Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ф-ции права




Понятие адм. правонарушения и его признаки.

КоАП РБ от 21 апр. 2003г. № 194-З явл. единств. законом об адм. правонарушениях, действующим на территории РБ. В соотв. со ст.2.1 КоАП РБ адм. правонарушением признается противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также хар-зующееся иными признаками, предусмотренными КоАП РБ, деяние (действие или бездействие), за которое установлена адм. ответственность.

Адм. правонарушением м.б. деяние в виде: 1) оконченного адм. правонарушения; 2) покушения на адм. правонарушение.

Адм. правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния. Адм. правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП РБ, признается оконченным с момента факт. наступления этих последствий.

Покушением на адм. правонарушение признается умышл. действие физ. лица, непоср-венно направленное на совершение адм. правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Адм. ответственность за покушение на адм. правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ.

Признаками адм. правонарушенияявл.:

антиобщественность деяния (деяние, посягающее на гос. и общ. порядок, собств-ть, права и свободы граждан, на установленный порядок управления). Суть сос­тавляют общ. отношения, т.е. отношения между людьми по поводу принадлежащих им соц. благ. Вредоносность составляет содержательную сторону правонарушения. Нарушая порядок поведения, правонарушитель пося­гает на определ. соц. блага, причиняя ущерб их законным обладателям;

противоправность деяния. Деяние м.б. выражено в действии (активная форма деяния) или в бездействии (пассивная форма). Словесные правонарушения (клевета, оскорбле­ние) – это активное воздействие на др. людей, на их честь, достоинство, т.е. словесные высказывания явл. формой совер­шения деяния. Противоправность означает, что правонарушением явл. те и только те деяния, кот. прямо указаны в КоАП РБ. Суть выражается принципом: нет правонарушения, если об этом прямо не указано в законе. Основанием признания деяния правонарушени­ем явл. наличие состава правонарушения;

виновность – означает признание правонарушением только такого деяния, кот. совершено виновно, т.е. умышлен­но или по неосторожности;

наказуемость деяния – это установление в КоАП РБ конкретного адм. взыскания за запрещаемое им противоправное деяние. Наказуемость деяния явл. следствием уста­новления адм.-прав. запрета.

 

Активная роль права выражается в его ф-циях, т.е. направлениях прав. воздействия, выражающих роль права в орг-ции общ. отношений. Ф-ции права можно рассматривать в нескольких плоскостях, определяемых широтой угла зрения, в частности в зависим. от того, освещаются ли они в рамках всей гос-венно-прав. части. Соц.-полит. ф-ции - направления прав. воздействия, выражающие соц.-полит. созерцание права. Право в данной плоскости рассматривается широко - в единстве с гос-вом. Специально-юр. ф-ции - направления прав. воздействия, кот. рассматриваются лишь в рамках самого права, выражают юр. значение права для опосредствующих отношений и проявл. в специально-юр. его созерцании.

Ф-ции права - это осн. направления его воздействия на общ. явления (отношения), на поведение людей. Ф-ции права могут рассматриваться в разл. плоскостях. Т.к. право неразрывно связано с гос-вом, то его ф-ции во многом совпадают с ф-циями гос. власти. Все осн. направления деят-ти гос-ва осуществляются в прав. формах, на основе законодат. актов, которые определяют хар-р и содержание этой деят-ти. С одной стороны, можно выделить эконом., соц., экологическую и др. ф-ции права, что соответствует ф-циям гос-ва. С др. стороны, по субъектам гос. власти различают законодат., исполнит., и судебную ф-ции права.

Ф-ции права могут подразделяется на виды и в зависим. от того, какие осн. задачи они решают. При данной кл-ции выделяются такие направления прав. воздействия, кот. выражают специфику как регулятора общ. отношений, его юр. значение для этих отношений. Важнейшая задача с-мы права цивилизованной страны - упорядочивание общ. отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Эту задачу право решает поср-вом регулятивной ф-ции. 2-й важной задачей права явл. охрана регулируемых общ. отношений от разл. рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с пом. охранительной ф-ции права.

1. Регулятивная ф-ция - это такое направление прав. воздействия, кот. призвано обеспечить чёткую орг-цию общ. отношений, их ф-ционирование и развитие в соотв. с потребностями общ. прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положит. явлениями общ. жизни, возникающими в сфере имуществ., фин., семейных и др. отношений. Регулятивная ф-ция права воздействует на общ. отношения след. обр.:

Во-первых, путём закрепления этих отношений в НПА. Прав. нормы придают обязательную юр. форму тем отношениям, кот. составляют основу нормального ф-ционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов гос-ва, права, свободы и обязанности граждан.

Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общ. отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявл. непоср-в. регулировании орг-ции общ. отношений в эконом., соц. строительстве и др. сферах.

В результате прав. регулирования устанавливается наиб. оптимальный порядок общ. отношений, отвечающий интересам всего населения страны. В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, потребность в кот-х возникает на каждом конкретном этапе общ. развития (н-р, закрепление в законодат. актах разнообр. форм собств-ти в период перехода от тоталитарного к демократическому прав. гос-ву).

2. Охранительная ф-ция - это такое направление прав. воздействия, кот. нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная ф-ция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в след.: в определении запретов на совершение противопр. деяний; в установлении юр. санкций за совершение указанных деяний; в непоср-в. применении юр. санкций к лицам совершившим правонарушения.

Ср-вом орг-ции общ. отношений явл. соц. нормы: нормы права, нормы морали, нормы общ. орг-ций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиб. целесообр. и гармоничное ф-ционирование общества в соотв. с потребностями его развития. Соц. нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деят-ть орг-ций в их взаимоотношениях. Потребность в соц. нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеч. общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При пом. соц. норм достигается наиб. целесообр. взаимодействие людей, решаются задачи, кот. не под силу отдельному человеку. Соц. нормы хар-зуются рядом признаков:

1. Соц. нормы явл. правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или м.б. человеч. поступки по мнению определ. коллективов людей, разл. орг-ций или гос-ва.

2. Соц. нормы - это не только общие но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все др. соц. нормы явл. обязательными для тех, к кому они относятся. В необх. случаях обязательность соц. норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам нарушающим требования соц. норм, в зависим. от хар-ра нарушения м.б. применены меры гос. или общ. воздействия. Если лицо совершило нарушение прав. нормы, то к нему применяются меры гос. принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общ. воздействия.

Все соц. нормы, действующие в соврем. обществе, разделяют по 2 основаниям: по способу их установления; по ср-вам охраны их нарушений. На основе этого выделяются след. виды соц. норм: 1. Нормы права - это правила поведения, кот. устанавливаются и охраняются гос-вом. 2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соотв. с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и т.д. 3. Нормы общ. орг-ций представляют собой правила поведения, кот. устанавливаются самими общ. орг-циями и охраняются с пом. мер общ. воздействия, предусмотренных уставами этих орг-ций.

Существуют различные формы общ. сознания, поср-вом кот-х люди осознают (отражают) окруж. мир. К формам общ. сознания отн-ся и правосознание. Правосознание представляет собой сов-ть идей, взглядов, чувств, традиций, кот. выражают отношения людей к прав. явлениям. Право строится и ф-ционирует на основе определ. принципов, кот. выражают его сущность и соц. назначение. В них отражаются гл. св-ва и особенности права, придающие ему кач-во гос. регулятора меры свободы и справедливости в общ. отношениях. Принципы права - это осн. исходные положения, юридически закрепляющие объект. закономерности общ. жизни. Они аккумулируют в себе наиб. хар-рные черты права, определяют его юр. природу.

Принципы права лежат в основе деят-ти прав. государства, всех органов гос. власти. Руководствуясь ими, гос-во обеспечивает соц.-эконом., полит. и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юр. обязанностей. Принципы права пронизывают все прав. нормы, явл. стержнем всей с-мы права гос-ва. Отсюда их определяющее значение для регулирования общ. отношений, для юр. практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юр. дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юр. норм, принятия обоснованных и законных решений. Принципы права могут специально закрепляться в общих юр. нормах (нормах - принципах) - в конституциях, преамбулах законов, кодексах - они составляют саму материю права, проникая во внутр. содержание прав. норм.

Принципы права объективно обусловлены хар-ром общ. отношений, на кот-х базируется определ. с-ма права. Это значит, что каждая с-ма общ. отношений регулируется не произвольно, а в соотв. с объект. требованиями, кот. отражаются в с-ме права и составляют ее сущность. Хар-р принципов той или иной прав. с-мы нельзя определять в отрыве от соц.-эконом. условий, стр-ры и содержания гос. власти, принципов построения и ф-ционирования всей полит. с-мы общества.

Принципы права подразделяются на виды в зависим. от того, на какую область прав. норм они распространяются. Существует 3 осн. группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые. К числу общих принципов права относятся:

1. Принцип соц. свободы. Осн. началом прав. регулирования в цивилизованном гос-ве явл. предоставление его участникам макс. свободы в выборе форм труд. деят-ти, профессии, места жительства, возможность пользоваться разл. услугами гос-ва и частных лиц, свободно распоряжаться своими труд. доходами, участвовать в распределении общих соц. благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и др. соц. конфликтов.

2. Принцип соц. справедливости. Этот принцип имеет морально-прав. содержание. Он обеспечивает соответствие между практ. ролью индивидов в жизни общества и их соц. положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.д.

3. Принцип демократизма. В прав. гос-ве этот принцип пронизывает всю с-му права. Непоср-в. выражение он находит в прав. нормах, регулирующих порядок орг-ции и деят-ти органов гос. власти, определяющих прав. положение личности, хар-р ее взаимоотношений с гос-вом.

4. Принцип гуманизма. Гуманизм прав. управлений выражается в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не м.б. подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела конкретным и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства никто не должен подвергаться пыткам, жестокому и унижающему его достоинство наказанию.

5. Принцип равноправия и единства юр. прав и обязанностей, принцип законности, принцип ответственности за вину.

Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип соц. справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми.

Межотрасл. прав. принципы - это такие руководящие начала, кот. выражают особенности нескольких родственных отраслей права (н-р, уголовно-процесс. и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, н-р, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражд. дел, гласность судебного разбирательства. Они проявл. отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотрасл. принципы. Отрасл. прав. принципы – хар-зуют наиб. существенные черты конкретной отрасли права (адм. или гражданского).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.