КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что мы знаем о связи темперамента с отклонениями в поведении
Особое внимание в Нью-Йоркском долгосрочном исследовании мы уделили тем детям, у которых появлялись признаки нарушения поведения. Как только мы узнавали об этом — из отчетов родителей и учителей, из наблюдений психологов во время тестирования умственного развития или же из ответов самого обследуемого во время опросов подростков и юношей, — один из нас оценивал эти данные клинически, и если возникали показания, то проводилось стандартное медицинское обследование (Chess & Thomas, 1984} и ставился диагноз. Затем мы просматривали имеющиеся антероспективные данные, чтобы в рамках модели «организм — среда» проследить развитие отклоняющегося поведения. В происхождении и развитии нарушений приспособленности в детском и раннем подростковом возрасте темперамент практически всегда играл значительную роль. В целом чем младше был ребенок, тем легче было выявить влияние темперамента. Однако по мере того как ребенок становится подростком и взрослым, составляющие его психического развития — здорового или патологического — все более усложняются. Проявляются способности и таланты все возрастающей сложности, мотивации становятся все более осмысленными, все в большей степени сказывается жизненный опыт, формируются способы преодоления трудностей и психодинамические механизмы. Мотивации, способности и темперамент вступают в сложные взаимодействия, проявляющиеся в поведении. При обследовании трехлетнего малыша можно относительно легко распознать, чем вызван недостаточный прогресс в выполнении тестовых заданий — факторами темперамента (коротким периодом внимания, недостаточной настойчивостью или высокой отвлекаемостью), уклонением от задания по причине повышенного беспокойства, незрелостью нейромышечного развития, восприятия и познания или же сочетанием всех этих причин. В более старшем возрасте выявить все это значительно труднее, однако, тщательно собирая и анализируя данные, можно показать, что темперамент продолжает играть значительную роль в развитии нарушений поведения. Даже при серьезных психических заболеваниях — тяжелых неврозах, органических заболеваниях головного мозга, маниакально-депрессивном психозе и шизофрении, где темперамент практически не влияет на развитие заболевания, — он может иметь значение для выработки механизмов преодоления трудностей, связанных с болезнью, определяя их тип и действенность. То же самое можно сказать и о значении темперамента у детей с задержкой психического развития, соматическими заболеваниями и хронической инвалидностью. Поскольку наиболее четкие доказательства влияния темперамента на поведенческие отклонения получены при изучении детей, то большинство исследований темперамента, по крайней мере в западных странах, ограничено периодом детства. Большой массив данных из клинических центров также подтверждает важную роль темперамента в развитии нарушений поведения у детей (Porter & Collins, 1982). Многие исследователи используют нашу классификацию темперамента, другие несколько изменили ее, а некоторые, например варшавская группа под руководством Яна Стреляу (Strelau, 1983), выработали собственные формулировки на основе свойств реактивности высших центров нервной системы. Тем не менее все они обнаружили существенное влияние темперамента. Как сказал Майкл Раттер, «темперамент — это переменная, имеющая огромное теоретическое и практическое значение для предсказания нарушений психического развития» (Rutter, 1982). КАК ТЕМПЕРАМЕНТ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ. МОДЕЛЬ «ХОРОШЕГО СООТВЕТСТВИЯ» Принципиально то, что темперамент сам по себе не имеет патологической основы, Даже названный нами «трудным» тип темперамента, наиболее тесно связанный с нарушениями поведения, встречался у нормально развивающихся ребят, хотя у них часто возникали периоды смятений и расстройств. С другой стороны, никакой склад темперамента не предохраняет от нарушений поведения, даже «легкий», с наименьшей вероятностью неполадок. Чрезмерные отклонения в поведении и тяжелые нарушения психического развития не возникают, как правило, вследствие одних лишь особенностей ребенка или среды. Исключением являются только серьезные психические заболевания и очень тяжелые непрекращающиеся удары судьбы (Erikson, 1976; Terr, 1983). Поэтому независимо от того, какие теоретические взгляды и представления лежат в основе классификации темперамента, его влияние на развитие и деятельность ребенка, несомненно, осуществляется одновременно с воздействием среды. Иным способом мы не сможем объяснить, почему дети с одинаковым темпераментом развиваются по-разному, а дети с различным темпераментом — похоже. С этой точки зрения нам показалось исключительно ценным понятие «хорошего или плохого соответствия». Оно дает основу, позволяющую не только выявить те особенности взаимодействия организма и среды, которые в каждом отдельном случае отвечают за появление отклонений в поведении, но и просле- дить их развитие, не обращаясь к умозрительным и не поддающимся проверке формулировкам. Кроме того, это понятие дает многообещающую стратегию лечения и профилактики. «Хорошее соответствие», как мы определили его в целом ряде предыдущих публикаций (Chess & Thomas, 1984), возникает тогда, когда требования и ожидания окружения согласуются с возможностями и особенностями индивидуума. В этих случаях психическое развитие и деятельность ребенка скорее всего будут здоровыми. «Плохое соответствие», с другой стороны, возникает, когда индивидуум не обладает способностями и свойствами, необходимыми для того, чтобы справиться с требованиями и ожиданиями, которые ему предъявляются окружающими. В таких случаях обычно наступает чрезмерный стресс и вероятность развития поведенческих отклонений у ребенка (и взрослого) становится высокой. «Плохое соответствие» может устанавливаться разными способами. В его формировании у разных индивидуумов могут участвовать различные психические свойства и факторы среды, и в каждом конкретном случае оно своеобразно проявляется в процессах взаимодействия. Поэтому для того, чтобы определить, в чем именно состоит «плохое соответствие» при данном отклонении поведения, нужно использовать многомерный подход, который позволяет выявить теоретически значимые влияния биологических, психологических и социальных факторов отдельно и во взаимосвязи, а также рассмотреть функциональное значение всех этих факторов применительно к данному случаю. Такой многомерный биопсихосоциальный подход необходим и в соматической медицине, и в психиатрии (Engel, 1977). Это, однако, не означает, что в каждом конкретном случае будут задействованы все факторы, которые могут быть причиной расстройства. Совсем наоборот. У одного индивидуума определяющими в развитии нарушений поведения могут быть одна его особеннос-ть и одно конкретное требование среды, в другом случае значимые для развития нарушений факторы могут быть совсем иными, в третьем — отличными от первых двух и т. д. Интересно, что многие исследователи нормального и патологического развития в своей работе опирались на понятие «хорошее соответствие», но они либо не применяли сам термин, либо использовали его недостаточно систематически {Greenspan, 1981; Murphy, 1981). Ян Стреляу, начавший с гибкого неопавловского подхода, дал этому понятию формулировку, очень похожую на нашу: «Поскольку активность человека определяется главным образом
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |