Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая часть. Практическое занятие № 5




Дополнительная

Основная

Практическое занятие № 5

Тема. Фонема как единица фонологической системы языка. Учение о позициях фонем

План

1. Фонологический аспект фонетики.

1.1.Звуки речи и звуки языка.

1.2.Фонемы как единые комплексы звуков.

2. Функции фонемы.

2.1.Перцептивная (идентифицирующая) функция.

2.2.Сигнификативная (смыслоразличительная) функция.

2.3.Конституирующая (организующая, строительная) функция.

3. Фонологические позиции – условия употребления, реализации фонемы в речи.

3.1.Сигнификативно сильная / слабая позиция фонемы.

3.2.Перцептивно сильная / слабая позиция фонемы.

3.3.Аллофоны (модификации) фонемы: доминанта (основной вид), вариации и варианты.

3.4.Нейтрализация фонем.

3.5.Гиперфонема.

4. Фонетическая позиция – условия позиционных чередований фонем.

4.1.Комбинаторные позиции как условия реализации фонемы, в которых ее модификация зависит от предстоящих и постстоящих звуков.

4.2.Конститутивные позиции – условия реализации фонемы на границе слова или слога, в ударном или безударном слоге, в том или ином месте фразы.

4.3.Комбинаторно-конститутивные позиции – условия реализации фонемы, в котором ее модификация определяется действием как комбинаторных, так и конститутивных условий.

5. Позиционные фонетические чередования.

5.1.Позиционно обусловленные фонетические чередования, не знающие исключений (ко з а – ко с).

5.2.Позиционно прикрепленные чередования (т.е. знающие исключения): ра[с’]тесать и ра[с]тесать.

5.3.Параллельный и перекрестный тип чередования.

6. Исторические (морфологические) чередования.

6.1.Морфологические позиционные чередования (бума г а – бума ж ный, кни г а – кни ж ный, мо г у – возмо ж ный, ср. гонять – гн ать, мигать, ми гн у).

6.2.Морфологические непозиционные чередования (сон – сна, ср. соня – сони, патиссон – патиссона)

6.3.Понятие о морфонеме.

7. Конститутивные признаки фонемы.

7.1.Дифференциальные признаки.

7.2.Интегральные признаки фонемы.

8. Фонематическая транскрипция.

Литература

Современный русский язык / под ред. Е.Н. Дибровой. М., 2001. Ч.1. (а также др. изд.). С. 6–14, 16–33.

Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. М., 2003 (1981 и др. изд.). или Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.,1989 (и др. изд.).

Лошаков А. Г., Попов Р. В. Современный русский литературный язык. Фонетика. Часть 2. Архангельск, 2002. С. 6–11.

Ганиев Ж.В. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие. М., 2012. Гл. 2–4.

Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика. М., 2006.

Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. М., 2005.

1. Подготовиться к обсуждению следующих вопросов:

1) Почему мы считаем, что одно и то же слово, произнесенное разными людьми, – это одно и то же слово с одним составом звуков?

2) Что такое звук языка (звуковой тип), в какой среде он существует?

3) Почему фонемы в перцептивно слабой позиции Р. И. Аванесова и В. Н. Сидоров назвали “звуковыми синонимами”, а фонемы в сигнификативно слабой позиции – “звуковыми омонимами”?

4) Может ли быть одна и та же позиция для одних фонем сильной, а для других слабой? Приведите примеры.

5) Как называется фонема, которая представлена только вариантами (приведите примеры).

6) Можно ли считать гиперфонему особой языковой сущностью по сравнению с фонемой? Приведите примеры словоформ, имеющих в своем составе гиперфонемы.

7) Назовите фонемы русского языка, которые не представлены вариантами, но только вариациями.

8) Если известно, что позиция фонемы перцептивно слабая, но неизвестно, какая она сигнификативно, то можно ли определить, имеем мы в этой позиции вариант или вариацию фонемы (приведите примеры).

9) Если известно, что позиция фонемы сигнификативно слабая, но неизвестно, какая она перцептивно, то можно ли определить, имеем мы в этой позиции вариант или вариацию фонемы (приведите примеры).

10)

Выполните следующие задания.

1. Затранскрибируйте следующие пары слов. Определите, какие фонемы представлены на месте выделенных букв в следующих словах, охарактеризуйте их фонологические и фонетические позиции.

От ец – от ец бы, д оч ь – д оч ь бы, к оз ы – к оз, к ос ы – к ос, м од – м ед – м ал – м ел – м ул, ус ад ьба – от б а вить, с бави т ь – р ез ьб а; л ю к – л у к, с ве рх звезда, сво й ст в – свойст в а, к в а рт п лат а.

2. Выпишите и затранскрибируйте 1) слова с параллельным типом позиционных чередований гласных; 2) с перекрестным типом чередований гласных. Определите разновидность фонетической позиции (комбинаторная, конститутивная, комбинаторно-конститутивные

Иглы – игла – с иглой – без иглы – иглоукалывание, игра – отыграться, аз – азы, дар – дарить – дармовщина, цена – цены – оценщик, цокот – цокочет, честь – в чести –чествовать, жил а – оживить, вышел – выуживать, хоккей – хоккеист, н е мощный – н е честь – н е лепый – н е изгладимый – н е умолимый.

3. Затранскрибируйте следующие слова и укажите, где наблюдаются фонетические позиционно прикрепленные чередования.

Сникнуть, возникнуть, слиться, злиться, разъезд, отъехать, оттеснить, поднести, снег, стена, расселить.

4. Выполните упражнения №196 (2), из сборника упражнений под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.

5. Приведите примеры словоформ, имеющих в своем составе гиперфонемы.

6. Затранскрибируйте слова и определите, какие признаки фонем нейтрализованы в следующих словоформах.

Роз, косьба, морковь, степной, с дедом, позже, о поре, жизнь, запятая.

7. Законспектируйте следующие статьи по теории фонемы.

Аванесов Р. И. Кратчайшая звуковая единица в составе слова и морфемы // История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1988.

Кузнецов П. С. Об основных положениях фонологии // История советского языкознания. Хрестоматия. М., 1988.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.