Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Философия Византии и эпохи Возрождения




Москва 2012

Методические указания составлены на основании ФГОС ВПО, рабочего учебного плана и учебной программы МГИИТ на кафедре «История и философия науки» факультета «Экономика и управление»

(наименование факультета, к которому относится кафедра-составитель)

 

Составитель учебно-методических материалов Чистякова Ольга Васильевна д .ф.н., профессор

(фамилия, имя отчество) (должность, ученое звание, степень)

 

 

РАЗДЕЛ I. ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1.1. Целью учебной дисциплины «Философия» является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, потребности к аналитико-философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм, составление целостного системного представления о бытии природы, общества и человека, о формах и границах познания природно-материальных, идеальных и социальных явлений и процессов.

Курс «Философия» нацелен на формирование у студентов предпосылок теоретического мышления, на постижение интеллектуального и духовного опыта человечества для применения полученных знаний в профессиональной деятельности. Важным аспектом философской подготовки студентов является становление умения ориентироваться в сложных проблемах современности, созидание гуманистической культуры мышления и поведения, формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения.

1.2. Тематический план курса «Философии»

№№ пп. Наименование тем Всего (час.) Аудиторные занятия (час.) Самостоя-тельная работа
В том числе
Лекции Семинары
           
  Сущность философии. Антропологические основания философии        
  Философия Древнего Востока        
  Философия античной Греции        
  Философия Средневековья.        
  Философия Византии и эпохи Возрождения        
  6. Философия Нового времени и эпохи Просвещения              
  7. Русская философия        
8. Западноевропейская философия конца XIX – XX веков        
  Проблемы бытия        
  Философское учение о сознании        
  Проблемы познания        
  Философское понимание общества        
  Духовная жизнь общества        
  Национализм в современном мире. Нация и этнос        
  Природа человека и смысл его существования. Личность        
16. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Философия глобальности.          
  ИТОГО:        

Изучение тем 5, 6, 8-13, 15 - 16 предполагает самостоятельное овладение следующим теоретическим содержанием:

Особенности философствования в ранневизантийский период. Роль триадологических и христологических богословских споров на развитие философии и культуры. Византийская философия как слияние греко-римских и ближневосточных традиций. Восприятие неоплатонизма. Антропологическая концепция восточного христианства и «богочеловеческая» проблематика православного богословия. Афанасий Великий, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит, каппадокийцы о роли и назначении человека.

Византийская философия VIII-XV вв. Учение Максима Исповедника о реальности человеческой и божественной воли и действиях Христа. Гносеология Иоанна Дамаскина. Проблема образа, символа в иконоборческих спорах и решение ее в учениях И. Дамаскина и Ф. Студита. Подъем рационализма в IX в. и мистицизм X-XI вв. Учение «нетварного света» Симеона Благоговейного и Симеона Нового Богослова. Понятие «свет» в мистическом богословии Византии. Новый подъем рационализма в XI-XIII вв. Учения М. Пселла и Иоанна Итала.

Гносеологическая дискуссия XIV в. о возможности логического доказательства Бога. Учение Варлаама Калабрийского и его последователей как рационалистическое течение. Исихазм Григория Паламы. Концепция «Фаворского света». Понятие энергии у Г. Паламы. Возможность сверхчувственного постижения Божества. Антропологические проблемы в учении Г. Паламы. Победа исихазма в XIV в. Рационализм Гемиста Плифона. Влияние светских концепций Д. Кидониса, Гр. Акиндина, Г. Схолария, Н. Хумна на «возрожденческую» философию Западной Европы. Преемственность исихастской культурной традиции в русской религиозной философии.

Философия Возрождения; характерные черты эпохи, их отра­жение в философской мысли. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Антисхоластическая направленность итальянских гуманистов XIV-XV вв. Антропологические учения Манетти и Пико делла Мирандола. Скептическая философия М. Монтеня. Этико-социальные воззрения Монтеня. Социально-философская доктрина Н. Макиавелли. Положение человека в системе общественных отношений. Соотношение политики и морали, сущность государства. Христианский гуманизм Э. Роттердамского. Натурфилософия Возрождения. Философия Николая Кузанского. Онтология и космология Кузанца. Человек как микрокосм и соотношение с Богом. Вера и разум. Диалектические идеи Н. Кузанского.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.