КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологическое законодательство
В широком смысле экологическое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих охрану окружающей среды, использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности. Экологическое законодательство обладает рядом особенностей. Во-первых, в системе экологического законодательства значительный вес составляют законы. В частности, по шести основным природным компонентам приняты свои собственные законы или кодексы, например, Земельный кодекс РФ 2001 г., Водный кодекс РФ 2006 г., Лесной кодекс РФ 2006 г., Федеральные законы «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г., «О недрах» 1992 г., также множество законов, посвященных исключительно охранительным экологическим отношениям, например, Федеральные законы «Об охране окружающей среды» 2002 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «Об экологической экспертизе» 1995 г. и т.д. Во-вторых, экологическое законодательство чрезвычайно динамично развивается. Экологическое законодательство зародилось в середине ХХ века, а на сегодняшний день насчитывает десятки законодательных и сотни подзаконных нормативных правовых актов, в которые постоянно вносятся изменения и дополнения. Так, например, Справочно-правовая система «Консультант Плюс: версия Проф» на запрос по тематике: «Окружающая природная среда и природные ресурсы» предложила список из 93 Законов и 272 Постановлений Правительства РФ (по состоянию на апрель 2008 г.). В-третьих, в системе экологического законодательства определенное место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права. В-четвертых, наряду со специальным законодательством об охране окружающей среды, использованию природных ресурсов, правовые нормы, регулирующие данные отношения содержатся в нормативных правовых актах гражданского, конституционного, уголовного и иного законодательства. Система экологического законодательства Ø Конституция РФ; Ø Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права; Ø Законы (конституционные и федеральные); Ø Подзаконные нормативные правовые акты (нормативные указы и распоряжения Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти); Ø Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; Ø Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Общая характеристика экологического законодательства РФ Основы правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования заложены в Конституции РФ. Конституция РФ – основной закон, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам. Одна из важнейших конституционных норм, относящихся к сфере охраны окружающей природной среды – это ст. 42, закрепляющая перечень основных экологических прав человека. В частности, в данной статье установлено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Эта норма впервые закреплена в действующей Конституции. Положение ст. 42 Конституции возведено в ранг принципа охраны окружающей среды и закреплено в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Кроме того, развитие эта норма получила в ст. 11 того же закона. Правда там она сформулирована иначе и акценты расставлены в ином порядке. Итак, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Закон закрепил систему государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду, в которую входят следующие меры: 1. органы власти и должностные лица обязаны содействовать гражданам и их объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды; 2. при размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения; 3. должностные лица, препятствующие гражданам в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, привлекаются к ответственности (последнее является гарантией реализации ст. 42 Конституции). Наряду с правом на благоприятную окружающую среду, Конституция устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Закрепление данной обязанности в Основном законе государства свидетельствует о чрезвычайной важности сохранения благоприятной среды обитания для настоящего и будущих поколений. «Правовая и моральная обязанность сохранять природу адресована каждому…, в том числе и тем, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды»[23]. Природные ресурсы традиционно выполняют двоякую роль в жизни общества: экологическую и экономическую. С одной стороны, они являются частью экосистемы нашей планеты, средой проживания человека. А с другой стороны, они выступают источником удовлетворения материальных потребностей человека, используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления. Эта двойственность природных объектов отражена в ст. 9 Конституции РФ, в первой части которой закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Вторая часть статьи 9 Конституции РФ устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная правовая норма устанавливает лишь потенциальную возможность владения, пользования и распоряжения природными ресурсами на праве частной, государственной, муниципальной или иной форме собственности. Непосредственно формы и виды права собственности на те или иные природные ресурсы установлены в земельном, водном, лесном и ином природоресурсном законодательстве. С учетом роли природных ресурсов природопользователи и государство призваны обеспечивать рациональное их использование и эффективную охрану на уровне, отвечающем жизненным потребностям общества. Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Как известно, право собственности дает своему обладателю максимально широкие возможности, по сравнению с иными правообладателями, но в интересах общества правомочия собственника могут и должны быть ограничены, т.е. законодатель определил рамки дозволенного поведения, предоставив индивиду внутри них свободу действий. Поскольку Российская Федерация представляет собой федеративное государство, в Конституции определены предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Так, в ведении Российской Федерации находятся: Ø регулирование и защита прав человека и гражданина (п. «в»); Ø федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере) (п. «д»); Ø установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ (п. «е»); Ø ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы (п. «и»); Ø производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования (п. «м»); Ø определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ (п. «н»); Ø метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система; геодезия и картография (п. «р»), а также в соответствии со ст. 74 Конституции РФ – регулирование ограничения перемещения товаров и услуг, если это необходимо для защиты жизни и здоровья людей, охраны природы. К правовому регулированию охраны окружающей среды имеют отношение и некоторые другие предметы исключительного ведения России. В совместном ведении находятся: ¨ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»); ¨ разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере) (п. «г»); ¨ природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (п. «д»); ¨ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. «з»); ¨ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»); ¨ защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «м»). Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование. Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде. Приведенные выше положения Конституции РФ устанавливают основу, фундамент правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования. Главная же роль в регулировании указанных отношений принадлежит законам. «В правовом государстве основным источником экологического права должен быть закон. Это означает прежде всего, что в законах должны быть адекватно урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты, должно определяться основное содержание правового регулирования общественных отношений собственности на природные ресурсы, по природопользованию и охране окружающей среды»[24]. В системе экологического законодательства можно выделить две группы законов: природоохраннительные и природоресурсные. К природоохранительным законодательным актам относятся Федеральные законы «Об охране окружающей среды» 2002 г., «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» 2001 г., «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» 2001 г., «Об охране озера Байкал» 1999 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., «Об экологической экспертизе» 1995 г., «Об использовании атомной энергии» 1995 г., «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах» 1995 г., «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1994 г. и др. К природоресурсным законодательным актам относятся Земельный кодекс РФ 2001 г., Водный кодекс РФ 2006., Лесной кодекс РФ 2006 г., Федеральные законы «О животном мире» 1995 г., «О недрах» 1992 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г., «О личном подсобном хозяйстве» 2003 г., «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г., «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 2002 г., «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» 2004 г. и др. Также в систему экологического законодательства входят подзаконные нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента РФ. В настоящее время данный вид нормативных правовых актов занимает не столь значительное место в системе экологического законодательства как это было в середине 90-х годов прошлого столетия, когда указы Президента восполняли пробелы в правовом регулировании на законодательном уровне. Особенно это касалось регулирования земельных отношений. На сегодняшний день на смену этим указам пришли законодательные акты. Но тем не менее ряд вопросов, имеющих важное значение для охраны окружающей среды и использования природных ресурсов урегулированы именно указами Президента РФ. Среди них, прежде всего, необходимо назвать Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. (в ред. 24 сентября 2007 г.) № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации». Данным документом установлена в том числе система и структура органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Также Указами Президента РФ были утверждены Государственная стратегия РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития[25] и Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию[26]. Значительную часть подзаконных актов экологического законодатлеьства составляют нормативные правовые акты Правительства РФ. Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Нормативные правовые акты Правительства РФ регулируют широкий спектр экологических отношений. В частности, постановлениями Правительства РФ определены компетенция органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования[27], порядок использования отдельных видов природных ресурсов для конкретных нужд[28], порядок определения нормативов негативного воздействия на окружающую среду[29] и ставки платы за него[30], правовой режим отдельных видов особо охраняемых природных территорий и объектов и др. Наиболее многочисленную группу в системе экологического законодательства составляют ведомственные нормативные правовые акты. К этой категории относятся акты федеральных органов исполнительной власти. Как и постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты регулируют порядок осуществления отдельных функций экологического управления (например, оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности[31], государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха[32] и др.). Также ведомственными актами утверждаются различные формы документации (например, форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, формы лицензии[33] и др.). Как отмечалось выше экологическое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Необходимо отметить, что за последние годы активизировалась законотворческая деятельность субъектов РФ, в том числе и в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Региональное законодательство отдельных субъектов РФ все более и более обретает специфические черты, уходя от дублирования федеральных нормативных правовых актов. Этому способствует, в том числе и федеральное законодательство, которое прямо отсылает регулирование конкретных вопросов на региональный уровень, предоставляя тем самым субъектам РФ свободу правотворчества и возможность учитывать местные природно-климатические и национальные особенности. Так, например, в Алтайском крае за последние несколько лет был приняты ряд законодательных актов в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в том числе, Законы Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» 2007 г., «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» 2007 г., «Об утверждении краевой целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» на 2007 – 2009 годы» 2007 г., «Об установлении стоимости земельных участков, продаваемых собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» 2004 г., «Об органе исполнительной власти Алтайского края и должностных лицах, осуществляющих государственный экологический контроль в Алтайском крае» 2003 г., «Об охране зеленых насаждений городских и сельских поселений Алтайского края» 2003 г. и др.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |