Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета




Бюджетная классификация и ее правовое значение

Бюджетные права (компетенция) Республики Беларусь

Понятие и роль бюджетного права как ведущего финансово-правового института. Источники бюджетного праве. Субъекты бюджетного права. Бюджетные правоотношения

Понятие, назначение и содержание республиканского и местных бюджетов

В материальном аспекте бюджет — это централизован­ный денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и госу­дарственного управления.

В экономическом аспекте — это совокупность денеж­ных отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных де­нежных фондов, предназначенных для осуществления за­дач и функций государства и его административно-терри­ториальных образований.

В юридическом аспекте — это правовой акт, устанав­ливающий финансовый план государства и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений.

В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» бюджет — это основной финансовый план формирования и использова­ния денежных средств для обеспечения функций государ­ственных органов, экономического и социального разви­тия Республики Беларусь или соответствующих админист­ративно-территориальных единиц (областей, районов, го­родов, поселков городского типа, сельсоветов).

Вышестоящий бюджет — бюджет вышестоящей адми­нистративно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы.

Нижестоящий бюджет — бюджет нижестоящей адми­нистративно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы.

Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей админист­ративно-территориальной единицы.

Консолидированный бюджет района (бюджет района) составляют бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет.

Консолидированный бюджет области (бюджет облас­ти) составляют бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики) составляют бюджеты областей, го­рода Минска и республиканский бюджет.

Чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Прези­дента Республики Беларусь и законами Республики Бела­русь может вводиться в случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдель­ных ее местностях чрезвычайного положения.

Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уров­ней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие го­сударственные органы.

Бюджетное право Республики Беларусь — это совокуп­ность финансово-правовых норм, регулирующих общест­венные отношения по поводу образования, распределе­ния и использования средств основного централизован­ного денежного фонда государства — бюджета.

К источникам бюджетного права относятся: Конституция Республики Беларусь, программный закон (принимаемый в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам), кодекс, закон Республики Беларусь, декрет, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Ми­нистров, акты Конституционного Суда, Верховного Суда

(постановление Пленума Верховного Суда), Высшего Хозяй­ственного Суда (постановление Пленума Высшего Хозяйствен­ного Суда), Генерального прокурора, постановление респуб­ликанских органов государственного управления и Националь­ного банка Республики Беларусь, регламент, инструкция, пра­вила, устав, приказ, решение органов местного управления. К субъектам бюджетного права относятся:

— Республика Беларусь;

- государственные органы.,

Государственные органы в качестве субъектов бюджет­ного права представлены: высшими и местными представи­тельными органами (Национальное собрание Республики Беларусь, местные Советы депутатов); органами государст­венного управления общей компетенции (Совет Министров И исполкомы местных Советов депутатов); органами госу­дарственного управления специальной компетенции (цен­тральные и местные органы государственного управления, в том числе органы финансово-кредитной системы).

Бюджетные правоотношения — это особая группа фи­нансовых отношений, урегулированных нормами бюджет­ного права по поводу формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда госу­дарства—бюджета.

Бюджетные правоотношения имеют особенности, ко­торые выделяют их из финансовых правоотношений:

1) Это деятельность государства по формированию, распределению и использованию бюджета.

2) Одной из сторон всегда является государство в лице уполномоченных органов государственной власти и мест­ного самоуправления.

3) Бюджетные правоотношения длятся в течение года и возобновляются после утверждения бюджета на новый финансовый год.

Понятие «бюджетные права» в юридической литерату­ре применяется для обозначения правового статуса субъ­екта, участвующего в бюджетной деятельности государст­ва. Слияние прав и обязанностей определяется понятием «бюджетные полномочия».

Компетенция (бюджетные права) Республики Беларусь

в бюджетной сфере*.

1) Определять бюджетное устройство.

2) Устанавливать бюджетные права Республики Бела­русь и местных Советов депутатов.

3) Регулировать бюджетный процесс.

4) Устанавливать доходы, поступающие как в респуб­ликанский, так и местные бюджеты.

5) Разграничивать доходы и расходы между республи­канским и местными бюджетами.

6) Аккумулировать непосредственно в республиканском бюджете отдельные виды налогов и неналоговых платежей.

7) Использовать включенные в республиканский бюд­жет доходы на финансирование народного хозяйства, соци­ально-культурную сферу, оборону, аппарат управления и др.

8) Разрабатывать, утверждать и исполнять республи­канский бюджет.

9) Осуществлять руководство бюджетной деятельно­стью административно-территориальных единиц, в том числе осуществлять контрольную функцию.

10) Принимать решение о создании совместных с дру­гими государствами бюджетов и других международных денежных фондов.

5.4. Особенности бюджетных прав (компетенции) административно-территориальных единиц

Согласно ст. 121 Конституции Республики Беларусь к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся: утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов.

Бюджетные права областного Совета депутатов шире, чем аналогичные права районного Совета. Вместе с тем мно­гие бюджетные права, законодательно закрепленные за ор­ганами местного управления и самоуправления, идентич­ны, т. е. не зависят от их иерархической структуры. В частно­сти: право на самостоятельный бюджет; самостоятельное определение направлений расходов; ведение механизма сек­вестра (см. подробнее на с. 35, 36); образование оборотной кассовой наличности, резервных и целевых фондов.

Не допускается вмешательство любых органов и органи­заций в процесс разработки, утверждения и исполнения местных бюджетов! Дополнительно полученное при испол­нении местных бюджетов доходы, а также суммы превыше­ния доходов над расходами, образующиеся в результате пе­ревыполнения доходов или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении Совета депутатов, изъятию не под­лежат и используются по его усмотрению.

В случае принятия вышестоящими Советами депутатов и их исполкомами решений, вызывающих увеличение расхо­дов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов. Местные Советы депутатов могут вкладывать имеющие­ся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, приобретать акции и другие ценные бумаги, выдавать ссу­ды предприятиям или иным юридическим лицам.

Местные Советы депутатов должны принимать меры по обеспечению сбалансированности своих бюджетов, а при возникновении бюджетного дефицита его покрытие должно производиться за счет привлечения дополнитель­но изыскиваемых источников, сокращения расходов, вы­пуска займов и в исключительных случаях за счет привле­чения кредитных ресурсов.

5.5. бюджетное устройство в Республике Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения: полнота, реальность, гласность, самостоятельность бюджетов, единство бюджетной системы Бюджетное устройство - организация бюджетной сис­темы и принципы ее построения.

В бюджетную систему Республики Беларусь как само­стоятельные части включаются республиканский и местные

бюджеты.

Бюджетное устройство в Республике Беларусь основы­вается на принципах единства бюджетной системы, пол­ноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориаль­ным делением Республик Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной доку­ментации, использованием единой бюджетной классифи­кации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Единство бюджетной системы основано на взаимодей­ствии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фон­дов, их частичное перераспределение.

Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республи­ки Беларусь, других обязательных платежей и иных посту­плений, а также определением размера и порядка расхо­дования денежных средств.

Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации, хода обсу­ждения и принятия закона о бюджете Республики Бела­русь, решений местных Советов депутатов о соответст­вующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам, в порядке, ус­тановленном законодательством Республики Беларусь.

Самостоятельность бюджетов как части бюджетной сис­темы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, ме­стных 'бюджетов •- решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Прави­тельство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулиро­вания. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличи­ем собственных источников доходов и правом соответствую­щих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

5.6. Состав доходов и расходов бюджетов. Закрепленные и регулирующие доходы. Оборотная кассовая наличность. Целевые и резервные фонды бюджета.^ Распределение доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы

Доходы бюджета каждой административно-территори­альной единицы формируются за счет налогов, опреде­ляемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в со­ответствии с законодательством Республики Беларусь.

Установление на всей территории Республики Беларусь республиканских налогов производится актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляе­мые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные плате­жи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

К собственным источникам доходов бюджета относят­ся: источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня; допол­нительные источники доходов, устанавливаемые самостоя­тельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Закрепленные доходы — это доходы, которые направля­ются в тот или иной бюджет в зависимости от принципа подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств.

Под регулирующими доходами понимаются доходы, ко­торые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти распределяются между выше и нижестоящими бюджетами. Закрепленные доходы и посту­пления от регулирующих источников являются собствен­ными доходами бюджета.

В бюджет могут поступать дотации, субвенции, субси­дии (см. подробнее с. 35-36), а также заемные средства.

Расходы бюджетов определяются программами соци­ально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной еди­нице и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов о бюджете на оче­редной финансовый (бюджетный) год.

В бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год в соответствии с принятыми ранее обязательствами пре^ дусматриваются в полном объеме ассигнования на выпла­ту процентов по государственному долгу, погашение имею­щейся в республиканском бюджете на данный год задол­женности по государственному долгу прошлых лет с на­ступившим сроком уплаты.

В составе республиканского и местных бюджетов созда­ются резервные и целевые бюджетные фонды, средства кото­рых используются по целевому назначению на осуществле­ние социальных, экологических и других программ, ликви­дацию последствий стихийных бедствий и проведение дру­гих мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фон­дов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

Сверх предусмотренных расходов в республиканском и местных бюджетах за счет остатков средств по соответст­вующим бюджетам на начало планируемого финансового (бюджетного) года и доходов бюджетов текущего года об­разуется оборотная кассовая наличность.

Оборотная кассовая наличность в течение финансового (бюджетного) года используется на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена к концу этого года в размере, установленном при утверждении бюджета.

Бюджетная классификация Республики Беларусь являем­ся систематизированной группировкой доходрр, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюд­жетных учреждений и организаций с присвоением объек­там классификации группйровочных кодов. Она основана на экономической характеристике объектов классифика­ции и обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой полити­ки государства.

В нее входят: классификация доходов; классификация расходов, включая функциональную экономическую (пред­метную) и ведомственную классификацию расходов; клас­сификация источников внутреннего финансирования де­фицита республиканского и местного бюджетов; класси­фикация источников внешнего финансирования дефици­та республиканского бюджета; классификация видов внут­реннего государственного долга Республики Беларусь; клас­сификация видов внешнего государственного долга Рес­публики Беларусь.

Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым услови­ем бюджетно-финансовой политики.

Правительство Республики Беларусь, местные испол­нительные и распорядительные органы обязаны прини­мать меры по Обеспечению сбалансированности соответ­ствующих бюджетов ив процессе их исполнения произво­дить расходы в пределах поступающих доходов.

Превышение расходов над доходами составляет дефи­цит бюджета.

Превышение доходов над расходами бюджета состав­ляет профицит бюджета.

Секвестр бюджета — пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета.

Блокирование бюджета — временная приостановка фи­нансирования по отдельным незащищенным статьям рас­ходов бюджета. ' '

Защищенные статьи бюджета - установленные законо­дательством статьи текущих расходов бюджета, финанси­руемые в первоочередном порядке и не подлежащие сек­вестру или блокированию. '




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.