Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее экономическое значение конституционных прав. Общие положения об основных правах применительно к хозяйству




Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации, представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

В сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

Первым элементом экономической системы гражданского общества являются отношения собственности (Конституция, ГК РФ). Право собственности представляет собой возможность владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. В любом развитом гражданском обществе существуют две основные формы собственности — частная и публичная. Все остальные формы всегда производны от них. Эти две основные формы собственности отличаются режимом пользования, а также своими субъектами.

Так, публичная собственность признается, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (область, провинция, штат и т.д.), самоуправляющиеся местные территориальные общности (графство, город, община) или их органы. Публичная собственность имеет коллективный характер и предполагает равный для всех объем имущественных прав.

Субъектами права частной собственности признаются любые физические или юридические лица, что порождает различные ее виды. Она, например, может выступать в виде индивидуальной, групповой, коллективной и других разновидностей.

Вторым элементом экономической системы гражданского общества является производство материальных благ. В его основе лежит созидательный труд человека (Конституция, ТК РФ). Ни одно общество не способно существовать ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда, которые бы стимулировали его эффективность.

В основе трудовых отношений лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, осуществлять данное право самостоятельно или на основе трудового договора.

Важную роль в современном гражданском обществе играют конституционные принципы, на которых основывается функционирование экономической системы. Первый из них — использование национальных богатств и ресурсов с учетом интересов всех собственников и общества в целом. Эта проблема в зарубежных странах решается в основном с помощью отраслевого законодательства, но исходные положения можно встретить и в конституциях (В РФ: Земельный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс, законами «Об охране атмосферного воздуха», «О недрах» и т.д.).

Второй важнейший принцип, который получает закрепление в законодательстве многих стран — возможность государственного регулирования экономических отношений. Государство может с помощью законодательства планировать экономическую деятельность в целях удовлетворения коллективных потребностей, выравнивания и гармонизации регионального и секторального развития и стимулирования роста доходов и богатства и их более справедливого распределения.

 

9. Экономическое содержание конституционных прав: субъективный аспект. Действие основных экономических прав в отношении юридических лиц и товариществ. Основные экономические права как право на защиту от государства.

Конституционное право — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

К числу субъектов конституционного права относятся:

- физические лица (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства);

- государство (посредством государственных органов);

- субъекты федерации (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования;

- социальные и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы — в социалистических государствах и др.);

- общественные объединения граждан (партии, общественные организации и пр., например, в процессе избирательной компании).

Экономические права и свободы человека - совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. Основными Э.п. и с.ч. в современных демократических государствах являются:

- право частной собственности (в т.ч. на землю и интеллектуальные продукты) - право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино­лично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35)

- право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы),

- свобода труда и другие трудовые права, в т.ч. на забастовку, на участие в управлении предприятием.

Такой круг Э.п.и с.ч. (кроме последнего права) закреплен в ст. 34-37 Конституции РФ. Конституции "социалистических" стран обычно закрепляют совершенно иной перечень Э.п.и с., наделяя граждан правом на труд (он же обязанность), отдых, личную собственность.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" гласит, что представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать от контролирующих органов и их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом (знакомиться с приказом о назначении выездной проверки, с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, целям, задачам и основаниям проверки, объемом мероприятий по контролю и др.);

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующих органов, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

10.Экономическое содержание конституционных прав: объективный аспект. Объективные обязанности по защите основных экономических прав. Иные проявления основных экономических прав.

Конституционное право — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Объектом конституционного права являются:

а) основы конституционного строя страны;

б) общий конституцион­ный политико-правовой статус человека и гражданина и важнейшие принципы его взаимоотношений с государством;

в) конституционные основы государства и его форм;

г) конституционная система органов и механизм осуществления государственной власти, местного управле­ния и самоуправления.

Иными словами, объектом конституционного права как отрасли права служит та совокупность (система) обществен­ных отношений, которая охватывается конституционно-правовым ре­гулированием.

 

Хозяйство — совокупность средств производства, используемых владельцем (или обществом) для обеспечения своих потребностей.

Товарное хозяйство — форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля).

Товарное производство возникает еще в первобытной общине. С увеличением объёмов производства возникает специализация - разделение труда. Отдельный производитель уже не производит самостоятельно всё необходимое. Часть произведенного обменивается на продукты чужого труда. Постепенно обмен становится необходимой частью повседневной жизни.

Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда. Такое определение основано на представлении о мировом хозяйстве как сумме национальных экономик;

11. Структура и общее значение хозяйственно –административного права (ХАП). ХАП в широком и узком значении.

Органы исполнительной власти — это органы государственного управления, так как они осуществляют функции государственного управления, реализуют деятельность государственного управления. Органы исполнительной власти осуществляют государственное управление и в области так называемой хозяйственной (экономической) деятельности самого государства, т. е. в сфере действия частно-правовых положений, содержащихся в хозяйственном праве, которое является частью как частного, так и публичного права; следовательно, различают частное хозяйственное право и публичное хозяйственное, или административно-хозяйственное, право. Публично-правовые отношения, возникающие в сфере хозяйственной деятельности субъектов, следует относить к административно-хозяйственному праву. К сожалению, за последние десять лет, несмотря на развитие многих отраслей, подотраслей и институтов права, формированию российского административно-хозяйственного права как отрасли публичного права практически никакого внимания не уделялось.

Необходимость в административно-хозяйственном праве как особой правовой материи возникает тогда, когда (сильное) государство берет на себя руководство экономическим "поведением" субъектов хозяйственных отношений и, следовательно, ответственность за состояние экономики и благосостояние граждан. Научно-практической основой формирования административно-хозяйственного права является усиление государственного регулирования в системе организации и функционирования рыночного хозяйства.

Административно-правовое регулирование хозяйственной деятельности обеспечивает осуществление специально созданными государственными органами исполнительной власти и в необходимых случаях органами местного самоуправления таких функций государственного управления, как руководство, контроль, надзор, регулирование, координация (разрешение, дозволение, лицензирование, уведомление и пр.), учет. Различие между административным и административно-хозяйственным правом заключается в следующем: административное право есть система правовых норм, регулирующих образование и деятельность органов управления, а также отношения отдельных субъектов права к государственному управлению; административно-хозяйственное право представляет собой систему правовых норм и мер, регулирующих образование и деятельность органов управления, которые обеспечивают планирование, контроль, руководство и содействие в развитии экономических образований, а также определяющих правоотношения между участвующими в экономической жизни субъектами и органами государственного управления.

Административно-правовое регулирование экономических отношений подразделяется, на три вида: прямое, косвенное и региональное. В прямое административно-правовое регулирование включаются следующие элементы: 1) монопольное государственное осуществление отдельных видов экономической деятельности (например, таможенная деятельность); 2) централизованное регулирование хозяйственной деятельности казенных предприятий; 3) управление объектами государственной собственности; 4) государственный контроль за размещением и строительством предприятий, качеством продукции, воспроизводством рабочей силы, соблюдением трудового и социального законодательства, за ценами, а также земельный и антимонопольный контроль; 5) финансовая помощь хозяйствующим субъектам посредством бюджетных средств; 6) регистрационная, лицензионная, разрешительная и уведомительная деятельность1. Становление и дальнейшее развитие как теории государственного регулирования в условиях современного рыночного хозяйства, так и административно-хозяйственного права будет проходить в России, очевидно, в несколько этапов: выработка политики законотворческой деятельности в области регламентации экономических отношений и "модели" государственного регулирования; принятие соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, а также внесение изменений в уже действующие законы; анализ и обобщение практических результатов применения (действия) нормативных правовых актов в области государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов; дальнейшее совершенствование государственного управления в области экономических отношений на основе анализа выводов и предложений, полученных как практиками-управленцами, так и учеными.

12. Законодательство об охране хозяйственного порядка. Административное производство. Правомерность хозяйственно-административных актов.

Хозяйственный порядок определяется как «совокупность всех формальных и неформальных общественных институтов, представляющие собой данные для решения отдельных хозяйств» или как «совокупность установленных и сложившихся правовых, моральных, культурных и политических правил, традиций и норм поведения, которые оформляются в определенные экономические отношения». Хозяйственный порядок имеет свои детерминанты — природные условия, историческое окружение, уровень цивилизации, демографические факторы и др. Хозяйственный порядок, как методологическая категория, является более оперативным и пластичным, нежели «общественно-экономическая формация». Душой хозяйственного порядка является собственность. Здесь есть своя детерменационная линия: условия хозяйствования — организация хозяйствования — субъект хозяйствования — форма собственности. Во всей истории человечества мы можем явственно различить два основных типа политико-правового порядка, продиктованных двумя формами собственности. Один мы могли бы обозначить условно как «азиатский» (он встречается не только в «Азии»), другой как «античный». Первый тип основан на доминировании государственной собственности, второй — на частной.

Государство обеспечивает в стране хозяйственный порядок соблюдая:

1. Государство должно ограничивать деятельность монополий, поддерживая высокий уровень свободной конкуренции

2. Сохраняя частную собственность неприкосновенной, государство должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных соц. Групп, осуществляя через бюджетное финансирование перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих

3. Государство обязано проводить правильную денежную политику.

Административное Производство — регламентируемая нормами административного процессуального права деятельность суда по разрешению административного спора, а также разрешению иных дел, возникающих в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти. Соответственно, в составе административных производств обособляются два вида производств — юрисдикционное и неюрисдикционное. Первое, в соответствии с действующим Кодексом РФ об административных правонарушениях, связано преимущественно с производством по делам об административных правонарушениях. Это также производство по делам о жалобах граждан на незаконные действия (решения) государственных органов и их должностных лиц. К числу производств, имеющих неюрисдикционный характер, принято относить производство по приватизации государственного и общественного имущества, учредительное производство, регистрационно-разрешительное производство, лицензионное производство и др.

13. Правовое регулирование выплат и льгот. Содействие развитию хозяйству как право управления рисками.

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.