Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования, предъявляемые к актам управления




Классификация актов государственного управления.

Акт государственного управления - это подзаконное, официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Акты государственного управления можно классифицировать по:

- их юридическим свойствам;

- действию в пространстве;

- характеру компетенции органов, издающих акты;

- органам, издающим акты.

По юридическим свойствам акты управления делятся на акты административные (индивидуальные) и нормативные (общие).

Нормативные акты создают систему действующего права, рассчитаны на многократное применение, не имеют конкретного адресата.

К индивидуальным актам относятся акты, содержащие конкретные предписания определенному лицу. На основании административных (индивидуальных) актов возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения. Таким актом будет, например, приказ о назначении лица на должность.

По действию в пространстве различаются акты центральных и акты местных органов.

Это деление основано на делении органов управления на центральные и местные.

Акты центральных органов действуют либо на всей территории Республики Беларусь, либо могут распространяться лишь на часть территории, предусмотренной актом.

Акты местных органов могут действовать лишь в пределах области, района, города и т. п.

В соответствии с принципом централизации и децентрализации в управлении, акты местных органов должны соответствовать актам центральных органов.

По характеру компетенции органов, издающих акты, различаются акты общего управления и акты специального (отраслевого) управления.

К актам управления обшей компетенции относится такие акты Совета Министров, исполнительных комитетов, которыми регулируются отношения, возникающие в ряде отраслей государственного управления.

Акты специального (отраслевого) управления регулируют отношения

в одной отрасли управления. Такие акты издаются, например, министрами, руководителями ведомств, управлений и отделов исполнительных комитетов местных Советов.

По органам, издающим акты управления, последние делятся на несколько видов. Деление это основано на Конституции Республики Беларусь, которая устанавливает виды актов, издаваемых органами государственного управления.

По этому признаку определяются следующие виды актов государственного управления:

а) постановления Совета Министров;

б) приказы и инструкции министров и руководителей государственных комитетов, комиссий и специальных ведомств;

в) решения и распоряжения исполкомов;

г) приказы и инструкции руководителей управлений и отделов исполкомов, руководителей учреждений и предприятий.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь - акты центрального органа исполнительной власти. Совет Министров Республики Беларусь издает их на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, действующих законов, а также декретов и указов Президента Республики Беларусь.

Акты Совета Министров Республики Беларусь обязательны на территории всей республики. Они обладают большей юридической силой по сравнению с другими актами государственного управления..

Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь - индивидуальные акты с ограниченным сроком действия и издаются по вопросам оперативного характера.

К актам относятся приказы, инструкции, издаваемые на основе и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь.

Издавая приказы и инструкции, министры направляют и руководят деятельностью подчиненных им органов управления.

Приказы министров могут содержать как предписания конкретного характера, так и юридические нормы. Инструкции министров всегда являются нормативными актами.

Исполнительные комитеты издают решения и отдают распоряжения по вопросам своей компетенции. Решения исполкома представляют собой акт коллегиального руководства и принимаются на заседании путем голосования. Они могут содержать как общие правила поведения, так и конкретные предписания.

К актам управления относятся также приказы и инструкции, издаваемые администрацией государственного учреждения или предприятия по вопросам организации его работы, расстановки кадров, распоряжения материальными и денежными средствами, укрепления трудовой дисциплины.

Особое место в системе актов управления занимают акты с административной санкцией.

Они относятся к числу общеобязательных нормативных актов управления и регулируют поведение всех граждан и должностных лиц в определенных сферах управления.

Акты с административной санкцией и их применение - одно из важнейших средств, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей, прав и законных интересов граждан, охрану всех форм собственности, охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности.

Круг вопросов, по которым акты с административной санкцией принимают местные Советы и исполкомы, строго ограничен и определен в ст. 5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Акты с административной санкцией должны быть объявлены для всеобщего сведения (публикация в местной печати, объявление по радио и т. п.).

Лишь при исключительной срочности, например борьба со стихийными бедствиями, они вводятся в действие со дня опубликования.

 

 

Общими требованиями, предъявляемыми к нормативным правовым актам по Закону Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь », являются:

1. Соответствие их принципам нормотворческой деятельности (конституционности).

2. Соответствие актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов.

3. Приоритет общепризнанных принципов Международного права.

4. Защита прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости, научности, согласованности нормативного правового акта с иными нормативными правовыми актами.

5. Принятие (издание) их уполномоченным на то органом (должностным лицом) в пределах своей компетентности, в порядке и по форме, установленных законодательством Республики Беларусь, и соответствие акта нормотворческой технике.

В зависимости от издающего органа акты неодинаковы по юридической силе.

Акты вышестоящих органов имеют большую юридическую силу, нежели акты нижестоящих органов.

К обязательным реквизитам правового акта относятся:

1) вид акта управления;

2) орган, принявший, издавший акт;

3) название, обозначающее предмет регулирования;

4) дата, место издания акта и его регистрационный номер;

5) подпись лица, уполномоченного подписывать правовой акт управления.

Правовые акты управления должны отвечать определенным требованиям, которые можно разделить на несколько групп:

-организационные,

-технические,

-юридические.

К организационным относятся требования, предусматривающие, чтобы каждый акт управления был реальным, технически, экономически и организационно обоснованным. А это предполагает, чтобы в самом акте четко определялись конкретные задачи, исполнители, возможные сроки исполнения, контроль и оказание помощи.

Технические требования: конкретность изложения, логическая последовательность, отсутствие противоречий, изложение решения простым, четким и ясным языком. Название акта должно четко определять предмет правового регулирования.

Наиболее значимыми являются юридические требования.

Их можно разделить на общие и специальные.

Общими являются требования, которые относятся ко всем правовым актам управления:

1. Правовые акты должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, законам, актам Президента Республики Беларусь, актам вышестоящих органов. Это требование закреплено в ст. 7 Конституции Республики Беларусь и других законодательных актах.

2. Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа, только по вопросам, входящим в их ведение и в пределах предоставленных прав. Например, обеспечение правил паспортной системы относится к ведению паспортных служб органов внутренних дел, но им не предоставлено права применять меры административной ответственности к лицам, не соблюдающим эти правила. Решение подобных вопросов входит в компетенцию административных комиссий при исполнительных комитетах.

3. Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Так, постановления Совета Министров могут приниматься только на его заседаниях или заседаниях Президиума Совета Министров.

4. Акты должны соответствовать определенной юридической форме. По существующему законодательству каждый орган имеет право издавать лишь акты, которые для него предусмотрены. Совет Министров Республики Беларусь вправе принимать только постановления, Премьер-министр – только распоряжения. Следовательно, они не имеют права издавать указы или приказы.

5. Правовые акты управления должны быть подписаны управомоченными на то лицами. Данное требование регламентировано довольно четко. Неподписанный акт остается решением, не имеющим юридической силы. Также не является законным акт, подписанный некомпетентным лицом.

6. Правовые акты управления доводятся до сведения адресатов (исполнителей). Согласно ч.4 ст. 25 Трудового кодекса Республики Беларусь приказ нанимателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись. Подобный порядок определен и для доведения до сведения акта о наложении дисциплинарного взыскания, при этом установлен пятидневный срок (ч.5 ст. 199 ТК РБ).

7. Отражение в правовом акте соответствующих реквизитов.

8. Соответствие правовых актов государственным интересам.

9. Обоснованность правовых актов с финансовой и юридической точек зрения.

К специальным требованиям относятся:

1).Соблюдение сроков издания акта.

2).Издание акта лишь по специальному разрешению (согласию).

3).Издание по предварительному согласованию.

4).Издание с последующим утверждением.

5).Прохождение правовой экспертизы.

6).Включение акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

7).Наличие ссылки в правовых актах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.