КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Офографический анализ
Графический анализ Схема анализа 1. Название буквы (графемы), ее звуковое значение в данном 2. Алфавитным (главным) или второстепенным является данное 3. Количество алфавитных значений данной буквы (однозначна 4. Написания, нарушающие слоговый принцип графики. Образец: БЕЛЕЕТ Б — буква БЭ, обозначает в данном слове один звук [б]; употреблена в своем алфавитном (главном, основном) значении; у нее два алфавитных значения, т.е. она двузначна в алфавите (вне слова): [бцп. Е — буква ЙЭ, обозначает в слове один звук [и]; употреблена в неалфавитном (второстепенном, заместительном) значении; в алфавите двузначна: ['э, йэ]. Л — буква ЭЛ (ЭЛЬ), обозначает в слове один звук [л']; употреблена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: [л, л*]. Е — буква ЙЭ, обозначает в слове один звук ['э]; употреблена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: ['э, йэ]. Е — буква обозначает в слове два звука [йь]; употреблена в неалфавитном (второстепенном) значении; в алфавите двузначна: ]'э, йэ]. Т — буква ТЭ, обозначает один звук |т]; употреблена в алфавитном значении; в алфавите двузначна: [т, т']; Написаний, нарушающих слоговый принцип графики, в данном тексте нет. Для справок Большинство букв в алфавите двузначно (однозначны лишь буквы а, о, у, ы, э; й, ж, ш, щ, ч, ц); в слове буква чаще всего обозначает один звук (два звука в слове единовременно обозначают в одном из своих алфавитных значений только буквы я, ю, е, ё, (и) — в начала слова, после гласной, после разделительных знаков: я, моя, семья, семьи). Буквы, употребляющиеся во второстепенном значении, и написания, нарушающие слоговый принцип графики, являются орфограммами. Схема анализа 1. Указать все орфограммы, имеющиеся в тексте (независимо от 2. Определить орфографические принципы написания для ор- Образец: одинокий, в_стране. Опора для анализа орфограмм — фонемная интерпретация звуков слова по МФШ а) б) (проверочные слова: один, крутой, такой и др.). одинокий МФШ а) б) (проверочные слова: во мне, в окне, страны, стран), в стране Для справок Написание подавляющего большинства орфограмм осуществляется в соответствии с морфофонематическим принципом орфографии: буква в морфеме выбирается для звука в сильной позиции (проверяемые написания). Словарные написания заучиваются списком. Непроверяемые написания противоречат основной идее орфографии: нарушают единство буквенного облика морфемы (буквы в морфеме меняются, чередуются: плавать-пловец, безбрежный-бесконечный). Это самые сложные и противоречивые написания, требующие знания многочисленных правил и малоаргументированных исключений из них (см. таблицы прил. З)1. Примечание Образец элементарною школьного графико-фонетического разбора текста2: творог [тварок]. Характеристика букв (графический разбор). Буква ТЭ — в данном слове обозначает один звук — [т]; в алфавите имеет два звуковых значения — [т, т']); в слове употреблена в одном из алфавитных значений (в главном значении). 1 Подробнее об этом см.: Орфография — абитуриенту / Сост. А. А. Северьяно- 2 Подробнее об изучении фонетики в школьном курсе русского языка см.: Буква ВЭ — в данном слове обозначает один звук — [в]; в алфавите двузначна (два звуковых значения — [в, в']); в слове употреблена в одном из алфавитных значении (в главном). Буква О — в данном слове обозначает один звук — [a]; в алфавите однозначна (одно звуковое значение-[о]); в слове употреблена во второстепенном (заместительном, вместо буквы А) значении. Буква ЭР — в данном слове обозначает один звук — [р]; в алфавите двузначна — [р, р']; употреблена в одном из алфавитных значащий. Буква О — обозначает один звук — [о], в алфавите однозначна, употреблена в алфавитном, главном значении. Буква ГЭ — в данном слове обозначает один звук — [к]; в алфавите двузначна — [г, г']; употреблена во второстепенном (заместительном, вместо буквы КА) значении. Характеристика звуков (фонетический разбор). [Т] — согл., т.к. есть преграда на пути выдыхаемого воздуха, преодоление преграды производит шум; глухой, т.к. голосовые связки в образовании звука не участвуют, поэтому нет голоса; твердый, т.к. корень языка при образовании звука слегка приподнимается к мягкому небу, «Ы»-образное звучание. Сильная позиция в слове. [В] — согл. (аргументацию см. выше); звонкий, т.к. в образовании звука принимают участие и голосовые связки, поэтому звучит голос; твердый (см. выше); сильная позиция в слове. [А] — гласный, т.к. нет преграды на пути выдыхаемого воздуха, работают связки, звук состоит только из голоса. Слабая позиция; гласный безударный, т.е. артикуляция (скоординированная, слаженная работа органов речи, необходимая для образования данного звука) не выполняется в должном объеме, поэтому звучание нечеткое, «сомнительный» гласный. [Р] — согл., сонорный, твердый, сильная позиция (аргументацию см. выше). [О] — гласный, сильная позиция; ударный, т.е. артикуляция — в полном объеме, четкое звучание, четко противопоставлен всем другим гласным. [К] — согл., глухой, твердый; слабая позиция по глухости-звонкости (в конце слова звучат только глухие согласные). На наш взгляд, в школьном анализе должны быть представлены и характеристики по месту и способу образования согласных, являющиеся их основными, конститутивными ДП. Необходим в школе и хотя бы самый элементарный орфоэпический и орфографический анализы текста, напр.: в данном слове возможно двоякое ударение (твбрбг), а следовательно и различное произношение, различный звуковой состав. В данном слове две орфограммы: ими будут буквы, обозначающие безударный гласный и конечный согласный (творог/творог). Обе орфограммы — проверяемые написания, в которых выбор буквы аргументируется сильной позицией звука. Приложение 2
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |