КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Труд отдельных категорий работников: особенности правового регулирования труда педагогических работников 2 страница
В случае обращение конкретного физического лица к вузу (устроителю конкурса) порождает вполне конкретное индивидуальное отношение по конкурсному избранию, которое предшествует трудовому отношению. Эти отношения включаются в предмет трудового права и подлежат регулированию нормами этой отрасли. В действующем Положении о конкурсе также не указано, какое должностное лицо принимает заявления и несет ответственность за организацию и проведение конкурса в вузе. Исходя из сложившейся практики, это может быть начальник отдела кадров или ученый секретарь. Конкретное должностное лицо должно быть указано в локальном нормативном акте вуза или в соответствующем приказе ректора. В обязанности данного лица входит проверка комплектности представляемых документов, правильного их заполнения, предоставление справочной информации претендентам о замещаемой должности, об основных условиях трудового договора, а также о процедуре проведения конкурсного отбора. Отказ в приеме заявления должностным лицом вуза, ответственным за организацию и проведение конкурсного отбора, может иметь место в случае несоответствия претендента квалификационным требованиям по указанной в объявлении должности, установленным действующими нормативными правовыми актами, либо в случае нарушения установленного месячного срока подачи заявления. Второй этап избрания по конкурсу характеризуется уже персональным определением тех претендентов, которые своими фактическими действиями (подачей заявлений) изъявили желание участвовать в конкурсном отборе. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, в нормативных актах не конкретизируется. Представляется, что это должны быть прежде всего документы, подтверждающие соответствие претендента квалификационным требованиям по соответствующей научно-педагогической должности: копия диплома о высшем образовании; список научных трудов; копия диплома кандидата (доктора) наук; копия аттестата доцента (профессора); в необходимых случаях — копия трудовой книжки, подтверждающая наличие соответствующего стажа работы, а также документ об отсутствии у претендента заболевания, препятствующего осуществлению им педагогической деятельности. Другие документы прилагаются к заявлению по договоренности между сторонами. С появлением второго участника возникает и само правоотношение. После подачи заявлений и окончания срока их приема вуз уже не просто связан возможностью приема заявлений от неопределенного круга лиц, а несет точно установленные обязанности перед конкретными субъектами, подавшими заявления. Таким образом, между вузом, объявившим конкурс, и каждым участником конкурсного отбора возникают собственно конкурсные правоотношения. Данные правоотношения обладают определенным содержанием. Его образуют, с одной стороны, субъективное право каждого из претендентов требовать от вуза проведения конкурсного отбора и обеспечения возможности присутствовать на заседаниях кафедры и ученого совета факультета (вуза), рассматривающих их кандидатуры, ознакомиться с действующим Положением о конкурсе, квалификационными требованиями по соответствующей должности, условиями коллективного и трудового договоров; с другой — корреспондирующая этому праву претендентов обязанность вуза провести конкурсный отбор и предоставить каждому претенденту указанные выше права и возможности. Следовательно, конкурсные правоотношения — это относительные правоотношения, в которых вуз персонально связан с каждым претендентом. При этом возникает столько правоотношений, сколько имеется претендентов, подавших заявления на участие в конкурсе. Данные правоотношения тесно связаны друг с другом с точки зрения соответствия претендентов тем или иным квалификационным требованиям, которые были указаны в объявлении о конкурсе. Из этого следует, что преимущества, которыми обладает один из претендентов, соответственно сужают возможности других участников конкурса; в этом одна из особенностей конкурсного отбора. И все же претенденты между собой в правоотношениях не состоят. Наблюдается лишь соприкосновение их интересов, но не правовая связь между ними. На втором этапе вуз уже активен, так как обязан провести конкурсный отбор претендентов в установленном порядке. Рассмотрим вопросы, связанные с определением права лица на участие в конкурсе. Поскольку конкурс объявляется с целью выявления наиболее достойной кандидатуры для заключения трудового договора, в отношении участников конкурса, а точнее лиц, желающих принять в нем участие, должны применяться как общие нормы трудового права, гарантирующие свободное проявление трудовой правоспособности граждан, так и специальные нормы, регулирующие особый порядок проведения конкурса. Так гражданам не может быть отказано в приеме заявлений на конкурс по дискриминационным признакам. Однако соответствующими нормами права определено, что участвовать в конкурсе на замещение научно-педагогических должностей в вузах могут лишь лица, обладающие специальной трудовой правоспособностью. Правоспособность лица, претендующего на замещение должности научно-педагогического работника, может быть ограничена только при наличии указанных в ст. 331 ТК РФ обстоятельств. Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утверждаемым Правительством РФ. Однако в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71,18 не содержится соответствующих норм. Оно лишь обращает внимание на то, что к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (п. 88) и отвечающие определенным квалификационным требованиям. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и/или квалификации. В соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» в Российской Федерации установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование — бакалавриат; высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистра; послевузовское профессиональное образование. В п. 2 ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматриваются следующие уровни высшего профессионального образования: 4.высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» — бакалавриат; 5.высшее профессиональное образование, подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр».19 Впервые степени бакалавр и магистр как ступени высшего образования с сохранением специалиста были упомянуты в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В настоящее время большинство вузов уже реализовали двухуровневые программы высшего профессионального образования (бакалавр-специалист или магистр). Казалось бы, освоение любой ступени высшего профессионального образования уже должно предоставлять лицу право претендовать на замещение всех тех должностей, в том числе и профессорско-преподавательских, которые в обязательном порядке требуют наличия у претендента высшего профессионального образования. Однако в последнее время на практике постоянно возникают вопросы, связанные с возможностью замещения той или иной должности бакалаврами, специалистами и магистрами. Наименее определенным является положение бакалавров, выпуск которых осуществляется многими вузами вот уже на протяжении нескольких лет. Степень бакалавра хотя и считается высшим образованием, тем не менее на практике ограничивает свободу трудоустройства лица, ее получившего. Вопрос о возможности замещения соответствующей должности бакалавром ныне решается работодателем самостоятельно, и нередко работодатель отказывает ему в приеме на работу под благовидным предлогом. На наш взгляд, претендовать на замещение профессорско-преподавательской должности могут лишь лица, имеющие более высокий образовательный ценз — специалиста20 или магистра. В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» бакалавр не может быть принят в аспирантуру. В аспирантуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, научных учреждений (организаций) на конкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра. Таким образом, законодатель, лишив бакалавра права поступать в аспирантуру, минуя магистратуру, тем самым ограничил его возможности получить ученую степень кандидата наук. Следует заметить, что для замещения ряда преподавательских должностей требуется не только наличие высшего профессионального образования, но и соответствующая ученая степень и/или ученое звание. Следовательно, выпускники вузов с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего профессионального образования. В отличие от бакалавра, имеющего на практике определенные ограничения по трудоустройству, например, при замещении научно-педагогических должностей, для выпускника вуза с дипломом магистра должны быть открыты все должности. Таким образом, магистры имеют право замещать все должности, предусматривающие наличие высшего профессионального образования, в том числе и должности преподавателей в высшем учебном заведении. Следует признать, что существующая на практике проблема дискриминации бакалавров пока не нашла должного отражения ни в юридической литературе, ни в законодательстве. Тем не менее, на наш взгляд, законодатель должен в ближайшее время дать соответствующие разъяснения и внести поправки в ряд федеральных законов. Эти разъяснения и поправки должны определить право бакалавра, специалиста или магистра замещать те или иные должности, в том числе должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в соответствии с полученными ими уровнями высшего профессионального образования. Чтобы исключить сложившуюся по факту дискриминацию при приеме на работу бакалавров, необходимо, чтобы законодатель определил круг должностей (работ), которые имели бы право занимать лица, имеющие квалификацию (степень) бакалавра. Принятие «табели о рангах» даст, прежде всего, бакалаврам соответствующие гарантии как лицам, имеющим профессиональное высшее образование. Представляется, что в настоящее время необходимо разработать и утвердить в установленном порядке квалификационные характеристики должностей научно-педагогических работников и принять соответствующую часть квалификационного справочника для вузов, аналогичную уже действующему квалификационному справочнику для других категорий работников. Принятие таких квалификационных характеристик с четким разграничением круга обязанностей по каждой отдельной должности научно-педагогических работников вузов позволит более подробно уточнять содержание трудовой функции при заключении трудового договора с преподавателями и научными работниками, исключить излишние трудовые споры и упорядочить правовое регулирование их труда. Вузу также следует учитывать, что ч. 2 ст. 331 ТК РФ оговаривает обстоятельства, которые препятствуют осуществлению преподавательской деятельности. Не допускаются к педагогической деятельности лица: • лишенные права заниматься педагогической детальностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; • имеющие не снятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Лицо, лишенное приговором суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока (п. 2 ст. 56 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с п. «б» ст. 44 и п. 1 ст. 47 Уголовного кодекса РФ одним из видов уголовного наказания является лишение права занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления или заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Суд вправе при вынесении приговора в качестве основного вида наказания лишить лицо, совершившее определенный вид преступления, права заниматься преподавательской деятельностью на срок от 1 года до 5 лет либо в качестве дополнительного вида наказания — на срок от 6 месяцев до 3 лет (п. 2 ст. 47 УК). Самостоятельным основанием, запрещающим лицу заниматься педагогической деятельностью, является наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного тяжкого и особо тяжкого преступления. Понятие судимости, в том числе неснятой, непогашенной, содержится в УК. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Несудимым считается лицо, освобожденное от наказания. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК). Хотя к числу тяжких преступлений относятся как умышленные, так и неосторожные деяния, педагогическая деятельность запрещается только лицам, имеющим судимость за умышленные тяжкие преступления. Трудовой кодекс РФ акцентирует внимание на том, что к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за указанные выше преступления. Представляется, что по смыслу закона, если судимость за совершение умышленного тяжкого и особо тяжкого преступления снята или погашена, то наличие подобной судимости в прошлом не препятствует заключению с таким лицом трудового договора для замещения педагогической должности. Напротив, отказ в заключение трудового договора в этом случае может быть признан незаконным. Новеллой ст. 331 ТК РФ явилось включение факта признания физического лица недееспособным как обстоятельства, препятствующего ему заниматься педагогической деятельностью. Подобное обстоятельство непосредственно связано с трудовой правосубъектносью работника, одним из критериев которой является наличие способности работника отдавать отчет своим действиям, добровольно выражать свою волю в выборе профессии и рода деятельности. Гражданская дееспособность — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объеме она возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 ГК). Лишить физическое лицо дееспособности означает лишить его права совершать определенные действия (поступки), имеющие юридическое значение. Лишить дееспособности или ограничить дееспособность возможно только в случаях и в порядке, установленном законом (ст. 22 ГК). В соответствии с гл. 31 ГПК дела о признании гражданина недееспособным рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке особого производства. Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Такие лица не могут быть допущены к педагогической деятельности. По медицинским показаниям не допускаются к осуществлению педагогической деятельности лица, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти.21 Подобный перечень специальных медицинских противопоказаний в настоящее время не утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Поэтому некоторые запреты по медицинским показаниям содержатся в законодательстве о психиатрической помощи. Для выявления медицинских противопоказаний к осуществлению педагогической деятельности педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, которые предусмотрены ст. 51 Закона РФ «Об образовании». Медицинские осмотры (обследования) педагогических работников проводятся за чет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения. Если в отношении медицинских противопоказаний у вуза есть правовая возможность получить соответствующую информацию, поскольку при приеме на работу обязательно прохождение медицинского осмотра, в ходе которого и выявляются противопоказания, то информация по поводу судимости или недееспособности не столь доступна работодателю (вузу). Поэтому следует согласиться с мнением С. Ю. Головиной, согласно которому нельзя исключить случаи непреднамеренного приема на педагогическую работу лиц, для которых установлены законодательные ограничения.22 Законодатель не устанавливает механизма реализации положений ст. 331 ТК РФ при отборе кандидатов на научно-педагогические должности в части «отсеивания» лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость. При выявлении заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, педагогические работники подлежат отстранению от работы с учетом ст. 76 ТК РФ и последующему увольнению на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Таким образом, к участию в конкурсе допускаются претенденты, обладающие дополнительной специальной правоспособностью. Только по отношению к данным лицам можно говорить о свободе добровольного выбора научно-педагогического труда как рода трудовой деятельности и места его приложения в любом высшем учебном заведении. Это не может служить поводом для суждений о неравенстве или ограничений трудовой правоспособности граждан, поскольку каждый имеет равные со всеми возможности получения соответствующего образования и квалификации (включая и научную степень) с учетом личных склонностей и способностей. Материалы, поступившие на конкурс, передаются после окончания срока приема документов на соответствующую кафедру. К сожалению, в действующем Положении о конкурсе не указан срок, в течение которого эти материалы должны быть переданы на кафедру. Между тем решение этого вопроса имеет большое значение, так как несвоевременная передача материалов, поступивших на конкурс, может привести к неоправданной задержке всей последующей процедуры проведения конкурса, а при определенных обстоятельствах — и к его срыву. Следует согласиться с мнением А. М. Прудинского, согласно которому для избежания подобных недоразумений было бы весьма полезно в локальном нормативном акте вуза предусмотреть срок (например, в течение трех рабочих дней), не позже которого материалы, поступившие на конкурс, должны быть переданы для рассмотрения на кафедру.23 Однако конкурс может и не состояться, а конкурсные правоотношения не возникнуть, если по истечении месячного срока отсутствуют заявления претендентов на участие в нем. В этом случае конкурс считается не состоявшимся, и вуз объявляет новый конкурс в установленном порядке. Третий этап избрания по конкурсу непосредственно связан с процедурой принятия рекомендации кафедрой. Решению кафедры придается определенное правовое значение при проведении конкурса. Кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре участника конкурсного отбора и доводит их впоследствии до сведения ученого совета вуза (факультета) на его заседании до проведения тайного голосования. Если в конкурсе участвуют лица, не работающие в данном вузе, то они вместе с заявлением представляют ряд документов, свидетельствующих о личных достижениях и творческих успехах за весь период их трудовой деятельности. Если эти участники отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения конкурсной должности, но никогда не работали в данном вузе, то трудно представить, чем будут руководствоваться члены кафедры, принимая соответствующую рекомендацию. Вот почему было бы желательно, чтобы участники конкурса «со стороны», прежде чем принимать участие в конкурсном отборе, могли бы поработать какое-то время на соответствующей кафедре по совместительству или с почасовой оплатой труда. Ранее кафедры вузов для определения квалификации претендента широко использовали возможность устраивать пробные лекции или пробные практические (семинарские) занятия для участников конкурса. Преподаватели кафедры, а при необходимости и другие специалисты присутствовали на таких занятиях.24 На основе анализа этих пробных лекций и практических занятий присутствующие давали свои экспертные оценки, которые во многом помогали формированию должного отношения к участнику конкурса на объективной основе. В настоящее время кафедра также вправе предложить претендентам со стороны прочесть пробные лекции или провести другие учебные занятия и уже по их итогам принять соответствующую рекомендацию. Тематика и объем пробных занятий устанавливаются кафедрой с учетом пожеланий лиц, участвующих в конкурсе. Однако в Положении о конкурсе отсутствует четкое отражение правил принятия решения кафедрой по обсуждаемым кандидатурам. На наш взгляд, соответствующую рекомендацию по каждому участнику конкурса необходимо принимать в результате рассмотрения всех материалов, поступивших на конкурс, а в случае если кандидату было предложено прочесть пробную лекцию или провести другое учебное занятие, то по их итогам. Рекомендация кафедры должна содержать достаточно полную и объективную оценку каждой кандидатуры, которая служила бы для членов ученого совета необходимым ориентиром при тайном голосовании. После обсуждения кандидатур на заседании кафедры принимается заключение по каждому из рассмотренных кандидатов, оформленное в письменном виде, текст которого направляется в ученый совет вуза (факультета). Сами участники конкурса при желании могут присутствовать на заседании кафедры или быть впоследствии ознакомлены с ее рекомендацией. Из идеи конкурсного отбора претендентов на научно-педагогические должности очевидно, что правомочия кафедры и ученого совета вуза (факультета) различны. Кафедра на очередном этапе осуществления конкурсного отбора может высказать в коллегиальном порядке на своем заседании путем тайного голосования25 (большинством голосов) свое мнение о каждом участнике конкурса. Это заседание кафедры оформляется протоколом (с указанием номера и даты, результатов голосования и др.), но это не решение об избрании по конкурсу, а лишь предварительное заключение.26 Оно оглашается на заседании ученого совета вуза (факультета), но члены совета им не связаны, они могут и не прислушаться к мнению кафедры. Документ, принятый на кафедре, должен быть мотивированным заключением, которое составляется в письменной форме, поскольку направляется в ученый совет вуза (факультета). Именно обоснованность заключения кафедры позволяет членам ученого совета вуза (факультета) избрать лучшего претендента на научно-педагогическую должность. Представляется, что в соответствии со сложившейся практикой в голосовании на кафедре при принятии мотивированной рекомендации могут принимать участие только научно-педагогические работники, избранные по конкурсу. В действующем Положении о конкурсе ничего не сказано, как поступить в случае, если кафедра принимает отрицательное заключение по всем кандидатурам, участвующим в конкурсном отборе, либо вообще не принимает решения. На наш взгляд, в этом случае все претенденты должны все же вноситься в бюллетени тайного голосования для последующего обсуждения и конкурсного отбора на ученом совете вуза (факультета). Только решение ученого совета может иметь юридически обоснованное значение для вуза о неизбрании всех указанных претендентов на конкурсную должность. Однако невыясненным осталось правовое положение научно-педагогического работника вуза, участвующего в конкурсе для замещения должности, которую он уже занимает в связи с предыдущим избранием. На заседании соответствующей кафедры рассматриваются материалы, поступившие на конкурс по всем его участникам, включая и работающего научно-педагогического работника. Но его «материалы» — это заявление на участие в конкурсе и список научных и методических работ, изобретений за период, прошедший с момента предыдущего избрания. Естественно, что иные документы (копии дипломов, аттестатов, трудовая книжка и др.) находятся в личном деле работника, следовательно, заинтересованные стороны конкурсного отбора ими уже располагают. Представленный научно-педагогическим работником список научных трудов характеризует его как научного работника, хотя пять лет (или другой срок до пяти лет) с момента предыдущего избрания на конкурсную должность связаны не только с научными исследованиями, но и с выполнением преподавательской работы. Если объем этой работы был достаточно велик, и у работника не оставалось времени для реализации своего научного потенциала, то это может свидетельствовать лишь о недостаточно благоприятных условиях его трудовой деятельности, но не об его нежелании повышать свой научный рост и научную квалификацию. Поэтому следует согласиться с И. К. Дмитриевой, которая утверждает, что отчет научно-педагогического работника должен основываться на итогах выполнения им всех видов работы за пятилетний (или иной другой до пяти лет) срок замещения должности с разбивкой по годам. Это дает объективную основу для принятия справедливой рекомендации членами кафедры и не ставит работающего научно-педагогического работника в худшее положение по сравнению с другими участниками конкурса со стороны.27 Представляется, что подобное требование, согласно которому работающий научно-педагогический работник отчитывается на заседании кафедры по всем видам проделанной им работы за прошедший срок избрания, должно быть отражено в Положении о конкурсе. Работающий научно-педагогический работник для продолжения своих трудовых отношений с вузом на новый срок должен пройти очередное конкурсное избрание. В зависимости от его результатов с ним либо заключается новый трудовой договор или продлеваются существующие трудовые отношения, либо он подлежит увольнению в связи с истечением срока трудового договора или в связи с неизбранием на должность в случае заключения ранее с ним трудового договора на неопределенный срок. Если научно-педагогический работник отказался участвовать в конкурсном отборе, то трудовой договор с ним расторгается либо в связи с истечением срока трудового договора, либо в связи окончанием срока избрания, если с научно-педагогическим работником был заключен трудовой договор на неопределенный срок. Очередное конкурсное избрание научно-педагогического работника проводится в рамках установленной конкурсной процедуры, но имеет ряд отличий от конкурсного отбора претендентов при приеме на конкурсную должность. Прежде всего, оно заключается именно в очередном избрании научно-педагогического работника, а не в избрании его по конкурсу на определенную должность в порядке приема на работу. Кроме этого, очередное избрание научно-педагогического работника вуза на определенный срок, связано с обсуждением выполняемой им трудовой функции за прошедший период и оценкой ее выполнения, которая дается его коллегами при заслушивании его на кафедре и ученом совете факультета (вуза). Наряду с научной и преподавательской деятельностью в равной степени учитывается повышение его квалификации (стажировка, работа над кандидатской или докторской диссертацией) за отчетный период, а также рост его педагогического мастерства. Наконец, последняя особенность состоит в том, что неблагоприятная оценка его работы может привести к отрицательному решению ученого совета и увольнению научно-педагогического работника в установленном порядке. Это позволяет сделать вывод о том, что правовая природа конкурсного отбора (выбора) претендента при приеме на научно-педагогическую должность существенно отличается от очередного избрания (переизбрания) работника. Эти отличия не получили соответствующего отражения ни в действующем Положении о конкурсе, ни в других нормативных актах и в целом поставили переизбираемого научно-педагогического работника в условия, менее благоприятные, по сравнению с другими возможными участниками конкурсного отбора со стороны. Очередное избрание научно-педагогического работника по конкурсу на занимаемую им должность представляет собой своеобразное подтверждение (конкурс-подтверждение), при котором ученый совет вуза (факультета) подтверждает ранее принятое решение об избрании этого работника на соответствующую должность по конкурсу (конкурс-выбор), но уже с учетом определенных итогов его профессиональной деятельности за прошедший период работы (избрания). При проведении «конкурса-подтверждения» другие претенденты на должность, как правило, отсутствуют. Ученый совет факультета (вуза) рассматривает и решает вопрос о возможности продолжения работы преподавателем по той же должности или о прекращении с ним трудовых правоотношений в силу неудовлетворительного выполнения им своих должностных обязанностей. Предварительную оценку работы преподавателя дает кафедра в своей объективной и мотивированной рекомендации. Эта рекомендация, как правило, является основой для принятия соответствующего решения ученым советом факультета (вуза). При «конкурсе-подтверждении» у преподавателя не возникает нового правоотношения, а также в случае действия срочного трудового договора с ним может не заключаться новый трудовой договор. Осуществляется пролонгация действующей трудовой связи в рамках юридически оформленной процедуры конкурса. В этом случае действие срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключенному в письменной форме, на определенный не более пяти лет или на неопределенный срок. Если с преподавателем ранее был заключен трудовой договор на неопределенный срок и по результатам конкурса он не избран на занимаемую им должность или не изъявил желания участвовать в конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 4 ст. 336 ТК РФ.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |