КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для обсуждения. Практическое занятие №1
Дополнительная Основная Практическое занятие №1 Тема. Русский литературный язык. Понятие о языковой норме. План
Литература 1. Современный русский язык / под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч.1. (а также др. изд.). С. 6–14, 16–33. 2. Введение. Современный русский литературный язык // Современный русский язык: учебник для вузов / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003 (1981 и др. изд.). С. 5–53. 3. Культура русской речи / отв. ред.Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. М., 1999. С. 19–20. 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на- Дону, 2002 (и др. изд.). С. 6–45. 2. Ганиев Ж.В. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие. М., 2012. Гл. 1. 3. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1989 (и др. изд.). 4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 386–443, 457–518. Словари 1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1984. 2. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. М., 2005. 3. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983. 4. Резниченко И. Словарь ударений русского языка. М., 2009.
Практическое задание 1. Какие формы существования (идиомы) русского национального языка выделяют лингвисты? 2. Охарактеризуйте место русского языка в кругу родственных славянских языков. 3. Прокомментируйте следующее высказывание Б.А. Успенского «Система представляет собой явление языкового кода, норма – явление языковой культуры». 4. Что понимается под нормой литературного языка? Отличаются ли нормы разговорной литературной речи от норм письменного языка? 5. На каких основаниях выделяются функциональные стили русского языка? Охарактеризуйте официально-деловой, научный и публицистический стили. 6. Чем отличаются фонетические нормы от орфоэпических? 7. Что обусловливает трудность для усвоения норм ударения в современном русском языке? 8. Какие особенности свойственны для высокого, сниженного и нейтрального стиля произношения? Синонимичны ли понятия дикция и произношение? 9. В чем кроются причины недостатков в произношении? 10. Какие языковые уровни вам известны? Назовите единицы фонетических ярусов и средства для создания их цельности. 11. Перечислите задачи курса фонетики и ее разделы. В чем состоит связь фонетики с орфоэпией, словообразованием, морфологией? 12. Познакомьтесь с нормативными словарями русского языка, указанными в списке литературы. Задания. 1. Проверьте себя, правильно ли вы ставите ударение в следующих словах. Выпишите те из них, в которых вы допускаете ошибки и составьте с ними предложения. Укажите слова, которые относятся к официально-деловой лексике. Осуждённый, валовой, газопровод, договор, одновременно, мышление, столяр, запломбировать, километр, каталог, кремень (но кремний), кулинария (доп. кулинария), легкоатлет, средства, приговор, договорный, сосредоточение, упрочение, феномен (не рек. феномен для научной терминологии), ходатайствовать, эксперт, индустрия, симметрия, обеспечение, призыв, звонишь, звон и т, агентство, квартал, красивее, мастерски (не рек. мастерски), одновременные (доп. одновременные), нормированный (доп. нормированный), намерение, усугубить, украинский, стенография, танцовщица (не рек. танцовщица), баловать (не рек. баловать, но баловень), безудержный (доп. устар. безудержный), проэ′кт, мизéрный, включ и т, долб и т,скреп и т (подписью). 2. Ответьте на вопросы: 1) Какие языки из перечисленных ниже и почему легче изучить русскому учащемуся: английский, болгарский или украинский, литовский, шведский или эстонский, армянский, грузинский или чешский, туркменский или эскимосский. 2) Языки каких групп индоевропейской семьи распространены на территории России? Покажите области их распространения по карте. Какие языки этой семьи распространены за пределами России. Языки каких групп финно-угорской семьи представлены на территории России. Языки каких групп и семей распространены в Сибири и на Дальнем Востоке? 3. Выполните задания: № 8, 11,12, 13, 14 (1),16, 17 из: Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. М., 1994. 4. Составьте терминологический словарик, включив в него следующие лингвистические термины: форма существования языка, литературный язык, просторечие, территориальный диалект, говор, жаргон, просторечие, кодификация, языковая норма, языковая политика – и подготовьтесь к терминологическому диктанту.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |