КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рассмотрим подробнее основные понятия и статьи данных законов
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства В течение последних лет в России устойчиво снижается количество ЧС. При этом, однако, увеличиваются масштабы их последствий и ущербы от них. Только прямой ущерб от всех видов ЧС составляет свыше 100 млрд. рублей в год, а с учетом косвенных ущербов может достигать 3 % валового внутреннего продукта страны. В год в России происходит в среднем до 800 ЧС техногенного и природно-техногенного характера. В природной сфере наибольшую опасность представляют наводнения, ураганы, тайфуны, штормы, землетрясения и засухи; в техногенной — крупные пожары, аварии на потенциально опасных объектах и электроэнергетических системах. Значительную социальную напряженность в обществе вызывают ЧС, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Положение усугубляется значительным износом основных производственных фондов и снижением технологической дисциплины. Одна из важнейших задач сегодня — объединение усилий специалистов различного уровня, ученых и практиков в деле разработки организационных, теоретических, методологических и технологических основ прогнозирования и предотвращения катастрофических природных явлений, техногенных аварий и катастроф и возможных ЧС, вызванных этими явлениями и грозящих тяжелыми экономическими, социальными и экологическими последствиями. Со стороны правительства были разработаны и введены в действие основные Законы РФ в области защиты населения и территорий от ЧС (основные правовые акты Российской Федерации), которыми необходимо руководствоваться для предотвращения ЧС и при обеспечении защиты населения и территорий от опасностей природного и техногенного характера. Основные Законы в области защиты населения и территорий от ЧС: – Конституция Российской Федерации, М., 1993, 64 с.; – «О безопасности», от 5 марта 1992 г. № 2446.1 ФЗ; – «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68 ФЗ; – «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ; – «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 № 151 ФЗ; – «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3 ФЗ; – «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61 ФЗ; – «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116 ФЗ; – «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28 ФЗ; – «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3 ФЗ; – «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 г. № 35 ФЗ. 5 марта 1992 года был принят Закон «О безопасности» № 2446.1 ФЗ. Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Понятие безопасности и ее объекты: – б езопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз; – ж изненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства; к основным объектам безопасности относятся: – личность — ее права и свободы; – общество — его материальные и духовные ценности; – государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность; – угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Статья 9. Основные функции системы безопасности: – выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; – создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; – управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при ЧС; – осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения ЧС; – участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией. Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности. Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета РФ, указами Президента РФ, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности. Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий ЧС, формирования ГО; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства. Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел РФ, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством. Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности. 11 ноября 1994 г. Государственной Думой РФ был принят, а 21 декабря 1994 г. подписан Президентом РФ Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который определяет общие для РФ организационно правовые нормы в области защиты населения и территорий РФ (все земельное, водное, воздушное пространство, объекта производственного и социального назначения, окружающая среда) от ЧС природного и техногенного характера. При этом на органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации возложен ряд обязанностей по подготовке и координации деятельности органов управления, сил и средств, для защиты населения и территорий от ЧС, по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов и т.п. В законе даны основные понятия: – чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов ЧС. ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и транс граничные. К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. К местной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района. К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации. К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации. К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда в день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. К трансграничной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации. – предупреждение ЧС — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения; – ликвидация ЧС — это АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а так же на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов; – зона ЧС — это территория, на которой сложилась ЧС; Целями данного Федерального закона являются: – предупреждение возникновения и развития ЧС; – снижение размеров ущерба и потерь от ЧС; – ликвидация ЧС. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» состоит из 9 глав. Общие положения: – полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС; – государственное управление в области защиты населения и территорий от ЧС; – права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших; – подготовка населения в области защиты от ЧС; – порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; – государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС; – международные договоры РФ в области защиты населения и территорий от ЧС; – заключительные положения. В соответствии с законом в РФ существует Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются: – разработка и реализации правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; – осуществление целевых и научно технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; – обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; – сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; – подготовка населения к действиям в ЧС; – прогнозирование и оценка социально экономических последствий ЧС; – создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; – осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; – ликвидация ЧС; – осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; – реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; – международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. 21 декабря 1994 года был принят Закон «О пожарной безопасности» № 69 ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия: – пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; – пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; – требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; – нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; – противопожарный режим — правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров; – меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; – пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них АСР; – пожарно-техническая продукция — специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров; – государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки; – ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки; – подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров; – нормативные документы по пожарной безопасности — технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности; – профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий; – первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: – нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; – создание пожарной охраны и организация ее деятельности; – разработка и осуществление мер пожарной безопасности; – реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; – проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; – содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; – научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; – информационное обеспечение в области пожарной безопасности; – осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; – производство пожарно-технической продукции; – выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; – лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее — лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности; – тушение пожаров и проведение АСР; – учет пожаров и их последствий; – установление особого противопожарного режима. 22 августа 1995 г. был принят Закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151 ФЗ. Настоящий Федеральный закон: – определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности АСС, АСФ на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ; – устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера (далее — ЧС), и членов их семей. Основные понятия: – АСС — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют АСФ; – АСФ — это самостоятельная или входящая в состав АСС структура, предназначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; – спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение АСР; – АСР — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. АСР характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения; – неотложные работы при ликвидации ЧС — это деятельность по всестороннему обеспечению АСР, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности; – статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством РФ и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью; – аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии АСР, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения АСР. Основными задачами АСС, АСФ, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются: – поддержание органов управления, сил и средств АСС, АСФ в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и проведению работ по ликвидации ЧС; – контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации ЧС; – ликвидация ЧС на обслуживаемых объектах или территориях. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на АСС, АСФ могут возлагаться задачи по: – участию в разработке планов предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях; – участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; – пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от ЧС, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях ЧС; – участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ; – выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности АСС, АСФ, социальной защиты спасателей и других работников АСС, АСФ. 9 января 1996 г. был принят Закон «О радиационной безопасности населения» № 3 ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: – радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения; – ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков; – естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; – техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека; – эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности; – санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль; – зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль; – работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений; – радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды. Радиационная безопасность обеспечивается: – проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; – осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; – информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; – обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности. 31 мая 1996 г. был принят Закон «Об обороне» № 61 ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти субъектов РФ, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Основы обороны: – в настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; – оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами РФ и иными нормативными правовыми актами; – в целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств; – в целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ; – к обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, войска ГО (далее — другие войска); – для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), служба внешней разведки РФ, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее — органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования; – вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ; – другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами РФ оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите РФ от вооруженного нападения; – создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону; – земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности; – земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ; – имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Организация обороны включает: – прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; – разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины РФ; – правовое регулирование в области обороны; – строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения; – разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра; – планирование перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени; – мобилизационную подготовку органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; – создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; – планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; – оперативное оборудование территории РФ в целях обороны; – обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны; – развитие науки в интересах обороны; – координацию деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны; – финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ; – международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; – другие мероприятия в области обороны. 21 июля 1997 года был принят Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116 ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: – промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; – авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; – инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте. Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: – соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; – иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ; – обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; – допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; – обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; – иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; – организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; – обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; – обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; – предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; – обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; – разрабатывать декларацию промышленной безопасности; – заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; – выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; – приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность – осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; – принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; – анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; – своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; – принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; – вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; – представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Работники опасного производственного объекта обязаны: – соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; – проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; – незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; – в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; – в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
12 февраля 1998 г. был принят Закон «О гражданской обороне» № 28 ФЗ. Основные понятия: – ГО — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; – территория, отнесенная к группе по ГО, — территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время. Задачи в области ГО и защиты населения: – обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; – оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; – эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; – предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; – проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; – проведение АСР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера; – первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; – борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; – обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; – обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; – восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера; – срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; – срочное захоронение трупов в военное время; – разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; – обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО. 30 мая 2001 г. был принят Закон «О чрезвычайном положении» № 3 ФЗ. Чрезвычайное положение – ЧП означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей; – введение ЧП является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ; ЧП вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: – попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; – ЧС природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных АСДНР. 6 марта 2006 года Государственной Думой был принят Закон «О противодействии терроризму» № 35 ФЗ. Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: – терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; – террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя: – организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; – подстрекательство к террористическому акту; – организацию незаконного вооруженного формирования, – преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; – вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; – информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; – пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. – террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; – противодействие терроризму — деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: – предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); – выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); – минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; – контр террористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |