КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета
Бюджетная классификация и ее правовое значение Бюджетные права (компетенция) Республики Беларусь Понятие и роль бюджетного права как ведущего финансово-правового института. Источники бюджетного праве. Субъекты бюджетного права. Бюджетные правоотношения Понятие, назначение и содержание республиканского и местных бюджетов В материальном аспекте бюджет — это централизованный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и государственного управления. В экономическом аспекте — это совокупность денежных отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач и функций государства и его административно-территориальных образований. В юридическом аспекте — это правовой акт, устанавливающий финансовый план государства и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений. В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» бюджет — это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов). Вышестоящий бюджет — бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы. Нижестоящий бюджет — бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы.
Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Консолидированный бюджет района (бюджет района) составляют бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет. Консолидированный бюджет области (бюджет области) составляют бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет. Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет. Чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь может вводиться в случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения. Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Бюджетное право Республики Беларусь — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда государства — бюджета. К источникам бюджетного права относятся: Конституция Республики Беларусь, программный закон (принимаемый в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам), кодекс, закон Республики Беларусь, декрет, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров, акты Конституционного Суда, Верховного Суда (постановление Пленума Верховного Суда), Высшего Хозяйственного Суда (постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда), Генерального прокурора, постановление республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, регламент, инструкция, правила, устав, приказ, решение органов местного управления. К субъектам бюджетного права относятся:
— Республика Беларусь; - государственные органы., Государственные органы в качестве субъектов бюджетного права представлены: высшими и местными представительными органами (Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов); органами государственного управления общей компетенции (Совет Министров И исполкомы местных Советов депутатов); органами государственного управления специальной компетенции (центральные и местные органы государственного управления, в том числе органы финансово-кредитной системы). Бюджетные правоотношения — это особая группа финансовых отношений, урегулированных нормами бюджетного права по поводу формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства—бюджета. Бюджетные правоотношения имеют особенности, которые выделяют их из финансовых правоотношений: 1) Это деятельность государства по формированию, распределению и использованию бюджета. 2) Одной из сторон всегда является государство в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. 3) Бюджетные правоотношения длятся в течение года и возобновляются после утверждения бюджета на новый финансовый год. Понятие «бюджетные права» в юридической литературе применяется для обозначения правового статуса субъекта, участвующего в бюджетной деятельности государства. Слияние прав и обязанностей определяется понятием «бюджетные полномочия». Компетенция (бюджетные права) Республики Беларусь в бюджетной сфере*. 1) Определять бюджетное устройство. 2) Устанавливать бюджетные права Республики Беларусь и местных Советов депутатов. 3) Регулировать бюджетный процесс. 4) Устанавливать доходы, поступающие как в республиканский, так и местные бюджеты. 5) Разграничивать доходы и расходы между республиканским и местными бюджетами. 6) Аккумулировать непосредственно в республиканском бюджете отдельные виды налогов и неналоговых платежей.
7) Использовать включенные в республиканский бюджет доходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурную сферу, оборону, аппарат управления и др. 8) Разрабатывать, утверждать и исполнять республиканский бюджет. 9) Осуществлять руководство бюджетной деятельностью административно-территориальных единиц, в том числе осуществлять контрольную функцию. 10) Принимать решение о создании совместных с другими государствами бюджетов и других международных денежных фондов. 5.4. Особенности бюджетных прав (компетенции) административно-территориальных единиц Согласно ст. 121 Конституции Республики Беларусь к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов. Бюджетные права областного Совета депутатов шире, чем аналогичные права районного Совета. Вместе с тем многие бюджетные права, законодательно закрепленные за органами местного управления и самоуправления, идентичны, т. е. не зависят от их иерархической структуры. В частности: право на самостоятельный бюджет; самостоятельное определение направлений расходов; ведение механизма секвестра (см. подробнее на с. 35, 36); образование оборотной кассовой наличности, резервных и целевых фондов. Не допускается вмешательство любых органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения местных бюджетов! Дополнительно полученное при исполнении местных бюджетов доходы, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении Совета депутатов, изъятию не подлежат и используются по его усмотрению. В случае принятия вышестоящими Советами депутатов и их исполкомами решений, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов. Местные Советы депутатов могут вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, приобретать акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды предприятиям или иным юридическим лицам.
Местные Советы депутатов должны принимать меры по обеспечению сбалансированности своих бюджетов, а при возникновении бюджетного дефицита его покрытие должно производиться за счет привлечения дополнительно изыскиваемых источников, сокращения расходов, выпуска займов и в исключительных случаях за счет привлечения кредитных ресурсов. 5.5. бюджетное устройство в Республике Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения: полнота, реальность, гласность, самостоятельность бюджетов, единство бюджетной системы Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения. В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республик Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств. Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации, хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных 'бюджетов •- решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. 5.6. Состав доходов и расходов бюджетов. Закрепленные и регулирующие доходы. Оборотная кассовая наличность. Целевые и резервные фонды бюджета.^ Распределение доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь. Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь. К собственным источникам доходов бюджета относятся: источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня; дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Закрепленные доходы — это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципа подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств. Под регулирующими доходами понимаются доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше и нижестоящими бюджетами. Закрепленные доходы и поступления от регулирующих источников являются собственными доходами бюджета. В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субсидии (см. подробнее с. 35-36), а также заемные средства. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единице и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. В бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год в соответствии с принятыми ранее обязательствами пре^ дусматриваются в полном объеме ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты. В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год. Сверх предусмотренных расходов в республиканском и местных бюджетах за счет остатков средств по соответствующим бюджетам на начало планируемого финансового (бюджетного) года и доходов бюджетов текущего года образуется оборотная кассовая наличность. Оборотная кассовая наличность в течение финансового (бюджетного) года используется на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена к концу этого года в размере, установленном при утверждении бюджета. Бюджетная классификация Республики Беларусь являемся систематизированной группировкой доходрр, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группйровочных кодов. Она основана на экономической характеристике объектов классификации и обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства. В нее входят: классификация доходов; классификация расходов, включая функциональную экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов; классификация источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местного бюджетов; классификация источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета; классификация видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь; классификация видов внешнего государственного долга Республики Беларусь. Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по Обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов ив процессе их исполнения производить расходы в пределах поступающих доходов. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. Секвестр бюджета — пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета. Блокирование бюджета — временная приостановка финансирования по отдельным незащищенным статьям расходов бюджета. ' ' Защищенные статьи бюджета - установленные законодательством статьи текущих расходов бюджета, финансируемые в первоочередном порядке и не подлежащие секвестру или блокированию. '
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |