Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. Различия в темпераменте




ЧЕТЫРЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Д. Н. Оудсхоорн

ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХИАТРИЯ [8]

Мы последовательно обсудим:

А Различия в темпераменте и их воздействие на развитие.

Б. Органические факторы.

В. Значение эмоциональной привязанности между матерью и ребенком для развития последнего. Г. Смерть одного из родителей; развод.

Широкой известностью пользуется исследование (Thomas, Chess & Birch, 1968), которое называлось «Нью-Йоркское лонгитюдинальное исследование», целью которого было показать ин­дивидуальные различия между детьми и их связь с последую­щим нормальным или аномальным поведением. Авторы разгра­ничили содержание (что) и формальные характеристики (как) поведения. Под содержанием понимались такие варианты пове­дения, как плач, игра, поиск и др. Формальные характеристики поведения, взятые вместе, называются «темпераментом». Они представлены в таблице 1.

Помимо всего прочего, данное исследование доказало, что характеристики являются стабильными с рождения и до (по мень­шей мере) 5-летнего возраста. Это означает, что новорожден­ный ребенок — это не tabula rasa, он с самого начала обладает определенными характеристиками, которые им используются в отношениях с окружающей средой, особенно с его родителями. Возникает вопрос: что является причиной этих индивидуальных различий?

Предлагают несколько возможных объяснений: (а) ненас­ледственные пре-, пери- и постнатальные факторы; (б) разли­чия в темпах роста мозга; (в) фактор пола; (г) наследственные факторы.

Таблица 1 Качественные характеристики темперамента

Уровень активности высокий средний низкий
Ритмичность высокая меняющаяся отсутствует
Тенденция сбли­жаться, отдаляться готовность к сближению меняющаяся отдаление
Способность к адаптации адаптируемый изменчив неадаптируемый
Порог реагирования высокий средний низкий
Интенсивность реагирования интенсивные реакции реакции, меняющиеся по интенсив­ности безразличный
Характеристика настроения позитивное изменчивое негативное
Оталекаемость легко концентри­руется меняющийся отвлекающийся
Объем внимания разно­сторонний меняющийся неровный

а) Пре-, пери- и постнатальные факторы

Известны следующие факторы:

— этническая принадлежность родителей;

— социоэкономический статус семьи;

— возраст матери;

— какой по счету ребенок в семье;

— физическое состояние матери;

— питание матери;

— прием матерью лекарственных препаратов в период бе­ременности;

— курение матери в период беременности;

— внутриутробная гипоксия;

— пре- и постнатальная инфекция центральной нервной си­стемы;

— низкий вес при рождении;

— психическое состояние матери (психоз, депрессия).

Методологические трудности не позволяют представить их более дифференцированно, но вероятность воздействия этих фак­торов очень высока.

б) Различие в темпах роста мозга

Dobbing и Sands (1970) показали два «рывка» роста мозга, соответственно между 15-й и 20-й неделями беременнос­ти и с 25-й недели беременности до 2-го года после рождения. Так как пропорции черепа очень индивидуальны, вполне веро­ятно, что темпы роста также индивидуально различаются. Но вероятно и то, что различные подсистемы мозга растут в раз­личном темпе у различных индивидуумов. Влияние на индиви­дуальное развитие поведения также возможно, но его нельзя из­мерить—за исключением экстремальных случаев.

в) Фактор пола

Пол играет большую роль. Hutt (1974) описал три вза­имозависимые характеристики лиц мужского пола по сравне­нию с лицами женского пола.

— Большая уязвимость и восприимчивость к расстройствам. Большее количество спонтанных абортов, большее количество пери- и постнатальных осложнений; большая вероятность у маль­чиков психозов в детском возрасте, проблем, связанных с обу­чением, более медленное речевое развитие, умственная отста­лость и нарушение поведения.

— Большее фенотипическое разнообразие. Больший разброс низких и высоких показателей IQ у мальчиков, большая частота крайних показателей данных характеристик по сравнению с де­вочками.

— Девочки уже при рождении опережают мальчиков на не­сколько недель в созревании; в возрасте 6 лет они опережают уже на 12 месяцев, а в пубертате разрыв составляет около 2 лет. Девочки начинают садиться, ползать и ходить раньше, раньше начинают говорить и развивать свои интеллектуальные способ­ности, чем мальчики, и, вполне возможно, в этом играют роль женские половые гормоны.

Если мы считаем, что развитие проходит через ряд критичес­ких фаз, то тогда эти фазы у мальчиков длятся дольше и их стрес­совое воздействие может быть более выраженным. Rutter (1966) провел исследование детей, родители которых страдали психичес­кими заболеваниями, и обнаружил, что определяющими фактора­ми в развитии нарушений поведения по сравнению с контрольной

группой были переживания в связи с разлукой, характеристики темперамента и пол ребенка. Оказалось, что мальчики более чув­ствительны к семейной дисгармонии как в интактной, так и в рас­павшейся семье. Мальчики по сравнению с девочками испытыва­ли большие трудности при вынужденном кратком пребывании вне дома, хотя последствия длительного пребывания в детских учреж­дениях были одинаковыми и для мальчиков, и для девочек. Поло­вые различия также не проявляются и в отношении риска психи­ческих расстройств вследствие органической церебральной пато­логии, как показало исследование Wight (цит. по: Rutter et al., 1970).

Bergman (1974) провел в Швейцарии лонгитюдинальное ис­следование более 100 мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 13 лет, которые не посещали школу в течение длительного времени по болезни или по семейным обстоятельствам. Результаты ис­следования показали, что у мальчиков интеллектуальная деятель­ность (особенно невербальная) страдала в результате воздействия стрессовых факторов больше, чем у девочек при подобных об­стоятельствах, на которых они сказывались сравнительно мало.

Hutt обследовал 200 детей раннего возраста (до 5 лет) и об­наружил половые различия уже на этой стадии: мальчики были более энергичны, более любознательны и более ориентированы на предметы, в то время как девочки были более зависимы и ориентированы на людей. Другие исследователи пришли к дру­гим выводам (Maccoby & Jacklin, 1974).

В основе многих из этих различий лежат мужские гормоны; девочки, которые в период внутриутробного развития подвергались воздействию андрогенов, впоследствии проявляли озорное маль­чишеское поведение, а мальчики были более агрессивны, чем их братья, которые не подвергались в период беременности матери воздействию мужских гормонов. В случае влияния женских гор­монов во время внутриутробного развития они были сравнительно мало агрессивны. Генетические индивидуумы мужского пола при­обретают женский фенотип с «женскими» интересами и т. д. как следствие недостатка или отсутствия мужских половых гормонов.

Таким образом, выявляются половые различия в способнос­тях, сенсорных характеристиках и в поведении. Но вместе с тем не следует недооценивать роль закрепления, которое ребенок получает с самого начала своей жизни. Это можно рассматри­вать на двух примерах. Отцы обычно более агрессивны к маль­чикам, которые изначально более склонны к агрессивности (т. е. они закрепляют это качество), но они не закрепляют агрессив­ности дочерей (которые изначально менее склонны к агрессив­ности). Второй пример — игра в куклы: если в куклы играют

девочки (что для них более соответственно) — это закрепляется родителями, если мальчики —не закрепляется.

Имеются четкие свидетельства активной роли закрепления уже в первые месяцы жизни. Так, Moss показал, что новорожден­ные мальчики плачут больше, а спят меньше, чем девочки, и ре­акция матери на такое поведение определяется полом ребенка.

* г) Наследственные факторы

Почти все научные исследования в данной области по­строены на близнецовом методе. Многие исследователи показа­ли, что в социальном поведении однояйцовых близнецов больше сходства, чем в разнояйцовых близнецовых парах. В вышеупо­мянутом Нью-Йоркском лонгитюдинальном исследовании при сравнении близнецов и их сиблингов были получены убедитель­ные данные, свидетельствующие о генетическом компоненте раз­личных особенностей темперамента, в частности таких, как уро­вень активности, сближение /удаление и адаптация. Порог и ин­тенсивность реагирования и особеиности настроения, как было показано, имеют генетическую основу лишь на первом году жиз­ни, но в целом генетическое влияние на характеристики темпе­рамента выступало наиболее отчетливо на первом году жизни по сравнению со 2—3-м годами жизни. Исследование также от­четливо показало, что средовые факторы оказывают большое вли­яние на характеристики темперамента.

Насколько значимы конституциональные факторы для пси­хиатрии развития? В какой степени они в одном случае влияют на развитие психических расстройств, а в другом — нет? Cant-well & Tarjan высказывают следующее мнение:

(а) возможно, индивидуальные различия ведут к различиям в реакции на стрессовые ситуации и к различиям в адаптации к этим ситуациям;

(б) характеристики темперамента играют роль в оформле­нии жизненного опыта;

(в) характеристики темперамента определяют восприятие ре­бенком окружающей среды и то, какое окружение является «эф­фективным» для ребенка;

(г) различия темперамента определяют также и реакцию дру­гих лиц на ребенка. По типу реакции, которую провоцирует ре­бенок, этот ребенок может быть предрасположен к какому-либо психическому нарушению.

Насколько постоянны эти конституциональные качества? Cohen et al. (1972) обследовали десять пар близнецов через

неделю после их рождения, а затем в возрасте 3,5 лет. Дети, продемонстрировавшие в возрасте 3,5 лет более сложные сю­жетные игры, более зрелую речь и более оригинальное поведе­ние в детском саду, имели также и самые высокие оценки на «Оце­ночной шкале первой недели жизни» в период новорожденное™, Дети, которые в возрасте 3,5 лет отличались тревожностью и боль­шей отвлекаемостью, имели после рождения значительно более низкие показатели. При исследовании семей авторы обнаружили ту же тенденцию, подтверждающую вышеупомянутые результаты — по данным заполнения родителями соответствующего опросника. Совершенно очевидно, что существуют типичные особенно­сти, проявляемые уже новорожденными, и эти особенности имеют прогностическую ценность в отношении степени компетентнос­ти и социально-эмоционального созревания к 3,5 годам.

Rutter et al. (1970) оспаривают эти данные и считают такую выраженную корреляцию вряд ли возможной. Но упомянутые прогностические данные укладывались в диапазон нормального развития поведения; определенные характеристики темперамента младенцев, согласно исследованию, достоверно коррелировали с развитием в последующем нарушений поведения.

Было выделено три группы: (1) «трудные дети» (нерегуляр­ность в биологическом функционировании; уход от новых сти­мулов, трудная адаптация к изменениям; часто «плохой харак­тер», интенсивная реакция); (2) «легкие дети» (регулярность, лег­кость приближения к новым стимулам, легкость адаптации, в основном хорошее настроение, реакция в диапазоне средней силы); (3) «дети со сниженной активностью» (медленная адап­тация, реакция низкая по интенсивности, низкий уровень ак­тивности, тенденция к отдалению).

«Трудные дети» составляли 10% от всей группы детей в ра­нее упомянутом Нью-Йоркском лонгитюдинальном исследовании, но позже они составляли 25% среди детей с нарушениями по­ведения — и они сохраняли те же характеристики темперамен­та. «Легкие дети», как правило, развивались без поведенческих проблем. Дети со сниженной активностью сохраняли те же осо­бенности темперамента, которые не отличали их резко от «труд­ных детей», но не привлекали к себе внимания.

Мы хотели бы знать патогенез нарушений развития. Из вы­шеупомянутого Нью-Йоркского лонгитюдинального исследования и исследования детей, родители которых страдают психически­ми нарушениями, проведенного в Лондонской Кембервэлл, можно выделить некоторые характеристики темперамента, которые име-

ют прогностическое значение для последующих проявлений на­рушений поведения. Можно предложить различные объяснения:

(а) Больные родители имеют детей с такими характеристи­ками темперамента, которые предрасполагают ребёнка к пси­хическим нарушениям. Эта гипотеза отвергнута, так как корре­ляция между нарушениями в семье и характеристиками темпе­рамента не была достаточно выраженной.

(б) Определенные характеристики темперамента могут вес­ти к психическим нарушениям у ребенка, а последние, в свою очередь, в конечном итоге — к соответствующим нарушениям от­ношений внутри семьи. Это предположение было отвергнуто в связи с тем, что нарушения отношений в семье предшествуют развитию нарушений поведения у ребенка.

(в) Определенные характеристики темперамента и опреде­ленные нарушения отношений в семье действуют независимо друг от друга; те и другие играют роль в развитии психических нарушений у ребенка. Эта гипотеза была также отвергнута, так как существуют некоторые взаимозависимости.

(г) Определенные характеристики темперамента делают ре­бенка уязвимым в отношении неблагоприятных последствий внеш­него стресса, особенно дисгармонии в семье. Такое объяснение очень вероятно.

Слишком часто в кругах специалистов в областях психологии развития и детской психиатрии взаимоотношения между родителями и ребенком рассматриваются как односторонний процесс. Но дети оказывают большое влияние на родителей и вызывают у них опре­деленные виды поведения. Разные дети одной матери могут вызы­вать у нее различные виды поведения, что не подтверждает мысли об «общем материнском отношении» и т. п. Имеются серьезные сви­детельства, что черты характера и поведения, которые описываются как уверенность в себе, сенсомоторные возможности и социальное поведение и навыки, являются врожденными, и варианты этих черт характера и поведения влияют на реакции родителей.

У родителей, как правило, нет какой-либо методики воспи­тания детей, но у них в репертуаре есть два варианта поведе­ния: (1) «контроль верхней границы» и (2) «контроль нижней границы», т.е. родители оказывают гомеостатическое влияние на поведение ребенка. Таким образом, имеет место отчетливая i интерференция врожденных особенностей ребенка и образа жиз­ни взрослых: поведение ребенка вызывает определенные реак­ции родителей, которые оказывают регулирующее воздействие на поведение ребенка. В последующем это распространяется на других людей в окружении ребенка. До настоящего момента мы

в принципе обсуждаем типы поведения, относящиеся к норме. А как же этот принцип реализуется при психических расстрой­ствах? Дети в вышеперечисленных исследованиях, характери­зовавшиеся незначительной упорядоченностью, слабой гибкос­тью, низкой адаптацией и т.д., происходили из семей того же типа, что и дети, обладающие более благоприятными особенно­стями темперамента. В действительности все обследованные се­мьи, особенно в Лондонском исследовании, имели те или иные отклонения. Но внутри этих семей упомянутые дети подверга­лись большому риску стать объектом критики родителей. Роди­тели использовали этих детей для того, чтобы отреагировать свою фрустрацию. То же показали и результаты Нью-Йоркского ис^ следования. Дети с одними и теми же характеристиками в од­них средовых условиях обнаруживали нарушения поведения, а в других нет. Отношение родителей, педагогов и т. д., по-види­мому, является решающим фактором у таких детей. Rutter (1972) обобщил взаимодействие генетических и социальных факторов:

— новорожденный ребенок является сложным существом, ко­торое реагирует на среду, но также и влияет на нее;

— уже при рождении имеется много физиологических и по­веденческих различий;

— индивидуальные различия играют большую роль в гене­тических и биологических влияниях;

— эти индивидуальные различия частично сохраняются по мере роста ребенка, но они, в свою очередь, подвергаются воз­действию опыта ребенка;

— индивидуальные различия определяют также особеннос­ти реагирования взрослых на ребенка;

— они частично определяют, какое окружение является для ребенка «эффективным» (т. е. окружение, в котором ребенок «расцветает»);

— они также частично определяют, какого рода жизненный опыт может ожидать данного ребенка (так как ребенок, кото­рый не предприимчив, получит иной опыт);

— легкость, с которой ребенок относится к изменению жиз­ненных обстоятельств, и адекватная адаптация поведения ока­жут воздействие на его чувствительность к стрессам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.