глупо бы­ло бы, если бы «Зоопарк» без этого обошелся. Но это все уже, ко­нечно, «с жиру», потому что «Зоопарк» несомненно, лучшее вы­ступление фестиваля. Они играли с таким драйвом и напором, ка­кого я никогда не слышал. Майк - молодец, вместо того, чтобы скандалить и дебоширить по поводу травли, которая ведется в пос­леднее время на страницах прессы («Смена», «Комсомольская правда»), он взял и сыграл, и сыграл отлично, сразу поставив все на свои места.

Примечание: по опросам публики, проводившимся под руко­водством Бориса Малышева, «Зоопарк» занял первое место, опе­редив (правда, незначительно) «Аквариум». (Из статьи Б. Малы­шева «О популярности», «Рокси» N 8.)

Фестивальные хроники: 2 фестиваль.

Из статьи Старого Рокера «Расклад - 84»,

«Рокси» N8.

После фестиваля много раз пришлось отвечать на вопрос, по­чему «Зоопарк» и «Странные игры» не стали лауреатами? Ответ, как правило, звучал так: «Да, разумеется, это наши ведущие груп­пы, но на фестивале они выступили слабее, чем можно было ожи­дать. Прошлые заслуги не учитывались..». Я и теперь считаю, что жюри вынесло правильное решение. Разве было бы правильно, если бы «Зоопарк» включили в семерку сильнейших просто так, за один факт присутствия или назло Садчикову и К?

В принципе, я согласен: «Зоопарк» выступил неплохо. Это да­же закономерно, ведь существует определенный уровень, ниже которого ни «Зоопарк», ни «Странные игры», ни «Аквариум» опуститься не могут, даже не имеют права. Этот уровень опреде­ляется многим: репертуаром, личностями музыкантов (Майк, БГ, Гусев, Сологубы) и т.д. А вот если взглянуть выше уровня? Про­исходит ли сейчас у «Зоопарка» движение наверх? По-моему, нет. Непонятно, почему Алек Зандер считает, что «Зоопарк» выступил


лучше всех, и уж совсем остается загадкой, каким образом он вы­яснил, что «кроме «Зоопарка» никто рок-музыку, как таковую, играть не умеет»? Если имеются в виду рок-н-роллы, тогда другое дело, все эти ретро-штучки Майк делает мастерски, никто так ор­ганично, как он, не умеет следовать традициям, используя, в отли­чие от «Секрета», более современные средства и приемы. Все же, возвращаясь к зандер-восторгам, надо заметить, что выражение «рок-музыка как таковая» - опасная игра. Недолго ведь додумать­ся до того, что все, кроме рок-н-ролла и ритм-энд-блюза, не рок вообще. Похоже, что автор попал во власть неких клановых сим­патий, мешающих ему заметить, как «Зоопарк» явно топчется на месте.

С текстами все в порядке, они, как всегда, интересны, умны и злободневны, а вот с музыкой... увы!

В малышевском топе «Зоопарк» на первом месте, но похоже, что большинство отдало за него голоса по привычке, автоматичес­ки, а фестиваль тут не при чем. Традиции традициями, а времена-то меняются, и наступила пора, когда Майку надо придумывать что-нибудь новенькое, хотя и на старых дровах можно греться полтора-два года. Нужно ли это «Зоопарку»?

Его выступление не было удивительным, в рамках привычно­го, не более. Страшно мешал свирепый пианист Донских; столь бесхитростного клавишника мне еще не приходилось слышать. Он грохотал, гремел, лез во все щели, старательно заглушая партне­ров, звероподобно улыбаясь залу. Это однообразное, безэмоцио­нальное долбежное музицирование имело осознанную цель разло­мать пианино к чертовой бабушке! Увидев такое, поневоле закри­чишь: «Рок давай!» Он и давал. Корневой рокер, ничего не ска­жешь. Губерман, несмотря на потрясающую технику, в музыку «Зоопарка» не вписывался и был сам по себе. Едва ли он будет со­трудничать с Майком постоянно, а последнему был необходим стабильный состав, иначе можно погрязнуть в джемах.

Концертньм хроники: осень 1984. А. Зандер. Из статьи «Осенние варианты».

За осень сорвались два концерта «Зоопарка». В декабре в ДК Газа» должны были играть «Алиса» и «Кино». Но Цой отправил­ся на гастроли в Новосибирск, а вот выбраться оттуда к концерту не смог. Потом говорили, что ему даже понравилось чем-то эта погода... Пришлось Коле Михайлову произнести сакраменталь­ную фразу: «Кина не будет». Зал обиженно загудел. «Но,- сказал


Коля, - перед вами выступит автор-исполнитель Михаил Наумен-ко, в сопровождении инструментального ансамбля под упра'влени-ем А. Храбунова». На сцене появился Майк, Шура и ритм-секция «Алисы». Своим напором Майк взял зал за горло, и отыграли они отлично. Майк узнал о концерте в два часа того же дня. Шура, к счастью, оказался рядом, но ни Фана, ни Губермана разыскать не удалось. Час репетиций в задней комнате и «Алисопарк» вызыва­ли на бис.

Интервью с Майком,

взятое Алеком Зандером в июне 1984 года.

«Рокси» N 7.

- Майк, что нового происходит с тобой за последнее время?

- Собственно говоря, ничего. Перемен, во всяком разе, нет.
Пишу, пою, читаю газету «Смена». Любимая рубрика «Кто нужен
«Зоопарку»?». Спасибо О.Власову - читай М. Садчикову - за бес­
платную рекламу.

- А что происходит с «Зоопарком»? В чем причины смены со­
става?

- Барабанщик Андрей Данилов кончил ВУЗ и по распределе­
нию отъезжает в Петрозаводск. Сейчас мы работаем с Женей Гу-
берманом; я бы играл с ним всю жизнь, но он очень занятой че­
ловек. Басист Илья Куликов в армии. Михаил «Фан» Васильев лю­
безно предложил свои услуги, которые были приняты с благодар­
ностью.

- Михаил теперь - постоянный член группы?

- Да, пока ему это нужно.

- Как тебе с ним играть?

- Хорошо. Главное то, что мы с ним знакомы миллион лет. Го­
раздо приятнее играть с людьми, которых ты знаешь и знаешь, что
от них можно ожидать. Я очень люблю Михаила.

 

- За последние три месяца я видел с «Зоопарком» на сцене
трех барабанщиков - Данилова, Трощенкова и Губермана. Кого из
них ты предпочитаешь?

- Губермана. Мы играем, вообще говоря, старомодную музы­
ку. Данилов ее играть умеет. Петя Трощенков играет очень здоро­
во, но он более склонен к новомодным штучкам. Женька же мо­
жет играть все. Работать с ним очень интересно и легко.

- Критика считает, что гитарист «Зоопарка» Шура Храбунов
очень прибавил в последнее время. Ты разделяешь это мнение?

- Да. Он занимается гитарой каждый день, относится к этому


крайне серьезно, паяет разные приставки - кстати говоря, очень неплохие. Он, вероятно, относится к нашей музыке серьезнее, чем все остальные, вместе взятые.

- Прокомментируй, пожалуйста, фестиваль.

- Я был только на трех концертах. Что понравилось? «Теле-У»
- я был в шоке! «Телевизор» - колоссальная группа, жаль, что на
следующих концертах она спала. «Аквариум» - как всегда, это
моя любимая группа. Честно говоря, я был разочарован «Кино»
Цоя очень люблю, и как мне кажется, он способен на большее.
Ура «Секрету»! Величайшее занудство фестиваля - «Орнамент».
А вообще, все это было весьма забавно.

- Что бы ты мог сказать по поводу кампании, поднятой в прес­
се?

- Нужно соблюдать элементарную порядочность. К тому же,
как не вспомнить классическую фразу «а судьи кто?».

- Как тебе нравится то, что ты сделал за последние года три?

- То, что делается, обычно нравится недели три. Потом насту­
пает разочарование и чувство, что то же самое можно было сде­
лать иначе и гораздо лучше. Наверное, это присуще каждому ар­
тисту.

- Почему на концертах ты играешь в основном старые вещи?

- Отнюдь! Есть и новые. Сложность состоит в том, что у нас
нет постоянной точки для репетиций. Репетируем мы в ужасаю­
щих условиях и удивительно, что каким-то образом мы делаем то,
что делаем.

- Обычно на концертах «Зоопарка» довольно много лажи. По­
чему?

- Потому что все понемножку лажают. Ну и что?

- Майк, как насчет нового альбома?

- Он скоро будет.

Концертные хроники. «Рокси» N 10, 1985. Алек Зандер. Из статьи «Рок-н-ролльный маятник или новости нашей коммунальной кухни».

На сцене появился долгожданный «Зоопарк». Сей коллектив не выступал полтора года после фестиваля 1984 года (на 3 фести­вале группа не выступала). «Рок-н-ролл» мы долго ждали»...

Барабанщик Валерий Кирилов, игравший в «Джунглях» в са­мый начальный период, а затем профессионально - в «Калинке»,


басист Сергей Тесюль из печальной славы «Зенита». Валерий придал «Зоопарку» заметную тяжесть в звуке, а Сергей - несколь­ко менее традиционный для рок-и-ролла стиль игры. По содержа­нию же Майк остался верен себе. Старый девиз - «Зоопарк» без лажи не бывает!» и полный вперед, в полный рост! На первом концерте дважды забываются слова песен, а номер «Она была» исполняется, простите, по бумажке. (Номер, кстати, абсолютно вторичный по отношению, например, к «Страху в твоих глазах».) Я понимаю, конечно, славные традиции, эпатаж и все такое, но это похоже скорее на неуважение к публике и элементарную лень. На втором концерте Майк, находясь в состоянии освобожден­ного вокалиста, принялся бегать по сцене и с маху наступил каб­луком на Шурины приставки. Надо было видеть, как Шура, мгно­венно налившись белой злостью (его гитара, разумеется, момен­тально вырубилась), бросился шарить по проводам. Ну и напосле­док уже сыграли «Медленный поезд» по системе «кто в лес, кто по дрова». Справедливости ради надо оговориться, что в эпизоде с поломкой гитарных приставок Майк нашелся, использовав про­сто свой голос, потом Валера выдал барабанное соло, Шура (честь ему и хвала) в минуту ликвидировал все разрушения, и зал взор­вался аплодисментами, когда заиграли вновь.

Вообще Майка принимают очень тепло. Он по-прежнему по­пулярен, и все рады видеть его снова на сцене. Я сам его люблю, и вся моя критика вызвана тем, что я по-прежнему пристрастен, и мне, как зрителю, неприятно видеть то, что я описал.

Хочется отметить новые песни Майка - «10 лет назад», прав­да, сильно ностальгическую (сравните с «Двигаться дальше» БГ), «Салоны» - закоренелая нелюбовь к снобам, «Мария» - думаю, что это одна из лучших за последний период, во всяком случае для меня она входит в золотой фонд ленинградской рок-лирики, и «Твой новый пудель» - несколько менее злобный, чем обычно, пресловутый «мужской шовинизм». Приятно было и то, что дню рождения Кейта Ричарда Майк посвятил все-таки «Старт ми ап», а не «Эраунд энд эраунд» 1956 года. («Стоунз», естественно, его исполняли несколько позже.) Шура также выдал что-то в духе Марка Нопфлера. Может быть, «Зоопарк» берет разбег?

Концертные хроники. Апрель 1986. А. Бурлака. Из статьи «Да здравствует рок-

u-ролл», посвященной 5-ом годовщине рок-клуба. «Рокси» N11.



Минут сорок «Зоопарк» последнего образца агонизировал на сце­не, являя собой малопривлекательное зрелище. Ей-богу, я был уверен, что вижу их последний концерт, ничто другое не удержа­ло бы меня в кресле. Песни разваливались на куски, музыканты не только не слышали, но и не видели друг друга, Майк хрипел и терзал гитару, словно пытаясь прикончить неповинный инстру­мент. В довершение обмана какая-то барышня затеяла не к месту сплясать на сцене... Я люблю «ЗОО», но все же, когда они удали­лись за кулисы, вздохнул с облегчением. (А может, так все было и задумано? А, Майк?)

Проводился также конкурс гитаристов, в котором принимали участие Каспарян, Д. Адашкин, Леви, Ляпин и Шура Храбунов.

Нелюбовь клубного аппарата к «Зоопарку» известна давно, и поэтому, когда на сцену вышел один Шура, что-то затрещало, за­свистело, и до зала долетели только отдельные куски его класси­ческих гитарных запилов. Не могу только сообразить, какая тема была обязательной, а какая свободной, по-моему, Шура оба раза играл блюз (если, конечно, считать блюзом рок-н-ролл).

Концертные хроники. Апрель 1986.
Н. Мейнерт. Из статьи «Возраст клубного
старения», посвященной 5-ой годовщине рок-
клуба. «Рокси» N11.

Итак, снова юбилейный концерт. Первое (и основное!): почти все побывавшие на сцене музыканты, в общем-то, презирают на­ходящуюся в зале публику. Майк просто выплюнул в толпу себя, не заботясь о последствиях. Он не играл, как обычно. Он был са­мим собой.

Майк умеет создавать удивительно точные зарисовки с нату­ры, передавая интонации, манеру и мысли своих персонажей. Майк и его герои, как правило, совсем не одно и то же. Но на этот раз - никаких героев. Майк сам по себе. Злой и циничный. То есть именно такой, каким его жаждет видеть вся наша официальная пресса. Майк, тебя сломала вся эта травля? Им нужен повод, им нужно, чтобы рок стал однозначно тупым - так его будет легче громить под бурные аплодисменты ухоженных и удовлетворен­ных.


Фестивальные хроники. 4 фестиваль. Июнь 1986, ДК «Невский».

Алек Зандер. Из статьи «Золото на голубом». «Рокси» N11.

Шок произвел «Зоопарк», выступавший утром в субботу. На­до сказать, что в последнее время поклонники Майка очень стра­дали, наблюдала как группа переживает чернейший, наверное, пе­риод последнего сезона. Майк постоянно забывал слова собствен­ных песен на концертах, банд играл «через пень-колоду», народ уходил из зала, и даже стоял вопрос о недопущении «Зоопарка» на фестиваль. Майк, однако же, резко собрался, группа репетирова­ла, басисту С. Тесюлю запретили улыбаться на сцене, программа была подобрана из вещей, в большинстве своем не исполнявших­ся «вживую», ну а гвоздем стало участие женской вокальной груп­пы (Наталья Шишкина и Галина Скигина) под руководством Александра Петровича Донских, аранжировавшего большинство песен в «Землянах» и оставившего группу по идейным разногла­сиям.

Майк был просто в ударе, он великолепно спел «Марию», «Иллюзии» и самоироничную «Я продолжаю забывать». С мощ­ным бэкинг-вокалом гораздо лучше зазвучал и «Пудель», испол­нявшийся до этого несколько надрывно. Очень удачно в несколь­ких номерах подыграл Андрей Муратов на электроклавишах, ко­торого вписали во все это дело за два дня до концерта («Зоопарк» все-таки есть «Зоопарк»). Номер «Ах, любовь», спетый в паро­дийно-слащавой манере А. Донских, вызвал овации на фестивале и недоумение (на лауреатском концерте) ЛДМовской публики, которая настолько отупела от дискотек и модных шмоток, что оказалась неспособной понять иронию.

Поскольку женская вокальная группа использовалась впервые на рок-клубовской сцене, да и вообще редка в последнее время (групповой вокал, видимо, считается архаикой 60-х), то естествен­но, начались упреки в эстрадное™, потере социального содержа­ния и т.д. Тот факт, что на Западе это используется сплошь и ря­дом, начиная от Пресли, Дилана и кончая «новой волной», поп­росту игнорируется. Конечно, если что-то видишь впервые, то возникает недоверие, а недоверие к новому (даже если это хоро­шо забытое старое) - клеймо дураков, как говаривал профессор Челленджер. Что же касается социальности в том смысле, в кото­ром ее понимает, например, «Телевизор», то ее у Майка искать бессмысленно, ибо он всегда касался несоответствий в самом че-


ловеке или его частной жизни. От личного опыта одного челове­ка к личному опыту другого - вот путь его песен. И это может ста­новиться или не становиться общим, но во всяком случае не обо­рачивается чтением морали. Что до более идейных упреков, дес­кать, «когда две дамы из кабака поют «да святится имя Твое», то как-то не верится» - это просто смешно. Да, они работают проф­ессиональными вокалистками, и я думаю, что от этого они поют не хуже, чем если бы они работали кочегарами, сторожихами, вахтершами и тем самым были бы «своими в доску».

Майк не потерял ни своей лиричности, ни склонности к иро­нии, и я, как старый и верный его почитатель, очень этому рад.

Конщртные хроники. Май 1987. Алек За­ндер. Из статьи «Данный момент».

«Рокси» N12.

Все, кто видел выступление «Зоопарка» на фестивале-86 с во­кальной группой в составе А. Донских и двух девушек, я думаю, вспоминают об этом с удовольствием. Те, кто не видел, могут пос­лушать запись, она уже достаточно широко распространена. Так вот, Майк ухитрился заиграть и эту программу. Он, наверное, единственный, кто за полгода не ввел ни одной новой песни. Раз­ве что недавно залитованных «Гопников» посчитать за новую. На­оборот, он выкинул «Несоответствия» и «Женщину», которая хоть и старая, с альбома «Все братья-сестры», но помнят ее толь­ко уж скурггулезнейшие знатоки. В результате на концертах в ЛДМ в феврале-марте сего года при появлении девушек раздавал­ся свист, а сольный номер А. Донских «Ах, любовь» для многих воспринимался как позыв двинуться к выходу. Что и понятно: ко­нечно, это шутка, но нельзя же рассказывать без конца один и тот же анекдот. Заканчивает «Зоопарк» медленными «Иллюзиями», чем совершенно опускает даже тех, кто успел завестись. Ну, а ес­ли будет «бис», тогда «Мажорный рок-н- ролл». Когда я все это вижу, мне вспоминается Билл Хейли, который всю жизнь обречен был петь «Рок эраунд зе клок». Господи, как ему, наверное, надо­ела эта песня!

Мне было очень интересно посмотреть, как «Зоопарк» будет выглядеть в спортивно - концертном комплексе в одной програм­ме с металлистами из Москвы - «Мастером» и группой Игоря Ро­манова (экс-»3емляне») «Союз». Надо сказать, что «Зоопарк» убрал и тех и других. Танцевать теперь можно, так вот на метал­листах у сцены было ряда четыре, на «Зоопарке» вся площадка была забита танцующим народом, а с Игоря Романова народ про-


 


сто уходил - настолько все это было фальшиво-помпезно. Так что с этой точки зрения «Зоопарк» свою задачу выполнил. Другое де­ло, что так можно превратиться в штатного развлекателя или в живую легенду наподобие Рекшана.

Алек Зандер. «Это только рок-н-ролл». Интервью с Михаилом Науменко и Александ­ром Петровичем Донских.

Вряд ди нужно представлять вам Майка. Когда я договаривал­ся с ним об этом интервью, где предполагалось побеседовать и об успешном выступлении «Зоопарка» на фестивале, Майк катего­рически заявил: «Без Александра Петровича Донских все пред­приятие было бы невозможным. На его долю приходится по край­ней мере 50% нашего успеха».

Александр Петрович Донских в основном известен как вока­лист группы «Земляне», где он выступал последние два года. Но надо отметить, что ветераны помнят его и по арт-роковой группе «Длинная дистанция», и по дням рождения «Битлз» конца 70-х, а ЛДМовская молодежь - по участию в ансамбле «Аре», игравшем разную коммерцию на этой площадке. С «Зоопарком» А.П. Донс­ких выступает уже на третьем фестивале, и вот мы сидим втроем и беседуем.

- Давно ли вы знакомы друг с другом?

М. - Да, года с 1977, с поездки на Домбай, где мы играли на танцах под руководством Майкла Кордюкова.

А.П. - Ах. Домбай...

- Саша, многие рокеры плохо относятся к тому, что ты учас­
твовал в «Землянах».

А.П. - Мне непонятна та точка зрения, согласно которой луч­ше быть бомжем, чем зарабатывать себе на жизнь тем, что ты действительно умеешь делать. Если у меня есть голос, то почему я должен работать дворником или инженером? Согласно какой ло­гике?

- А почему ты ушел из «Землян»?

А.П. - Мне захотелось чаще принимать участие в концертах «Зоопарка». М. Ха-ха-ха!

- Майк, как ты сам оцениваешь период с ноября по май?
М. - На «отлично»!

- Ну уж прямо на «отлично»?

М. - А что? Какие претензии к группе?


- Ну, во-первых, ансамбль играл «кто в лес, кто по дрова», ла­жа была на лаже и лажей погоняла, вещи игрались в основном старые, новые номера в чем-то весьма вторичны, по моему мне­нию; я уж не говорю о том, что без конца ломались приставки, вы­рубался звук, а однажды развалилась ударная установка. Только не надо говорить, что последний факт - это продуманный сцени­ческий акт в стиле Кита Муна.

М. - А почему бы и нет? Ну, развалилась... А.П. - Ох, уж мне эти доморощенные рок-журналисты с зара­нее придуманными версиями, оценками; эти псевдокритики, счи­тающие себя умнее всех, эти насильники пишущих машинок, эти пигмеи шариковых ручек, эти...

М. - Нет, если серьезно, то в первую очередь, конечно, были трудности с составом. Женя Губерман уехал в Москву, у Михаила Васильева были свои заморочки, Илья Куликов, вернувшийся из армии, надежд, возлагавшихся на его приход, не оправдал, Валера Кирилов - его мне порекомендовал Игорь Голубев - играл в «Пеп­ле, в «Джунглях» и в «Калинке», а басист Сережа Тесюль - вооб­ще в «Зените». А четыре человека, играющих вместе, - это еще не коллектив. Как группа, ансамбль, мы собрались, по сути дела, только к фестивалю.

А.П. - Были и вполне удачные концерты, например, концерт, где нам пришлось играть без Шуры - он не мог тогда. Что, прав­да, не говорит в пользу игры неполным составом.

М. - Потом, ты говоришь «репертуарные вопросы». Но взгля­ни на программу любой западной группы: четыре-пять новых но­меров, а остальные - старые проверенные хиты. Те же «Стоунз», например.

- Но, Майк, сейчас на улицах не поют про «новый поворот»,
сейчас не 1982 год.

А.П. - Ну, если словосочетание «новый поворот» поставить в кавычки... или то же самое сделать со словом «поют»... я думаю, что эта песня будет вполне актуальна и сейчас.

М. - Алек, а что ты имел ввиду под вторичностью?

- Я имел в виду песни типа «Я знал», «Она была», в чем-то
«Пудель». И потом скажи, ты бывал в таких салонах, о которых
песня?

М. - 500 раз!

- А публика?

М. - Ну, кто был, те поймут. А вообще, я не считаю нужным оправдываться. Я пишу то, что хочу писать, и пою эти вещи, если, конечно, они залитованы.


- Как возникла идея вокальной группы?

М. - Ну, эта идея давно витала в воздухе, но ты сам понимаешь, что я в голосах не так, чтобы «ах». А тут у Александра Петровича появилось больше свободного времени, ему, как говорится, и кар­ты в руки.

А.П. - Майк всегда хорошо относился к «ду-вопу».

М. - Ну, это не совсем «ду-воп».

А.П. - Появилась почва для реализации этого замысла - наше вокальное трио плюс группа «Зоопарк». В принципе, в будущем, хотя, возможно, об этом еще рано говорить, вполне реально вы­ступление нашего трио отдельно, например, с программой, со­ставленной из песен Майка. А вообще, как человек, занимающий­ся аранжировкой, я могу сказать, что у нынешнего состава «Зоо­парка» появилась тенденция к упорядочиванию звука, что не мо­жет не радовать.

- Саша аранжировал все песни. И только ли аранжировал или
там есть и его материал?

М. - Александр очень помог мне в написании музыки «Иллю­зий», а песня «Ах, любовь» - наша совместная работа. Что каса­ется аранжировок, то в этом деле (исключая, конечно, вокальные дела) задействованы все члены группы. Например, в песне «Жен­щина», ты же помнишь, как она звучала во «Всех братьях-сест­рах», барабанные сбивки предложил Валера, а гитарный ход - Шу­ра. По-моему, вещь зазвучала совершенно по иному.

А.П. - В целом, участие в фестивале очень встряхнуло группу и стимулировало работу. Хотелось бы все это записать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.