КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лечение и профилактика
9' 131 социальным окружением, может получиться, что стимулирующее значение активности установится не в соответствии с уровнем реактивности данного индивидуума. В этом случае могут развиться различные нарушения и расстройства поведения» (Strelau, 1985). Чтобы модель «хорошего соответствия» была полезной, в ней не должно быть доказательств «по кругу», погубивыгих так много психологических теорий. Другими словами, очень легко «доказать», что нормальная приспособленность индивидуума к окружению — это следствие «хорошего» соответствия, а неадекватная жизнедеятельность — следствие «плохого», а затем для объяснения типа соответствия использовать характер жизнедеятельности. Поэтому необходимы разработка независимых критериев, с помощью которых можно было бы определить «хорошее» и «плохое» соответствие по многим факторам психического развития, а также выявление условий, при которых эти факторы влияют на тип соответствия и на характер развития — нормальный или патологический. Такой подход просматривается в целом ряде работ (см. ссылки у С. Чесе и А. Томаса — Chess & Thomas, 1984, с. 279), которые дают примеры исследований взаимодействий в конкретных условиях и могут предоставить данные для модели «хорошего соответствия». Одним из самых значительных результатов исследований темперамента является новый подход к лечению и профилактике. Вместо поиска предполагаемых внутрипсихических причин развития болезни у родителей и у самих пациентов и последующего длительного лечения, часто сомнительного качества, мы стали использовать так называемое «руководство для родителей». Руководство для родителей основано на клиническом заключении о том, что ребенок по своему темпераменту не соответствует тем требованиям, которые предъявляют ему или родители, или школа, или же все вместе. В первые годы жизни такое несоответствие более вероятно у ребенка с трудным темпераментом. Он обычно отвергает новую пищу, незнакомых людей и непривычные места, громко протестует, трудно и медленно привыкает к любым изменениям, не имеет четкого режима сна, питания и опорожнения кишечника. Для таких детей уже с самого раннего возраста жизнь становится трудной. Тяжко приходится и родителям, не понимающим, почему самые обычные действия и навыки, которые большинство других детей осваивает легко и быстро, их ребенку даются с большим трудом и напряжением сил. Если родители осознают, что в основе такого поведения лежит темперамент, и предъявляют к ребенку соответствующие требования — спокойные, дружелюбные, мягкие, но последовательные, — малыш постепенно научится приспосабливаться к разным условиям, выработает привычку проситься на горшок и установит режим сна. Когда вместо криков и протестов появляются бурные выражения радости и веселья, то интенсивность эмоциональных реакций может даже стать достоинством ребенка. В нашем исследовании, например, один из отцов даже гордился «буйством» своего сына в младенчестве. Мальчик хорошо развивался, и это качество постепенно перешло в энтузиазм. Однако если родители не понимают, что главной причиной такого поведения ребенка является его темперамент, они будут чувствовать виноватыми либо себя, либо ребенка, либо всех вместе. Многие родители в конце концов ощущают себя жертвой террора своего крошечного сына или дочери, а это верный признак того, что они на ложном пути. В таких случаях родители могут оказывать давление на ребенка, задабривать его или же нерешительно переходить от одной тактики к другой, но все это только препятствует малышу справиться с повседневными требованиями, необходимыми для социализации в первые годы жизни. И слишком часто результатом всего этого становятся отклонения в поведении. Руководство разъясняет родителям, что трудное поведение ребенка — не их вина и не вызвано его зловредными прихотями. Скорее всего причина в том, что они ожидают и даже требуют от ребенка таких реакций, на которые он просто не способен. Большинство родителей готово выслушать врача, принять его советы и попробовать обращаться с малышом иначе. Редко кто не желает своему ребенку счастливого и плодотворного будущего. Руководство имеет огромное преимущество в том, что врач как бы заручается поддеРжкои родителей и делает их непосредственными помощниками в процессе лечения, а ведь они взаимодействуют с ребенком ежедневно и постоянно. По нашим данным, руководство для родителей эффективно в 50% случаев «плохого соответствия», охватывающих все возможные сочетания свойств темперамента ребенка и не соответствующих ему способов родительского обращения. При успешности такого подхода отпадает необходимость в длительном и дорогостоящем лечении, а в тех случаях, когда трудности в поведении не исчезают и даже усугубляются и возникают показания для психотерапии, одновременное руководство для родителей может значительно сократить длительность лечения и увеличить его эффективность. И наконец, наш подход, помимо всего прочего, не нуждается в трудоемкой, дорогостоящей и в общем-то неверной процедуре анализа психических нарушений у самих родителей. Понимание роли темперамента в поведении ребенка может помочь воспитателям, специалистам в области охраны психического здоровья, педиатрам и учителям приспособить.свои требования к ребенку таким образом, чтобы он был способен с ними справиться. Это не только избавит от лишних трудностей, но будет способствовать развитию у ребенка хорошего представления о самом себе. Если подросток или взрослый поймут свой темперамент, они смогут решить, когда им для пользы дела необходимо сдерживаться. Приведем один пример. При очередном обследовании мы беседовали с молодой женщиной немного старше двадцати пяти лет, отличавшейся в детстве крайне трудным темпераментом. Родители были сбиты с толку ее частыми и бурными вспышками гнева, не могли найти причин такого поведения и, в свою очередь, сердились, чувствуя себя виноватыми. Это только ухудшало дело, и в итоге у девочки появились отклонения в поведении. Родители обратились к нам за помощью. Из их рассказа и наших наблюдений за поведением ребенка в игровой комнате стало ясно, что в этом случае имело место нарастающее несоответствие между ребенком и родителями. Вникнув в наш анализ ситуации, родители изменили свое поведение в соответствии с полученными рекомендациями, и спустя совсем немного времени отклонения в поведении исчезли и отношения девочки с родителями стали более близкими и теплыми. Теперь, к тридцати годам, эта молодая женщина счастлива в личной жизни и успешно начала профессиональную карь'еру. Когда ее спросили, как часто она сердится (один из наших обычных вопросов), она улыбнулась и сказала: «Почти никогда». Женщина объяснила, что она, как и раньше, все еще склонна к вспышкам гнева, однако понимает, что, как правило, такие вспышки бумерангом обращаются на нее саму. Вместе с тем ей не хочется избегать сложностей и столкновений, если они необходимы. В итоге она научилась различными способами но без гнева выходить из трудных ситуаций. Ни один подход в жизни не может быть панацеей. И не все случаи в нашей практике кончались так благополучно, как этот. Но очень часто мы просто поражались тому, какое брльшое значение для здорового психического развития и жизнедеятельности человека может иметь знакомство со своим темпераментом.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |