Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние условий жизнедеятельности на человека




Особенности психологии экстремальных ситуаций как раздела психологии катастроф.

Современная психология переживает этап методологического об­новления, особенно ярко проявляющийся в прикладных отраслях, по мнению Г. Ф. Фоменко (2006), обусловленный сильным разрывом между теоретическими и практическими областями. В настоящее время акту­альным становится вопрос о личности в экстремальных условиях и ин­дивидуальных ресурсах, обеспечивающих полноценную жизнедеятель­ность человека.

Первые научные сведения о психотравмирующем воздействии экс­тремальной ситуации на психическое состояние относятся ко второй по­ловине XIX в. и основываются на отображении фактов Гражданской вой­ны между Севером и Югом в Северной Америке. В 1871 г. DaCosta описы­вает наблюдения за 300 солдатами действующей армии. Они предъявляли жалобы на одышку, учащенное сердцебиение, жгучие боли в груди, слабость, головную боль и головокружение, диарею [Kaplan H. I., Sadock В. J., 1988]. При изучении опыта Первой мировой войны встречается описание симптомокомплекса под названием «shell shock» («снарядный», или «артилле­рийский», шок), включавшего самые разнообразные проявления, среди которых были как реальные последствия закрытых черепно-мозговых травм, так и расстройства только психогенного происхождения.

На протяжении XX в. многие исследователи описывают различ­ные воздействия катастрофического характера на психику человека. Е. Lindeman (1944) изучает переживания при потере близкого челове­ка, психические состояния при проявлении реакции патологического горя. W. G. Niederland (1964) и R. J. Litton (1967) рассматривают синд-ром узников концентрационных лагерей и синдром выживших после раз­личного рода катастроф. A. W. Burges, L. L. Hoimstrom (1974), Е. Hibernian (1976) изучают синдром изнасилованных. Б. Савинков (1990) и Н. Н. Пухавский (2000) разбирают психологические последствия террористи­ческих актов и реакции заложников. Н. В. Тарабрина (1992) выявляет влияние травматического стресса на психику человека. П. И. Сидоров, С. В. Литвинцев и М. Ф. Лукманов (1999) анализируют психологиче­ские состояния ветеранов различных войн и последствия вовлечения в неокульты. Т. В. Корнилова (2003) и Г. Ю. Фоменко (2006) рассматри­вают влияние экстремальных ситуаций на личность. Авторы указыва­ют случаи наличия депрессии, агрессивного поведения и проблем в меж­личностных отношениях в период от 5 и даже до 30 лет после воздей­ствия катастрофической ситуации.

Психология катастроф (нем. Katastrophe, греч. katastrophe — пово­рот, поворотный момент) — отрасль прикладной психологии, пред­ставляющая собой систему научных знаний и сферу практической де­ятельности, направленную на изучение закономерностей проявления психики и сохранение психического здоровья человека, вовлеченно­го в экстремальную ситуацию.

Экстремальная ситуация — это крайняя, предельная ситуация, име­ющая минимальное или максимальное значение некоторого критерия.

Таким образом, объектом психологии катастроф являются люди, вовлеченные в экстремальные ситуации (военнослужащие, спасатели и члены их семей; пострадавшие, их родные и близкие; свидетели чрез­вычайного происшествия).

Особенности проявления психики в различных экстремальных условиях, а также происходящие процессы, ее свойства и состояния в ситуации чрезвычайного происшествия и после него относятся к пред­мету психологии катастроф.

К основным задачам психологии катастроф относятся:

· исследование влияния экстремальных факторов на психические состояния;

· разработка методов прогнозирования вероятных психических реакций и состояний после катастрофы на основе учета индивидуално-психологических характеристик человека:

· разработка методов эффективной коррекции функционального состояния в экстремальных условиях;

· поиск эффективных методов психологической коррекции и реа­билитации после пребывания в экстремальных ситуациях с це­лью профилактики острых и посттравматических стрессовых расстройств, реадаптации к условиям жизнедеятельности и вос­становления работоспособности;

· выявление обоснованных методов саморегуляции психических состояний, эмоционально-волевой устойчивости и стрессовой толерантности.

Актуальность данной темы связана с увеличением количества жертв катастроф, вызванным ростом их числа за последние десятиле­тия, и с увеличением плотности населения, так как при экстремальной ситуации в число жертв вовлекается значительная часть людей. По сло­вам С. Шойгу (2006), первостепенной задачей МЧС обоснованно явля­ется спасение большего числа жизней при любом чрезвычайном проис­шествии, но следует также помнить и о проблеме качества продолжа­ющейся жизни после катастрофы (медико-психологическая коррекция и реабилитация).

Жизнедеятельность человека всегда осуществляется в определен­ных условиях внешней и внутренней среды. Все эти условия А. Г. Макла­ков (2005) разделяет на категории: обычные (пли оптимальные), параэстремальные (от лат. «пара» — около, или особые), экстремальные, паратерминальные и терминальные (от лат. «терминус» — конец)

Оптимальные условия. Факторы, несущие в себе угрозу жизни че­ловека, могут быть различного происхождения, а их проявление и соче­тание во многом определены условиями, в которых протекает жизнеде­ятельность человека.

К категории оптимальных, или нормальных (обычных), условий жизнедеятельности относятся условия, которые обеспечивают нор­мальное функционирование всех систем организма человека и не вы­зывают чрезмерного нервно-психического напряжения.

Нормальное функционирование систем организма человека озна­чает, что воздействующие на него факторы не несут пагубных воз­действий, не причиняют ему вреда, т.е. в этих условиях человек чув­ствует себя достаточно комфортно.

Параметры условий, в которых организм человека может нормально Функционировать, весьма ограничены. Достаточно повысить или пони­зить температуру тела на несколько градусов (5-6), и могут начаться нео­братимые процессы, приводящие к гибели человеческого организма. Ана­логично температурным режимам другие параметры внешней среды име-ют незначительный интервал изменения характеристик, в рамках кото­рых человеческий организм может нормально функционировать.

Параэкстремальные условия. Характеризуются незначительной мобилизацией функциональных резервов, что приводит к возникнове­нию оперативного напряжения.

В отличие от напряженности (чаще являющейся негативным состо­янием), оперативное напряжение в определенных условиях служит пози­тивным фактором, обеспечивающим повышение работоспособности.

К параэкстремальным (околоэкстремальным, или особым) ус­ловиям относят условия, при которых могут внезапно возникать си­туации, опасные для жизни или деятельности субъекта, а также окру­жающих его людей.

Факторы, вызывающие возникновение параэкстремальных ситуаций, по своему характеру могут быть физическими, химическими и социальны­ми. Отличительными чертами их являются внезапность и внеплановость.

Экстремальные условия. В экстремальных условиях первоначаль­но происходит падение работоспособности и снижение отдельных по­казателей функциональных резервов, с дальнейшим общим их ростом и перераспределением.

К категории экстремальных условий относятся обстоятельства жиз­ни и деятельности, характеризующиеся наличием реальной виталь­ной угрозы.

К экстремальным условиям приводит повышение или понижение какой-либо характеристики относительно оптимума. Под экстремальной ситуацией понимаются измененные, необыч­ные и непривычные условия существования человека, к которым его психофизиологическая организация не готова.

По степени тяжести последствий ЧС подразделяют на легчай­шие, слабые, средние, тяжелые и уничтожающие.

К основным критериям масштабности относят количество по­страдавших, площадь территории, на которой возникла ЧС, и размер экономического ущерба

Примечание. ТКНХ — территориальный комплекс населения и хозяйства.

1. Локальные (объектовые) ЧС связаны с реальной витальной уг­розой, возникшей в пределах какого-либо объекта (автомобиль­ная или железнодорожная катастрофа).

2. Местные ЧС охватывают площадь в пределах небольшого насе­ленного пункта.

3. Территориальные ЧС занимают по площади территорию, равную одному или нескольким районам, площади крупного города.

4. Региональные ЧС охватывают целый регион.

5. Федеральные (национальные) ЧС распространяются в пределах одного государства (одной нации).

6. Трансграничные (или глобальные) ЧС охватывают территорию двух и более государств.

7. Планетарные ЧС распространяются на планету в целом.

По темпам распространения все ЧС могут быть «взрывными» и «плавными». В категорию «взрывных» входят ситуации, которые воз­никают внезапно, в очень короткое время охватывают значительные по Площади территории и подвергают реальной угрозе жизнь большого Количества людей, сея страх. «Плавные» катастрофы характеризуются Прогнознруемостыо появления и относительно медленным распростра­нением но пограничным с эпицентром ЧС территориям, характеризу­ясь наличием скрытой паники у населения и массовыми психозами. Реакция личности на различные ЧС складывается из трех уровней:

I и высший уровень — мотивы и отношения личности к данной экс­тремальной ситуации;

IIуровень — состояние нервной системы, темперамента;

IIIуровень — боевая и физическая подготовленность.

Стихийные бедствия. К ним относят: наводнения, циклоны, ура­ганы, смерчи, пожары, землетрясения, извержения вулканов, цунами, а также засухи, эпидемии, эпизоотии и др.

Вторым типом ЧС является экологическая катастрофа.

Экологическая катастрофа — это особый вид катастроф, вызван­ных действием антропогенных факторов, которые привели к каче­ственному изменению биосферы, оказывающему вредное воздей­ствие на людей, животных, растительный мир и окружающую среду в целом.

Техногенные катастрофы.

Под техногенной катастрофой принято считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьезными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованиями очагов пожаров, радиоактив­ным, химическим, биологическим заражением больших территорий, гибелью людей.

Социальные катастрофы. К категории социальных катастроф в пер­вую очередь следует относить войны и военные локальные конфликты, сопровождающиеся ведением активных боевых действий, а также терро­ристические акты и вовлечение в тоталитарные неокульты.

Социальные катастрофы — результат общественно-политической деятельности группы лиц (политических деятелей, партий, сообществ и др.) или государственной власти, обусловивших снижение социаль­но-политической стабильности в обществе или экономического бла­гополучия населения, а в крайних случаях приведших к массовой ги­бели людей.

Социальные катастрофы нанболее трагичны по своим масштабам и количеству жертв. В годы Великой Отечественной войны погибло око­ло 26 млн граждан России, почти 20 млн немцев, около 3 млн итальян­цев.

Война — организованная вооруженная борьба между государства­ми, нациями (народами), социальными группами.

Война как экстремальная ситуация, вызывающая возникновение психогеиий, объединяет но существу психотравмирующие факторы, присущие почти всем стихийным бедствиям и катастрофам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.