КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ф-ции права
Понятие адм. правонарушения и его признаки. КоАП РБ от 21 апр. 2003г. № 194-З явл. единств. законом об адм. правонарушениях, действующим на территории РБ. В соотв. со ст.2.1 КоАП РБ адм. правонарушением признается противоправное виновное (умышленное или неосторожное), а также хар-зующееся иными признаками, предусмотренными КоАП РБ, деяние (действие или бездействие), за которое установлена адм. ответственность. Адм. правонарушением м.б. деяние в виде: 1) оконченного адм. правонарушения; 2) покушения на адм. правонарушение. Адм. правонарушение признается оконченным с момента совершения деяния. Адм. правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП РБ, признается оконченным с момента факт. наступления этих последствий. Покушением на адм. правонарушение признается умышл. действие физ. лица, непоср-венно направленное на совершение адм. правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам. Адм. ответственность за покушение на адм. правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП РБ. Признаками адм. правонарушенияявл.: ♦ антиобщественность деяния (деяние, посягающее на гос. и общ. порядок, собств-ть, права и свободы граждан, на установленный порядок управления). Суть составляют общ. отношения, т.е. отношения между людьми по поводу принадлежащих им соц. благ. Вредоносность составляет содержательную сторону правонарушения. Нарушая порядок поведения, правонарушитель посягает на определ. соц. блага, причиняя ущерб их законным обладателям; ♦ противоправность деяния. Деяние м.б. выражено в действии (активная форма деяния) или в бездействии (пассивная форма). Словесные правонарушения (клевета, оскорбление) – это активное воздействие на др. людей, на их честь, достоинство, т.е. словесные высказывания явл. формой совершения деяния. Противоправность означает, что правонарушением явл. те и только те деяния, кот. прямо указаны в КоАП РБ. Суть выражается принципом: нет правонарушения, если об этом прямо не указано в законе. Основанием признания деяния правонарушением явл. наличие состава правонарушения; ♦ виновность – означает признание правонарушением только такого деяния, кот. совершено виновно, т.е. умышленно или по неосторожности; ♦ наказуемость деяния – это установление в КоАП РБ конкретного адм. взыскания за запрещаемое им противоправное деяние. Наказуемость деяния явл. следствием установления адм.-прав. запрета.
Активная роль права выражается в его ф-циях, т.е. направлениях прав. воздействия, выражающих роль права в орг-ции общ. отношений. Ф-ции права можно рассматривать в нескольких плоскостях, определяемых широтой угла зрения, в частности в зависим. от того, освещаются ли они в рамках всей гос-венно-прав. части. Соц.-полит. ф-ции - направления прав. воздействия, выражающие соц.-полит. созерцание права. Право в данной плоскости рассматривается широко - в единстве с гос-вом. Специально-юр. ф-ции - направления прав. воздействия, кот. рассматриваются лишь в рамках самого права, выражают юр. значение права для опосредствующих отношений и проявл. в специально-юр. его созерцании. Ф-ции права - это осн. направления его воздействия на общ. явления (отношения), на поведение людей. Ф-ции права могут рассматриваться в разл. плоскостях. Т.к. право неразрывно связано с гос-вом, то его ф-ции во многом совпадают с ф-циями гос. власти. Все осн. направления деят-ти гос-ва осуществляются в прав. формах, на основе законодат. актов, которые определяют хар-р и содержание этой деят-ти. С одной стороны, можно выделить эконом., соц., экологическую и др. ф-ции права, что соответствует ф-циям гос-ва. С др. стороны, по субъектам гос. власти различают законодат., исполнит., и судебную ф-ции права. Ф-ции права могут подразделяется на виды и в зависим. от того, какие осн. задачи они решают. При данной кл-ции выделяются такие направления прав. воздействия, кот. выражают специфику как регулятора общ. отношений, его юр. значение для этих отношений. Важнейшая задача с-мы права цивилизованной страны - упорядочивание общ. отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Эту задачу право решает поср-вом регулятивной ф-ции. 2-й важной задачей права явл. охрана регулируемых общ. отношений от разл. рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с пом. охранительной ф-ции права. 1. Регулятивная ф-ция - это такое направление прав. воздействия, кот. призвано обеспечить чёткую орг-цию общ. отношений, их ф-ционирование и развитие в соотв. с потребностями общ. прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положит. явлениями общ. жизни, возникающими в сфере имуществ., фин., семейных и др. отношений. Регулятивная ф-ция права воздействует на общ. отношения след. обр.: Во-первых, путём закрепления этих отношений в НПА. Прав. нормы придают обязательную юр. форму тем отношениям, кот. составляют основу нормального ф-ционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов гос-ва, права, свободы и обязанности граждан. Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общ. отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявл. непоср-в. регулировании орг-ции общ. отношений в эконом., соц. строительстве и др. сферах. В результате прав. регулирования устанавливается наиб. оптимальный порядок общ. отношений, отвечающий интересам всего населения страны. В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, потребность в кот-х возникает на каждом конкретном этапе общ. развития (н-р, закрепление в законодат. актах разнообр. форм собств-ти в период перехода от тоталитарного к демократическому прав. гос-ву). 2. Охранительная ф-ция - это такое направление прав. воздействия, кот. нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Охранительная ф-ция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в след.: в определении запретов на совершение противопр. деяний; в установлении юр. санкций за совершение указанных деяний; в непоср-в. применении юр. санкций к лицам совершившим правонарушения. Ср-вом орг-ции общ. отношений явл. соц. нормы: нормы права, нормы морали, нормы общ. орг-ций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиб. целесообр. и гармоничное ф-ционирование общества в соотв. с потребностями его развития. Соц. нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деят-ть орг-ций в их взаимоотношениях. Потребность в соц. нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеч. общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами. При пом. соц. норм достигается наиб. целесообр. взаимодействие людей, решаются задачи, кот. не под силу отдельному человеку. Соц. нормы хар-зуются рядом признаков: 1. Соц. нормы явл. правилами поведения людей. Они указывают, какими должны или м.б. человеч. поступки по мнению определ. коллективов людей, разл. орг-ций или гос-ва. 2. Соц. нормы - это не только общие но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все др. соц. нормы явл. обязательными для тех, к кому они относятся. В необх. случаях обязательность соц. норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам нарушающим требования соц. норм, в зависим. от хар-ра нарушения м.б. применены меры гос. или общ. воздействия. Если лицо совершило нарушение прав. нормы, то к нему применяются меры гос. принуждения. Нарушение же требований моральной нормы (аморальный поступок) может повлечь за собой применение мер общ. воздействия. Все соц. нормы, действующие в соврем. обществе, разделяют по 2 основаниям: по способу их установления; по ср-вам охраны их нарушений. На основе этого выделяются след. виды соц. норм: 1. Нормы права - это правила поведения, кот. устанавливаются и охраняются гос-вом. 2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соотв. с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и т.д. 3. Нормы общ. орг-ций представляют собой правила поведения, кот. устанавливаются самими общ. орг-циями и охраняются с пом. мер общ. воздействия, предусмотренных уставами этих орг-ций. Существуют различные формы общ. сознания, поср-вом кот-х люди осознают (отражают) окруж. мир. К формам общ. сознания отн-ся и правосознание. Правосознание представляет собой сов-ть идей, взглядов, чувств, традиций, кот. выражают отношения людей к прав. явлениям. Право строится и ф-ционирует на основе определ. принципов, кот. выражают его сущность и соц. назначение. В них отражаются гл. св-ва и особенности права, придающие ему кач-во гос. регулятора меры свободы и справедливости в общ. отношениях. Принципы права - это осн. исходные положения, юридически закрепляющие объект. закономерности общ. жизни. Они аккумулируют в себе наиб. хар-рные черты права, определяют его юр. природу. Принципы права лежат в основе деят-ти прав. государства, всех органов гос. власти. Руководствуясь ими, гос-во обеспечивает соц.-эконом., полит. и личные права и свободы своих граждан, гарантирует выполнение ими юр. обязанностей. Принципы права пронизывают все прав. нормы, явл. стержнем всей с-мы права гос-ва. Отсюда их определяющее значение для регулирования общ. отношений, для юр. практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юр. дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юр. норм, принятия обоснованных и законных решений. Принципы права могут специально закрепляться в общих юр. нормах (нормах - принципах) - в конституциях, преамбулах законов, кодексах - они составляют саму материю права, проникая во внутр. содержание прав. норм. Принципы права объективно обусловлены хар-ром общ. отношений, на кот-х базируется определ. с-ма права. Это значит, что каждая с-ма общ. отношений регулируется не произвольно, а в соотв. с объект. требованиями, кот. отражаются в с-ме права и составляют ее сущность. Хар-р принципов той или иной прав. с-мы нельзя определять в отрыве от соц.-эконом. условий, стр-ры и содержания гос. власти, принципов построения и ф-ционирования всей полит. с-мы общества. Принципы права подразделяются на виды в зависим. от того, на какую область прав. норм они распространяются. Существует 3 осн. группы принципов права: общие, межотраслевые и отраслевые. К числу общих принципов права относятся: 1. Принцип соц. свободы. Осн. началом прав. регулирования в цивилизованном гос-ве явл. предоставление его участникам макс. свободы в выборе форм труд. деят-ти, профессии, места жительства, возможность пользоваться разл. услугами гос-ва и частных лиц, свободно распоряжаться своими труд. доходами, участвовать в распределении общих соц. благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и др. соц. конфликтов. 2. Принцип соц. справедливости. Этот принцип имеет морально-прав. содержание. Он обеспечивает соответствие между практ. ролью индивидов в жизни общества и их соц. положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.д. 3. Принцип демократизма. В прав. гос-ве этот принцип пронизывает всю с-му права. Непоср-в. выражение он находит в прав. нормах, регулирующих порядок орг-ции и деят-ти органов гос. власти, определяющих прав. положение личности, хар-р ее взаимоотношений с гос-вом. 4. Принцип гуманизма. Гуманизм прав. управлений выражается в том, что они гарантируют неприкосновенность личности: никто не м.б. подвергнут аресту или незаконному содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора; каждый человек имеет право на защиту, на справедливое и открытое разбирательство дела конкретным и беспристрастным судом; все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение их достоинства никто не должен подвергаться пыткам, жестокому и унижающему его достоинство наказанию. 5. Принцип равноправия и единства юр. прав и обязанностей, принцип законности, принцип ответственности за вину. Следует отметить, что все общие принципы права тесно взаимосвязаны между собой. Если действует принцип соц. справедливости, то устанавливаются и гуманные отношения между людьми. Межотрасл. прав. принципы - это такие руководящие начала, кот. выражают особенности нескольких родственных отраслей права (н-р, уголовно-процесс. и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, н-р, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражд. дел, гласность судебного разбирательства. Они проявл. отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотрасл. принципы. Отрасл. прав. принципы – хар-зуют наиб. существенные черты конкретной отрасли права (адм. или гражданского).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |