Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и




Формы (источники) права Республики Беларусь.

Право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективного, реального существования и ункционирования.

Формы (источники) права, - это способы объективации (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

К наиболее распространенным относятся правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания и др.

Правовой обычай — это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права.

Следовательно, правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту.

Нормативно-правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира.

Под нормативно-правовым актом понимается официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосударственных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

Система нормативно-правовых актов каждой страны является достаточно разветвленной и отражает особенности ее развития и традиции.

На верхней ступеньке этой системы стоят конституции и иные законы государства. В демократических государствах другие нормативно-правовые акты находятся по отношению к ним в соподчиненном положении, являются строго подзаконными.

К подзаконным актам относятся, прежде всего, акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных нормативно-правовых актов, их юридическая сила зависит от места и роли в системе государственного механизма, того органа, который издал соответствующий акт.

Рассматривая источники права Республики Беларусь, следует подчеркнуть, что белорусская правовая система исторически складывалась как система писаного права.

Как и во многих других странах континентальной Европы, она относится к модели романо-германского типа. Это предопределило то обстоятельство, что в качестве основного источника, официальной формы выражения и закрепления правовых норм выступают в Беларуси нормативно-правовые акты.

В настоящее время к ним относятся:

1. законы, принимаемые законодательным органом;

2. декреты и указы Президента;

3. постановления Правительства;

4. ведомственные приказы и инструкции

5. решения местных представительных и исполнительных органов власти и др.

Все нормативно-правовые акты подразделяются на две крупные группы: законы и подзаконные акты. Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативно-правовых актов.

Закон — это такой нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

В зависимости от юридической силы законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие).

К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией. Таковым, например, является Закон о Совете Министров Республики Беларусь и др.

В Республике Беларусь высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон).

В ней закрепляется организационная структура государственной власти страны, основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан. (Рис. 2).

В республике установлен особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию (ст.ст.138, 139, 140 Конституции Республики Беларусь).

Конституция является юридической базой для всего действующего законодательства.

Сущность Конституции связана с познанием ее природы, с выяснением вопроса, чью волю она выражает, для чего она возникла.

Конституция Республики Беларусь по своей сущности общедемократическая.

Основные особенности Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года:

-это первая Конституция Республики Беларусь как независимого, самостоятельного государства;

-впервые в истории Республика Беларусь провозглашена как унитарное, правовое, демократическое, социальное государство;

-она закрепила более широкий круг прав и свобод личности;

-учредила новую систему государственных органов, основанную на принципах разделения властей.

Республиканским референдумом 24 ноября 1996 года в Конституцию Республики Беларусь внесены изменения:

1. Учрежден новый законодательный орган - Национальное собрание (вместо Верховного Совета);

2. Учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты);

3. Изменилось название правительства – Совет Министров (вместо Кабинета Министров);

4. Конституционный суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора);

5. Закреплен более широкий круг прав и свобод граждан;

6. Установлен более четкий и справедливый принцип разделения властей;

7. Расширилась компетенция Президента как главы государства.

Обычные (текущие) законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. Для принятия законов характерна особая процедура. В качестве примеров текущих законов можно назвать законы Республики Беларусь "О милиции" от 23 февраля 1991 г. с изменениями 19 мая 2000 г., «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г. и др.

Другую группу нормативно-правовых актов составляют акты подзаконного характера. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами, на их основе и не должны им противоречить. В силу этого они и носят название подзаконных.

В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают Указы Президента Республики Беларусь.

Важными подзаконными актами являются Постановления Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят подзаконный характер и издаются по важным вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др. Постановления правительства обычно носят нормативный характер.

Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, т.е. являются актами индивидуального регулирования.

Следующим видом подзаконных нормативных актов являются ведомственные акты.

Они издаются центральными органами государственного управления - министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Эти акты, как правило, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов. Но некоторые из министерств, государственных комитетов обладают правом издания актов, имеющих и межведомственное значение.

Такими полномочиями наделено, например Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство труда и др.

Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные и исполнительные органы власти (областей, городов, районов).

Местные Советы депутатов и исполнительные комитеты принимают решения согласно своему статусу.

Управления и отделы исполнительных комитетов принимают приказы и инструкции. Такие же акты локального значения могут принимать и руководители предприятий и учреждений.

 

1.2.Система органов государственной власти Республики Беларусь.

 

Под системой понимается совокупность государственных органов.

Государственный орган – это гражданин (Президент, Генеральный прокурор и др.) или коллективный орган граждан, наделенных государственно-властными полномочиями на осуществление задач и функций государства и действующих в установленном государством порядке.

Основные черты органов государства:

1. Наделяются государственно-властными полномочиями, позволяющими им решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами и обеспечивать исполнение этих актов.

2. Образуются в установленном государством порядке.

3. Уполномочены государством осуществлять те или иные его задачи и функции.

4. Действуют в установленном государством порядке.

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Республики Беларусь.

В систему государственных органов Республики Беларусь входят:

1. Президент Республики Беларусь;

2. Органы законодательной (представительной) власти. Это Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, областные Советы депутатов, районные Советы депутатов, городские Советы депутатов, поселковые Советы депутатов, сельские Советы депутатов.

3. Органы исполнительной власти (органы управления). Это правительство - Совет Министров Республики Беларусь; министерства, госкомитеты, ведомства; облисполкомы; горисполкомы; райисполкомы (в городах, имеющих районное деление – администрации районов); поселковые исполкомы; сельские исполкомы.

4. Контрольно-надзорные органы. Это органы прокуратуры (Прокуратура Республики Беларусь, областные, городские, районные прокуратуры, специализированные прокуратуры – транспортная, военная прокуратура); Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его региональные подразделения.

5. Органы судебной власти. Это Конституционный суд Республики Беларусь; хозяйственные суды (Высший Хозяйственный суд Республики Беларусь, областные хозяйственные суды, хозяйственный суд гор. Минска); общие суды (Верховный суд Республики Беларусь, областные, районные, городские суды, военные суды). (Рис. 3).

Статья 6 Конституции Республики Беларусь устанавливает, чтогосударственные органы в пределах своей компетенции самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Правительство - это коллегиальный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов госуправления и других органов исполнительной власти.

В Республике Беларусь Правительство имеет название - Совет Министров.

Правительство Республики Беларусь в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.

Подотчетность Правительства Президенту означает:

- Структуру Правительства определяет Президент (ст. 84 Конституции);

- Президент назначает на должность Премьер-министра;

- Назначает на должность и освобождает от нее заместителей Премьер

министра, министров и других членов Правительства;

- Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства;

- Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом;

- Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

- Правительство обязано информировать Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях;

- Президент имеет право отменить акты Правительства в случае отставки или сложения полномочий. Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства и др.

Согласно ст. 107 Конституции Правительство Республики Беларусь имеет следующие полномочия:

- руководит системой подчиненных ему органов госуправления и других органов исполнительной власти;

- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

- разрабатывает проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

- обеспечивает осуществление государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, оплаты труда;

- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан;

- принимает меры по защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности;

- принимает меры по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

- в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, выступает от имени собственника. Организует управление государственной собственностью;

- обеспечивает исполнение Конституции, законов, декретов, указов и распоряжений Президента;

- имеет право отменять акты министерств и иных органов госуправления;

- осуществляет иные полномочия.

Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

В настоящее время состав Правительства Республики Беларусь определяется ст. 106 Конституции и Указом Президента Республики Беларусь от 3 мая 1997 г.:

1) Премьер-министр;

2) его заместители;

3) министры;

4) руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр Республики Беларусь:

- руководит работой Правительства и несет за это персональную ответственность;

- в двухмесячный срок после своего назначения обязан представить Парламенту программу деятельности Правительства;

- обязан информировать Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях;

- может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству;

- издает распоряжения.

Заместители Премьер-министра:

- назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом Республики Беларусь (ст. 84 Конституции Республики Беларусь);

- заместители Премьер-министра осуществляют координацию деятельности министерств и других центральных органов управления Республики Беларусь;

- предварительно рассматривают предложения и проекты документов, вносимых в Совет Министров Республики Беларусь;

- исполняют другие обязанности.

Министерства:

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 11 января 1997 г.

№ 30 министерства Республики Беларусь вошли в систему республиканских органов государственного управления, наряду с госкомитетами, комитетами при министерствах или госкомитетах.

Местное управление - форма организации деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения на основе общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Местное самоуправление является своеобразной альтернативой управлению местными делами «сверху». Это форма организации и деятельности граждан для непосредственного решения или через избираемые ими органы местных задач.

23 декабря 1998 г. утвержден новый Закон «О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь».

Система местного управления и самоуправления в Республике Беларусь согласно 117 ст. Конституции состоит из:

1) местные Советы депутатов;

2) исполнительные и распорядительные органы;

3) органы территориального общественного самоуправления;

4) местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

Местные Советы депутатов являются первым элементом системы местного самоуправления. Срок их полномочий - 4 года.

В октябре 1994 г. в Республике Беларусь было установлено три территориальных уровня местных Советов:

- первичный - сельские, поселковые, городские (районного подчинения);

- базовый - городские (городов районного подчинения), районные;

- областной - областные.

Местные Советы Республики Беларусь обладают исключительной компетенцией на:

1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

2) установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

3) определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4) назначение местных референдумов.

Решения местных Советов могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 122 Конституции Республики Беларусь); решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, могут отменяться вышестоящими представительными органами (ст. 122).

В случае систематического и грубого нарушения местным Советом требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.

Исполнительные и распорядительные органы являются вторым элементом системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. (Рис. 4)

Органы территориального общественного самоуправления являются третьим элементом системы местного управления и самоуправления.

 

1.3.Полномочия органов государственной власти в области




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.