Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Офографический анализ




Графический анализ

Схема анализа

1. Название буквы (графемы), ее звуковое значение в данном
слове (обозначаемые звуки).

2. Алфавитным (главным) или второстепенным является данное
значение буквы.

3. Количество алфавитных значений данной буквы (однозначна
или двузначна она в алфавите).

4. Написания, нарушающие слоговый принцип графики.

Образец: БЕЛЕЕТ

Б — буква БЭ, обозначает в данном слове один звук [б]; упо­треблена в своем алфавитном (главном, основном) значении; у нее два алфавитных значения, т.е. она двузначна в алфавите (вне слова):

[бцп.

Е — буква ЙЭ, обозначает в слове один звук [и]; употреблена в неалфавитном (второстепенном, заместительном) значении; в ал­фавите двузначна: ['э, йэ].

Л — буква ЭЛ (ЭЛЬ), обозначает в слове один звук [л']; употреб­лена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: [л, л*].

Е — буква ЙЭ, обозначает в слове один звук ['э]; употреблена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: ['э, йэ].

Е — буква обозначает в слове два звука [йь]; употреблена в неалфа­витном (второстепенном) значении; в алфавите двузначна: ]'э, йэ].

Т — буква ТЭ, обозначает один звук |т]; употреблена в алфавит­ном значении; в алфавите двузначна: [т, т'];

Написаний, нарушающих слоговый принцип графики, в данном тексте нет.

Для справок

Большинство букв в алфавите двузначно (однозначны лишь буквы а, о, у, ы, э; й, ж, ш, щ, ч, ц); в слове буква чаще всего обозначает один звук (два звука в слове единовременно обозначают в одном из своих алфавитных значений только буквы я, ю, е, ё, (и) — в начала слова, после гласной, после разделительных знаков: я, моя, семья, семьи).

Буквы, употребляющиеся во второстепенном значении, и напи­сания, нарушающие слоговый принцип графики, являются орфо­граммами.


Схема анализа

1. Указать все орфограммы, имеющиеся в тексте (независимо от
степени их актуальности).

2. Определить орфографические принципы написания для ор­-
фограмм I раздела орфографии, указать номера других разделов.

Образец: одинокий, в_стране.

Опора для анализа орфограмм — фонемная интерпретация звуков слова по МФШ а)

б)

(проверочные слова: один, крутой, такой и др.). одинокий

МФШ а) б) (проверочные слова: во мне, в окне, страны, стран), в стране

Для справок

Написание подавляющего большинства орфограмм осуществля­ется в соответствии с морфофонематическим принципом орфогра­фии: буква в морфеме выбирается для звука в сильной позиции (про­веряемые написания). Словарные написания заучиваются списком.

Непроверяемые написания противоречат основной идее орфо­графии: нарушают единство буквенного облика морфемы (буквы в морфеме меняются, чередуются: плавать-пловец, безбрежный-бес­конечный). Это самые сложные и противоречивые написания, тре­бующие знания многочисленных правил и малоаргументированных исключений из них (см. таблицы прил. З)1.

Примечание

Образец элементарною школьного графико-фонетического раз­бора текста2:

творог [тварок].

Характеристика букв (графический разбор).

Буква ТЭ — в данном слове обозначает один звук — [т]; в алфа­вите имеет два звуковых значения — [т, т']); в слове употреблена в одном из алфавитных значений (в главном значении).

1 Подробнее об этом см.: Орфография — абитуриенту / Сост. А. А. Северьяно-
ва. Волгоград: Перемена, 1997.

2 Подробнее об изучении фонетики в школьном курсе русского языка см.:
Северъянова А А. Учебно-методическое пособие по современному русскому лите­-
ратурному языку. Волгоград: Перемена, 1993. С. 60—67.


Буква ВЭ — в данном слове обозначает один звук — [в]; в алфа­вите двузначна (два звуковых значения — [в, в']); в слове употреб­лена в одном из алфавитных значении (в главном).

Буква О — в данном слове обозначает один звук — [a]; в алфави­те однозначна (одно звуковое значение-[о]); в слове употреблена во второстепенном (заместительном, вместо буквы А) значении.

Буква ЭР — в данном слове обозначает один звук — [р]; в алфавите двузначна — [р, р']; употреблена в одном из алфавитных значащий.

Буква О — обозначает один звук — [о], в алфавите однозначна, употреблена в алфавитном, главном значении.

Буква ГЭ — в данном слове обозначает один звук — [к]; в алфа­вите двузначна — [г, г']; употреблена во второстепенном (замести­тельном, вместо буквы КА) значении.

Характеристика звуков (фонетический разбор).

[Т] — согл., т.к. есть преграда на пути выдыхаемого воздуха, пре­одоление преграды производит шум;

глухой, т.к. голосовые связки в образовании звука не участвуют, поэтому нет голоса;

твердый, т.к. корень языка при образовании звука слегка при­поднимается к мягкому небу, «Ы»-образное звучание. Сильная по­зиция в слове.

[В] — согл. (аргументацию см. выше);

звонкий, т.к. в образовании звука принимают участие и голосо­вые связки, поэтому звучит голос;

твердый (см. выше);

сильная позиция в слове.

[А] — гласный, т.к. нет преграды на пути выдыхаемого воздуха, работают связки, звук состоит только из голоса. Слабая позиция; гласный безударный, т.е. артикуляция (скоординированная, слажен­ная работа органов речи, необходимая для образования данного зву­ка) не выполняется в должном объеме, поэтому звучание нечеткое, «сомнительный» гласный.

[Р] — согл., сонорный, твердый, сильная позиция (аргумента­цию см. выше).

[О] — гласный, сильная позиция; ударный, т.е. артикуляция в полном объеме, четкое звучание, четко противопоставлен всем дру­гим гласным.

[К] — согл., глухой, твердый; слабая позиция по глухости-звон­кости (в конце слова звучат только глухие согласные).


На наш взгляд, в школьном анализе должны быть представлены и характеристики по месту и способу образования согласных, явля­ющиеся их основными, конститутивными ДП.

Необходим в школе и хотя бы самый элементарный орфоэпи­ческий и орфографический анализы текста, напр.: в данном слове возможно двоякое ударение (твбрбг), а следовательно и различ­ное произношение, различный звуковой состав. В данном сло­ве две орфограммы: ими будут буквы, обозначающие безударный глас­ный и конечный согласный (творог/творог). Обе орфограммы — проверяемые написания, в которых выбор буквы аргументируется сильной позицией звука.

Приложение 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.