Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. ГО — гражданская оборона;




Принятые сокращения

ГО — гражданская оборона;

РСЧС — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ЧС — чрезвычайная ситуация;

МЧС — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

АСДНР — аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

АСС — аварийно-спасательные службы;

АСФ — аварийно-спасательные формирования;

НАСФ — нештатные аварийно-спасательные формирования;

АСР — аварийно-спасательные работы;

ЧП — чрезвычайное положение.


Масштабность, частота и разнообразие происходящих на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций, их негативное воздействие на окружающую природную среду и социальную обстановку в обществе требуют соответствующих мер экономического и правового характера по предупреждению и ликвидации ЧС, а также совершенствования правового регулирования отношений в этой области.

Правовое регулирование в этой сфере является предметом деятельности соответствующих органов государственной власти, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. Оно охватывает комплекс мер организационного, правового, воспитательного характера, призванных обеспечить укрепление законности и установления порядка в этой области.

Защита населения и территорий от ЧС является одной из основополагающих функций государства. Законодательной и нормативно правовой основой в области организации и функционирования предупреждения и ликвидации ЧС является Конституция Российской Федерации.

В основе законодательства в области защиты населения и территорий от ЧС настоящего периода лежит не только Конституция РФ, но и Федеральные законы «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68 ФЗ, «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151 ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116 ФЗ, постановление Правительства РФ «О Единой системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 5 ноября 1995 г. № 1113 и другие. Конституция РФ, Федеральный закон «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61 ФЗ относят широкий круг в области защиты населения и территорий от ЧС к полномочиям Президента и Правительства РФ.

Успешная реализация экономических реформ в Российской Федерации предполагает активное участие профессионально подготовленных, грамотных и эрудированных специалистов, обладающих глубокими знаниями и гуманным мировоззрением по различным аспектам современного этапа развития общества, в том числе и по проблемам его безопасности.

Широкое внедрение техники, средств механизации и автоматизации во все сферы общественно производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождается появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей. Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни.

Основополагающая формула МЧС по безопасности жизнедеятельности — предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме положительных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом новый положительный результат, как правило, соседствует с новой потенциальной опасностью или группой опасностей.

В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышение и понижение температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились факторы антропогенного происхождения.

На всех этапах развития человек стремится к обеспечению личной безопасности и сохранению здоровья. Создание надежного жилища не что иное, как стремление обеспечить себе и семье защиту от естественных опасных и вредных факторов. Но с появлением жилища возникла опасность обрушения, задымления, возгорания.

Предметом изучения основ гражданской защиты являются вопросы обеспечения безопасности защиты населения от опасностей в ЧС.

Гражданская защита является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство ГО осуществляет Правительство РФ. Руководство ГО в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Принят Федеральный закон «О ГО». Защита населения, достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрение передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством ГО уделяется серьезное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля. Специалисты ГО обращают внимание и на появление угроз невоенного характера, связанных с качественно новыми средствами воздействия — экономическими, технологическими, конфессиональными, нравственно психологическими и некоторыми другими. Современная ГО должна быть готова и к противодействию подобным, не изученным до конца, опасностям и угрозам. Специалисты МЧС считают, что система защиты населения должна быть единой и глубоко интегрированной для условий мирного и военного времени.

В России государственная организация защиты населения берет свое начало 4 октября 1932 г., когда Совет Народных Комиссаров утвердил Положение «О местной противовоздушной обороне». Ее первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения МПВО обезвредили 40 тысяч зажигательных бомб, потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тысяч крупных аварий. В те годы впервые в нашей истории была организованна система защиты населения, которая позволила сохранить жизни тысячам мирных граждан. В послевоенный период МПВО совершенствовалась с учетом появления ядерного, химического и бактериологического оружия. С сентября 1971 года непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерство обороны. Однако в условиях прекращения холодной войны ГО уже не отвечала предъявляемым требованиям. Войска ГО оказались не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф. В 1991г. Указом Президента РФ Войска ГО были переданы в состав МЧС России.

Войска ГО, включающие воинские формирования — соединения, воинские части и организации, входящие в состав российского МЧС. Сегодня войска ГО — часть Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Они составляют основу сил быстрого реагирования «чрезвычайного» ведомства и решают специальные задачи мирного и военного времени.

Главными из них являются предупреждение и проведение АСР в зонах крупных аварий и катастроф, обнаружение и обозначение районов радиоактивного, химического и биологического заражения, а также специальные мероприятия по защите людей и обеззараживанию техники, зданий, и территорий. В последние годы войска ГО все чаще привлекаются к эвакуации населения, решению вопросов его первоочередного жизнеобеспечения, восстановления пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов, охране особо важных объектов, а также локализации и тушению крупных очагов лесных и торфяных пожаров. Подразделения войск ГО не раз работали в зонах вооруженных конфликтов: Южной и Северной Осетии, Абхазии, Грузии, Приднестровье, Югославии, Таджикистане, Чечне, Афганистане. Они обеспечивали людей питьевой водой и продуктами питания, организовывали эвакуацию раненных и доставку почты. Не раз во время крупных эпидемий медики совместно с войсками ГО проводили эвакуацию больных, обеспечивали людей предметами первой необходимости. За прошедшее время войска ГО качественно изменились. На их оснащении сегодня современная специальная и инженерная техника, спасательный инструмент, приборы поиска пострадавших, средства жизнеобеспечения населения. Продолжающееся в настоящее время реформирование войск ГО позволит сделать их более мобильными и эффективными, а так же улучшить специальную подготовку, систему управления и материально техническое обеспечение. К 2006 году в состав войск ГО будут входить 14 спасательных центров (первый из них был открыт в подмосковном г. Ногинске в 1998 г.), 6 пунктов управления, 3 отдельные смешанные авиационные эскадрильи, учебный спасательный центр и некоторые другие подразделения.

За последние 10 лет военные спасатели около 40 тысяч раз участвовали в ликвидации последствий аварий и катастроф. В результате проведенных операций ими было спасено свыше 65 тысяч человек.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.