Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гос. режим как элемент формы гос-ва




Исследуя форму гос-ва, необходимо исходить, прежде всего из того, что она: а) явл. одной из важнейших «составных» частей, проявлений и атрибутов гос-ва и б) не существует сама по себе, вне связи и взаимозависимости с др. «составными» частями, атрибутами гос-ва. В частности, форма гос-ва всегда имеет самую непоср-в. связь с сущностью и содержанием гос-ва, выступает в кач-ве выразителя его сущности и содержания. Исходя из этого можно сказать, что каковы сущность и содержание гос-ва, такова, в конечном счете и его форма. Изучить гос-во с т.зр. его формы – значит, в первую очередь изучить его строение, его осн. составные части, внутр. стр-ру, осн. методы установления и осуществления гос. власти.

Форма гос-ва не остается раз и навсегда установленной, неизменной. Под влиянием множества эконом., соц.-полит., идеол. и иных факторов она всегда изменялась и развивалась. История многих стран учит, что во времена жестоких соц.-полит. кризисов, чреватых нац. катастрофами, лишь форма гос-ва, его внутр. орг-ция, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в гос-ве устойчиво, стабильно, гл. обр. отн-ся к его форме. Серьёзное влияние на форму гос-ва оказывают культ. уровень народа, его исторические традиции, хар-р религиозных воззрений, нац. особенности, природные условия проживания и др. факторы. Специфику формы гос-ва определяет также хар-р взаимоотношений гос-ва и его органов с не гос. орг-циями (партиями, профсоюзами, общ. движениями, церковью, и др. орг-циями.) В разл. странах, гос. формы имеют свои особенности хар-рные признаки, кот. по мере общ. развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих гос-в, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы гос-ва.

Форма гос-ва - сложное общ. явление, которое вкл. в себя 3 взаимосвязанных элемента: форму правления, форму гос. устройства и форму гос. режима. Понятие формы гос-ва охватывает:. орг-цию верховной гос. власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высш. органов власти между собой и населением;. территор. орг-цию гос. власти, соотношение гос-ва как целого с его составными частями;. методы и способы осуществления гос. власти.

Решающую роль в установлении реального хар-ра форм гос-ва, впрочем, как и др. составных частей – атрибутов гос-ва, неизменно играет гос. режим. Под гос. режимом понимается сов-ть используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления гос. власти. Как и др. составные части формы гос-ва – форма правления и форма гос. устройства, гос. режим имеет непоср-в. связь с властью. Однако в отличие от них он не ассоциируется напрямую ни с порядком формирования высш. местных органов гос. власти или орг-цией верховной власти в гос-ве, как это имеет место в случае с формой правления, ни с внутр. строением гос-ва, адм.-территор. и нац.-гос. орг-цией власти, как это проявл. в форме госустройства. Гос. режим выступает как реальное проявление организационно оформленной власти, как процесс ее ф-ционирования.

Гос. режим всегда был и остается важнейшей составной частью полит. режима, охватывающего собой не только гос-во, но и все др. элементы полит. с-мы общества. Полит. режим - это с-ма методов, способов и ср-в осуществления полит. власти. Полит. режим как явление и понятие более общее и более емкое, нежели гос. режим, вкл. не только методы и способы осуществления гос. власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негос. общественно-полит. орг-ций – составных частей полит. с-мы общества. Полит. режим – это методы осуществления полит. власти, итоговое полит. состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборство разл. полит. сил, ф-ционирования всех полит. институтов и хар-зуется демократизмом или антидемократизмом. Всякие изменения, происходящие в гос-ве, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму госустройства.

Гос. режим не возникает спонтанно. Он складывается и развивается под воздействием целого ряда объект. и субъект. факторов. Среди них самые разнообр. эконом., полит., соц. и иные факторы: хар-р эк-ки (централиз., плановая, децентрализ., рыночная и др.); уровень развития общества; уровень его общей, полит. и прав. культуры; тип и форма гос-ва; соотношение в обществе соц.-классовых сил; исторические, нац., культ. и иные традиции; типовые и др. особенности стоящей у власти полит. элиты. Эти и др. им подобные факторы отн-ся к разряду объект. факторов. Однако помимо них и наряду с ними весьма важную роль в становлении и поддержании определ. гос. режима играют и субъект. факторы. Среди них одним из важнейших явл. фактор, обычно называемый духом и волей нации или народа.

Категория «духа и воли» применительно к нации и народу – весьма общая, довольно неопредел. и к тому же весьма деликатная материя. Ибо в любой нации и любом народе можно найти и сильную, непоколебимую волю (к победе, свободе и т.п.), и безволие; и свободолюбие, и раболепие; и ярко выраженную целеустремленность, и целевую неопределенность; и смешанный с цинизмом эгоизм, и бескорыстный альтруизм. Однако тем не менее данной категорией с давних пор достаточно широко и активно оперируют в своих исследованиях и философы, и историки, и социологи, и юристы. Последние используют эти категории как в процессе изучения гос-ва и права в целом, так и при анализе их отдельных атрибутов, включая гос. режим. Оперируя данными категориями, исследователи пытаются определить, как влияют дух и воля народа или нации на состояние гос. строя, гос. режима и состояние общества; направлены ли они благодаря своей активной, целенапр. поддержке на их укрепление или же, наоборот, своим пассивным, безразл. отношением они непроизвольно способствуют их ослаблению; наконец, способны ли они в случае необходимости защитить себя не только от опасности разрушения гос-ва и общества, исходящей извне, но и от аналогичной опасности, исходящей от властей предержащих, изнутри общества и гос-ва. В кач-ве исходного тезиса при этом неизменно берется положение о том, что каковы общество, нация и народ, каковы их дух и воля, таковым в конечном счете будет и создаваемое ими гос-во, а вместе с ним и соответствующий гос. режим.

Гос. режимы м.б. демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому осн. критерием классификации гос-в по данному признаку явл. демократизм форм и методов осуществления гос. власти. Для рабовладельческих гос-в хар-ны и деспотия, и демократия; для феодализма – и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для соврем. гос-ва - и тоталитаризм, и прав. демократия.

Идеальных демокр. форм гос. режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном гос-ве присутствуют разл. по своему содержанию методы офиц. властвования. Тем не менее, можно выделить наиб. общие черты, присущие той или др. разновидности гос. режима.

Антидемокр. режимы – хар-зуются след. признаками: - определяет хар-р гос. власти - это соотношение гос-ва и личности; - антидемокр. режим хар-зуется полным (тотальным) контролем гос-ва над всеми сферами общ. жизни: эк-кой, политикой, идеологией, соц., культ. и нац. строением; - ему св-венно огос-встление всех общ. орг-ций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.); - личность в антидемокр. гос-ве фактически лишена каких-л. субъект. прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях; - реально действует примат гос-ва над правом, что явл. следствием произвола, нарушением законности, ликвидации прав. начал в общ. жизни; - всеохватывающая милитаризация общ. жизни; - игнорируют интересы гос. образований, особенно нац. меньшинств; - не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

К антидемокр. режимам отн-ся тоталитаризм и авторитаризм. Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, полный) – полит. режим, при котором осуществляется абс. контроль гос-ва над всеми областями общ. и личной жизни. Обычным при тоталитаризме явл. режим личной власти. Гл. задача тоталитарного гос-ва - подавить свободные проявления личности, превратить человека в стадное существо, бессмысленного участника хора, выкрикивающего здравницы в честь вождей и с-мы. Авторитаризм (от лат.auctoritas - власть) – полит. режим, при котором власть сосредотачивается в руках одного человека или в одном органе. При этом, как правило, сводится на нет представительная власть (выбранных народом лиц) и роль оппозиции. Осн. полит. действия (выборы, референдумы и т.д.) становятся несущественной формальностью. Все полит. акты заранее предрешены. Господствует командный стиль руководства, подразумевающий безусловное повиновение. Однако в отличие от тоталитаризма авторитаризм признает независимость человека в некот. неполит. сферах - искусстве, науке и т.д. Антидемокр. режим может устанавливаться как при монархической, так и при республ. форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентской монархией и республикой. Приводя к сильной централизации гос. власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

Демокр. режим складывается в прав. гос-вах. Они хар-зуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, факт. защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демокр. власти выражается в следующем: - режим представляет свободу личности в эконом. сфере, которая составляет основу мат. благополучия общества; - реальная гарантия прав и свобод граждан, их возможность выражать собств. мнение о политике гос-ва, активно участвовать в культ., научных и др. общ. орг-циях; - создает эф-ную с-му прямого воздействия населения страны на хар-р гос. власти; - в демокр. гос-ве личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной охраной правосудия; - власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; - осн. принципом деят-ти демокр. гос-ва явл. плюрализм; - гос. режим базируется на законах, кот. отражают объект. потребности развития личности и общества.

Изменение полит. режима (даже если форма правления и форма гос. устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутр. и внеш. политики гос-ва. Вызвано это тем, что полит. режим связан не только с формой орг-ции власти, но и с ее содержанием.

На первый взгляд между формой правления, формой гос. устройства и полит. режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некот. тенденции Форма гос-ва - это внеш. хар-ка сущности гос-ва. Форма гос-ва - это категория, показывающая взаимосвязь между разл. органами гос-ва. Она показывает, как организована гос. власть. Иногда в форму гос-ва включают и полит. режим. Вопрос о том, явл. ли полит. режим неотъемлемым элементом формы гос-ва, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажем лишь, что категории полит. режима и формы гос-ва тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму гос-ва необходимо рассматривать только в соотношении с полит. режимом. Полит. режим влияет на форму гос-ва, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние полит. режима на форму гос-ва выражается в том, что:

1) конкретные формы гос-ва взаимосвязаны с определ. полит. режимами (демокр. гос-во не м.б. абс. монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма). Демокр. режим хар-рен для республики, а также для конст. монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской хар-рен авторитарный полит. режим, для советской республики - тоталитарный или авторитарный полит. режим, а для абс. монархии - тоталитарный полит. режим и унитарное гос. устройство. Для федерации хар-рна президентская или смешанная форма правления.

2) полит. режим показывает действительное содержание той или иной формы гос-ва (с т.зр. гос. устройства и СССР, и США отн-ся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централиз. гос-ва).

Можно отметить многообразие форм гос-в в соврем. мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного гос-ва складывается под действием множества факторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.