Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила работы с первоисточниками




Рекомендации по работе с литературой

Рекомендации к изучению отдельных тем курса

При изучении темы № 1 «Сущность философии. Антропологические основания философии» особое внимание следует обратить на специфику философского знания, его отличия и связь с другими формами духовной деятельности, особенно с наукой, религией, моралью. Следует усвоить антропологическую сущность философии, которая делает изучение философии полезной для личностного опыта, для профессиональной и интеллектуальной деятельности.

При изучении темы семинарского занятия № 14 «Национализм в современном мире. Нация и этнос» необходимо усвоить проблемы нациестроительства в современной России как «национализирующегося» государства; следует четко отличать категории «этнос» и «нация», «этничность» и «национальность», понимать сущность национализма в современном мире и знать крайние формы национализма, экстремизма, осознавать задачи по их профилактике и предотвращению, особенно в молодежной среде.

При изучении темы № 15 «Природа человека и смысл его существования. Личность» особое внимание следует обратить на вопросы, связанные с правами, свободой и ответственностью личности, на отношения личной воли и необходимостью подчинения общественным законам и нормам.

При изучении темы № 16 «Проблемы и перспективы современной цивилизации. Философия глобальности» особое внимание следует обратить на необходимость умелого сочетания различных форм и методов философского и научного, теоретического и практического познания, на рациональность и необходимость социального прогнозирования в современном обществе. Следует усвоить иерархию глобальных проблем человечества и противоречивую сущность процесса глобализации, специфику исследования этого вопроса социальной философией в отличие от политологического или социологического анализа.

 

При изучении курса учебной дисциплины «Философия» особое внимание следует обратить на литературные источники и первоисточники, приведенные в списке литературы.

 

К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины относятся:

 

    1. Дугин В.Д. Философия. Учебник для вузов. М.: Норма, 2008
    2. Канке В.А. Философия. М., Логос, 2005.
    3. Спиркин А.Г. Философия. М., 2005.
    4. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова. М., 2008.

 

 

 

 

Цель данного раздела - помочь студентам рационально организовать самостоятельную работу над первоисточниками, составить содержательные конспекты философских произведений, многие из которых сложны для изучения, отличаются острой полемичностью, обилием рассматриваемых вопросов, множеством имен, фактов, оценок, незнакомых понятий. Глубокая самостоятельная работа над ними обеспечит успешное усвоение курса основ философии.

Приступая к изучению того или иного произведения, необходимо отчетливо представить историческую обстановку в период его создания, выяснить, почему возникла необходимость в его написании, какую цель ставил перед собой автор. Одним из важнейших средств серьезного овладения философской теорией является конспектирование первоисточников.

Для составления конспекта рекомендуется сначала прочитать работу целиком, чтобы уяснить ее общий смысл и содержание. При этом можно сделать пометки о ее структуре, об основных положениях, выводах и т.п., надо стараться отличать в тексте основное от второстепенного, выводы от аргументов и доказательств. Если есть незнакомые понятия, необходимо в философском энциклопедическом словаре найти, что это понятие обозначает. Закончив чтение (параграфа, главы, статьи) следует поставить перед собой вопросы: В чем главная мысль? Какова логика ее доказательства? Что вытекает из утверждений автора? Как это согласуется с тем, что вы уже знаете о прочитанном из других источников?

Ясность и отчетливость восприятия текста зависит от многого: от сосредоточенности студента, от техники чтения, от настойчивости, от яркости воображения, от техники фиксирования прочитанного, наконец, от эрудиции. Все эти качества постепенно вырабатываются в процессе чтения.

Многое зависит и от склада ума. Если в сознании студента легче укладываются факты, нежели обобщения и выводы, необходимо нацелиться на сосредоточенную работу именно над теоретическими положениями. Если же теоретические положения воспринимаются отчетливее кажущейся мозаики фактов, необходимо сосредоточиться на фактической стороне.

Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и четкоепредставление о неясных местах, отмеченных в книге. После предварительного ознакомления, при повторном чтении следует выделить основные мысли автора и их развитие в произведении, обратить внимание на обоснование отдельных положений, на методы и формы доказательства, наиболее яркие примеры. В ходе этой работы окончательно отбирается материал для записи и определяется ее вид. Квалифицированный читатель владеет тремя ее видами: план, тезисы, конспект.

План есть краткий, последовательный перечень основных мыслей автора. Запись прочитанного в виде тезисов – это фиксация опорных положений текста. Разница между планом и тезисами заключается в следующем: в плане мысль называется (вопрос - о чем говорится?), в тезисах - формулируется (что именно об этом говорится?). Запись опорных мыслей текста важна, но полного представления о прочитанном на основании подобной записи не составишь. Ведь важно и то, как автор доказывает свою мысль, как убеждает в истинности своих выводов. Так возникает конспект. Форма записи усложняется в зависимости от целей работы: план - о чем?; тезисы - о чем? что именно?; конспект - о чем? что именно? как?

Конспект есть краткое последовательное изложение содержания. Основу его составляет план, тезисы и выписки. Универсальность конспекта таит в себе весьма большую сложность для использующего этот вид записи. Подводные камни конспектирования: многословие, цитирование не основных, а связующих мыслей, стремление сохранить стилистическую связанность текста в ущерб его логической стройности.

Важно помнить, что приступать к конспектированию необходимо тогда, когда сложились навыки составления записи в виде развернутого подробного плана. Необходимо также заметить, что не всякий текст нуждается в конспектировании. Как правило, запечатлеть в конспекте необходимо особо важную для студента книгу, статью, усвоение которой определяет дальнейшую работу в рамках учебного процесса.

Требования к конспектированию не могут носить канонического, жестко определенного характера, из всех видов записи - эта самая свободная, но полезно знать, что основные элементы конспекта обязательно должны в полном объеме фиксировать позицию автора, систему основных утверждений и аргументацию их.

Форма записи при конспектировании требует особого внимания: важно, чтобы собственные утверждения, размышления над прочитанным, четко отделялись при записи. Разумнее выносить свои пометки на широкие поля, записывать на них дополнительные справочные данные, помогающие усвоению текста (дата события, упомянутого авторами; сведения о лице, названном в книге; точное содержание термина и т.п.). Если конспектируется текст внушительного объема, необходимо указывать страницы книги, которые охватывает та или иная часть конспекта.

Для удобства пользования своими записями важно озаглавить крупные части конспекта, подчеркивая заголовки. Следует помнить о назначении красной строки, стремиться к четкой графике записей - уступами, колонками. Излагать главные мысли автора и их систему аргументов - необходимо преимущественно своими словами, перерабатывая таким образом информацию,– так проходит уяснение ее сути. Мысль, фразы, понятые в контексте могут приобрести порой более пространное изложение в записи. Но всегда (и в этом суть конспектирования) текст оригинала свертывается. Свертывая текст, студент формирует логическое мышление, учится выделять главное и обобщать однотипные суждения, однородные факты. Есть и еще один аргумент в пользу записи своими словами: обобщается письменная речь студента, шлифуется его язык.

Знание общей стратегии чтения, техники составление плана и тезисов определяет и технологию конспектирования:

· Внимательно читать текст, попутно отмечая непонятные места, незнакомые термины и понятия. Выписать на поля значение отмеченных понятий.

· При первом чтении текста необходимо составить его простой план, последовательный перечень основных мыслей автора.

· При повторном чтении текста выделять систему доказательств основных положений работы автора.

· Заключительный этап работы с текстом состоит в осмыслении ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

· При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более глубокому усвоению текста.

· В рамках работы над первоисточником важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать необходимо те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.