КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Орфоэпия
Самостоятельная работа Сделать реферативный обзор по теме: «Интонема — супрасег-ментная единица языка» (по лингвистическим энциклопедическим словарям). Орфоэпия — фонологически детерминированный прикладной раздел языкознания, регламентирующий нормы звучащей речи, фонетическую реализацию в ней системных единиц. Центральным понятием орфоэпии является понятие произносительной нормы: Язык системен, т.е. все его функциональные единицы взаимосвязаны, взаимообусловлены. «Система языка есть система возможностей, координат... Система охватывает идеальные формы реализации определенного языка, то есть технику и эталоны для соответствующей языковой деятельности». Норма же — совокупность социально принятых регулярных реализаций возможностей системы1. Характеризуясь устойчивостью и изменчивостью, являясь одновременно узусом* и законом, норма свойственна любой ипостаси языка. Норма литературного языка отличается от нормы его территориально или социально ограниченных разновидностей (диалектов, жаргонов и т.п.) только письменной кодификацией (словари, справочники, учебники, пособия по культуре речи и т.д.) и искусственными формами обучения этой эталонной норме (уроки в шкале, культурно-просветительская работа средств массовой информации и т.п.). При изучении произносительных норм целесообразно противопоставление двух аспектов: орфоэпии и орфофонии. «Если исходить из понимания фонемы Л.В. Щербой, то орфоэпия — это правила, определяющие нормативный фонемный состав слова, а орфофония --правила произношения оттенков (аллофонов) фонем»2. (Ср. реализацию фонем Г, В, О в речи носителей ю.-р. и с.-р. диалектов, в русской речи этнических украинцев и т.п.) По соотнесенности с фонетической системой современного литературного языка произносительные нормы русской речи можно разделить на следующие группы: а) основные, безвариантные, базирующиеся на современных фонетических законах языка;
1 Брызгунова Е. А Русский язык: Энциклопедия.. С. 96. 2 Бондарко Л. В. Звуковой строй... С. 160. 1 Косериу Э. Синхрония, диахрония и история... М., 1963. 2 Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно. М., 1993. С. 16. б) узусные*, как правило, вариантные, обусловленные сосуще в) единичные произносительные «фразеологизмы»*\ не обуслов Основные произносительные нормы современного языка базируются на его фонетических законах: 1) закон редукции безударных гласных отражается в «иканье», «аканье»; 2) обязательное произношение глухого согласного перед глухим и звонкого перед звонким (произносительные формулы U/dd) обусловлено действием закона регрессивной ассимиляции по глухости-звонкости; 3) звучание только глухого согласного в конце слова — формула (-t) — действием закона оглушения согласного звука абсолютного конца; 4) и-образная дифтонгизация русских ударных гласных, соседствующих с мягкими согласными, переход начального И в Ы после твердых согласных, обязательная мягкость согласных перед гласными переднего ряда — действием закона прогрессивной и регрессивной аккомодации. Произношение иноязычных слов может сохранять некоторые элементы специфических артикуляций языка-источника и поэтому образует своеобразную орфоэпическую подсистему* с вариативной узусной* нормой, отражающей процесс вхождения данных единиц в систему современного русского языка. Особенности произношения отдельных слов, форм слов, сочетаний звуков — орфоэпические «фразеологизмы»* — определяет узус (привычка, обычай, сложившийся в языковом коллективе). Изменение орфоэпических норм, осуществляющееся через сосуществование их вариантов в течение определенного времени, во многом тоже обусловлено характером изменений в фонетической системе языка (см. закон Бодуэна де Куртенэ). Вторая наиболее значимая причина этих изменений — влияние на произношение письма, буквенного облика слова, вследствие чрезвычайной авторитетности для носителей языка именно письменной его формы. Нарушения современных письменно кодифицированных норм литературной речи (орфоэпические ошибки)* являются чаще всего следствием: а) этимологизации графического знака («буквенное» произношение); б) интерференции при билингвизме и диглоссии (иносистемный «акцент»). Для предупреждения орфоэпических ошибок* в речи необходимо: а) основательное знакомство с письменно кодифицированны- б) умение прогнозировать* возможные отклонения от нормы, Важно не просто обратить внимание обучаемого на отличие той или иной его артикуляции* от нормы*, а в прямом смысле показать это отличие (на палатограмме*, осциллограмме*, сагиттальном* разрезе органов речи) и приступить к постановке нормативного произношения. Например, при постановке взрывного [Г] нужно сопоставить палатограммы звуков [Г, К, X], обратив внимание на тождество двух первых и резкое их отличие от последней, сделать вывод об обязательности плотной смычки задней части языка и неба при [Г] — как при [К] — и начать на специальном языковом материале отрабатывать эту смычку, то включая, то выключая голосовые связки (кот—год, кат-гад, кит—гид...). В слабой позиции при нормативном произношении [Г] обязательно чередуется с [К]: сне[г]а—сне[к];дру[г]а—дру[к|. При отработке нормативной русской ритмики нужно показать различия в длительности* и амплитуде* ударных и безударных гласных, своеобразие их формантных* характеристик, так как простое сообщение, что «иканье» и «аканье» — русская произносительная норма, не решает проблемы. Например, усваивая сам фонологический принцип аканья, иноязычные говорящие не улавливают его фонетического своеобразия. Так, при украинском фонетическом субстрате* усвоенное русское аканье часто бывает гипертрофировано*, т.е. безударное А приобретает фонетические характеристики ударного. Изучение орфоэпии в широком смысле слова предусматривает и обстоятельное знакомство со спецификой русского словесного ударения: не только нефиксированностью его места в слове, но и характером соотношения физических параметров ударных/безударных слогов, т. е. особенностями русской ритмики*. Необходима также информация о характерных для русской звучащей речи ЙК, практическая работа с ними, коррекция звучания при наличии иноязычных фонетических субстратов. Терминологический словарик Система и норма. Стиль произношения. Орфоэпия, орфофония. Орфоэпические нормы, фонетические подсистемы, орфоэпические «фразеологизмы». Орфоэпический вариант и орфоэпическая ошибка. Аканье, еканье, иканье, оканье, яканье, цоканье и т.д. Фонетическая интерференция, акцент. Фонетическая база постановки и коррекции произношения. Самостоятельная работа Продемонстрировать изменения в ударении и произношении заимствованных слов (по орфоэпическим словарям и справочникам).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |