Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волгоград




- Расскажите о себе, о группе

Михаил: Я родился и вырос. Это о себе. Ну начали мы играть на разных инструментах... Группа появилась в 1981 году.

- Состав сильно менялся?

Михаил: Минимально. Были какие-то неизбежные жизненные обстоятельства, но в принципе, у нас стабильный состав.

- Значит, у вас единодушие и не возникает творческих разног­
ласий?

Михаил: Конечно возникают. На каждой репетиции.

Валерий: Просто мы, как одна семья, мы дружим, хорошо зна­ем свои недостатки, постоянно дразним друг друга. Это, кстати, тоже залог стабильности в группе. Вот, Илюха, расскажи про не­годяев всяких...

Илья Маркелов: А, да, американские социологи провели ис­следование. В малых коллективах для стабильности необходимы четыре ярко выраженных типа: лидер, негодяй, бука и козел отпу­щения. Так вот, лидер у нас, естественно, Майк, негодяев двое -это ритм-секция, то есть Кирилыч и бас-гитарист, бука - гитарист Шура, а я - козел отпущения, поскольку звукорежиссер.

- Вы помните свой первый выход на сцену?

Михаил: Это был анекдот просто, году в 75-м или в 73-м, в Ленинградском финансово-экономическом институте. Мы сыграли песню «Чайлд ин тайм». Я играл на бас-гитаре. Чуть не побили тогда.


- А как вы относитесь к зарубежным гастролям?
Михаил: Там рынок перенасыщен.

Илья: Если ехать по линии государства, оно заберет 90 процен­тов.

Михаил: Да не в деньгах дело. У нас многие знакомые ездили, ну играли на площади под дождем. Купили видеомагнитофон, вот счастье-то...

Валерий: А мы подумали и решили рискнуть. В декабре мы по­едем в Аргентину...

Михаил: Я видик покупать не буду...

Валерий:...И в отличие от других, которые едут по контракту, мы решили открыть свое дело, чтобы возить другие команды: и роковые, и цыган, и другое...

- А что делать с гопниками, о которых вы поете?

Михаил: Ничего. Это, вероятно, необходимый слой для общес­тва.

Валерий: Это генотип, который сам отомрет. Ведь эти группи­ровки дурацкие грызут друг друга.

Михаил: Можно сказать коротко: на каждый «инь» есть свой «янь».

- Вы жили в отеле под названием «Брак»?
Михаил: У нас вся группа там живет, кроме Валеры.

- А бытовые проблемы?

Михаил: Они, конечно, есть - мы вот живем в коммуналке с женой и сыном. Я очень люблю свою жену, и это главное. Когда любишь, наплевать на бытовые проблемы.

- Довольны ли вы своей пластинкой?

Михаил: Нет, нас никто не спросил, когда она выходила, выки­нули две песни.

- Та же история, что и с «Кино»?
Михаил: Да, и с «Кино», и с «Аквариуморм»
Валерий: И качество просто ужасное.

- Вы говорили, что концерт памяти Башлачева в Лужниках
превратился в тусовку.

Михаил: Да, были собраны тысячи рублей, только куда они подевались, непонятно. Семья Башлачева ничего не получила.

Александр: Это элементарная спекуляция. В таких концертах есть что-то крайне лживое. Гораздо честнее собраться и помянуть человека с друзьями.

- А как дела сейчас в рок-клубе?

Михаил: Плохо. Нет рок-клуба. Известные группы работают сами по себе, а сотня-две молодых и никому не нужных тусуются


там постоянно. Это тусовка, а не рок-клуб. Все, кранты.

- А как вы считаете, в каком состоянии советская рок-музыка?

Михаил: нет такого понятия - советская рок-музыка. Есть раз­ные группы, которые делают разную музыку. Нет никаких границ. Разница только в языках, на которых пишутся песни.

Валерий: Я играл в Копенгагене с музыкантами. Там неважно, кто ты и откуда. Вот тебе палки, вот барабаны... и все сразу понят­но. Рок-музыка - это вообще специфичная отрасль, она стоит от­дельно во всем мире. Вот есть рок, и есть массовая куль тура...

Михаил: Рок-н-ролл это, в принципе, массовая культура.

Валерий: Майк, вот тут я готов поспорить. Это для каждого по-разному...

Михаил: Да, бывает, тебе что-то нравится, а вдруг это оказы­вается коммерческой музыкой.

Валерий: Вот, допустим, альбом Гарри Мура... Весь Запад про­сто рыдает над ним, по радио по всем программам. Но это же не поп-культура!

Михаил: Именно!

Валерий: Вот видишь? Он говорит да, а я говорю нет!

Александр: Границу трудно провести. Главное, найти паралле­ли. То есть такие струны, которые затрагивают душу человека.

Михаил: Ой, красиво ты про струны сказал!

- А из молодых команд кто вам нравится?
Валерий: «Ноль». Отличная команда.

Михаил: Да, хорошая команда. Но мы, в общем, не ходим на концерты, мало знаем о молодых группах.

Александр: Вот, «Опасные соседи», они близки нам по здоро­вому, несделанному драйву.

Валерий: А «Чайф»? У них прекрасная фраза есть: «Я думал, будет хорошо, а вышло не очень..».

Михаил: Да, тоже хорошая группа. И при этом наш коллектив ненавидит группу «Наутилус Помпилиус»

Александр: А мне нравится...

Михаил: Вот ренегат!

- А вообще, ваши музыкальные привязанности?
Михаил: они очень разные!

Валерий: Понимаешь, поскольку Майк пишет тексты, он в первую очередь обращает внимание на смысл песни. А мы, в об­щем-то, технари...

Михаил: Не прибедняйся!

Валерий: Нет, ну, поскольку я барабанщик, я в первую очередь естественно, обращаю внимание на барабанную партию. А вот


Шура у нас металлюга.

Михаил: Да не металлюга он!

• Валерий: Металлюга, я знаю! А как же, лишь бы запилить на гитаре! Майк - старый рок-н-роллер, я - старый хард-рокер, а ба­сист у нас вообще...

Михаил: Уклонист!

Валерий: Нет, он любит интеллектуальные партии бас-гитары.. Но вообще у нас большое взаимопонимание. Мы хорошо чув­ствуем друг друга. Понимаешь, Шуре можно глазом моргнуть, чтобы я сделал какую-то синкопу...

Михаил: Это трудно объяснить, но так получается.

Александр: Назови это таинством.

Михаил: Да, близко к тому, хотя я не люблю такие слова.

Валерий: Да Бог с ним, получается, и ладно. Народу нравится.

Михаил: И самое поразительное, что нам самим нравится.

- А как вы думаете, насколько сейчас серьезна проблема оди­
ночества?

Михаил: А это у каждого своя проблема. Если хочешь создать себе такую - создашь. Не хочешь - не будешь одинок. Валерий: Эк, завернул!

- А почему тогда так много одиноких людей?

Михаил: Они хотят быть одинокими. Это мазохизм в чистом виде.

Валерий: Так что ж я, по-твоему, мазохист, да? Я же не хочу быть одиноким!

Михаил: Ты? Ха-ха! Я был мазохистом в своем роде, тоже страдал от одиночества.

Валерий: Да! Вот я, например, страшно одинокий человек. Меня никто не любит...

Михаил:...А все только обижают.

Валерий: Да!

Михаил: Это естественно: ах, какой я одинокий, ах, как мне плохо, пусть будет еще хуже!

Валерий: А я в музыке с 16 лет и до сих пор ни семьи, ничего...

- Ну, собственно, я имела в виду не «официальное» одиночес­
тво, а душевное. Можно не иметь семьи и не чувствовать себя
одиноким.

Михаил: Нет, кто поумнее, не будет сидеть и страдать, у него будут другие занятия...

Валерий: Он намекает на то, что я непроходимо туп! Михаил: Есть ведь музыка, книги... все, что угодно! Александр: Майк, ты неправ! Я думаю, что можно быть оди-


ноким все время...

Валерий: Сказал Храбунов, у которого чудная жена и чудная дочь!

Александр:...Другое дело, как к этому относиться.

Михаил: Да, каждый сам выбирает, страдать или нет.

Валерий: Мне вот страдать не хочется, но страдаю. Смотрите, какой ужас!

Михаил: А мне не хочется, и я не страдаю.

Валерий: Да, с такой женой, Майк, было бы глупо страдать. Мне бы такую жену!

Михаил: Ха! Шиш! В общем, страдание - это не самое умное человеческое занятие.

- А вы склонны к самокопаниям?

Михаил: Не-е-ет, все! Когда мне было 19 лет, я понял, в чем смысл жизни, и все.

- И в чем же?

Михаил: Не скажу. А если начнешь копаться, такое можно вы­
копать... Анна Гончарова.

«МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ», ЧЕЛЯБИНСК, 27 ДЕКАБРЯ, 1990.

«Динозавр из Зоопарка»

Классик отечественного рока Майк Науменко не любит шума, как в буквальном смысле, так и вокруг своего имени. Видно, поэ­тому информации о нем в прессе меньше, чем о других, хотя по заслугам Науменко в одном ряду с Гребенщиковым, Шевчуком, Макаревичем. Попробуем развеять флер таинственности? Итак...

- Майк, знакомо ли Вам чувство удовлетворения - не только
творческого, но и собственной жизнью?

- В отдельные моменты оно посещает, конечно, когда сделал
хорошую запись, отыграл отличный концерт. Но это что-то мимо­
летное, ускользающее. Самоуспокоение до добра не доводит.

В жизни также - иногда хорошо, иногда похуже, как у каждо­го человека - волнами.

- У вас есть семья, дети?

- Есть семья, дом, жена.

- В ваших песнях угадывается кровная связь с Ленинградом.
Вы коренной ленинградец?

- Да, я коренной ленинградец и, как все ленинградцы, патриот
своего города.

- Как по-вашему, почему расцвет русского рока произошел
именно в Ленинграде, хотя по предпосылкам больше условий для


этого, вроде-бы, в Москве?

- В Ленинграде своя атмосфера, и есть нечто побуждающее к
творчеству - люди, дома... Город особенный. Очень своя аура.

- Как вы искали себя, чем увлекались?

- Учился в институте на инженера-строителя, но ушел с пятого
курса. Просто понял, что не могу, не хочу быть инженером. Роди­
тели, конечно, восприняли это без особого восторга (отец у меня
тоже инженер, мать работала в дирекции центральной публичной
библиотеки имени Салтыкова-Щедрина). В музыкальной школе не
учился - все само пришло, с помощью друзей и того колоссального
количества музыки, что я переслушал. Работал сторожем очень до­
лго. В ресторане работал музыкантом, но крайне непродолжитель­
но. Мне очень не понравилось. А сейчас я музыкант, только музы­
кант, об этом запись есть в трудовой книжке. Лежит она в театре.
Есть такой театр. «Под открытым небом» называется. Новая орга­
низация хозрасчетного свойства.

- Кроме музыки, стихов, вы еще что-нибудь пишете - картины,
прозу?

- Житинский, ленинградский писатель (он выпустил книгу «Пу­
тешествие рок-дилетанта»), попросил меня заняться мемуарами.
Собирается выпускать серию книг, там будет «История «Аквариу­
ма», «История «Зоопарка», еще что-то. Разговор будет вести один
человек, официальный, а мы вкрапления будем делать.

Я минимально пишу прозу, картины. Не так серьезно, как, ска­жем, Гребенщиков или Макаревич. У меня небольшие работы, под настроение. О жизни, о ситуациях.

- У вас, как у творческого человека, не было ощущения, что
здесь вас не понимают? Возникало ли желание уехать, попробовать
самовыразиться где-нибудь за границей?

- Мы там никому не нужны. В Западной Европе, Америке, му­
зыкальный рынок перенасыщен, Россия там мало кого интересует.
У Гребенщикова, например, пластинка там не пошла... Вот в следу­
ющем году нас в Аргентину пригласили - там, вероятно, можно бу­
дет попробовать. А насчет того, понимают меня или нет, если чело­
век вслушивается и хочет что-то понять, то это всегда придет. А ес­
ли он воспринимает песню не так, как я бы хотел, то ради Бога!
Важно только, чтобы его что-то затронуло, заинтересовало.

- Некоторые ваши песни исполняются не только «Зоопарком»,
но и другими группами, что, в общем-то, для рока редко. Чем это
объяснить?

- «Буги-вуги», «Рок-н-ролл», действительно, исполняли другие
группы. Например, «Секрет». Это песни ни о чем - веселые, неза-


тейливые, дурашливые. Этим и нравятся, наверное. А вообще-то, глупую песню гораздо сложней написать, очень трудно, чтобы это не было такой, знаете, ахинеей. Поэтому надо балансировать, вы­держивать стиль. Стиль рок-н-ролла не позволяет быть совсем уж глупым.

- Один ваш герой определяет круг своих привязанностей: «Я
люблю «Аквариум», я люблю «Зоопарк», я люблю «Странные иг­
ры», я люблю «Кино»». Иных из них «уж нет, а те далече». В час­
тности, о «Кино» хотелось бы спросить - одно время писали, что
группа расформировалась, а сейчас слышно, вновь возобновила
работу?

- Мне так же, как и герою этой песни, нравятся все перечислен­
ные группы, хотя я не говорю, что я - тот человек, о котором пес­
ня. Да, создан фонд сына Цоя - Александра Викторовича. Были
концерты в Ленинграде, в Москве, сборы от которых пошли пол­
ностью в этот фонд. Да и сам Виктор Робертович, думаю, был не
бедным человеком.

- Музыканты «Кино», насколько мне известно, заканчивают
(или уже закончили) запись, которую они начинали вместе с Викто­
ром. Басист параллельно с «Кино» еще и в «Джунглях» играет. У
Юрика Каспаряна жена - американская певица, он с ней ездит то
туда, то сюда. Барабанщик тоже где-то будет играть, так что без ра­
боты никто не останется.

- Рок-музыканты говорят сейчас о кризисе жанра: мол, не о чем
стало писать, все разрешено... Ваше мнение по этому поводу?

- О различных кризисах давно уже говорят, но тем не менее рок-
н-ролл жив и будет жить! Хотя что-то такое есть, безусловно. Сей­
час несколько странная фаза, но, думаю, рок-н-ролл и на этот раз
выкрутится, если столько раз умирал (вернее его хоронили) и не
умер.

- Но не кажется ли вам, что рок становится чем-то элитарным,
в основном молодежь сейчас слушает какие-то подделки: «Феи»,
«Ласковые май», где не надо думать.

- Рок не обязан быть дидактичным и напрягать кого-то на то,
чтобы думать. Он состоит из другого. Тот, кто думает, и так будет
думать, независимо от того, какую музыку он любит, можно быть
неглупым человеком и слушать «Ласковый май» - ради Бога - как
фоновую музыку. Я думаю, рок никогда не претендовал на поучи­
тельность. Более того, он всегда был честным и чистым искусст­
вом. А кого-то поучать, обличать, пальцем показывать - это, по-мо­
ему, не главное.

- Ваша группа входит в состав ленинградского рок-клуба. Дал ли


он вам поддержку, в чем это выражалось?

- Зимой будущего года рок-клубу будет десять лет, и нашей
группе столько же. Клуб оказал нам огромную помощь: аппарату­
рой, помещением для репетиций. Раньше там выдавали разрешение
на концертную деятельность, литовали тексты (тогда еще нужно бы­
ло литовать - все запрещалось), но запрещал рок-клуб крайне ред­
ко - помогал. В этом огромная заслуга почти бессменного прези­
дента Коли Михайлова, корреспондентов, которые на подпольную
нашу прессу работали, и огромная честь и хвала, большое спасибо
Комитету госбезопасности, инициатору создания клуба. В данном
случае он не мешал, ему было удобней, что мы не сидим в разных
местах, по подвалам, а сосредоточены в одном месте, на виду. Меж­
ду музыкантами рок-клуба по сей день отношения очень дружес­
кие. В отличие, скажем, от Москвы, у нас нет интриг, сплетен,
склок. Бывает, конечно, что кто-то с кем-то поругается, но это так,
без крайностей.

- А с кем дружит «Зоопарк»?

- С «Аквариумом» - миллион лет, затем с «Объектом насме­
шек», «Алисой», хорошей новой группой «Почта», с «Опасными
соседями», с «ДЦТ» у нас отличные отношения. Со всеми неплохо
уживаемся, врагов нет.

- Обновлялся ли состав вашей группы?

- Минимально. Барабанщик был вынужден уехать из Ленингра­
да (закончил институт и уехал по распределению), второй барабан­
щик уехал в Голландию*... Были и дополнительные музыканты -
саксофонист, клавишник... Но трое из четырех человек у нас ста­
бильно играют, с первого концерта.

- Кстати, о «Зоопарке» давно ничего не было слышно, создает­
ся впечатление, что вам это не очень-то и надо - записываться, вы­
ходить на публику...

- Нет, это нужно, конечно, и у нас есть записи. В прошлом году
мы снялись в получасовом фильме на Ленинградской студии доку­
ментальных фильмов, написали музыку к нему. Есть в записях кое-
какие концерты, в том числе студийные, но, видно, то, что записа­
но, не получило распространения, и в январе мы начнем записывать
новый альбом. Нам обещают студию (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить).

- Если вам вдруг придется оставить ваше занятие, чем вы еще
сможете заниматься?

- Ой, да найдем чем, не пропадем. Я считаю, сторож - отличная
работа. В этой работе привлекает одиночество, покой. Сидишь, чи­
таешь массу книг...

- У вас есть любимые книги?


 

- Их очень много. Мне могут нравиться, например, Шиллер и
Тургенев - совсем по разным причинам. У Тургенева нравится все,
за исключением, пожалуй, «Стихотворений в прозе».

- Раз уж речь зашла о привязанностях - ваше любимое блюдо?

- Я совершенно всеядный человек. Единственное, не люблю
сладкое и еще тушеную капусту - ненавижу просто. А вообще, в Ле­
нинграде что дают, то и ешь. И будь счастлив, что есть хоть что-то
по карточкам.

- Где вы любите отдыхать?

- Дома, лежа на диване. Я не люблю ездить, например, на юг -
там очень много народу, и, знаете, этакое купеческое гулянье царит,
что совсем не по мне. В Ленинграде по этой же причине не особен­
но люблю Невский. Там слишком большая тусовка. Лично мне нра­
вятся места поспокойней.

- Вам приходится много ездить. Есть какие-то города, которые
особенно запомнились?

- Какими-то периодами подолгу ездим, но бывают и простои.
Отсюда в Киев поедем, а потом уж домой, встречать Новый год.
Мы объездили все, начиная от Петропавловска-Камчатского, кон­
чая Прибалтикой, за исключением, пожалуй, лишь Азии. Особенно
запомнился Владивосток. Очень красивый город. И аудитория там
веселая. Мы познакомились с прекрасными музыкантами.

- В Челябинске вы не в первый раз. Вероятно, дружите с наши­
ми музыкантами?

- Скорее, не с музыкантами, а с клубом филофонистов, с пред­
седателем клуба Валерой Сухановым, в частности, давно друг друга
знаем.

- Если не секрет, сколько вам лет?

- О, много, 35 уже.

- Из них, наверное, лет 20 в роке?

- Что-то около того. С начала 70-х. До «Зоопарка» играл с груп­
пой «Союз любителей музыки рок», с «Аквариумом» (я не был чле­
ном этой группы, но играл там), с «Капитальным ремонтом», была
такая группа.

- И последний вопрос: вас не смущает, что здесь придется иг­
рать на дискотеках?

- Нам очень нравится, когда люди под нашу музыку танцуют.
Рок-н-ролл - это, в общем-то, танцевальная музыка. Кому нравится,
тот слушает, кому нравится танцевать - пусть танцует. Все в
порядке!

* - Е Губерман Ирина Богданова.


«КОМСОМОЛЕЦ», ЧЕЛЯБИНСК, 21 ДЕКАБРЯ, 1990.

- Как ты относишься к призыву Сукачева идти назад в андег­
раунд, чтобы создавать новый некоммерческий рок?

- Это неплохая идея. Хотя не знаю, как она будет реально во­
площаться. Что касается «Зоопарка», то мы всегда были группой
андеграунда, хотя и не поем социальных песен.

- Я так понял, что вы недорогая группа в смысле гонораров?

- Здесь все зависит от того, где мы выступаем - или небольшой
зал, или стадион - кто нас приглашает. Но в принципе группа «сто­
ит» недорого.

- В твоей музыке очень ощущается влияние «черного» рок- н-
ролла, но в группе негров-музыкантов вроде бы нет...

- Но мне с ними приходилось играть вместе... Если серьезно,
то «черный» рок-н-ролл - моя старая любовь. И как может быть
иначе, ведь Чак Берри, Литл Ричард - они вечны, без них нет рок-
н-ролла.

- Твой старый друг Гребенщиков как-то спел: «Где та молодая
шпана?... Ее нет, нет, нет..»., - тем самым дал понять, что не видит
себе достойных преемников. А тебе нравится ли кто-то из нынеш­
них молодых музыкантов?

- Ты знаешь, я очень ленивый человек, люблю полежать на ди­
ване, посмотреть телевизор и поэтому не хожу на концерты. Так
что из молодых групп практически никого не слышал. А из уже
относительно молодых мне нравятся питерские «Опасные сосе­
ди» и «Ноль».

- Может, ты тогда интересуешься политикой?

- Да, я три раза в день обязательно смотрю программу «Вре­
мя», а если удается рано проснуться, то и «120 минут».

- И есть политические пристрастия?

- Я не могу понять одного: почему мы в нашей стране не мо­
жем нормально жить без политических партий. Просто жить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.