Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное экологическое управление




Государственное экологическое управление – это организующая исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, направленная на обеспечение исполнения экологического законодательства.

Цель экологического управления – обеспечение рационального использования природных ресурсов и охраны природной среды, гармоничного взаимодействия общества и природы, экологической безопасности населения.

Экологическое и социальное значение управления в данной сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем реализации требований экологического законодательства, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Экологическое управление, являясь составной частью государственного управления в целом, в то же время имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта этой деятельности – окружающей среды.

1. В основе государственного экологического управления лежит право территориального верховенства государства и преимущественно государственной собственности на природные ресурсы. Именно государство организует систему управления в данной области исходя из интересов общества в охране окружающей среды. Органы государственной власти и местного самоуправления наделяются определенными полномочиями по регулированию вопросов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В то же время государство – монопольный собственник большинства природных ресурсов. Поэтому государственной экологическое управление можно рассматривать и как элемент распоряжения, принадлежащий собственнику природных ресурсов – государству.

Таким образом, управляя природными ресурсами, государство выступает в качестве двуединого субъекта. А это означает, что управленческие функции такого государства значительно шире и глубже, чем у государства – субъекта управления, не обладающего двуедиными полномочиями. Главное здесь – субъект управления природными ресурсами, являясь одновременно их собственником, может распоряжаться ими[35].

2. Государственное экологическое управление носит комплексный характер. Это обусловлено тем, что в природе все взаимосвязано. Поэтому, оказывая влияние на тот или иной природный объект или ресурс, воздействию подвергается весь природный комплекс, вся экосистема. При принятии управленческих решений должны приниматься во внимание все виды вредных воздействий на состояние природы в целом и отдельных ее компонентов.

3. При осуществлении государственного экологического управления сочетаются административно -территориальный и природно-географический, бассейновый принципы. Однако, этот признак действует в отношении не всех природных ресурсов. Управление земельным фондом, лесами и животным миром осуществляется только по административно – территориальному признаку.

4. При осуществлении государственного управления в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов необходимо обеспечить разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций. Посредством данного принципа должна обеспечиваться объективность экологического контроля и надзора и эффективность всего экологического права в целом.

Управление охраной природы (окружающей средой) представляет собой важнейшее средство осуществления природоохранительной функции государства.

Система и структура органов государственного экологического управления

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

Ø федеральные министерства

Ø федеральные службы

Ø федеральные агентства

Ø государственные комитеты

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Структуру органов государственного экологического управления составляют:

Министерство природных ресурсов [36]

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).

Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования [37]

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор:

в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);

в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;

за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

за использованием и охраной водных объектов;

за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;

государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий;

Федеральное агентство по недропользованию [38]

Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Федеральное агентство по недропользованию находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Федеральное агентство по недропользованию организует:

государственное геологическое изучение недр;

экспертизу проектов геологического изучения недр;

проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;

принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

осуществляет:

ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, обеспечение в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса и др.

Федеральное агентство водных ресурсов [39]

Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Федеральное агентство водных ресурсов организует:

перераспределение водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности;

осуществляет ведение:

государственного реестра договоров пользования водными объектами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

государственного водного кадастра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;

выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами;

взимание сбора за выдачу лицензий на водопользование и представление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений по определению размера указанного сбора и другие полномочия.

Федеральное агентство лесного хозяйства [40]

Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:

организует предоставление гражданам и юридическим лицам в установленном порядке информации о лесном фонде Российской Федерации;

осуществляет:

государственный мониторинг лесов;

государственный учет лесного фонда;

владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за счет средств федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ведет государственный лесной кадастр и др.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору [41]

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Государственный комитет по рыболовству [42]

Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов и среды их обитания;

по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, а также Каспийского и Азовского морей до определения их правового статуса и т.д.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору [43]

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Данная служба, в частности, занимается выдачей разрешений на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и водными биологическими ресурсами.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости [44]

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному земельному контролю.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом [45]

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [46]

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Основные функции государственного экологического управления

Деятельность органов исполнительной власти в экологической сфере заключается прежде всего в выполнении возложенных на них задач и функций государственного и отраслевого управления природопользованием и охраной окружающей среды. Анализ законодательства позволяет выделить следующий ряд основных функций:

- подзаконное нормотворчество;

- координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

- распоряжение природными ресурсами;

- планирование использования природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;

- экологическое нормирование;

- экологическая экспертиза;

- экологическое лицензирование;

- экологическая сертификация;

- экологический аудит;

- мониторинг окружающей среды;

- экологическое воспитание и образование;

- контроль за использованием и охраной природы;

- разрешение в административном порядке споров и т.д.

В контексте экологического законодательства перечисленные функции представляют собой не что иное, как основные меры охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов.

В контексте же государственного управления эти меры становятся функциями управления в названной сфере, т.е. основными направлениями их деятельности.

При этом органы исполнительной власти не избирают сами, какие управленческие функции они должны осуществлять. Эти функции предопределены законом в качестве природоохранных мер. Смысл существования органов исполнительной власти – в их осуществлении с наибольшей эффективностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 4254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.