Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основная. Практическое занятие № 4




Практическое занятие № 4

Тема. Артикуляционная классификация гласных звуков русского языка

План

  1. Характеристика гласных и их классификация.

2. Признаки, положенные в основу классификации гласных:

– место подъема языка;

– степень подъема языка по отношению к нёбу;

– наличие / отсутствие лабиализованности.

3. Аккомодация и редукция гласных.

4. Обозначения гласных звуков.

5. Диакритические знаки (диакритики) для гласных.

Литература

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.,1989 (и др. изд.), или Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003 (1981 и др. изд.).

Современный русский язык / под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч.1. (а также др. изд.). С. 6–14, 16–33.

Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1976 (и др. изд.).

Дополнительная

Ганиев Ж.В. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие. М., 2012. Гл. 2–4.

Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. М., 2006.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. М., 2005.

Практические задания

1. Назовите в классификации гласных их дифференциальные признаки.

2. Перечислите огубленные гласные звуки.

3. Приведите классификацию звуков с точки зрения ряда их образования (учитывая место подъема их языка).

4. Приведите классификацию гласных с точки зрения подъема (учитывая степень подъема спинки языка). В каком направлении поднимается язык

5. В чем заключается аккомодация гласных под ударением (рядом с согласными)?

6. Что такое редукция безударных гласных?

7. Затранскрибируйте следующие словоформы, укажите случаи аккомодации ударных гласных и редукции безударных.

Ива, иго, ижица, именно, имя, ищущий, лить, синь, иголка, июнь, испитой; сила, силовой, сильный; пяти, летать, земли.

Этот, эти, эхо, поэт, вера, вес, весь, гель, цел – цель, шест – шесты, шесть – шести, щель, эра, экран, фаэтон, шест, этаж, тент,

Пыл – пыль, сын – сынишка, рык – рысь – рысак – рысаки.

Ум, Уля, душ, дуче, лук, люк, люлька, улица, булькать, тумба, путь, конюшня, чудо, тюль, уши; утро.

Остр – остров – острова, тощий, толстый, легкий, Лёня, чётче, робот, доски, счеты, очередь, очередной, какао, радио, бомонд.

Астры, альт, травка, барин, мясо, няня, дядя, агрегат, вуаль, бал, абажур, закраска, закрепитель, пластилин, пастернак, партконференция.

8. Затранскрибируйте следующие слова, найдите в них одинаковые безударные звуки. Охарактеризуйте их по следующим признакам: ряд, подъем, наличие / отсутствие огубленности.

Паяльник, несказанный, неужто, ломовой, лоскуточек, чернила, преклонный.

9. В фамилии выдающегося польского и русского лингвиста Бодуэна де Куртенэ четыре раза встречается звук [э]. Определите, одинаково ли он произносится во всех случаях.

10. Определите, чем различается звуковой состав слов небо и нёбо, лис и лыс. Опишите особенности артикуляции соответствующих звуков.

11. Одинаково ли произносится гласный [о] в словах в словах тётка и тёлка, клён и Кёльн (город)? Опишите особенности артикуляции этих звуков.

12. Затранскрибируйте слова: жёны – жена, цены – цена, час – часы, пять – пяти.

13. Опишите артикуляцию гласных в следующих словах: любить, лилию, играя, лошадей.

14. Затранскрибируйте следующий текст: Поглядел я под скамейку, вижу целую семейку, друг на друга все похожи... все с хвостами на боку... (А. Барто).

Справка
Для обозначения основных вариантов гласных используются буквы и, ы, е, э, а, о,у.

Буквы ъ и ь, которые обозначают краткие редуцированные (2 степень) гласные, имеют в транскрипции иное значение, чем в алфавите.

В упрощенной транскрипции вместо двух знаков [е] и [э] употребляют иногда один знак: либо [е], либо [э]. На самом же деле, звук, который произносится после мягких согласных, существенно отличается от того, который произносится после твердых, хотя в орфографии они большей частью обозначаются одинаково: лес и цех, шест, жест, тест.

[е] – гласный переднего ряда средне-верхнего подъема, [э] – переднего ряда среднего подъема. «Фонетическое расстояние» между ними не меньше, чем между [и] и [ы].

Поскольку устойчивая комбинаторная обусловленность и слабая орфографическая противопоставленность [е] и [э] (в отличие от [и] и [ы]) приводят к тому, что их различие недостаточно хорошо воспринимается на слух, то следует запомнить, для каких позиций в слове характерен тот и другой звук:

[е]

• в начале слова – [éт’и], [éта];

• в середине слова после гласного – [дуéт], [паéт],

• после мягких согласных – [т’е];

[э]

• после [ш], [ж], [ц], – [шэст], [жэст], [цэх],

• после любого твердого согласного в заимствованных словах и аббревиатурах – [тэст], [нэп]; в том числе, в аббревиатурах, состоящих из последовательности букв согласных – [пэгэтэý] (ПГТУ).

Следует иметь в виду, что буква е в транскрипции не может обозначать последовательности из двух звуков, как в орфографии: слова еду, наелся, елка, поёт транскрибируются с [j] перед гласным: [jéду], [наjéлса], [jóлка], [паjóт].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.