Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. Практическое занятие №2




Основная

План

Практическое занятие №2

Тема. Предмет фонетики и аспекты ее изучения. Единицы фонетического строя языка

  1. Акустическая фонетика. Акустические свойства звуков.
  2. Методы акустических исследований.
  3. Перцептивная фонетика. Факторы, влияющие на восприятие речи.
  4. Методы перцептивной фонетики.
  5. Артикуляционная фонетика. Методы артикуляционной фонетики.
  6. Членение речевого потока. Сегментные и суперсегментные единицы.
  7. Просодические характеристики звука речи, ударения и интонации.
  8. Фонетическая транскрипция – точная запись звучащей речи.
  9. Принципы, характеризующие фонетическую транскрипцию:

– транскрипция должна строиться на основе слуховых ощущений;

– при построении транскрипции не должна использоваться орфографическая запись;

– для каждого звука в транскрипции должен быть отдельный знак;

– каждый знак транскрипции должен быть однозначным, т.е. передавать только данный звук;

– не должно быть разных знаков для передачи одного и того же звука.

  1. Разная степень точности фонетической записи: детализированная (научная) и упрощенная транскрипции.
  2. Транскрипция и темп речи: полный вариант произношения, нейтральный и «аллегровый» (или разговорный) тип произношения.
  3. Знаки фонетической транскрипции (буквенные, диакритические; «малые» («диакритические») буквы).
  4. Обозначения гласных и согласных звуков.

Литература

Матусевич А.И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1976 (и др. изд.).

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.,1989 (и др. изд.), или Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003 (1981 и др. изд.).

Современный русский язык / под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч.1. (а также др. изд.). С. 6–14, 16–33.

Ганиев Ж.В. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие. М., 2012. Гл. 2, § 4.

Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. М., 2006.

Лингвистический анализ в вузе: учебное пособие. Ч. 1. / Камалова А.А., Лошаков А.Г., Ляпина Л.Н., Попов Р.В., Савелова Л.А., Смирнова С.А. Архангельск, 2004. С. 6–11.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. М., 2005.

Практическое задание

1. Прочитайте следующие базовые положения фонетики. Какие аспекты изучения звукового строя нашли в них отражение?

В коммуникации участвуют три механизма:

• когнитивный механизм (в нем формируется представление о виде и содержании информационного сообщения),

• язык позволяет найти языковое выражение для передаваемой информации,

• механизмы речепроизводства и речевосприятия осуществляют трансформацию языкового выражения в физическую форму, доступную для слушающего, и его реконструкцию.

Звучащая речь является исходной и основной формой речевой коммуникации, но в человеческом обществе используется и другая, вторичная, производная от звуковой, форма коммуникации – письменная. Ее значение сейчас столь велико, что часто она воспринимается как более важная.

2. Составьте таблицу и терминологический словарик по теме «Методы фонетических исследований», включив в него, например, следующие термины: самонаблюдение, инструментальные методы, лингвограмма, палантограмма, одонтограмма, ренгеновские снимки, ларингоскоп, эндоскоп, глотограф, перцептивные эталоны, логотомы и др.

3. Почему ни одна из универсальных систем транскрипции не получила широкого применения в русской лингвистической практике?

4. Объясните закономерность: чем точнее транскрипция, тем большее количество знаков (в первую очередь, диакритических) она содержит.

5. Чем будет отличаться транскрипция, ориентированная на полный стиль произношения слов, от транскрипции, передающей особенности «живой» разговорной речи?

6. Какую функцию выполняют «малые» буквы, которые пишутся в верхней части строки справа от основной (как например [иэ])?

4. Затранскрибируйте следующие слова: эшелон, этот, эти, жест, дно, бурундук, пилигрим, прихотливый, длина, алчба, спецзадание, начбазы, испечь бы, обман, подлый.

1) Одинаково ли звучит [э] в первых 4-х словах?

2) Обратите внимание на произношение звукосочетаний дн, тн, дл, тл, цб, чб, цз, бм в ряде предложенных слов. Какой диакритический знак используется в их обозначении, что он обозначает?

3) В каких словах можно наблюдать количественную редукцию гласных, как она обозначается, а в каких – качественную редукцию?

5. Как произносится звук ч в словах Ницше, лучше, Ротшильд? Затранскрибируйте их.

6. Одинаков ли звуковой состав словоформ матч и мачт (Р.п. мн. числа от существительного мачта)? Какая словоформа легче произносится и почему?

7. Выполните задания 5, 6, 8, 9, 11, 12 из: Лингвистический анализ в вузе: учебное пособие. Ч. 1. / Камалова А.А., Лошаков А.Г. и др. Архангельск, 2004. С. 24–26.

Аудиторные упражнения: упр. 6–8 из: Современный русский язык. Сборник упражнений / под ред. В. А. Белошапковой. М., 1990.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.