Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запишите, считаете ли вы, что должны сохранить или отвергнуть это событие в применении к своей личности. Постарайтесь уложиться в один абзац. 1 страница




Сейчас ваша задача — определить, какое „наследие" вы берете из этого момента. Если оно было негативным, найдите силы честно признаться в этом. Если болезненный опыт преподал вам какой-то урок, дал вам новые знания, признайте это. Какими бы ни были результаты — отрицательными или положительными — объясните, почему.

Например, каким бы трудным ни был тот определяющий момент для меня, одиннадцатилетнего подростка, который до тех пор никогда не возражал взрослым и ни одного дня не вел себя вызывающе, сейчас я вижу, что он придал мне уверенности в себе. Он „разбудил" во мне острую необходимость защищать себя. И он навсегда перечеркнул мою слепую веру в людей, наделенных властью. Вот так я ответил бы на этот вопрос. Я бы ни в коем случае не хотел пережить ту ситуацию снова, но в то же время вижу, что она пробудила к жизни определенные черты характера, которые сослужили мне хорошую службу.

Предположим, тем не менее, что тот определяющий момент оказал на меня совершенно противоположное воздействие. Представим, что в результате его я стал кем-то вроде паранои- ка-бунтаря, самодовольного „крестоносца", который не способен ужиться ни в какой социальной системе, который видит скрытую подлость в любом человеке. Если бы из этого определяющего момента выросла жизнь, полная социальной неустроенности и нищеты, я бы так и ответил на этот вопрос. И далее написал бы, что те аспекты моей личности, которые обязаны своим появлением этому моменту, нет больше смысла хранить. Я бы сделал вывод, что это событие не раскрепостило часть моего подлинного „я", а создало часть вымышленного „я.

7. Еще раз рассмотрев все ключевые моменты, определите теперь, какой суммарный эффект они оказали на вашу личность после того, как вы их пережили?

(Помните, что, прежде чем ответить на этот вопрос, вам необходимо ответить на вопросы 1-6 из десяти вопросов по каждому определяющему моменту.) Наша цель здесь — выявить общую тенденцию (модель) по всем определяющим моментам, которые вы описали. Рассматривая их в совокупности, что вы можете сказать об их воздействии на вашу жизнь — оно было положительным или отрицательным?

В молодости Бенджамин Франклин таким образом проверял достоверность принимаемых решений и событий своей жизни: он брал лист бумаги и рисовал на нем нечто вроде большой буквы Т; затем с левой стороны он перечислял все преимущества и положительные моменты принятого решения или совершенного действия, а с правой стороны — все отрицательные. Эта таблица из двух столбцов помогала ему свести сложный вопрос к краткой сути. Я прошу вас применить такой же метод. Затем выделите из написанного ключевые слова, характеризующие то наследие, которое вы несете с собой по жизни как результат определяющих моментов. Например, с левой стороны вашей буквы Т могут появиться такие положительные качества, как добросердечный, щедрый, глубокомысленный; а

с правой — отрицательных моментов: пугливым, нерешительный и т. д. Заполняйте эти две колонки до тех пор, пока не рассмотрите все, что написали, отвечая на шесть вопросов.

Я могу с уверенностью утверждать, что, когда в итоге вы взглянете на свою „разукрашенную" букву Т, то ясно увидите определенные качества собственной личности. Для многих людей взгляд на такую таблицу подобен резкому включению света; это тот момент, который сопровождается возгласом „Ах! Не удивительно, что мне все так надоело", „Не удивительно, что у меня так трудно складываются отношения с противоположным полом", „Не удивительно, что мне так трудно найти общий язык с детьми". Честный и тщательный анализ, инвентаризация ключевых моментов своей жизни позволит вам во всех деталях высветить состояние собственной личности, уровень самооценки и свое подлинное „я". Со всей очевидностью вы увидите и свое вымышленное „я". На пути к моральному и психологическому выздоровлению будет сделан еще один шаг.

Однако нам предстоит еще много работы. Пожалуй, на данный момент, вполне достаточно вашей уверенности в том, что вы на верном пути. Вспомните слова „И так прошла вся жизнь", то, какое значение они могут иметь в вашей жизни. Да, у вас были определяющие моменты. Да, их последствия повлияли на вашу дальнейшую жизнь. Однако помните также, что теперь все в ваших руках. Вы хозяин своей собственной жизни. Пойдет ли ваша жизнь дальше в том же русле, или радикально изменится, — только вам решать.

СЕМЬ КРИТИЧЕСКИХ Е„РАЗВИЛОК"

Мне редко удавалось разглядеть благоприятную возможность до того, как она исчезала.

МАРК ТВЕН

 

Наша жизнь требует от нас постоянно делать выбор. День ото дня кто-то или что-то заставляет нас принимать решение. Выбор — факт жизни, которого не избежать: чего мы хотим; куда мы хотим пойти; мы покупаем эту машину или вон ту; вы будете просто жить с ней (с ним) или рискнете и поженитесь; пожалуетесь ли вы матери на то, что дядя Билл обижал вас, когда приезжал на Рождество, или нет; станете вы пить это лекарство или обойдетесь без него; не пора ли вашей матери перестать работать и стать домохозяйкой; заняться ли вам собственной карьерой или продолжать сидеть с детьми; верить ли вам в Бога?

Выбор, варианты, альтернативы, необходимость решать — и никаких шансов этого избежать. Если вы — честный человек, то знаете, что бывали случаи, когда вы проявляли решительность и делали прямой выбор убежденно и четко. В других случаях вы „прятали голову в песок", всячески уклонялись, надеясь, что кто-то другой решит за вас, просто потому, что у вас не хватило силы воли противостоять давлению. Что вы могли не осознавать, так это то, что даже не выбирая, вы все равно делали свой выбор. Как бы быстро вы ни „убегали", куда бы ни прятались — от выбора вам никуда не деться.

Как и у любого из нас, в некоторых случаях сделанный вами выбор блестяще оправдался, в других — был равносилен кораблекрушению. К сожалению, любое наше решение, хорошее или плохое, оказывается чрезвычайно значимым для всей последующей жизни. Право выбора — и тяжкий груз, и привилегия, причем начинаем мы выбирать с самого раннего возраста.

Поначалу это не более чем: „Мне съесть гороха или моркови?" Но слишком быстро все становится серьезнее и сложнее. По мере того, как мы взрослеем, возрастает и значимость каждого нашего выбора, а значит и нервозность, и умение придавать этому значение! Часто приходится слышать, как родители пытаются дать рациональное объяснение поведению своих „драгоценных" малышей, когда те впоследствии становятся маньяками -убийцами. С неподдельным удивлением они рассказывают, что у них не было признаков бандитских наклонностей:

— Конечно, Билли был трудным ребенком, у него были приступы ярости в начальной школе, но ни до чего серьезного не доходило. Он не был „трудным" ребенком, пока ему не исполнилось пятнадцать. Мы просто не знаем, что произошло. У него никогда раньше не было проблем с законом! Как будто он внезапно сорвался в пропасть!

Узнаете? Тоже мне „Оззи и Харриет"[3]! Большинство пятилетних детей действительно не дерутся с полицейскими, не бьют учителей, не курят „травку", не угоняют машины и не устраивают попоек. И не потому, что не стали бы, если бы могли. Они не делают этого только потому, что им всего пять лет, и они еще не могут этого делать. В пять лет их единственная способность выражать бунт или неповиновение —устроить истерику, надуться или поджечь кота. Далее происходит вот что: как и у любого другого человека, важность принимаемых решений и выбора (у преступников — негативных) у них возрастает, они становятся старше, умнее и сильнее, значит, сильнее

становится и их воздействие на общество. Не в том дело, что у них недостаточно путаницы в мозгах, чтобы делать настоящие гадости; просто, им еще не пришло в голову украсть именно ваш бумажник или угнать именно вашу машину. Они еще не могут действовать на таком уровне. То же самое происходит с любым человеком. По мере взросления возрастает и мера воздействия на жизнь. Но решения и выбор имеют значение с самого первого дня, просто их влияние — юридическое, моральное, физическое, финансовое и социальное — только возрастает со временем.

Сделанный выбор играет колоссальную роль в том, что жизнь стала такой, как есть. Это касается всех решений, которые вы уже приняли, неважно в каком возрасте, и всех решений, которые вам предстоит принять.

Короче говоря, в отличие от определяющих моментов жизни, над которыми мы не властны, тот выбор, который мы сделали в жизни и еще будем делать, — на 100 процентов лежит на нашей совести. Некоторые из этих решений являются судьбоносными, так как изменили вашу жизнь радикально и надолго. Именно их мы должны будем вспомнить и выяснить, что там к чему.

Задача этой главы проста:

Выявить семь наиболее критических решений (эпизодов, связанных с выбором) в вашей жизни и определить, как их результаты повлияли на формирование вашего представления о самом себе.

Если вы внимательно следовали за моими размышлениями в предыдущих главах этой книги, то должны уже понимать, что представление человека о самом себе, его собственный внутренний образ и самооценка являются результатом своеобразного „бартера", то есть взаимообменных операций с внешним миром. На них оказывают воздействие определенные события, принятые решения (сделанный выбор), конкретные люди, но также и наша внутренняя „обработка" этих событий, решений и людей. Все три категории воздействий формируют личность человека, но главная задача сейчас состоит в том, чтобы выявить последствия от принятых решений, многие из которых длятся до настоящего момента. Некоторые из этих решений и ваши внутренние реакции на них могли привести к искаженному восприятию самого себя, породить дефекты самооценки и взаимодействия с миром.

Вспомните мое высказывание о том, что человек является активным участником создания собственной личности, то есть, когда мы реагируем внутри себя на то, что происходит в жизни, мы делаем свой „внутренний" выбор. Мы будем говорить подробнее о внутренних реакциях позже, а пока вам достаточно понимать, что внутренние реакции, точно так же как ваше поведение, являются результатом неизбежного выбора. Все это означает, что вы, принимая свои собственные решения и делая выбор (и внутренний, и внешний), способствовали прояснению или, наоборот, „засорению" собственной подлинной личности. Сейчас самое время разобраться во всем этом.

Как и в событиях, о которых мы говорили в 4-й главе, посвященной десяти определяющим моментам, большинство решений, которые вы сделали в жизни, произвели аналогичное действие — они „затуманили" общую картину. Мы сталкиваемся с таким количеством ежедневных решений, так часто вынуждены выбирать, что большинству людей трудно было бы перечислить все важные эпизоды вчерашнего дня, не говоря уже обо всей жизни. Тем не менее, как и в случае с определяющими моментами, есть удивительно малое число решений, которые фактически поднимаются до уровня судьбоносных, поворотных для всей жизни.

Я говорю здесь о тех семи самых критических решениях, которые определили вашу жизнь в положительную или отрицательную сторону. Эти семь критических решений стали ведущими факторами в формировании вашей личности. Определите и поймите эти решения, и вы откроете для себя удивительное количество информации о себе и собственной самооценке, столь важной для будущего.

Всякий раз, когда я думаю о критических решениях, я не могу не вспомнить о моем школьном друге Дине. Я так и слышу его любимые слова: „Бог мой, что случилось?" На протяжении всех старших классов школы Дин и я были неразлучны. Мы вместе ходили на занятия, вместе занимались спортом, вместе ели, и вместе проводили выходные. Мы вместе устроились чернорабочими — точнее было бы сказать „пехотинца- ми-новобранцами" — на один склад в центре города. Часы работы были сущим кошмаром, сама работа — еще хуже, но деньги, которые нам платили, позволяли утолить страсть к „латаным" машинам, назначать свидания девушкам и с гордостью щупать карманы, полные мелкой наличности. Это приятно возбуждало нас, подростков, из, скажем так, не самого престижного района города.

По мере приближения выпускного года, многие из нас все глубже задумывались о продолжении учебы в колледже или университете, а Дин тогда по-настоящему влюбился в девушку из нашей же школы. Вскоре он уже говорил с мастером на складе, где мы работали, о какой-нибудь вакансии на заводе. В сравнении с тем, чем мы занимались, это могла быть уже „взрослая" работа, подразумевающая настоящую ответственность. Что более важно, она также означала зарплату „как у людей": может быть девять или десять тысяч долларов в год, которые тогда для бедного парня были несметным богатством. Уже через пару дней после выпуска, в то время как все остальные планировали очередной этап подготовки к „настоящей" жизни, Дин сделал свой выбор. Для него подготовка закончилась — начиналась жизнь.

Сразу после школы нам казалось, что у Дина уже есть все: прекрасная квартира, современная стереоаппаратура, сверкающий новенький пикап. Свадьба была не за горами. На прощальном мальчишнике, который он устроил для нас тем летом, мы все восхищались пикапом Дина, нажимали на педаль газа и

вдыхали запах новой машины; мы оглядывали его квартиру, поражаясь, что восемнадцатилетний парень уже имеет свою мебель; мы чуть не пускали слюни от зависти. Вскоре я уже упаковал свои вещи и отбыл в колледж, с тяжелым сердцем, но широко открытыми глазами.

Я не виделся и не говорил с Дином несколько месяцев. Наши пути разошлись и повели нас в два совершенно различных мира.

Вскоре до меня дошли слухи, что Дин лишился своей работы. А некоторое время спустя стало известно, что и брак Дина распался. Прежде чем я снова увиделся с ним, когда приехал на свою малую родину, прошло около десяти лет, и теперь Дин работал ночным продавцом в круглосуточном магазинчике. Он жил один все в той же квартире и водил все тот же пикап. Мы посмеялись о старых временах, я рассказал ему немного о своей практике, а он шутил над тем, что я теперь — „доктор Мак-- Гро" и сказал, что не доверил бы мне даже „лечить его собаку". Я ответил, что, наверное, собаке приходится несладко при таком хозяине.

После того, как мы обменялись колкостями и посвятили друг друга в подробности своей личной жизни, Дин надолго замолчал. Наконец, он промолвил: „Мой Бог, Фил, что случилось? В школе мы с тобой были как близнецы, как два сапога из одной пары. У нас были одинаковые оценки, мы прогуливали одни и те же уроки, вместе „смывались" от полицейских, ходили в одни и те же места, у нас были общие друзья, черт возьми, мы были как две горошины из одного стручка. Прошло десять лет, и я работаю по ночам в магазинчике, а ты уже известный врач со своей практикой! Что же все-таки случилось?"

Как бы мне ни хотелось в тот момент от неловкости продолжать изучать носки моих туфель, но, помнится мне, я ответил: „Видишь ли, случилось то, что ты сделал свой выбор, а я сделал свой. Ты делал свое, а я — свое. Когда выбираешь собственную дорогу, выбираешь и последствия". Десять лет назад он выбрал женитьбу и „взрослую" работу, в то время как остальные выбрали колледж; он выбрал „взрослую" зарплату, в то время как остальные обрекли себя еще на четыре года нищенского существования; он выбрал, казалось бы, безопасную судьбу, в то время как остальные рискнули ради того, чтобы иметь выбор пошире, когда на руках будут дипломы. Теперь у нас были эти дипломы, а у Дина — лишь корешки от объявлений о трудоустройстве, предлагающие неквалифицированную работу без перспектив. Как бы он ни жаждал сейчас пойти в колледж, У него было слишком много долгов, чтобы всерьез думать об этом.

Другими словами, тот выбор, который он сделал в восемнадцать лет, выбор, который, казалось бы, теперь должен значить гораздо меньше, чем раньше, на самом деле определил всю его жизнь. Теперь колледж не для каждого, и его решение, которое могло бы принести отдачу, ничего не дало. Он мог бы „собраться" и продвинуться по своей работе, но не сумел. Как я уже сказал, когда мы выбираем поведение, мы выбираем и последствия. Выбор Дина был рассчитан на мгновенный эффект в виде ранней женитьбы и приличной зарплаты, и это решение стало главным в его списке из семи позиций.

Сейчас пришло время вспомнить все „развилки", которые вам попадались в жизни. Какое решение вы принимали, встретив каждую из них и почему? Каковы, по вашему мнению, оказались последствия выбора для вашей жизни? Какими вариантами вы пренебрегли? Каков мог бы быть их результат в вашей жизни? Наконец, вам нужно провести различие между решениями, которые вы принимали сами, и принятыми за вас другими.

Выполняя эту задачу и стараясь собрать информацию, которая нам пригодится позже, полезно разобраться с некоторыми из тех „почему", которые стояли за вашим выбором. Какие факторы вступили в игру, когда вы делали выбор? В начале поиска своих семи самых важных решений держите в уме, что вы, как и любой другой человек, имеете ряд мотиваций или потребностей, которые стоят за каждым выбором. По сути, нами руководит целая иерархия потребностей, так что если на передний план выступает самая существенная, базовая необходимость, мы уже не можем и не будем мотивированы потребностью более низкого, предыдущего уровня. Вот эта иерархия нужд, или потребностей:

Выживание

Безопасность

Любовь

Чувство собственного достоинства Самовыражение Интеллектуальная реализация Духовная реализация

Обратите внимание на то, что первым в списке этих потребностей названо выживание. Сама жизнь должна быть сохранена, прежде чем наступает мотивация к любой другой нужде, такой как безопасность, чувство собственного достоинства или любовь. Это важно для понимания того, почему мы выбираем то, что выбираем, и игнорируем то, что могли бы выбрать. Давайте рассмотрим каждую потребность по отдельности.

 

Выживание

Что бы ни происходило когда-то или сейчас в вашей жизни, наиболее важной мотивацией было и остается выживание. Это самый главный из всех инстинктов, и именно с этой очень мощной силой мы начинаем свое присутствие на земле. Нельзя этим пренебрегать, так как мы начинаем делать выбор и формировать свою личность с самого раннего возраста.

Только что родившись, человек, конечно, полностью уязвим. Общество и семья начинают ценить его (как, надеюсь, было с вами), защищать и заботиться, но за определенную плату: человек обязан соответствовать ценностям, моделям поведения и требованиям этого общества, чтобы оно его приняло. Нужно питаться, как оно, вести себя, как оно, учиться говорить на его языке, принимать и „подгонять" себя под его среду. Безусловно, в раннем детстве выбор за нас делают другие. Даже когда мы становимся достаточно взрослыми, чтобы делать осознанный выбор, если мы примем решение не подчиняться требованиям общества, оно сделает нас изгоем, врагом. Человек становится уязвимым и должен быть наказан. Это тоже очень важно. Могло оказаться и так, что с самого раннего детства основной мотивировкой ваших решений и поступков стал страх.

Подумайте о том, как тот ранний опыт и потребность иметь одобрение окружающих, чтобы мирно существовать, могли перейти в другие области и повлиять на решения уже во взрослой жизни. Вполне возможно, вы научились делать выбор так, чтобы решения и связанные с ними действия нравились прежде всего не вам, а другим. Если эта склонность превратилась в мощную мотивацию — выживание, только представьте себе, как глубоко она могла укорениться в сознании. Страх не угодить, вызвать недовольство других могут определить самый главный жизненный выбор, о котором человек порой даже не подозревает. Вы также могли быть вынуждены пожертвовать своими интересами, отодвинув собственные желания и нужды на второй план, почувствовав или убедив себя что это необходимо для вашего выживания.

Вы вполне могли убедить себя, что не будь вы тихим и покорным, под угрозой оказались бы работа и зарплата, то есть базовая потребность в пище и укрытии — безусловно, очень мощная мотивация, если дело обстоит действительно так, как вы полагаете.

Если, допустим, ваше мышление настолько искажено, что вы поверили, что дальше жить нельзя без присутствия рядом супруги (супруга), то нужда в выживании может побудить вас к с самым неожиданным, порой бессмысленным, глупым поступкам. Тот факт, что подобная угроза выживанию не то же самое, что угроза подлинная, ничего не значит, так как реальностью для вас является то, во что вы верите, а не то, что есть на самом деле. Более того, если вы в этом убеждены, то никакая другая потребность не будет в данный момент рассматриваться, так как то, что угрожает выживанию, — всегда на первом месте, и ваш выбор сразу же отразит это.

 

Безопасность

Как только удовлетворена нужда в выживании, следующий уровень потребностей, способный определить ваш выбор, — необходимость найти какую-нибудь основу для эмоциональной безопасности в дополнение к безопасности физической. Эмоциональной потребностью номер один для всех людей является необходимость в одобрении и причастности — то эмоциональное удовлетворение, которое наступает от внешнего одобрения, от чувства, что ты являешься частью семейной пары, организации или группы ровесников. Здесь также огромное значение имеет то, что вы выбираете для себя сами. Например, если эта потребность преобладает и вы чувствуете, что ваше самовыражение может вызвать критику или даже отторжение, можно легко „уговорить" себя на компромисс, а не на самовыражение. У человека очень быстро и легко вырабатывается модель пренебрежения собственными мыслями и чувствами, он предпочитает заменить их мнением кого-то другого, потому что этот кто-то удовлетворяет нашу потребность в эмоциональной безопасности. Не надо далеко ходить за примерами: если вы только думаете об этом, то политики поступают так ежедневно. Вряд ли хотя бы у одного из них когда-либо родилась оригинальная мысль. Вместо этого: „Нужно обязательно сказать им то, что они хотят услышать, иначе в следующий раз они меня не выберут". Ваш собственный выбор, когда речь идет о принятии важных решений, может базироваться на такой же логике. Многие ваши решения наверняка принимались с учетом того, что подумают другие, и в надежде на то, что ваше мнение совпадет с тем, чего они от вас ждут, и вы получите их одобрение. Проблема заключается в том, что в данном случае совершенно игнорируются ваши подлинные желания и потребности.

 

Любовь

Исследования показывают, что если новорожденные с самого начала не получают любви, их дальнейшее выживание оказывается под угрозой с первых мгновений жизни. По мере взросления, если мы убеждены, что нам не хватает любви, мы начинаем странствовать по миру и жизни в ее поисках. У нас есть потребность в том, чтобы к нам определенным образом прикасались, ласкали, то есть выражали свои чувства физически и эмоционально. Если мы чувствуем себя лишенными любви, даже в самом раннем детстве, когда у нас еще нет слов, чтобы это выразить, то основной целью в жизни станет найти ее. Эта мотивация может быть столь мощной, что подчинит себе все прочие мысли и побуждения, определив выбор на всю жизнь. Некоторые из ваших наиболее важных решений вполне могли вытекать из потребности быть любимым или любимой, поскольку вам казалось, что вы обделены любовью.

 

Чувство собственного достоинства

Как только мы удовлетворили свою потребность в выживании, достигли определенного уровня безопасности и чувствуем, что нас любят, мы связываем свои дальнейшие жизненные решения с чувством собственного достоинства. К сожалению, большинство людей имеют очень смутное представление о том, что такое самоуважение, потому что „гоняются" за мнением других, то есть внешним источником уважения. Для многих чувство собственного достоинства, или самоуважение, слишком часто измеряется тем, что кто-то чего-то достиг, накопил или получил от мира в виде званий, трофеев или признания. Зачастую ставится знак равенства между достоинством и конкретным автомобилем, домом, одеждой, победой в гольфе или банковским счетом.

Такая жажда уважения, если она измеряется внешним эталоном или мирской молвой, может быть мимолетной, непостоянной и вызывающей столь же быстрое привыкание, как наркотики или другая пагубная страсть. Исследование ученых показали, что постоянное внешнее поощрение поведения ребенка, особенно при помощи расхожих — „будь умницей" — замечаний, присвоение конкретного „звания" или положения в школе, не является хорошей идеей: ребенок может угодить в бездонную яму, желая все большего и большего, и дойти до противоправных действий, чтобы укрепить свою популярность среди сверстников. Внешнего поощрения может быть недостаточно или оно „не такое", полностью не удовлетворяет внутренней потребности. Чем больше человеку не хватает внутренней самооценки, тем уязвимей он для внешнего воздействия. Другими словами, если вы не „наведете порядок" у себя внутри, они,,достанут" вас снаружи. Мир набрасывается на наше малейшее сомнение в себе, как муха на открытую рану. Результатом этого может быть подмена базы для принятия решений, использование чужих источников. Итак, если вы не любите себя или не верите в себя, то обязательно станете искать кого-то, кто делал бы это за вас. И тогда этот кто-то может серьезно повлиять на принимаемые вами решения.

 

Самовыражение

Рано или поздно, как только удовлетворены наши базовые потребности, мы начинаем принимать решения, основанные на потребности выразить свои уникальные дарования. Если мы чувствуем, что наша жизнь в безопасности, мы пользуемся доверием и убеждены в собственной ценности, мы обращаемся к более глубоким потребностям.

У нас есть потребность оставить свой след в этом мире. Мы чувствуем необходимость писать, чертить или рисовать. Самовыражение может заключаться в желании иметь детей или странствовать по миру. Мы делаем выбор открыть свой собственный бизнес, а не быть „винтиком" в механизме огромной корпорации. Движимые потребностью стать тем, кем мы на самом деле являемся, мы можем выбрать жизнь в деревне на природе или, наоборот, остаться в городе, чтобы „кучковаться" в мире бизнеса.

Потребность в самовыражении у некоторых людей может быть настолько сильна, что они готовы бросить все, что знакомо и предсказуемо — работу, положение в обществе, даже семью, — чтобы написать роман или стать актером. Необходимость самовыражения может быть сильнейшим внутренним стимулом, который часто приводит к решениям, озадачивающим наших друзей и близких.

 

Интеллектуальная реализация

Выбор в этой области диктуется желанием получить ответы. Человек тянется к знаниям, как общим, так и специальным, и начинает задавать себе глубинные вопросы. Как и с другими потребностями в нашей иерархии, как только удовлетворены нужды более высоких уровней, эта потребность способна стать всепоглощающей. Поиск ответов захватывает человека, определяя все его решения.

Как только другие нужды удовлетворены, многие люди выбирают чисто умственный подход к жизни, что проявляется в их решениях и выборе.

 

Духовная реализация

В этой сфере выбор определяется видением или целью, которая лежит за пределами личного интереса. Многие люди считают этот уровень жизнедеятельности высоким, запредельным, поскольку он выходит за рамки повседневной жизни. Мы делаем такой выбор, который отражает наше понимание того, что материальные потребности часто преходящи и кратковремен-- ны. Мы реорганизуем свои запросы таким образом, что духовные нужды, хотя и не подвластные объективному измерению, попадают в самый центр нашего внимания. Нетрудно понять, почему эти вещи отступают на заднии план, когда мы заняты более насущным, например, выживанием. Иногда трудно посвятить себя духовным исканиям, когда вся энергия уходит на поиски пропитания, на защиту себя или детей. Я не говорю, что это правильно или свойственно всем мировым культурам, я просто говорю, что так происходит. Люди с глубокими религиозными убеждениями не согласятся с тем, что мы поставили духовные искания на последнее место в своем списке. Такие люди в отсутствие удовлетворенных потребностей других уровней переступают пределы общепринятых норм и оценок и начинают руководствоваться в своих решениях высшими ценностями духовного порядка.

Таковы категории потребностей, которые, возможно, играли свою роль в ваших семи критических жизненных решениях. Когда вы будете распознавать эти важнейшие эпизоды, думаю, мои соображения по поводу мотивации помогут вам заострить внимание на том, в чем состоял ваш наиболее важный выбор и почему вы его сделали.

 

РОЛЬ ВЫБОРА

Мы не начинаем свою жизнь с привилегии и ответственности собственного выбора. Как правило, мы не в состоянии, пока нам не исполнится года два, даже отличать себя от других живых существ. Полная зависимость от родителей и других взрослых означает, что в самый важный период нашего взросления и учебы они были теми людьми, которые делали выбор за нас. Такие проблемы, как: что есть, что надевать, в какой среде жить, в какие школы ходить — скорее всего решались при нашем минимальном участии или вообще без него. При этом взрослые, определяя нашу жизнь, могли учитывать или полностью игнорировать наши интересы. Они могли радикально повлиять на выбор друзей или на такой решающий момент, как выбор профессии. По сути, если вы безропотно соглашались со всеми их пожеланиями относительно вас, возможно, вы и до сих пор заняты тем, что помогаете им в осуществлении долгосрочной программы „решать за вас, что для вас лучше".

Слишком часто родители забывают, что одним из важнейших аспектов взросления является освоение науки самостоятельно делать выбор. Это такое умение, которое должно осваиваться, а затем применяться в полной уверенности, что подлинное „я" является той платформой, на основе которой человек делает выбор. Каким правилам или рекомендациям вы обучились, будучи ребенком, чтобы впоследствии принимать правильные решения? Какая родительская наука послужила той базой, исходя из которой вы говорили „да" или „нет", когда жизнь требовала от вас сделать выбор? Вселили ли в вас родители уверенность в том, что вы способны сделать правильный выбор самостоятельно? Если ваши отец и мать не ставили это своей конкретной целью, сознательной задачей воспитательного процесса, тогда любые навыки, которыми вы сегодня владеете как человек, принимающий решения, были усвоены вами методом проб и ошибок. Что самое печальное, многие люди так и не овладели этой наукой, потому что они живут в страхе и сомнениях своего вымышленного „я", которое определяет их поведение вне связи с личностью и ее сильными сторонами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.