Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Централизованно-управляемое хозяйство. Концепция централизованно-управляемого хозяйства




В централизованно-управляемой экономике распределение экономических благ осуществляется на основе указаний сверху вниз. Основой такой экономики является государственная собственность на производственные ресурсы. Ведущую роль в управлении при этом играют государственные планирующие органы, определяющие для каждого предприятия, какую продукцию ему следует производить, какую технологию при этом использовать и, наконец, кому поставлять произведенное.

Такая экономика стоит на трех «китах»: централизованное планирование производства, централизованное снабжение ресурсами (фондирование) и централизованное ценообразование.
Важной отличительной чертой централизованно-управляемой экономики является способность быстро мобилизовать ресурсы для достижения поставленных сверху целей. В определенных, обычно экстремальных, условиях (войны, стихийные бедствия и т.п.) это достоинство системы.

Вместе с тем системе имманентно присущ и ряд серьезных недостатков:

1. Недемократическая власть лучше всего себя чувствует в условиях чрезвычайных ситуаций – войн, конфликтов, потрясений и для самосохранения постоянно провоцирует такие ситуации, поддерживает в обществе режим чрезвычайного положения, будь то для отражения внешней угрозы (чаще всего мнимой) или для выполнения очередного пятилетнего плана.

2. Основной стратегической целью властей или основным экономическим законом централизованно управляемой экономики в таких условиях становится максимальное производство средств внутреннего и внешнего подавления – систем вооружений, «услуг» тайной полиции и органов пропаганды. Что касается предметов народного потребления, то средства на них выделяются по остаточному принципу на уровне необходимого минимума. Подтверждением сказанного была советская экономика, предлагавшая гражданам СССР убогое жилье, допотопные легковые автомобили, несъедобные продукты, но при этом в невообразимых, не снившихся «потенциальным противникам» количествах выпускавшая самые современные танки, военные самолеты, подводные лодки, содержавшая гигантскую армию.

Сегодняшним примером такой политики является нищая, но постоянно угрожающая всему миру Северная Корея.

3. Но даже в тех случаях, когда система все же выделяет ресурсы на удовлетворение потребностей населения, она сталкивается с тем, что из единого центра невозможно верно определить такие потребности. Одни продукты поэтому постоянно производятся в избыточных количествах, другие в недостаточных, а третьи не производятся вообще.
Все вышесказанное означает, что централизованно-управляемая экономика нерационально использует ограниченные ресурсы с точки зрения общественных потребностей.

4. Из этой важнейшей отличительной черты системы – работа производителей не ради удовлетворения потребностей потребителей их продукции, а для отчета перед вышестоящим руководством - вытекают и такие существенные недостатки производства как низкое качество и невосприимчивость к техническому прогрессу.

5. Не меньший вред общественному благосостоянию наносит и произвольное распределение государством общественного пирога между регионами, трудовыми коллективами и отдельными гражданами. Такой способ распределения «по разумению вышестоящих чиновников» стимулирует не добросовестный и эффективный труд, а умение угодить начальству, приписаться к выгодному распределителю и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.