КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Труд отдельных категорий работников: особенности правового регулирования труда педагогических работников 1 страница
Педагогическая деятельность – это деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов. Особенности правового регулирования труда педагогических работников установлены гл. 52 ТК РФ. Работодателем для педагогических работников является образовательное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание, и воспитание обучающихся, воспитанников. Для занятия педагогической деятельностью предусмотрен образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях, а также квалификационными характеристиками должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее – Квалификационные характеристики) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС)1 (ранее подобного раздела в ЕКС не было). В п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, установлено, что на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании. Аналогичное нормативное положение содержится в п. 34 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, в п. 40 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста и др. В п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального (высшего учебного) заведения Российской Федерации не содержится соответствующих норм. Оно лишь обращает внимание на то, что в конкурсе на замещение должности профессорско-преподавательского состава могут участвовать претенденты, имеющие высшее профессиональное образование и отвечающие определенным квалификационным требованиям. Такой же образовательный ценз установлен в п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов для педагогических работников учреждений дополнительного профессионального образования. В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование — бакалавриат; высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистра; послевузовское профессиональное образование. В пункте 2 ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматриваются следующие ступени высшего профессионального образования: 1) высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»; 2) высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»; 3) высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр». Таким образом, освоение образовательной программы высшего профессионального образования любой из указанных ступеней, а также наличие соответствующей квалификации (ученой степени и (или) ученого звания) предоставляет лицу право претендовать на занятие в вузе любой научно-педагогической должности. Тем не менее, на практике возникают вопросы о возможности занятия той или иной должности бакалаврами и магистрами. Наименее определенным является положение бакалавров, выпуск которых осуществляется рядом вузов уже на протяжении нескольких лет. Представляется, что законодатель должен в ближайшее время внести соответствующие разъяснения и поправки в ряд федеральных законов, которые бы определили право лиц в соответствии с полученной ими той или иной ступенью высшего профессионального образования занимать те или иные должности, в том числе должности педагогических работников. Ст. 331 ТК РФ предусматривает обстоятельства, которые препятствуют осуществлению педагогической деятельности. К педагогической деятельности не допускаются лица: 20. лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; 21. имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; 22. признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; 23. имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в области здравоохранения. Законодательством устанавливаются определенные требования к состоянию здоровья педагогических работников. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний должны быть установлены федеральным законом, который еще не принят. Однако в соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до принятия закона следует руководствоваться подзаконными нормативными актами. Работники учебно-воспитательных учреждений не допускаются к педагогической деятельности, в случае если они имеют хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Не должны допускаться к работе с детьми также лица, страдающие опасными инфекционными заболеваниями, хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. В соответствии с п. 3 ст. 51 Закона РФ от 13 января 1996 года № 12-ФЗ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить предварительные и периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя. Для педагогических работников, которые работают в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и занимают должности, по которым предусматривается обязательное наличие квалификационных категорий, проводится аттестация в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждениях. По результатам аттестации устанавливаются квалификационные категории сроком на 5 лет. Аттестация проводится аттестационными комиссиями, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, местными органами управления образованием, образовательным учреждением. Персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию. По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения: • о соответствии заявленной квалификационной категории; • о несоответствии заявленной квалификационной категории; • о соответствии первой квалификационной категории по должности «руководитель»; • о несоответствии первой квалификационной категории по должности «руководитель»; Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией. Приему на работу педагогических работников может предшествовать конкурсный отбор. Конкурс является обязательным для замещения должностей научно-педагогическими работниками в высших учебных заведениях. Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в вузе могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора. Правовое регулирование труда научно-педагогических работников обеспечивается общими и специальными нормами, которые, как представляется, сочетаются сегодня далеко не лучшим образом. Так, конкурсное избрание на эти должности, практикующееся в нашей стране долгое время, основывается на специальных нормах трудового права содержащихся в подзаконных актах. Последние, к сожалению, не всегда гармонично сочетаются с общими нормами трудового законодательства, которые распространяются на трудовые отношения, возникающие при заключении трудового договора с научно-педагогическим работником. Фактически сейчас сложилась ситуация, характеризующаяся тем, что многолетняя практика проведения конкурсного избрания, дополненная новеллами законодательства о порядке заключения трудовых договоров с научно-педагогическими работниками и об их увольнении, породила ряд новых проблем, которые не нашли еще должного отражения ни в современном законодательстве, ни в юридической науке. Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора (ч. 1 ст. 332 ТК РФ). Замещению должностей научно-педагогических работников (за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой) в высшем учебном заведении, а также переводу их на иную должность научно-педагогического работника в высшем учебном заведении предшествует избрание по конкурсу2. Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет. Не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой, должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами, а также должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет. На наш взгляд, не должно проводиться конкурсное избрание и в случае, когда научно-педагогический работник вуза ранее был избран по конкурсу на часть ставки конкурсной должности, например на 0,5 ставки профессора. Если через некоторое время обе стороны (работник и вуз) придут к соглашению об увеличении нагрузки профессору, например, до полной ставки, то перевод преподавателя с 0,5 ставки на полную ставку профессора производится по приказу ректора. В трудовой договор научно-педагогического работника в этом случае вносятся соответствующие изменения. При этом срок действия его трудового договора или срок избрания, если заключен трудовой договор на неопределенный срок, не меняются. В определенных случаях вряд ли возможно проведение конкурсов при приеме на работу временных работников. Это вызвано обычно тем, что для проведения конкурса требуется порой больше времени, чем установленный в трудовом договоре срок работы. Положение, определяющее процедуру замещения должностей научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Действующее в настоящее время Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ было утверждено Приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. № 41143 (далее — Положение от 26 ноября 2002 г.). Положение от 26 ноября 2002 г. определяет общий порядок проведения конкурсного отбора и заключения срочного трудового договора4 между высшим учебным заведением и работником из числа научно-педагогического состава (профессорско-преподавательский состав, научные работники). Положение от 26 ноября 2002 г. в части профессорско-преподавательского состава распространяется на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов высшего учебного заведения РФ.5 В части научного состава указанное Положение распространяется на научных работников (руководитель научно-исследовательского сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник) научного подразделения, кафедры высшего учебного заведения РФ. Правовой формой реализации трудовых прав научно-педагогических работников вузов является трудовой договор. Однако трудовые отношения этой категории работников возникают не на основании только одного трудового договора. Само основание возникновения их трудовых правоотношений значительно шире. Оно включает в качестве обязательного отношения конкурсное правоотношение, в которое лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор, должно вступить с вузом, объявившим конкурс на соответствующую должность. Следовательно, конкурсное правоотношение является, во-первых, предшествующим (или сопутствующим)6 по отношению к трудовому правоотношению, возникающему в итоге на основании трудового договора. Во-вторых, оно обязательно в силу того, что действующим законодательством избрание по конкурсу установлено как непременное условие для возникновения или продолжения трудовых правоотношений между претендентом или научно-педагогическим работником и вузом. В Положении от 26 ноября не отражены многие вопросы организации и проведения конкурса, которые традиционно включались в ранее действовавшие Положения о порядке замещения конкурсных должностей.7 Представляется, что составители данного Положения, учитывая общую тенденцию расширения прав образовательных организаций, особенно отчетливо просматривающуюся в Законе РФ «Об образовании», в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в ТК РФ, признали необходимость предоставить вузам право самим определять более детальный порядок проведения конкурсного отбора на замещение должностей научно-педагогических работников, при этом ограничившись изложением лишь основных концептуальных идей проведения конкурса.8 В Приказе Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. № 4114 ничего не сказано о том, что высшие учебные заведения на основе данного Положения разрабатывают и утверждают свой локальный нормативный акт, например Положение (инструкцию) о порядке замещения должностей научно-педагогических работников данного вуза. Тем не менее такой нормативный акт желательно разработать и утвердить приказом ректора. В нем должны быть отражены как правовые, так и процедурные вопросы организации и проведения конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников, которые не нашли своего должного отражения в действующем Положении о конкурсе. Основное назначение конкурса заключается в том, чтобы привлечь к участию в нем как можно большее число лиц и отобрать из них наиболее достойную кандидатуру на научно-педагогическую должность для заключения с ним трудового договора. Следовательно, конкурс — это установленный законом особый порядок отбора кадров, отражающий повышенные требования к кандидатам, претендующим на замещение определенных должностей научно-педагогических работников. Однако этот особый порядок замещения должности впоследствии не освобождает будущих носителей субъективных прав и обязанностей от участия в формировании непосредственно трудового правоотношения. В этом случае трудовые отношения также возникают на основании заключения трудового договора, но только после предварительного избрания претендента по конкурсу на соответствующую должность (ст. 18 ТК РФ). Применительно к конкурсному порядку установления трудовых правоотношений решающее значение придается не тем элементам общего порядка, которые существуют при обычных условиях возникновения трудовых правоотношений, а элементам, присущим только конкурсу. Во-первых, обязательны квалификационные требования к участникам конкурсного отбора, строгое соблюдение процедуры конкурса, обеспечивающей максимальную степень ознакомления членов ученого совета с материалами конкурса по каждому участнику. Во-вторых, обязательно наличие решения ученого совета вуза (факультета) об избрании одного из нескольких участников конкурсного отбора. В-третьих, право выбора лучшего претендента принадлежит не ректору (руководителю), а ученому совету, т. е. выборному представительному органу, который не может быть стороной в трудовых правоотношениях и который не правомочен, заключать трудовой договор с избранным претендентом от имени вуза. Конкурсные правоотношения претендентов с вузом имеют длящийся характер с определенными этапами развития применительно к последовательному совершению ряда юридически целенаправленных действий. Первому этапу конкурса соответствует процедура объявления конкурсного отбора вузом, второму — прием заявлений от претендентов на участие в конкурсе, третьему — принятие мотивированной рекомендации по каждому претенденту коллективом соответствующей кафедры, четвертому — избрание конкретного претендента ученым советом вуза (факультета), пятому — утверждение (неутверждение) ректором решения ученого совета вуза (факультета) об избрании одного из участников конкурса. Таким образом, конкурс — это сложное правовое явление. Он слагается из ряда юридических фактов, каждый из которых является целенаправленным правомерным юридическим действием (объявление о конкурсе, подача заявления об участии в конкурсе, принятие рекомендации кафедрой и т. д.). Подобную совокупность фактов, необходимых для возникновения правоотношения, в юридической литературе принято называть термином «сложный фактический состав»9, или «сложный юридический состав»10. Не придавая значения терминологии, отметим, что в литературе оба термина давно применяются для обозначения одного и того же явления. Анализируя сложный фактический состав, А. Е. Пашерстник рассматривал конкурсы как дополнительные условия, предшествующие возникновению или продолжению трудовых правоотношений на основании трудовых договоров. Эти дополнительные условия для замещения ряда должностей устанавливаются сверх общих требований, предъявляемых к обычным работникам при заключении трудового договора11. Представляется, что сложный фактический состав применительно к конкурсному порядку замещения научно-педагогических должностей в вузе, вряд ли возможно отнести к дополнительным условиям. Как уже отмечалось выше – это особый порядок возникновения трудовых отношений, установленный законом. Подобный особый порядок содержит в себе элементы своеобразного испытания, предшествующего трудовым правоотношениям, т. е. осуществляемого до заключения трудового договора. В процессе возникновения, изменения и прекращения конкурсных правоотношений все этапы находятся друг с другом в органической взаимосвязанности и взаимообусловленности. Вместе с тем каждому из них соответствуют строго определенные правовые последствия, представляющие собой части единого целого. Поэтому необходимо, чтобы все юридические акты совершались последовательно один за другим в том порядке, который определен для данного сложного фактического состава соответствующими нормами права. Точно так же в определенном порядке должны следовать все элементы сложного фактического состава, с которым соответствующие нормы права связывают возникновение конкретного трудового правоотношения: избрание по конкурсу, утверждение результатов конкурса, заключение трудового договора. Только при такой последовательности достигается тот юридический результат (трудовые правоотношения), ради которого установлен этот порядок. В этом случае конкурсное правоотношение играет роль юридического факта12. Изменение последовательности совершения юридических актов сложного фактического состава в данном случае недопустимо. Первый этап избрания по конкурсу — объявление конкурса — есть правомерный волевой акт вуза, специально направленный на достижение определенного юридического результата — установления конкурсных прав и обязанностей для его участников. Это строго определенный акт, выполняющий конкурсную регулирующую функцию. В силу объявления конкурса возникает конкретная юридическая предпосылка возникновения конкурсных правоотношений. Объявление конкурса порождает для лиц, желающих принять в нем участие, не субъективное право, существование которого мыслимо лишь в рамках правоотношения, а только общее объективное право подать заявление для участия в конкурсном отборе. Само объявление еще не определяет конкретного состава субъектов конкурсных прав — он еще должен определиться. На этом этапе конкурса возникает лишь правовая обязанность вуза в течение месячного срока принять заявления на участие в конкурсе от лиц, которые соответствуют требованиям, указанными в объявлении. Объявление вузом конкурса выявляет лишь одного участника конкурсного отбора — вуз (как устроителя) и те условия, при которых вуз принимает на себя определенные обязанности. На этом этапе пока еще неизвестно, какое количество правоотношений возникнет на основании сделанного вузом объявления о конкурсе, и возникнут ли они вообще. Объявление конкурса можно рассматривать как своеобразную публичную оферту на принятие участия в конкурсном отборе на определенных условиях, указанных в объявлении. Условия конкурса и квалификационные требования, предъявляемые вузом к претендентам на соответствующую научно-педагогическую должность, должны строго соответствовать требованиям закона. Они не могут носить дискриминационный характер и ущемлять интересы возможных претендентов по сравнению с действующим законодательством. Следует согласиться с мнением С.П. Маврина, что в случае нарушения требований закона при объявлении конкурса вуз (работодатель) будет вступать в правоотношения охранительного характера, но не с потенциальными участниками конкурсного отбора, а с государством в лице соответствующих органов.13 Таким образом, применение в данном случае конструкции абсолютных правоотношений14 лишено практического смысла, потому что отсутствует взаимодействие одного управомоченного лица с неограниченным множеством обязанных лиц. Фактически в данном случае мы имеем как бы абсолютные правоотношения наоборот, при которых вуз, объявивший конкурс, ставится этим действием в положение обязанного субъекта, а неограниченный круг физических лиц, обладающих необходимыми данными для замещения объявленной в конкурсе научно-педагогической должности, ставится в положение управомоченных лиц, суть права которых составляет возможность подать заявление на участие в конкурсе. Конкурс объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Способ информирования о конкурсе указывает на его публичный характер и предполагает распространение данного объявления в широких кругах общественности. Оно адресовано не какому-либо заранее определенному лицу, а всякому, кто удовлетворит указанным в нем требованиям.15 В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»16 к средствам массовой информации относятся периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации. Поэтому трудно признать законной практику, когда вузы по тем или иным причинам объявляют конкурс только в виде письменного информационного сообщения, вывешиваемого на досках информации данного вуза или на интернет-сайте вуза. Подобный порядок объявления конкурса противоречит требованиям, которые указанны в действующем Положении о конкурсе. Таким образом, обращение к неопределенному кругу лиц — основной отличительный признак первого этапа конкурса, выделяющий его из числа последовательно сменяющих друг друга целенаправленных действий при конкурсном отборе. Условия, которые должны быть указаны в объявлении о конкурсе, не определены в Положении о конкурсном отборе. Представляется, что их можно разделить на обязательные и факультативные. Обязательные — это такие условия, которые всегда должны быть указаны при объявлении конкурса на должность научно-педагогического работника. Факультативные условия указываются по свободному усмотрению вуза, а их количество и характер зависят от особенностей должности научно-педагогического работника, на которую объявляется конкурс. К числу обязательных условий относятся: 12. название должности — ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор (если это преподавательская должность) или младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник, руководитель научно-исследовательского, научного сектора, отдела и лаборатории (если это должность научного работника) с указанием соответствующей кафедры, факультета и научного подразделения высшего учебного заведения; 13. квалификационные требования, предъявляемые к претенденту на объявленную должность научно-педагогического работника (наличие специального высшего образования, ученой степени, ученого звания по кафедре либо специальности и стажа работы) в соответствии с установленной по этой должности профессиональной квалификационной группой; 14. объем работы (полная ставка или часть ставки), на которую вправе рассчитывать претендент в случае его избрания; 15. основные условия трудового договора; 16. перечень документов, которые должны быть представлены претендентом; 17. срок и место подачи заявлений от желающих участвовать в конкурсном отборе с момента опубликования объявления вузом; 18. сведения об источнике (лице) подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта вуза). Факультативные условия конкурса устанавливаются вузом и, как правило, дополняют отдельные его условия для внесения определенности во взаимоотношения сторон конкурсного отбора. Чаще всего они касаются формы и порядка оформления претендентами заявления на участие в конкурсе, указываются лицо, ответственное за организацию и проведение конкурсного отбора, место и часы приема заявлений от претендента, порядок возврата документов участникам конкурса, не прошедшим по конкурсу, и т. п. Информация о проведении конкурса может быть продублирована на сайте вуза в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. В процессе проведения конкурсного отбора со стороны вуза может возникнуть необходимость внести некоторые изменения в ранее объявленные обязательные условия конкурса или даже необходимость его отмены, если конкурс был объявлен ошибочно. Но внесение изменений, а тем более отмена конкурса существенно ущемляют интересы лиц, пожелавших принять в нем участие, и особенно тех, кто уже подал заявление для участия в конкурсном отборе. К сожалению, ни трудовое законодательство, ни действующее Положение о конкурсе не дают ответа на вопрос о том, имеет ли право вуз, как устроитель конкурса, вносить соответствующие изменения в условия конкурсного отбора претендентов, а также отменять его, и каков процедурный характер этих действий. На наш взгляд, нельзя исключить такую возможность для вуза, а также ставить необходимость изменения условий конкурса или его отмены в зависимость от волеизъявления претендентов. Поэтому вуз должен иметь право вносить необходимые изменения в обязательные условия конкурса или отменять его даже в тех случаях, когда кто-либо из претендентов уже подал заявление для участия в конкурсном отборе. Однако возможность внесения изменений или отмены конкурса должна быть ограничена половиной месячного срока, установленного для приема заявлений вузом от возможных претендентов. Изменение условий конкурса или его отмена должны быть доведены до сведения возможных и реальных его участников, т. е. тех лиц, на которых было рассчитано объявление о конкурсном отборе. Объявление об изменении условий конкурса или о его отмене должно быть сделано в том же порядке или в той же форме, в какой объявлялся сам конкурс. Только выполнение этого требования может освободить впоследствии вуз от обязанности принимать заявления для участия в конкурсном отборе, даже если претендент и не знал о внесенных в условия конкурса изменениях либо о его отмене. На наш взгляд, право вуза вносить соответствующие изменения в условия объявленного конкурса или право его отмены, а также процедура внесения этих изменений или отмены конкурса должны найти правовое закрепление в соответствующем нормативном акте. Срок подачи заявлений для участников в конкурсном отборе — один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. К сожалению, в действующем Положении о конкурсе не оговариваются даты начала и окончания действия этого месячного срока, в течение которого претенденты могут подать заявление для участия в конкурсном отборе. Между тем правильное определение даты начала и окончания приема заявлений в определенных случаях может иметь принципиальное значение. Так, согласно ст. 191–192 ГК РФ срок исчисляется со следующего дня после опубликования объявления о конкурсе, а истекает в соответствующее число следующего месяца. Однако ч. 1 ст. 14 ТК РФ устанавливает возникновение трудовых прав и обязанностей непосредственно с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей17. Такой датой для нашего случая является день выхода газеты (журнала) с объявлением о конкурсе. Подобный порядок исчисления сроков, безусловно, отличается от порядка, установленного гражданским законодательством. Таким образом, если конкурс был объявлен вузом в газете (журнале), вышедшей 24 ноября, то месячный срок подачи заявлений для участия в конкурсе отсчитывается с 24 ноября и заканчивается 24 декабря в тот час, когда в вузе оканчивается рабочий день. Если последний день срока подачи заявлений приходится на нерабочий в вузе день, то днем окончания указанного срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |