Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Пересмотр законодательства, реформа и вспомогательные службы 1 страница




Руководящий принцип 3:Законодательство в области общественного здравоохранения

Государствам следует пересмотреть и реформировать законодательство в области общественного здравоохранения, имея в виду обеспечить, чтобы оно позволяло адекватно решать вопросы общественного здоровья, возникающие в связи с ВИЧ/СПИДом, чтобы его положения, применимые к случайно передаваемым болезням, не применялись неправильным образом к ВИЧ/ СПИДу и чтобы оно было совместимым с международными обязательствами в области прав человека.

Законодательство об общественном здравоохранении должно содержать следующие компоненты:

a) Законы, касающиеся общественного здравоохранения, должны предусматривать финансирование государственных органов здравоохранения и обеспечивать им возможности для оказания всевозможных услуг в целях профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа, включая соответствующие информационно-просветительские услуги, доступ к добровольному медицинскому освидетельствованию и консультированию, медицинское обслуживание мужчин и женщин при заболеваниях, передаваемых половым путем, и при возникновении половых и репродуктивных проблем, снабжение презервативами и фармакотерапию, услуги по введению инъекций и снабжению чистыми материалами для них, а также адекватное лечение заболеваний, связанных с ВИЧ/СПИДом, в том числе профилактику приступов боли.

b) Помимо контрольных и других не связанных с рассматриваемой проблемой тестов, проводимых в эпидемиологических целях, законодательство в области общественного здравоохранения должно обеспечивать, чтобы медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводилось лишь в том случае, когда лицо дает на это осознанное согласие. Исключения из принципа добровольности медицинского освидетельствования должны допускаться лишь при наличии специального разрешения суда, выданного после надлежащей оценки важных соображений, связанных с неприкосновенностью частной жизни и свободы.

c) Ввиду серьезного характера медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции в целях максимально широкой профилактики и обслуживания законодательство в области общественного здравоохранения должно по мере возможности обеспечивать предварительное и последующее консультирование. С введением освидетельствования на дому государствам следует обеспечить контроль качества, максимально расширить практику консультирования и направления к врачам-специалистам для тех, кто использует такое освидетельствование, а также создать юридические и вспомогательные службы для пострадавших от недобросовестного использования результатов медицинского освидетельствования другими лицами.

d) Законодательство в области общественного здравоохранения должно обеспечивать, чтобы из-за инфицированности ВИЧ люди не подвергались таким принудительным мерам, как изоляция, содержание под стражей или карантин. При ограничении свободы лиц, инфицированных ВИЧ, по причине их противозаконного поведения им должны предоставляться надлежащие процессуальные гарантии (например, уведомление, право на пересмотр/обжалование, точное указание сроков в распоряжениях судов и право на представительство в суде).

e) Законодательство в области общественного здравоохранения должно обеспечивать соблюдение строгих правил охраны данных и конфиденциальности при направлении информации о случаях ВИЧ и СПИДа в государственные органы здравоохранения в эпидемиологических целях.

f) Законодательство в области общественного здравоохранения должно обеспечивать охрану информации об инфицированности ВИЧ тех или иных лиц от несанкционированного сбора, использования и раскрытия в процессе оказания медико-санитарной помощи или в иных случаях и использование касающейся ВИЧ информации только при осознанной даче согласия на это.

g) Законодательство в области общественного здравоохранения должно разрешать специалистам-медикам, не требуя от них этого, принимать решение относительно уведомления партнеров по половым отношениям своих пациентов об их инфицированности ВИЧ с учетом каждого индивидуального случая и этических соображений. При принятии такого решения следует в обязательном порядке соблюдать следующие критерии:

- проведение обстоятельной консультации с соответствующим лицом, инфицированным ВИЧ;

- консультирование лица, инфицированного ВИЧ, не позволило добиться соответствующих изменений в его поведении;

- отказ инфицированного ВИЧ лица от уведомления об этом своего партнера (партнеров);

- наличие реального риска передачи ВИЧ партнеру (партнерам),

- заблаговременное уведомление лица инфицированного ВИЧ;

- при наличии практической возможности партнеру (партнерам) не сообщается фамилия лица, инфицированного ВИЧ;

- при необходимости предусматриваются последующие меры для обеспечения поддержки лиц, причастных к этой ситуации.

h) Законодательство в области общественного здравоохранения должно обеспечивать безопасность использования крови/тканей/органов, свободных от ВИЧ и возбудителей других заболеваний, передаваемых с кровью.

i) Законы в области общественного здравоохранения, должны требовать применения универсальных противоинфекционных мер предосторожности при оказании медико-санитарной помощи или в других случаях, когда существует риск заражения от крови и других биологических жидкостей. Соответствующий персонал должен снабжаться надлежащими приспособлениями и проходить подготовку для применения мер предосторожности такого рода.

j) Законодательство в области общественного здравоохранения должно в обязательном порядке предусматривать выдачу разрешений на практическую деятельность лишь тем медицинским работникам, которые прошли минимальную подготовку по вопросам этики и/или прав человека, и поощрять профессиональные ассоциации медицинских работников к разработке и применению кодексов поведения, исходя из прав человека и норм этики, в том числе с учетом таких связанных с ВИЧ аспектов, как конфиденциальность и обязанность оказывать медицинскую помощь.

 

Руководящий принцип 4: Уголовное законодательство и исправительные системы

 

Государствам следует пересмотреть и реформировать их уголовное законодательство и исправительные системы, с тем чтобы они соответствовали международным обязательствам в области прав человека, не использовались недобросовестно в контексте ВИЧ/СПИДа и не были направлены против уязвимых групп населения.

a) В уголовном законодательстве и/или законодательстве в области общественного здравоохранения следует не предусматривать специальные составы преступления для случаев умышленной и намеренной передачи ВИЧ, а использовать в этих исключительных случаях состав общеуголовных преступлений. Это должно обеспечить четкое и законное определение таких элементов, как предвидимость, преднамеренность, причинность и согласие, для обоснования обвинительного приговора и/или более суровых мер наказания.

b) Уголовное законодательство, запрещающее половые акты (в том числе прелюбодеяние, содомию, блуд и сводничество) между согласными на них взрослыми лицами в рамках частной жизни, следует пересмотреть с целью отмены. В любом случае не следует допускать, чтобы оно препятствовало предупреждению и лечению ВИЧ/СПИДа.

c) Что касается работы взрослых в сфере сексуальных услуг, не влекущей за собой причинение вреда, то вначале следует пересмотреть уголовное законодательство с целью его декриминализации, а затем посредством введения мер правового регулирования обеспечить соблюдение правил гигиены и безопасности в целях защиты работающих в сфере сексуальных услуг и их клиентов, включая поддержку безопасного сексуального поведения при оказании сексуальных услуг. Уголовное законодательство не должно препятствовать тому, чтобы лица, работающие в сфере сексуальных услуг и их клиенты пользовались услугами по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа. Уголовное законодательство должно обеспечивать работающим в этой сфере детям и взрослым, которые оказались втянутыми в нее в результате их продажи или применения других форм принуждения, защиту от принудительного вовлечения в индустрию секса и освобождение от ответственности за участие в такой деятельности; напротив, оно должно обеспечивать их уход из сферы сексуальных услуг и предоставление им медицинской и социально-психологической помощи, в том числе связанной с ВИЧ.

d) Уголовное законодательство не должно препятствовать государствам использовать меры, уменьшающие риск передачи ВИЧ среди шприцевых наркоманов и обеспечивающие уход и лечение таких лиц с ВИЧ-инфекцией. При пересмотре уголовного законодательства необходимо учитывать следующие аспекты:

- разрешение или легализация и поощрение программ по обмену игл и шприцев,

- отмена законов, объявляющих противозаконными хранение, распространение и раздачу игл и шприцев.

e) Тюремные власти должны принимать все необходимые меры для защиты заключенных от изнасилований, сексуального насилия и принуждения, в том числе путем укомплектования штата с достаточным числом сотрудников, осуществления эффективного надзора и принятия надлежащих дисциплинарных мер. Тюремные власти также должны обеспечивать заключенным (и в соответствующих случаях персоналу тюрем) доступ к информации о профилактике заражения ВИЧ, просветительским мероприятиям, добровольному медицинскому освидетельствованию и консультированию, профилактическим средствам (презервативы, дезинфицирующие средства и чистые шприцы), уходу и лечению и добровольному участию в клинических испытаниях в связи с ВИЧ, сохраняя при этом конфиденциальность; они должны запрещать обязательное медицинское освидетельствование и изоляцию заключенных, инфицированных ВИЧ, а также отказ в доступе в те или иные помещения тюрьмы, к каким-либо льготам и программам помощи. Следует рассмотреть возможность досрочного освобождения заключенных, больных СПИДом, исходя из чувства сострадания.

Руководящий принцип 5: Антидискриминационные охранительные законы

 

Государствам следует принять или усилить антидискриминационные и другие охранительные законы, которые защищали бы от дискриминации в государственном и частном секторах уязвимые группы, лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, и инвалидов; обеспечивали бы неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность и соблюдение этических норм при проведении исследований на человеке; делали бы акцент на воспитании и примирении и предусматривали бы быстрое и эффективное применение административных и гражданско-правовых средств защиты.

а) Следует принять или пересмотреть общие антидискриминационные законы, имея в виду охватить лиц с бессимптомной ВИЧ-инфекцией и лиц, которые лишь предположительно инфицированы ВИЧ или больны СПИДом. Такие законы также должны предусматривать защиту групп, ставших более подверженными ВИЧ/СПИДу из-за дискриминационного отношения к ним. Следует также принять или пересмотреть законы об инвалидности, имея в виду включить ВИЧ/СПИД в определение инвалидности. Такое законодательство должно отвечать следующим критериям:

- оно должно быть максимально широким и охватывать здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение, занятость, образование, спорт, жилье, клубы, профсоюзы, квалификационные комиссии, доступ к транспорту и прочим услугам,

- в нем также следует учесть проблему прямой и косвенной дискриминации, а также те случаи, когда ВИЧ/СПИД является лишь одной из нескольких причин дискриминационного акта,

-следует также изучить вопрос о запрещении диффамации в связи ВИЧ/СПИДом,

- в нем должны быть предусмотрены независимые, быстрые и эффективные правовые и/или административные процедуры возмещения ущерба, характеризующиеся такими чертами, как быстрое выяснение обстоятельств в тех случаях, когда податель жалобы находится в терминальной стадии заболевания, полномочия на расследование случаев систематической дискриминации, заложенной в политику и процедуры, право на использование псевдонима при возбуждении дела и на подачу жалобы через представителя, включая возможность возбуждения дел общественными организациями от имени лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом,

- исключения в отношении выхода на пенсию по старости и страхования жизни должны быть связаны лишь с приемлемыми актуарными данными, чтобы подход к ВИЧ/СПИДу не отличался от подхода к аналогичным с медицинской точки зрения случаям.

b) Законы, основанные на традициях и обычаях, которые влияют на положение различных групп общества и отношение к ним должно быть пересмотрено в свете антидискриминационного законодательства. При необходимости их следует изменить под углом поощрения и защиты прав человека, предусмотрев средства правовой защиты на случай недобросовестного использования таких законов и организовав информационно-просветительские кампании и кампании по мобилизации общественности в целях изменения этих законов и связанных с ними отношений.

c) Следует принять общие законы о конфиденциальности и частной жизни. В определение подлежащих охране личных/медицинских данных необходимо включить касающуюся ВИЧ информацию о лицах, запретив ее несанкционированное использование и/или публикацию. Законодательство о неприкосновенности частной жизни должно давать человеку возможность знакомиться с касающимися его материалами и требовать внесения в них изменений для обеспечения точности, релевантности, полноты и актуализированности этой информации. В целях возмещения ущерба, причиненного вследствие нарушения конфиденциальности, нужно создать независимое учреждение. В профессиональных кругах следует предусмотреть положения, позволяющие профессиональным органам выносить дисциплинарные взыскания за нарушения конфиденциальности, признаваемые недобросовестным профессиональным поведением согласно рассматриваемым ниже кодексам поведения. Неоправданное вторжение средств массовой информации в частную жизнь также можно было бы включить в качестве составного элемента профессиональных кодексов поведения журналистов. Лицам, инфицированным ВИЧ и больным СПИДом, следует разрешить просить о защите их личности и частной жизни при рассмотрении в суде дел, в ходе которых используется информация по этим вопросам.

d) Следует принять или подготовить законы, нормативные акты и коллективные соглашения в целях создания гарантий для осуществления на рабочих местах нижеперечисленных прав:

- согласование общенациональной политики в отношении ВИЧ/СПИД и рабочих мест в рамках трехстороннего органа;

- право не подвергаться ВИЧ-скринингу при приеме на работу, повышении по службе, поступлении на учебу или назначении пособий;

- конфиденциальность в отношении любой медицинской информации, в том числе об инфицированности ВИЧ/заболевании СПИДом;

- обеспечение гарантий занятости для работников, инфицированных ВИЧ, вплоть до момента утраты трудоспособности, включая создание разумных альтернативных условий работы;

- использование четко определенных безопасных методов оказания первой помощи и надлежим образом укомплектованных аптечек первой помощи;

- защита права работников, инфицированных ВИЧ, на социальное обеспечение и другие льготы, включая страхование жизни, пенсионное обеспечение, страхование на случай болезни, выходные пособия и пособия по случаю смерти;

- возможность получения адекватной медицинской помощи на рабочем месте или вблизи него;

- обеспечение достаточного запаса бесплатных презервативов для работников на рабочих местах;

- участие работников в процессе принятия решений по возникающим на рабочих местах проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом;

- доступ к информационно-просветительским программам, касающимся ВИЧ/СПИДа, и возможность надлежащего консультирования и направления к соответствующим врачам-специалистам;

- защита от остракизма и дискриминации со стороны коллег, союзов, работодателей и клиентов;

- надлежащее включение в трудовое законодательство о компенсационных выплатах вопросов передачи ВИЧ в процессе профессиональной деятельности (например, в результате нанесения ранения иглой) с охватом таких аспектов, как длительный скрытый период инфекции, медицинское освидетельствование, консультирование и конфиденциальность.

е) Следует принять или усилить охранительные законы, регулирующие вопросы правовой и этической защиты лиц, участвующих в исследованиях, в том числе связанных с ВИЧ, с учетом следующих аспектов:

- недискриминационный отбор участников (например, женщины, дети, меньшинства);

- осознанное согласие;

- конфиденциальность информации личного характера;

- справедливый доступ к информации и благам, получаемым благодаря исследованию;

- консультирование, защита от дискриминации, предоставление медицинских и вспомогательных услуг до и после участия,

- создание на местном и/или национальном уровне экспертных комитетов по этике для обеспечения независимого и постоянного изучения исследовательских проектов на предмет их соответствия этическим нормам при участии членов соответствующей группы населения;

- утверждение использования безопасных и эффективных фармацевтических препаратов, вакцин и медицинских приборов.

£) Следует принять антидискриминационные и охранительные законы, имея в виду сократить нарушение прав человека применительно к женщинам в связи с ВИЧ/СПИДом, с тем, чтобы уменьшить их подверженность риску инфицирования ВИЧ и воздействию ВИЧ/СПИДа. В частности, следует пересмотреть и изменить законы, имея в виду обеспечить женщинам равенство в имущественных и брачных отношениях и доступ к работе по найму и экономическим возможностям в целях ликвидации дискриминационных ограничений в отношении прав владеть имуществом и наследовать его, заключать договоры и вступать в брачные отношения, получать кредиты и финансовые средства, возбуждать процедуру перехода на раздельное жительство или развода, добиваться справедливого раздела имущества при разводе или раздельном жительстве и сохранять опеку над детьми. Следует также принять законы, обеспечивающие репродуктивные и сексуальные права женщин, в том числе права на независимый доступ к медицинской информации и услугам при репродуктивных проблемах и передаваемых половым путем болезнях и к средствам регулирования рождаемости, включая безопасный и законный аборт и свободный выбор таких средств, право определять число детей и интервалы между деторождениями, право требовать повышенной безопасности в половой жизни и право на правовую защиту от сексуального насилия вне брака и в браке, включая законоположения об изнасиловании супругом. Возраст добровольного вступления в половые и брачные отношения должен быть соразмерным для лиц мужского и женского пола, а право женщин и девушек на отказ от вступления в брак и половые отношения должно быть защищено законом. При вынесении решений по вопросам опеки, отдачи на воспитание или усыновления (удочерения) инфицированность ВИЧ родителя или ребенка не должна влиять на подход к их рассмотрению, который не должен отличаться от подхода к другим аналогичным с медицинской точки зрения случаям.

g) Следует принять антидискриминационные и защитительные законы с целью уменьшения нарушений прав человека применительно к детям в связи с ВИЧ/СПИДом, имея в виду сократить их подверженность риску инфицирования ВИЧ и воздействию ВИЧ/СПИДа. Такие законы должны обеспечивать детям доступ к касающимся ВИЧ информационно-просветительским мероприятиям и средствам его профилактики в школе и вне ее, регламентировать доступ детей к добровольному медицинскому освидетельствованию при их согласии или при согласии их родителя либо - в соответствующих случаях - назначенного опекуна; они должны обеспечивать детям защиту от обязательного медицинского освидетельствования, особенно если они стали сиротами из-за ВИЧ/СПИДа, и предусматривать другие меры по защите сирот, в том числе в вопросах наследства и/или поддержки. Законодательство в этой области также должно защищать детей от сексуальных надругательств, предусматривать меры по их реабилитации, если они стали жертвами таких надругательств, и обеспечивать их признание в качестве не подлежащих наказанию жертв неправомерного поведения. В законах об инвалидности также следует предусмотреть меры по обеспечению защиты детей.

h) Следует принять антидискриминационные и защитительные законы, имея в виду уменьшить нарушения прав человека применительно к мужчинам, вступающим в половые отношения с мужчинами, в том числе в связи с ВИЧ/СПИДом, чтобы, в частности, сократить их подверженность риску инфицирования ВИЧ и воздействию ВИЧ/СПИДа. В рамках этих мер следует предусмотреть наказания за диффамацию в отношении лиц, поддерживающих половые отношения с лицами того же пола, и признать в законном порядке однополые браки и/или связи, приняв соответствующие положения для урегулирования таких вопросов, как имущественные отношения, развод и наследование. Возраст добровольного вступления в половые и брачные отношения должен быть соразмерным для гетеросексуальных и гомосексуальных связей. Следует пересмотреть законы и применяемую полицией практику притеснения мужчин, вступающих в половые отношения с мужчинами, чтобы обеспечить адекватную правовую защиту в таких ситуациях.

i) Следует отменить законы и нормативные акты, устанавливающие ограничения на деятельность движений или ассоциаций уязвимых групп 2/ в контексте ВИЧ/СПИДа, приняв соответствующие меры на уровне законодательства (его декриминализация) и правоприменительной практики.

j) Законодательство об общественном здравоохранении, уголовное и антидискриминационное законодательство должны запрещать обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфицированности для конкретно определенных групп, в том числе уязвимых групп.

 

Руководящий принцип 6: Нормативное регулирование применительно к товарам, услугам и информации

 

Государствам следует принять законодательство с целью регулирования вопросов, связанных с товарами, услугами и информацией в области ВИЧ, имея в виду обеспечить широкую доступность качественных профилактических мер и услуг, надлежащее информирование о лечебно-профилактических аспектах ВИЧ, а также безопасное и эффективное лечение по доступным ценам.

a) Следует принять законы и/или нормативные акты, позволяющие проводить политику широкого распространения информации о ВИЧ/СПИДе через средства массовой информации. Эта информация должна предназначаться для населения в целом, а также для различных уязвимых групп, которые могут испытывать трудности с получением доступа к такой информации. Информация о ВИЧ/СПИДе должна быть практически полезной для тех, кому она предназначается, при этом не следует неоправданно подвергать ее цензуре или распространять на ее другие вещательные стандарты.

Следует принять законодательство и/или нормативные акты, обеспечивающие качество и доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции и консультирования. Если на рынке будет разрешено продавать наборы для тестов на ВИЧ на дому и/или наборы для быстрого тестирования на ВИЧ, то их продажа должна строго регламентироваться в целях обеспечения качества и точности результатов. Следует также учитывать последствия утери эпидемиологической информации, отсутствия сопутствующего консультирования и опасности несанкционированного использования, например, в связи с трудоустройством или иммиграцией. Следует создать службы правовой и социальной поддержки для защиты личности от злоупотреблений, которые могут быть допущены в связи с таким тестированием.

c) Следует обеспечить практическое осуществление правового контроля за качеством презервативов и соблюдение международных стандартов на презервативы. Следует отменить положения, ограничивающие доступность профилактических средств, таких, как презервативы, дезинфицирующие средства, чистые иглы и шприцы, и рассмотреть возможность распространения таких средств с помощью торговых автоматов, расположенных в соответствующих местах, поскольку такой метод распространения делает их более доступными для клиентов и позволяет последним сохранять анонимность.

d) Следует пересмотреть пошлины, таможенное законодательство и ставки налога на добавленную стоимость, чтобы обеспечить максимально широкий доступ к безопасному и эффективному лечению по доступной цене.

Следует принять или усилить законы о защите потребителей и другое соответствующее законодательство в целях предотвращения ложных утверждений о безопасности и эффективности лекарств, вакцин и медицинских приборов, в том числе в связи с ВИЧ/СПИДом.

 

Руководящий принцип 7: Службы правовой поддержки

 

Государствам следует создать и поддерживать службы правовой поддержки, которые будут информировать лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, об их правах, оказывать бесплатные юридические услуги с целью обеспечения соблюдения этих прав, накапливать опыт работы по правовым аспектам проблем, связанных с ВИЧ, и использовать в дополнение к судам такие правозащитные структуры, как службы министерства юстиции, омбудсмены, отделы по рассмотрению жалоб на медицинские органы и комиссии по правам человека.

Создавая такие службы, государства должны учитывать следующие элементы:

a) государственная поддержка служб правовой помощи, специализирующихся на вопросах ВИЧ/СПИДа, возможно, с привлечением общественных центров правовой помощи и/или юридических служб, созданных на базе организаций по оказанию услуг больным СПИДом;

b) государственная поддержка или льготы (например, уменьшение ставок налогов) для юридических фирм частного сектора в целях оказания лицам, инфицированным ВИЧ и больным СПИДом, бесплатных полезных услуг в таких вопросах, как защита от дискриминации и инвалидность, права, относящиеся к сфере здравоохранения (осознанное согласие и конфиденциальность), имущественные отношения (завещания, наследство) и трудовое законодательство;

c) государственная поддержка программ, направленных на повышение уровня просвещенности и осведомленности лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, относительно имеющихся у них прав и на формирование у этих лиц чувства собственного достоинства в контексте упомянутых прав и/или на создание условий для того, чтобы они могли самостоятельно составлять и распространять свои уставы/заявления в поддержку законодательно закрепленных прав и прав человека; следует также обеспечить государственную поддержку изданию и распространению брошюр по законодательно закрепленным правам в контексте ВИЧ/СПИДа, справочников с указанием соответствующих специалистов, персонала, пособий, практических руководств, учебных материалов, типовых руководств, учебников, типовых программ для учебных курсов по вопросам права и непрерывного юридического образования, а также информационных бюллетеней в целях поощрения обмена информацией и создания связей между заинтересованными группами. В такие публикации можно было бы включать информацию о судебных прецедентах, законодательных реформах, национальных правоприменительных системах и системах контроля за нарушениями прав человека,

d) государственная поддержка юридических служб и механизмов правовой защиты в связи с ВИЧ с помощью целого ряда учреждений, например министерства юстиции, прокуратуры и других юридических учреждений, отделов по рассмотрению жалоб на медицинские органы, омбудсменов и комиссий по правам человека.

Комментарий к Руководящим принципам 3-7

Поскольку законы регламентируют отношения между государством и индивидом и между индивидами, они создают основную базу для соблюдения прав человека, в том числе в связи с ВИЧ. Эффективность этой базы с точки зрения защиты прав человека зависит от действенности правовой системы в данном обществе и ее доступности для граждан. Однако многие правовые системы в мире недостаточно действенны и недоступны для маргинальных групп населения.

Вместе с тем роль права в отношении ВИЧ/СПИДа может и переоцениваться, и тогда оно превращается в средство принуждения и притеснения. Хотя право может выполнять воспитательную и нормативную функцию и обеспечивать важные базовые условия для защиты прав человека и программ в области ВИЧ/СПИДа, нельзя полагаться на него как на единственное средство воспитания, изменения стереотипов и поведения или защиты прав населения. Исходя из этого, вышеизложенные Руководящие принципы 3-7 должны способствовать принятию осмысленного и позитивного законодательства, описанию базовых правовых компонентов, необходимых для обеспечения поддержки программ по защите прав человека, связанных с ВИЧ, и эффективных лечебно-профилактических программ в области ВИЧ и дополняться всеми остальными руководящими принципами, изложенными в настоящем документе.

Руководящие принципы 3-6 призваны стимулировать принятие законов и проведение правовой реформы, имея в виду привести национальные законы, касающиеся ВИЧ, в соответствие с международными и региональными стандартами в области прав человека. Хотя содержание стратегий относится в первую очередь к формальному праву, реформа законодательства должна также охватывать традиционное и обычное право. Процесс пересмотра и реформирования законодательства, относящегося к ВИЧ/СПИДу, должен вписываться в общую деятельность государства по обеспечению соблюдения норм о правах человека и общенациональных мер в области СПИДа с участием соответствующих групп населения; при этом необходимо обеспечивать, чтобы действующее законодательство не препятствовало осуществлению лечебно- профилактических программ в области ВИЧ (для всего населения и для уязвимых групп) и защите индивидов от дискриминации со стороны правительственных ведомств и частных лиц или учреждений. Следует признать, что некоторые рекомендации, касающиеся законодательства и его реформы, могут представляться спорными в конкретном национальном, культурном и религиозном контексте, особенно те, которые относятся к положению женщин, употреблению наркотиков, работе в сфере сексуальных услуг и положению мужчин, вступающих в половые отношения с мужчинами. Однако эти руководящие принципы представляют собой рекомендации для государств, которые выработаны на основе существующих международных стандартов в области прав человека и предназначаются для прагматического решения задач в области общественного здоровья применительно к ВИЧ/СПИДу. Государства обязаны сами определить, как им лучше выполнять свои международные обязательства в области прав человека и защищать общественное здоровье с учетом их политических, культурных и религиозных условий. Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, ЮНЭЙДС, его заинтересованные соучредители и прочие органы и учреждения системы Организации Объединенных Наций, например Международная организация труда, могут предложить правительствам техническую помощь при пересмотре и реформировании законодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.