Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповое исследование на острове Уайт Клинически четкие психические нарушения




1. Вся.группа детей 6,8%
2. Дети с хроническими соматическими заболеваниями (нецеребральными), такими, как астма и диабет 11,6%
3. Слепые дети 16,6%
4. Глухие дети 15,4%
5. Дети с поражением ниже продолговатого мозга 13,3%
6. Все дети с неопровержимым церебральным поражением (в том числе с неосложненной эпилепсией, с эпилепсией и аномалиями выше уровня ствола мозга, без эпилепсии с аномалиями выше уровня ствола мозга 34,3%

В действительности статистические корреляции между психи­ческим расстройством и церебральным поражением были наибо­лее достоверно выражены при умственной отсталости, так как у детей с олигофренией бывает достоверно больше психических на­рушений (исследование на острове Уайт), чем у нормальных детей.

Какие же механизмы участвуют в формировании психичес­ких расстройств среди детей с поражениями головного мозга? Здесь можно говорить о прямых и косвенных влияниях. Не ума­ляя значения прямых' влияний, хотелось бы обратить внимание на косвенные факторы, которые, как свидетельствуют литера­турные данные, являются даже более важными. Широко извес­тно исследование Grunberg & Pond (1957), которое показало, что дети, страдающие эпилепсией с нарушениями поведения, чаще происходят из трудных семей, чем дети с эпилепсией, но без проблем, связанных с поведением. В этих семьях можно обна­ружить следующие факторы: проблемы отношения со стороны матери, супружеская дисгармония и развод, отсутствие обычных социальных возможностей. Эти неблагоприятные факторы обна­руживались в данном исследовании примерно в 4 раза чаще сре­ди детей, страдающих эпилепсией с нарушениями поведения.

Если затем сравнить детей с эпилепсией и нарушениями пове­дения с детьми с нарушениями поведения, но без эпилепсии, то выявятся те же неблагоприятные средовые факторы. В ис­следовании van Harrington & Letemendia (1958) детей, перенес­ших черепно-мозговую травму, авторы обнаружили, что совсем не выраженность черепно-мозговой травмы коррелировала с пос­ледующими психическими нарушениями, а неблагоприятные се­мейные факторы, включая генетические и средовые аспекты.

Можно почти с полной уверенностью сказать, что дети, вос­питывающиеся в семьях, отягощенных психическими расстрой­ствами или семейными проблемами, имеют высокий риск разви­тия психических расстройств (таких-, как нарушения поведения, невротические и эмоциональные проблемы, гиперкинетический синдром и детские психозы). Вполне вероятно, что у детей с по­ражениями головного мозга риск еще выше — вследствие боль­шей уязвимости в отношении семейной патологии.

Школьное отставание, по-видимому, тоже играет определен­ную роль в развитии психических расстройств у детей с пора­жениями мозга. В исследовании на острове Уайт у детей с эпи­лепсией и психическими расстройствами трудности в обучении встречались в три раза чаще, чем при «нормальной» детской эпилепсии.

Измененное отношение со стороны окружающих также иг­рает роль. Исследование на острове Уайт показывает, что пси­хическое расстройство у ребенка является большим дискрими­нирующим фактором, чем неврологическая аномалия.

Более значимыми представляются проблемы регуляции и интеграции (например, недостаточный контроль за импульсив­ными поступками, трудности в сдерживании удовлетворения1 сво­их влечений или потребностей), а также нарушения в наблюде­нии других лиц на основе поражения мозга. Эти факторы ока­зывают влияние на социальное поведение и взаимодействие и могут, таким образом, привести к психическим нарушениям. Ис­следования Seidel et al. показали, что у детей с неврологически­ми аномалиями и нормальным интеллектом психические рас­стройства наблюдаются в два раза чаще, чем при неврологи­ческих заболеваниях или если аномалия находилась в самом мозге. Средний показатель Ю был ниже на 10 единиц (90,7 про­тив 100,8 у детей с поражениями нижнего уровня центральной нервной системы), более 50% отставали в школьной успеваемо­сти (против 15%) с учетом коррекции на разность Ю. Интерес­но, что в этом исследовании выявилась взаимная корреляция между выраженностью поражения и психическими нарушения-112

ми: дети с серьезными неврологическими аномалиями имели до­стоверно меньше психических нарушений, чем дети с более лег­кими неврологическими поражениями. Возможно следующее объяснение: первая группа от всего отстранилась и ушла в свою инвалидность, в то время как вторая группа пытается вести нор­мальную жизнь, адаптироваться к ее условиям и, естественно, подвергается постоянным фрустрациям. Можно также предпо­ложить, что окружение ребенка с менее выраженными анома­лиями оказывает более сильное давление на него и не прини­мает того, что ребенок не способен справиться с чрезмерными для него требованиями.

Это исследование также показывает четкую корреляцию пси­хических расстройств с большой семьей, супружескими конфлик­тами и разводами и психическими расстройствами у матери.

Заключение: ребенок с органическим поражением головно­го мозга имеет больший риск психических нарушений, но не вследствие прямого влияния, а вследствие комбинации большей биологической уязвимости к определенным неблагоприятным психосоциальным факторам. Это —-, те же самые неблагоприят­ные факторы, которые участвуют в патогенезе психических рас­стройств у детей, не имеющих другой патологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.