Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за экологические правонарушения 2 страница




земель (ст.ст. 8.6-8.8);

недр (ст.ст. 8.9-8.11);

водных объектов (ст.ст. 8.13-8.15);

континентального шельфа, исключительной экономической зоны (ст.ст. 8.17-8.20);

атмосферного воздуха (ст.ст. 8.21-8.23);

лесов (ст.ст. 8.12, 8.24-8.28, 8.30-8.32);

объектов животного мира (ст.ст. 8.29, 8.33-8.38);

особо охраняемых природных территорий (ст.ст. 8.39).

 

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Действующий закон «Об охране окружающей среды» не содержит специальных положений о дисциплинарной ответственности, лишь называя ее в общем перечне видов ответственности, которая наступает за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 75). Кроме того, дисциплинарная ответственность установлена в ст. 75 Земельного кодекса РФ. Конструкция этой нормы интересна, поскольку в ней возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности поставлена в зависимость от привлечения работодателя к административной ответственности: «Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами».

Общие же положения о дисциплинарной ответственности содержатся в ст.ст. 192-195 Трудового кодекса РФ.

К дисциплинарной ответственности привлекаются работники, совершившие дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

В законодательстве нет перечня дисциплинарных проступков, связанных с нарушением экологических норм. Каждый раз вопрос решается исходя из круга обязанностей конкретного работника.

Следовательно, к дисциплинарной ответственности за нарушение экологического законодательства может быть привлечен только работник предприятия, учреждения, организации в трудовую функцию которого входило выполнение обязанностей, связанных с охраной окружающей среды или использованием природных ресурсов. Например, к дисциплинарной ответственности может быть привлечен инженер по охране окружающей среды, в трудовые обязанности которого входит, например, обеспечение бесперебойной работы очистных сооружений и установок, либо иные работники, в обязанности которых входит обеспечение выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, соблюдение нормативов качества и нормативов допустимых вредных воздействий на окружающую среду, а также иных требований экологического законодательства.

Во-вторых, основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. Форма вины в данном случае может быть как умышленная, так и неосторожная.

Состав дисциплинарного проступка является формальным, т.е. для применения мер дисциплинарной ответственности не обязательно наступления каких-либо неблагоприятных последствий.

Трудовой кодекс предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий:

1)замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категории работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Примером таких дополнительных взысканий может быть лишение премии. Но для его применения необходимо, чтобы оно было прямо предусмотрено в локальном акте предприятия, поскольку ни в Трудовом кодексе, ни в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» такой вид взысканий не предусмотрен, в отличие от ранее действовавшего Закона «Об охране окружающей природной среды», где говорилось, что «Руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативов качества окружающей природной среды и природоохранительного законодательства».

Порядок применения дисциплинарного взыскания определен в ст. 193 Трудового кодекса РФ.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово – хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения

Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда окружающей среде занимает особо важное место в системе видов ответственности за экологические правонарушения, поскольку именно она выполняет компенсационную функцию, а возмещение экологического вреда является важнейшей задачей экологического законодательства.

Вред, причиненный в результате нарушения экологического законодательства возмещается в соответствии с основными принципами гражданско-правовой ответственности и регулируется гл. 59 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает основания и условия имущественной ответственности юридических и физических лиц. Особенности имущественной ответственности за экологические правонарушения определены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст.ст. 77-79).

Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

По общему правилу гражданско-правовая ответственность может быть возложена только за противоправное и виновное причинение вреда. Но закон знает несколько исключений из этого правила. Отметим лишь те из них, которые имеют отношение к рассматриваемой теме. Во-первых, вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается независимо от вины владельца такого источника (ст. 1079). И, во-вторых, вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом, к таким случаям относится п.2 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», который гласит, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению.

Вред, причиненный окружающей среде правомерными действиями в ситуации крайней необходимости, возмещению не подлежит. Например, при тушении лесных пожаров применяется встречный пал, т.е. поджог леса навстречу огню. И даже если в результате таких действий будет уничтожено некоторое количество леса, ответственность за это исключается.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает особенности возмещение вреда двум группам объектов:

во-первых, подлежит возмещению вред, причиненный окружающей среде в результате нарушения экологического законодательства;

во-вторых, подлежит возмещению вред, причиненный здоровью и имуществу граждан, негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юр. и физ. лиц.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Такой вред может быть выражен в загрязнении, истощении, порче, уничтожении, нерациональном использовании природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и др.

Основным средством доказывания совершения правонарушения является протокол о нарушении требований экологического законодательства РФ, который составляется сотрудниками специально уполномоченных органов государства по охране окружающей среды. Протокол содержит основные сведения о характере, причинах, источниках причинения ущерба, а также о виновнике правонарушения. От правильного оформления этого документа в значительной степени зависит реализация ответственности за правонарушение.

В ст. 77, 78 не приводится специальный перечень истцов, поэтому действуют общие правила. Иски о возмещении вреда, причиненного нарушением экологического законодательства, могут предъявляться потерпевшей стороной, прокурором, органом государства в области охраны окружающей среды, а также гражданами и общественными и иными некоммерческими объединениями.

Под потерпевшей стороной в данном случае понимаются природопользователи – предприятия, учреждения, организации, граждане. Однако судебная и арбитражная практика складывается таким образом, что, как правило, истцами по такого рода делам выступают специально уполномоченные органы государства в области охраны окружающей природной среды, незначительное число дел возбуждается по искам прокуроров.

Кроме того, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дополняет круга истцов в спорах о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, гражданами и общественными и иными некоммерческими объединениями (ст. 11, 12).

В соответствии с прежним законом «Об охране окружающей природной среды» суммы взысканного ущерба направлялись потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) или перечислялись в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании. Поскольку в настоящее время такие фонды ликвидированы, то суммы в возмещение вреда должны взыскиваться в бюджет соответствующего уровня. В связи с этим, представляет сложность реализация гражданами и их объединениями права на предъявление иска о взыскании причиненного окружающей среде вреда.

По ст. 1082 ГК РФ суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст. 78 предусматривает возможность возмещения вреда посредством возложения на ответчика обязанности восстановления нарушенного состояния окружающей среды (ч. 2 ст. 78). Возмещение вреда в натуре является одним из способов возмещения, установленных гражданским законодательством (ст. 1082 ГК РФ). В ряде случаев такой способ более целесообразен с точки зрения задач охраны окружающей среды. Восстановление производится за счет средств ответчика и в соответствии с проектом восстановительных работ. В отличие от ранее действовавшего правила (ч.4 ст. 87) суд, принимая такое решение, не связан согласием сторон.

Но чаще всего в результате причинения вреда природным объектам, как правило, наступают необратимые изменения либо такие изменения, устранение которых невозможно силами причинителя вреда, и поэтому в большинстве случаев не представляется возможным возложение на него ответственности по возмещению вреда в натуре. В связи с этим, основным способом возмещения вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о природных ресурсах, является возмещение убытков.

Исчисление убытков, причиненных окружающей среде представляет собой чрезвычайно сложный процесс и не укладывается в рамки гражданско-правовых норм. Для исчисления размера взысканий за причиненный ущерб законодательством об охране животного и растительного мира, а также лесным законодательством используются специальные таксы.

Ст. 78 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что определение размера вреда, причиненного окружающей среде нарушением экологического законодательства, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В то же время, согласно ч. 3 ст. 77, вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Методики и таксы действуют различные, составленные в разные годы и на основе разных подходов к оценке вреда, применительно к разным природным объектам и разным способам причинения вреда.

В одних случаях методики могут соответствовать фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, в других – не исключено, занижать эти затраты. В арбитражной практике есть примеры, когда стоимостное выражение даже части работ, проведенных с целью восстановления нарушенного состояния среды, оказывалось выше, чем результат, получаемый по методике.

Поэтому предпочтительнее все же порядок приоритетного использования общепринятых методов подсчета (в смысле ст. 15 ГК РФ) и применения специальных методик в случаях, когда действительно невозможно определить фактические затраты. Но в любом случае провозглашенная цель полного возмещения достигается лучшим образом, если действует правило «компенсация не должна быть меньше, чем убытки, включающие реальный ущерб, фактические затраты (произведенные или предстоящие расходы) и упущенную выгоду».

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (ч. 3 ст. 78). Общий срок исковой давности - три года, однако для отдельных видов требований закон может устанавливать специальные сроки исковой давности (ст. 197 ГК РФ). Учитывая особенности экологического вреда, установление данным Законом более длительного специального срока представляется абсолютно обоснованным.

Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, – конституционное право (ст. 42 Конституции РФ).

Хорошо известно, что взыскание экологического вреда здоровью сопряжено с огромными трудностями, связанными с доказательством причинности, объема вреда и размера причиняемых убытков.

Статья 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством. При определении величины причиненного здоровью граждан вреда учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

 


[1] Гражданское право. Учебник. Часть 1. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М. 1998. С. 338.

 

[2] В литературе высказывалось альтернативное мнение о существовании обязательств с неимущественным содержанием. Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С.59.

[3] Для обязательства со множественностью лиц важна его правильная квалификация как долевого или солидарного для решения вопроса о его надлежащем исполнении, о том в каком объеме каждый из кредиторов может потребовать исполнения и в каком объеме каждый из должников должен его предоставить (ст.ст. 321 – 326 ГК РФ).

[4] Подробно о проблеме систематизации обязательств см. Шаханина С.В. Место внедоговорных обязательств в системе обязательственного права./ Право: новые подходы в творчестве молодых ученых. Барнаул, 2000. С.96 – 109.

[5] Это доктринальное определение завещания поддержано многими учеными. См., например: Гражданское право: В 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 1998. С.541; Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. Наследственное право. Комментарий законодательства и практика его применения. «Статут», 2003. / СПС Консультант Плюс.

[6] К сожалению, следует отметить, что приведенная формулировка закона однозначно не может быть признана корректной. Уже само по себе введенное ею понятие множественности оснований наследования противоречит ст. 1111 ГК РФ, которой установлено только два основания наследования: по завещанию и по закону.

[7] Муратова С.А. Семейное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – С. 9.

[8] Пчелинцева Л.М. Семейное правго: учеб. для вузов. – М.: Норма, 2007. – С. 26.

[9] См., напр., Матвеев Г.К. Советское семейное право. М. 1985 г.

[10] Далее в главе – «ТК РФ» либо «Кодекс».

[11] Прежде всего, акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

[12] Работа в указанные периоды признается сверхурочной и должна дополнительно компенсироваться.

[13] Последние достаточно условно можно считать временем отдыха – они, в основном, имеют целевой характер – однако норма об отпусках без сохранения заработной платы помещена все же в разделе V ТК РФ «Время отдыха».

[14] См., напр., ст. 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 17 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

.

[15] Маркович Данило Ж. Социальная экология: Монография – М.: Изд-во РУДН, 1997. С. 25.

[16] Философский словарь. М., 1986, С. 382-383.

[17] Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 26.06.07).

[18] См.: Петров В.В. Экология и система советского права //Правовые проблемы экологии: Сборник обзоров. М., 1980. С. 25.

[19] См.: Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. М., 2001. С. 36-39.

[20] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М., 2003. С. 48.

[21] См.: Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. Автореф. Дис….д-ра юр.наук. М., 1992. С. 22.

[22] Там же. С. 23.

[23] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М., 2003. С. 87-88.

[24] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М., 2003. С. 90.

[25] О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента от 4 февраля 1994 г. № 236 //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6. Ст. 436.

[26] О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 //Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.

[27] См., например, Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 372 (ред. от 14.12.2006) «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»; постановление Правительства РФ от 22.07.2004 № 370 (ред. от 24.05.2007) «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации» и пр.

[28] См., например, постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах»; постановление Правительства РФ от 15.12.2005 № 768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)»; постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 882 «Об утверждении правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов» и др.

[29] См.: постановление Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 (ред. от 29.08.2007) «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»; постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (ред. от 14.04.2007) «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» и др.

[30] О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления: постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 (ред. от 01.07.2005).

[31] См.: приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

[32] См.: Приказ Ростехнадзора от 12.09.2007 № 625 «Об утверждении инструкции по порядку осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха».

[33] См.: приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду»; приказ Росприроднадзора от 31.07.2006 № 265 «Об утверждении формы лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка».

[34] Данные признаки были выделены проф. В.В. Петровым. См.: Петров В.В. Экологическое право России. М., 1996. С. 123-124.

[35] Адиханов Ф.Х. Экологическое право: учебник. Барнаул., 2006. С. 112.

[36] Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 22.07.2004 № 370 (ред. от 24.05.2007).

[37] Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370: постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (ред. от 24.05.2007)

[38] Об утверждении положения о Федеральном агентстве по недропользованию: постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 293 (ред. от 09.06.2006)

[39] Об утверждении положения о Федеральном агентстве водных ресурсов: постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 (ред. от 20.12.2006)

[40] Об утверждении положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства: постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 283 (ред. от 20.12.2007)

[41] О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору: постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (ред. от 14.12.2006)

[42] О государственном комитете Российской Федерации по рыболовству: постановление Правительства РФ от 01.11.2007 № 733.

[43] Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 (ред. от 01.11.2007)

[44] Об утверждении положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости: постановление Правительства РФ от 19.08.2004 № 418 (ред. от 15.11.2006)

[45] О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом: постановление Правительства РФ от 27.11.2004 № 691(ред. от 19.11.2007).

[46] О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: постановление Правительства РФ от 23.07.2004 № 372 (ред. от 14.12.2006)

[47] Петров В.В. Экологическое право: Учебник. М., 1996. С. 263.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.