Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины и определения




Охрана труда. Ответственность нанимателя за нарушение условий охраны труда.

Материальная ответственность работников.

Трудовой договор и его виды.

Понятие, предмет и система трудового права.

Правовые особенности заключения договора.

Обязательственное право.

Страхование работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Возмещение вреда, причиненного чрезвычайными ситуациями.

Обязательства вследствие причинения вреда.

Право собственности.

Понятие гражданского права.

Установление технической причины возникновения пожара

Дознание по уголовным делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил.

Обеспечение законности в государственном управлении.

Вопросы для самоконтроля:

ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС.

3.1 Понятие и сущность административного процесса.

3.2 Задачи и порядок производства по делам об административных правонарушениях.

3.3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

3.4. Участники производства по делам об административных правонарушениях.

3.5. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

3.6. Производство по исполнению отдельных видов административных взысканий.

РАЗДЕЛ II. УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 4. УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ.

4.1. Понятие уголовного права. Действие уголовного закона в пространстве и во времени. Обратная сила уголовного закона.

4.2. Понятие и структура уголовного закона.

Структура норм особенной части УК.

4.3. Основания и условия уголовной ответственности, формы ее реализации.

4.3.1. Понятие и признаки преступления. Состав преступления.

Обстоятельства, исключающие общественную опасность деяния.

4.3.2. Стадии совершения преступления.

4.3.3. Понятие и признаки соучастия в преступлении

4.3.4. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

4.4. Понятие и виды наказаний. Назначение наказаний.

4.5. Квалификация преступлений, связанных с пожарами и нарушениями правил пожарной безопасности.

Правила учета пожаров и последствий от них

Вопросы для самоконтроля.

ГЛАВА 5. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО.

Основания для задержания:

РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО И ТРУДОВОГО ПРАВА

ГЛАВА 6. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Понятие и виды договоров.

Вопросы для самоконтроля:

ГЛАВА 7. ТРУДОВОЕ ПРАВО.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

ЛИТЕРАТУРА:


РАЗДЕЛ I. КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Глава 1. Конституционное право Республики Беларусь.

 

Конституционное право Республики Беларусь, являясь одной из отраслей национальной правовой системы, занимает среди них особое место. С него начинается формирование всех остальных отраслей права, и в этом – его системообразующая роль. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционого законодательства.

В условиях становления Республики Беларусь как суверенного демократического социального правового государства к развитию конституционного права проявляется особый интерес со стороны самых различных политических сил, так как оно закрепляет правовой статус гражданина и человека, основные принципы организации и функционирования всего механизма государственной власти. Данное обстоятельство порождает острую борьбу различных политических течений вокруг Конституции, законов и иных правовых актов, составляющих источники конституционного права.

Законодательство Республики Беларусь весьма динамично в данный период. Происходит активный процесс обновления всей правовой системы, в том числе и в области конституционного права. Поэтому необходимо постоянно следить за происходящими изменениями, опубликованием новых законодательных актов и вносить в них соответствующие изменения.

 

 

1.1.Основы теории государства и права.

 

Государство и право возникают одновременно, в результате одних и тех же причин, развиваются взаимозависимо и выполняют единые экономические и социальные функции. Их исторические судьбы неразрывны.

Государство оказывает прямое воздействие на право, независимо от того, какие при этом факторы в конкретных исторических условиях являются определяющими — политические, социальные или научные. В то же время и право оказывает принципиальное воздействие на государство. Оно связывает государственные органы конституционными и иными нормами, упорядочивает их деятельность, вводит ее в законное русло.

Государство — это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Для того чтобы глубже понять, что собой представляет государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.

Сущностью государства является его роль, назначение в том или ином обществе.

Возникновение государства всегда связано с изменением характера власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую в интересах прежде всего привилегированной части общества.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме.

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и населением.

Под формой государственного устройства понимают национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым и его частями.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства.

Наиболее простая из них — унитарное государство. В унитарном государстве действует единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система законодательства; единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика; одно гражданство и единые вооруженные силы.

Более сложной формой государственного устройства является федерация, субъекты которой обладают государственным суверенитетом.

Различают автономную и союзную федерации.

Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.

Исходя из цивилизованного характера тех общественных отношений, на которых должно основываться демократическое государство, к внутренним функциям современного белорусского государства следует отнести:

а) экономическую, которая выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме;

б) идеологическая функция выражается в деятельности государства по поддержке и научной разработке определенной идеологии, в том числе религиозной, направленности образования, культуры, деятельности средств массовой информации (радио, печать, телевидение и др.);

в) социальная функция призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных и духовных благ;

г) функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка выражается в деятельности государства, содержанием которой является защита принципа разделения властей, создание условий для точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов всеми лицами, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина, а также существующего правопорядка;

д) экологическая функция состоит в установлении государством правового режима природопользования, в его обязательстве перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.;

ж) культурную функцию составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - прежде всего национальной литературы, искусства, кино, средств массовой информации, науки, образования и др., эта функция особенно важна потому, что в настоящее время она осуществляется в недостаточном объеме.

К внешним функциям современного белорусского государства можно отнести следующие:

а) обеспечение обороноспособности страны, которая базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, защиты суверенитета и территориальной целостности;

б) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы нашего государства с интересами других держав;

в) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.

 

1.1.1.Система права и ее структура.

 

Право отражает наиболее устойчивые общественные связи, их признаки и свойства.

Система права это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных юридических норм и их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

Отрасль права является основным структурным подразделением системы права. Она представляет собой наиболее крупную группу норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения, обладающие устойчивостью и обособленностью.

В отраслях права, как правило, выделяется основной институт, в котором закрепляются общеотраслевые принципы, содержание и объем правового регулирования.

Так, в отрасли Конституционного права таким институтом является институт конституционного строя, а в отрасли трудового права — институт трудового договора.

В свою очередь отрасли права состоят из менее крупных групп норм, имеющих общие черты с отраслью права, но обладающих по отношению к ней обособленностью. Эти части называются правовыми институтами. Отрасль формируется из правовых норм через институты.

Правовой институт — это входящая в отрасль права обособленная группа взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенную разновидность или сторону однородных общественных отношений.

Республика Беларусь унаследовала конструкцию системы права, сложившуюся в советский период.

С учетом некоторых изменений, происшедших за последние годы, функционирующая в настоящее время система права состоит из следующих основных отраслей:

1. конституционное право;

2. гражданское право;

3. административное право;

4. уголовное право;

5. трудовое право;

6. семейное право;

7. земельное право;

8. финансовое право;

9. уголовно-исполнительное право;

10. гражданско-процессуальное право;

11. уголовно-процессуальное право.

Конституционное право это отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, организацию государственной власти, политическую систему общества, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти и управления, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, финансово-кредитную систему.

В свою очередь система конституционного права – это совокупность конституционно-правовых норм, сгруппированных в зависимости от их содержания и характера регулируемых общественных отношений. (Рис. 1).

Гражданское право — это отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Гражданское право регулирует отношения государственных и частных предприятий и организаций, кооперативов и общественных объединений между собой и с гражданами, граждан между собой. Нормами гражданского права устанавливается правовое положение лиц и имущества, закрепляются различные виды собственности, правомочия собственника, определяется порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, заключения различных сделок, договоров.

Административное право — это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства.

Нормы этой отрасли регулируют деятельность органов исполнительной власти, отношения, возникающие как между этими органами, так и между ними и гражданами (отношения дорожного движения, пожарной безопасности, санитарии и т.п.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения финансовой деятельности в Республике Беларусь.

Нормами этой отрасли устанавливаются налоги, другие платежи, порядок их взимания в бюджет, взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных и других органов и организаций по поводу принятия и исполнения бюджета. Нормами финансового права закрепляются основы денежного обращения, порядок осуществления валютных операций и др.

Земельное право — это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. В нормах этой отрасли устанавливаются порядок распределения и использования земельного фонда Республики Беларусь, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешение земельных споров и т.д.

Трудовое право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, а также другие, тесно с ними связанные отношения.

Трудовое право регулирует вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, разрешения трудовых споров, материальной ответственности. Нормы этой отрасли права регулируют порядок социального обеспечения по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности и др.

Семейное право регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Нормы этой отрасли регулируют порядок вступления в брак и его прекращения, личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, порядок регистрации актов гражданского состояния и др.

Уголовное право объединяет нормы, которые определяют круг деяний, признаваемых в обществе преступлениями, и устанавливает уголовную ответственность за их совершение. Нормы уголовного права направлены на защиту общественного и государственного строя, собственности, личности, прав и свобод граждан от преступных посягательств.

Уголовно-исполнительное право — это система правовых норм, регулирующих порядок и условие отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность уголовно-исполнительных учреждений.

Уголовно-процессуальное право составляет систему правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство).

Они регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, устанавливают правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств.

Гражданско-процессуальное право — это система норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.

В порядке гражданского судопроизводства разрешаются дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и некоторых других правоотношений.

Таковы наиболее общие характеристики отраслей белорусского права как основных, структурных элементов его системы, формирующихся в зависимости от предмета и метода правового регулирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.