Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внеш. и внутр. ф-ции соврем. бел. гос-ва




Под ф-циями гос-ва принято понимать осн. направления его деят-ти, кот. вытекают из его соц. природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.

Понятие ф-ции гос-ва не нужно отождествлять с понятием «политика гос-ва». Политика больше связана не с интересами гос-ва в целом, а с интересами тех конкретных групп, кот. стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же ф-ции гос-ва может осуществляться по-разному. Так, в некот. странах на разных этапах их развития ф-ции гос-ва приобретали ярко выраженную классовую направленность (диктатура пролетариата, построение социалистической экономики). Отсюда, в ф-циях гос-ва могут проявл. как классовые, так общесоц. начала.

Осуществляя свои ф-ции, гос-во использует набор конкретных ср-в. В механизме гос-ва образуются соответствующие органы, в гос. бюджете выделяются необх. ср-ва, создается законодат. база для регулирования конкретного направления деят-ти.

Ф-ции гос-ва следует отличать от ф-ции органов гос-ва. Ф-ции органов гос-ва определяются самим гос-вом и закрепляются спец. актом о прав. статусе данного органа. А ф-ции гос-ва определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества.

Ф-ции гос-ва не застывший набор направлений его деят-ти. С развитием гос-ва и общества, усложнением самой жизни, могут появл. новые, ранее неизвестные ф-ции гос-ва, н-р, природоохранительная ф-ция, освоение космоса и т.д.

Ф-ции гос-ва по-разному кл-цируются в юр. науке. Самым распространенным явл. деление ф-ций на внутр. и внешние. Внутр. ф-ции хар-зуют деят-ть гос-ва внутри данной страны. Внеш. ф-ции направлены на решение задач гос-ва вовне - на м/нар. арене. Внутр. и внеш. ф-ции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. Различают также постоянные и врем. ф-ции: постоянные, это те, которые осуществляются на всех этапах развития общества и гос-ва, а врем. ф-ции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.).

К внутр. функциям отн-ся: полит.; эконом.; соц.; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. К внеш. ф-циям отн-ся: ф-ция интеграции в мир. эк-ку; обороны страны; поддержки мир. правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам.

Полит. ф-ция направлена на обеспечение гос. суверенитета, защиту конст. строя, обеспечение полновластия народа в разл. формах. Требование о создании и защите демократического конст. строя закреплено в ряде статей Конституции РБ. Важнейшей чертой конст. строя РБ явл. принцип народного суверенитета. Народ явл. единств. источником власти и носителем суверенитета. Свою власть народ осуществляет непоср-венно (н-р, референдумы, участие в выборах) или опосредованно, т. е. через представительные органы власти. В Конституции определяются и пределы власти народа. Так, в ст. 78 указывается, что перечень вопросов, которые не м.б. вынесены на референдум, определяется законом РБ.

Эконом. ф-ция во многом зависит от того, явл. ли данное общество обществом с рыночной эк-кой или с централизов. плановой эк-кой. В обществе с централизов. плановой эк-кой гос-во явл. собственником осн. ср-в пр-ва, оно монопольно регулирует эконом. отношения, планирует пр-во и распределение в масштабах всей страны. Гос-во также принимает на себя ф-цию регулирования торг. и быт. обслуживания населения. В условиях рыночной эк-ки вмешательство гос-ва в эту сферу сводится, как правило, к выработке эконом. политики, управлению гос. собств-тью, установлению прав. основ рынка и ценовой политики, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя. Гос-во регулирует эконом. отношения косв. методами, н-р, налоговыми мерами.

Соц. ф-ция многообразна по содержанию и объемна по охвату деят-ти. Ее гл. назначение обеспечить занятость трудосп. населения и осуществление соц. защиты тех, кто нуждается в гос. поддержке. Соц. ф-ция вкл. в себя гос. политику в обл. образования, науки, культуры, здоровья граждан. Для соц. гос-ва хар-рна политика, предполагающая обеспечение соц. равенства. В этих целях используются разл. ср-ва – прав., эконом., организационные и др. Н-р, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22 Конституции); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействия между гос-вом, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст. 13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47) и др. Важнейшим ср-вом, сглаживающим соц. неравенство, служит с-ма соц. обеспечения, в т.ч. выплата пенсий и пособий, мед. обслуживание, однако, суть соц. гос-ва не может сводиться только к этому. В то же время в соц. гос-ве д.б. сбалансированная с-ма льгот и преимуществ, в ином случае это может привести к ущемлению прав граждан, за счет кот-х она формируется. Затрагивая разл. грани проявления гос-вом своих кач-в как гос-ва социального, конечно же следует иметь в виду, что решить стоящие задачи можно при условии развитой эк-ки. Уровень развития соц. гос-ва зависит от объема тех ср-в, кот. гос-во может перераспределить (за счет полученных налогов и иных ср-в) в пользу категорий граждан, которые в силу возрастных, половых, физ., семейных и иных причин не в состоянии на равных конкурировать на рынке труда, в сфере предпринимательства с «преуспевающими» гражданами.

К соц. ф-ции тесно примыкает экол. ф-ция, кот. обусловлена обязанностью гос-ва обеспечивать экол. безопасность населения. Эта ф-ция приобретает особую значимость в условиях ухудшения во всем мире экол. обстановки. Гос-во устанавливает прав. режим природопользования, принимает меры при экстремальных экол. ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д. Принципы природопользования и охраны окруж. среды нашли свое отражение в действующем зак-ве РБ (Водный кодекс, Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Лесной кодекс, Закон «Об охране окруж. среды»). Н-р, Закон РБ «Об охране окруж. среды» среди прочих выделяет и след. принципы охраны окруж. среды: соблюдения права граждан на благоприятную окруж. среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; охраны, рац. использования и воспр-ва природных ресурсов; предупредительного хар-ра мер по охране окруж. среды и предотвращению вреда окруж. среде; гос. регулирования охраны окруж. среды и природопользования; платности спец. природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окруж. среду; запрещения хоз. и иной деят-ти, которая может привести к деградации естеств. экол. с-м, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицат. изменениям окруж. среды; гласности в работе гос. органов, общ. объединений по вопросам охраны окруж. среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своеврем. информацией о состоянии окруж. среды; орг-ции и развития с-мы образования, воспитания в обл. охраны окруж. среды и формирования экол. культуры; м/нар. сотрудничества РБ в обл. охраны окруж. среды.

К числу приоритетных ф-ций гос-ва отн-ся защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Соблюдение прав человека явл. одним из гл. критериев демократичности конкретного гос-ва. Реализация рассматриваемой ф-ции обеспечивается с-мой правоохранительных органов - судом, органами внутр. дел, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор за соблюдением законности. Если ранее права и свободы отдельного человека занимали второстеп. место, приоритет отдавался интересам общества или коллектива, класса, то сейчас высш. целью гос-ва (его органов, должн. лиц) явл. осуществление такой деят-ти, кот. направлена на обеспечение прав и свобод граждан РБ. Гарантии прав и свобод м.б. как общие, так и специальные. К первым относят эконом., соц., полит. и дух. гарантии. Среди эконом. гарантий следует назвать закрепленное в ст. 13 Конституции предоставление всем равных прав для осуществления хоз. и иной деят-ти, кроме запрещенной законом, гарантированность равной защиты и равных условий для развития всех форм собств-ти, регулирование эконом. деят-ти в интересах человека и общества. В ст. 44 Конституции провозглашена неприкосновенность собств-ти. Основой соц. гарантий служат нормы Конституции, направленные на обеспечение соц. мира и сотрудничества в обществе (см. ст.ст. 1, 4, 5, 14, 16 и др.). Полит. гарантии имеют целью обеспечение полит. плюрализма, развитие демократии (ст.ст. 3, 4, 5). Дух. гарантии предполагают развитие человеч. личности на началах нравственности, взаимного уважения друг друга (см. ст.ст. 2, 16, 53 и др.). Закрепленные в Конституции и текущем зак-ве спец. меры по обеспечению и охране прав, свобод, законных интересов отн-ся к юр. гарантиям.

Из внеш. ф-ций, ф-ция интеграции в мир. эк-ку обусловлена процессами глобализации мир. эк-ки, переплетением эконом. интересов разл. гос-в, взаимной зависимостью их друг от друга. Задача Беларуси как малой открытой эк-ки во внешнеэконом. политике - вступление в региональные, европ. и мир. торгово-эконом. блоки. Всемирная торг. орг-ция, ЕвроСоюз, Европ. зона свободной торговли, Союз Беларуси и России будут оказывать решающее влияние на параметры внешнеторг. политики Беларуси. Гл. цель внешнеэконом. стратегии Беларуси - интеграция страны в с-му м/нар. разделения труда для обеспечения стабильного эконом. роста, проведения с-мных реформ и увеличения эф-ти адресной с-мы соц. защиты населения. Реализация внешнеэконом. политики д.б. направлена на:

создание условий для доступа бел. товаров, услуг и раб. силы на мир. рынки;

создание норм.-прав. среды для работы рынков денег, товаров и услуг, раб. силы, соответствующей м/нар. рамочным документам;

обеспечение доступа к м/нар. ресурсам: капиталам и технологиям, услугам маркетинговых и аналитических орг-ций в сфере орг-ции бизнеса;

создание благопр. условий и институтов для обеспечения эф-ного ф-ционирования платежной с-мы.

Ф-ция обороны отн-ся к постоянным сферам деят-ти любого гос-ва, поскольку направлена на отражение вооруж. агрессии, защиту территор. целостности гос-ва. В наст. время меняются ориентиры в реализации данной ф-ции: в соврем. мире усиливаются процессы взаимного сотрудничества разл. гос-в в предотвращении вооруж. конфликтов, угрозы развязывания мир. войны и в укреплении м/нар. безопасности.

Ф-ция поддержки мир. порядка предполагает деят-ть по сохранению мира, урегулированию межнац. конфликтов, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения человека, оздоровлению м/нар. обстановки за счет укрепления взаимного доверия между гос-вами. В содержание данной ф-ции входит также сотрудничество гос-в в таких сферах, как борьба с орг. преступностью, м/нар. терроризмом.

Ф-ция сотрудничества по глобальным проблемам современности приобретает актуальное значение на нынешнем этапе развития. Она направлена на поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов и стран, но и человечества в целом и требуют м/нар. реагирования. К числу таких глобальных проблем отн-ся, н-р, всеобщая заинтересованность мир. сообщества в предотвращении крупных экол. или техногенных катастроф, подобных аварии на ЧАЭС, кот. переросла территор. пределы одного гос-ва. РБ – лидер в таких вопросах, как борьба с любыми проявлениями неонацизма, чернобыльская проблематика. Беларусь присоединилась ко всем без искл. конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, остается их ответственным участником, твердым противником распространения оружия массового уничтожения, инициатором резолюции ООН о запрете создания новых с-м такого оружия. Существенная часть полит. диалога РБ со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает в кач-ве ключевой стр-ры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. Усилия бел. стороны в обл. взаимодействия с ОБСЕ направлены на укрепление всех составляющих сотрудничества в формате этой орг-ции, содействие ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более полного учета интересов каждого гос-ва-участника. РБ явл. полноправным участником Совета Евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира». Формулируя свои подходы к НАТО, Беларусь исходит из общепризнанного права каждого гос-ва на коллективную оборону и вступление в союзы на основе свободы выбора. Интересам Беларуси отвечает пошаговое углубление практ. взаимодействия с НАТО, прежде всего, в деле пресечения перемещения через бел. территорию контрабанды, нелегальных мигрантов, оружия, наркотических ср-в. Беларусь – единств. из европ. стран – явл. полноправным членом Движения неприсоединения (ДН), рассматривая ДН в кач-ве стабилизирующего центра силы, способного стать фундаментом многополярного мира. Членство в Движении создает доп. возможность для продвижения инициатив Беларуси в ООН. Вместе с партнерами по Движению Беларусь противостоит практике применения «двойных стандартов» в мир. политике, выступает за построение справедливого м/нар. эконом. порядка, эф-ную интеграцию развивающихся стран и стран с переходной эк-кой в мир. хоз. архитектуру, укрепляет веру в уникальность и разнообразие путей полит., соц.-эконом. и культ. развития человечества.

Мир. сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и глобального климата от крупномасшт. вреда, кот. причиняется производств. деят-тью человека.

Осн. форма осуществления ф-ций гос-ва - правовая. Прав. форма существует во взаимосвязи 3 осн. направлений прав. деят-ти гос-ва - правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной. В целях обеспечения реализации определ. ф-ции гос-во создает для этого необх. прав. основу, организует исполнение принятых прав.000000 норм и обеспечивает их защиту от нарушений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.