Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные тексты




Правовая доктрина

Доктрина означает учение. При определенных условиях пра­вовая доктрина может стать источником права. Мнения ведущих ученых в большинстве правовых систем не образуют право в его истинном значении. Однако роль юридической науки довольно велика. Законодатель обычно учитывает достижения юридиче­ской науки. Роль правовой доктрины трудно переоценить в со­вершенствовании законодательства в целом, выработке правовых понятий, доктринальном толковании норм права.

В то же время истории права известны случаи, когда юриди­ческая доктрина воспринимается как непосредственный источ­ник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосно­вывают свои решения ссылками на труды ученых. Мусульман­ское право вообще основано на принципе авторитета. В связи с этим заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение.

Источником права в ряде государств могут выступать рели­гиозные тексты или своды религиозных правил, обладающих иногда высшей юридической силой, т. е. стоящих выше законов и иных актов, издаваемых государством. В таком аспекте следует говорить, прежде всего, о шариате — своде норм мусульманско­го права.

 

Источники права

В юридической науке понятие «источник права» явля­ется весьма дискуссионным. В научный оборот это поня­тие ввели римские юристы. Известный римский юрист, оратор и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 г. до н.э.) в своей работе «Об ораторе», описывая ответную речь Марка Красса, указывает следующее: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна кни­жица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки всех философов».

А римский историк Тит Ливии (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.) в своей работе «История Рима от основания города» назвал законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права» в том смысле, что они представляли собой «главную основу действующего права».

Таким образом, понятие источника права уже в антич­ное время активно использовалось многими исследовате­лями в смысле основы, на базе которой получает разви­тие право определенной страны.

Российское право как качественно своеобразная систе­ма имеет свои специфические формы, которые представ­ляют собой совокупность разнообразных юридических источников, способ организации общих правил поведения, регулирующих соответствующие общественные отноше­ния. Это преимущественно нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры. Выбор формы права обус­ловливает юридическую силу данного регулятора, место и роль в правовой системе, его эффективность.

Различают источники права в трех смыслах: матери­альном, идеологическом и формально-юридическом. Ис­точник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова. Речь идет о посто­янно развивающейся и воспроизводящейся системе соци­ально-экономических отношений, материальных и иных потребностях. Этим характеризуется социальная обуслов­ленность права, которая формализуется официальными государственными органами, осуществляющими право­творческую деятельность.

Источник права в идеологическом смысле — это пра­вовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. Господствующая правовая идеология — важнейшая пред­посылка формирования права.

В формально-юридическом смысле источник права пред­ставляет собой внешнюю форму выражения и существо­вания правовых норм. Источники права — исходящие от государства или признаваемые им официально докумен­тальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Без объективации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качества правовых, невозможно их реальное функционирование. Государство, устанавливая или признавая уже имеющие­ся формы права, наделяет их качествами официальности, обязательности, предусматривает меры государственной защиты.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается путем правотворчества, когда нор­мативные документы принимаются (издаются) компетен­тными государственными органами, то есть прямо исхо­дят от государства, и путем санкционирования, когда го­сударственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоратив­ные нормы), придают им юридическую силу.

Формам права присущи обязательность (непререкае­мость правовых установлений, беспрекословность их осу­ществления со стороны всех субъектов права), формаль­ная определенность (конкретное, четкое оформление пра­вовых предписаний, выражение их с указанием на соот­ветствующие права, обязанности, последствия невыпол­нения), общеизвестность (информирование о правилах по­ведения, сфере и пределах их действия).

Учитывая конкретные способы выражения (закрепле­ния) формально-определенных правил в качестве обяза­тельных и придания им официального статуса, выделяют

четыре основных формы права: 1) нормативный правовой акт; 2) нормативный договор; 3) правовой обычай; 4) юри­дический прецедент. Все они неразрывно связаны с госу­дарством, поскольку возникли как результат правотвор­ческой деятельности.

Источники права являются не только общими поняти­ями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями — документами, текстами, точными фор­мулировками юридических норм. Поэтому в данной обла­сти так важны приемы и правила обращения с докумен­тами, юридическая техника, знания сугубо практическо­го порядка.

Во всех современных государствах используется преж­де всего такая наиболее четкая и совершенная форма пра­ва, как нормативный правовой акт. Он представляет со­бой правовой акт, который содержит юридические нор­мы. Его отличительные черты: определенное содержание общих правил поведения, писаная, строго документаль­ная форма и особый порядок издания. Нормативный пра­вовой акт придает юридическим нормам официальный статус, юридическую силу.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации подвергаются классификации по различным основаниям. Среди основных наиболее распространена классификация нормативных правовых актов по юридической силе. Их делят на законы и подзаконные нормативные правовые акты. В свою очередь каждый из этих видов делится на несколько разновидностей. Например, согласно Консти­туции РФ в нашей стране принимаются следующие виды законов: федеральные конституционные законы, федераль­ные законы, законы субъектов РФ. К числу подзаконных нормативных правовых актов относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты.

Другая классификация — по уровням принятия нор­мативных актов. Здесь выделяют нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Феде­рации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления.

По степени обобщенности нормативного материала мо­гут встречаться кодификационные акты (кодекс, устав и др.) и акты текущего правотворчества (тематические фе­деральные законы и т. д.).

Достаточно важной является классификация норматив­ных правовых актов по их действию во времени (постоян­ные, временные, исключительные), в пространстве (на всей территории России, на территории какого-либо субъекта РФ, муниципального образования), по кругу субъектов (об­щие и специальные), по направленности действия (акты внутреннего действия, направленные на сотрудников орга­низации, ведомства и акты внешнего действия, направ­ленные на иных лиц).

Выделяется классификация по органам, их издающим: нормативные правовые акты законодательных органов, Президента РФ, исполнительных органов государствен­ной власти, нормативные акты органов местного самоуп­равления, организаций (локальные нормативные право­вые акты).

В правовой системе России существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представ­ляет собой соглашение двух и более субъектов правотвор­чества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер. Нормативный договор делает воз­можным взаимный учет и согласование интересов сторон.

Отличительной особенностью нормативного договора от других источников права является то, что он устанавли­вается не властным решением, как нормативный право­вой акт, а добровольным соглашением правотворческих субъектов. Стороны занимают относительно автономное положение. Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в оп­ределении круга субъектов, имеющих право на его разра­ботку и заключение (компетентный правотворческий орган, трудовой коллектив и т. д.). Вместе с тем юриди­ческую силу нормативному договору в Российской Феде­рации придает все-таки закон, в котором устанавливают­ся виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и вза­имной ответственности за их невыполнение.

По критерию действия в пространстве нормативные договоры делят на две основные группы: внутригосудар- ственные договоры и международные договоры. Внутри­государственные договоры, согласно ч. 3 ст. 11 Конститу­ции РФ, имеют свои разновидности: Федеративный дого­вор, заключенный в Москве 31 марта 1992 г.; договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами го­сударственной власти субъектов РФ; договоры между орга­нами государственной власти субъектов РФ. Международ­ные договоры Российской Федерации ч. 4 ст. 15 Консти­туции РФ включены в правовую систему России. Между­народный договор РФ представляет собой международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с инос­транным государством (или государствами) либо с между­народной организацией в письменной форме и регулируе­мое международным правом, независимо от того, содер­жится такое соглашение в одном документе или в несколь­ких связанных между собой документах, а также незави­симо от его конкретного наименования*.

Международные договоры имеют свои разновидности, от типа регулируемых в них отношений и конкретных об­стоятельств его заключения. Известны такие виды данных актов, как договор, устав, пакт, акт, итоговый документ, хартия, конвенция, соглашение и др., которые обладают относительной однородностью по юридической силе.

Правовой обычай как общеобязательное правило пове­дения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной защиты выступает исторически первым источником пра­ва. Правовые обычаи — разновидность общегражданских обычаев. Их содержание — это конкретные правила, пред­писывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость соци­альных связей вызывает возникновение в общественном, групповом и индивидуальном сознании определенных сте­реотипов поведения, не обусловленных какой-либо ярко выраженной личной мотивацией. Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства.

В современной правовой системе Российской Федера­ции правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занима­ет незначительное место. Случаи применения правового обычая зафиксированы в действующем законодательстве. Так, вследствие усложнения реально складывающихся отношений в гражданско-правовой сфере, характеризую­щейся подвижностью и высокой степенью динамичности, законодатель закрепил возможность применения обычаев делового оборота как одной из разновидностей правового обычая в Российской Федерации. Под обычаем делового оборота понимается «сложившееся и широко применяе­мое в какой-либо области предпринимательской деятель­ности правило поведения, не предусмотренное законода­тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, проти­воречащие обязательным для участников соответствую­щего отношения положениям законодательства или дого­вору, не применяются» (ст. 5 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, к типичным источникам российского права относится нормативный правовой акт. Немаловаж­ное значение имеют нормативный договор и соответству­ющий обычай. Юридический же прецедент, в качестве ко­торого рассматривается судебное или административное решение по конкретному делу, обретающему общеобяза­тельное значение, как самостоятельный источник права у нас отсутствует, хотя и складываются предпосылки к его появлению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.