Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Минимальная заработная плата




Минимальная заработная плата является одним из узловых понятий правовой организации оплаты труда в рыночных условиях. С экономической точки зрения она представляет собой стоимость месячной нормы наиболее простого труда. При формировании этой цены, как указывается в Конвенции МОТ № 131 (эта Конвенция Россией не ратифицирована) об установлении минимальной заработной платы, учитываются факторы двух групп. С одной стороны, это экономические соображения, включающие требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости, с другой – потребности трудящихся и их семей, общий уровень заработной платы в стране, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп. Таким образом, минимальный размер заработной платы не просто складывается на рынке наипростейшего труда, а определенным образом устанавливается. В соответствии с Конвенцией МОТ № 26 процедура установления минимальной заработной платы определяется государством. Она может быть предметом как нормативного, так и договорного регулирования. Однако независимо от процедуры установления минимальная заработная плата приобретает характер правового императива. В этом смысле она представляет собой тот минимальный предел, ниже которого не может быть установлена оплата труда ни одного работника, выполняющего месячную норму труда у любого работодателя.

Определение государством или участниками социально-партнерских процедур минимальных размеров заработной платы преследует сразу несколько социально-экономических целей. Во-первых, гарантирует минимально необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, социального развития личности работников и членов их семей. Во-вторых, способствует действию принципа социальной справедливости, а, следовательно, и социальной стабильности в обществе. В-третьих, обеспечивает, хотя и косвенное, но весьма эффективное регулирование уровня занятости (в частности, чрезмерно низкие ставки заработной платы снижают предложение труда, а чрезмерно высокие – спрос на него). В-четвертых, улучшает функционирование первичных (товарных) рынков и повышает эффективность общественного производства. Ведь наемный работник, получающий заработную плату, одновременно является покупателем на товарных рынках. Поэтому слишком низкий размер заработной платы снижает уровень спроса на товары и услуги, что, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на их предложении и в конечном счете вылиться в падение уровня занятости (ввиду банкротств производителей товаров). С другой стороны, слишком высокие ставки заработной платы могут, вызывая увеличение спроса на товарном рынке, способствовать росту цен на производимые товары и услуги, который снижает объем их потребления

В России установление минимального размера заработной платы осуществляется государством и закрепляется в законе. Такой порядок сложился с 1992 года. В соответствии со ст. 129 ТК РФ минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда, или МРОТ) представляет собой гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Плата за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантирована и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ17.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ в основе минимальной заработной платы должен лежать прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (абз. 2 ст. 1 федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (в ред. от 22 августа 20-04 г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»)18 Потребительская корзина, т. е. минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (абз. 1 ст. 1 федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (в ред. от 22 августа 20-04 г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»), определяется для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Этот порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 21419, а методические рекомендации – постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. № 192 (в ред. от 4 июня 2007 г.)20 Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом (федеральный закон от 31 марта 29006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»)21, а в субъектах федерации - законодательными (представительными) органами по представлению органов исполнительной власти с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально- демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется органами исполнительной власти (Правительством РФ и соответствующими органами субъектов федерации) ежеквартально. Минимальный размер оплаты труда должен определяться исходя из величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Вопрос о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума был поставлен еще в федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ», ч.2 ст.5 которого предусматривала их поэтапное сближение. Для этого ежегодно в законе о федеральном бюджете должно было устанавливаться их соотношение, что и делалось в 2001-2004 годах. В настоящее время это соотношение не устанавливается.

Установление минимальной заработной платы не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека требует значительного увеличения расходов на оплату труда. С учетом этого обстоятельства ч. 1 ст. 133 ТК РФ вводится в действие по специальным правилам, предусмотренным ст. 421 ТК РФ, в соответствии с которой порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в этом размере, устанавливаются специальным федеральным законом. В настоящее время такой закон не принят.

Минимальный размер заработной платы установлен федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О минимальном размере оплаты труда»22 и с 1 сентября 2007 года он составляет 2300 рублей в месяц.

Часть 2 ст. 133 ТК РФ определяет источники, за счет которых обеспечивается минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Это:

150. средства федерального бюджета – для организаций, финансируемых из федерального бюджета;

151. средства бюджетов субъектов Российской Федерации – для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов федерации;

152. средства местных бюджетов – для организаций, финансируемых из местных бюджетов;

153. собственные средства – для всех остальных работодателей.

Действующее законодательство предусматривает возможность устанавливать минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации, превышающий уровень минимального размера оплаты труда, установленный федеральным законом. Ранее эта норма содержалась в ст. 2 федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и предоставляла законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации право принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы. При этом должны были быть соблюдены следующие условия:

• субъект Российской Федерации не должен относиться к числу получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (перечень субъектов Российской Федерации, получающих дотации, указывается в Приложении к федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий год)23;

• минимальный размер оплаты труда в субъекте федерации должен быть установлен законом соответствующего субъекта федерации;

• решение об установлении минимального размера оплаты труда должно приниматься с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня;

• установленный таким образом минимальный размер оплаты труда действует для всех работодателей данного субъекта федерации;

• более высокий уровень государственных гарантий в субъектах Российской Федерации, связанный с установлением минимальной заработной платы и приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;

• минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может использоваться только для установления оплаты труда.

Однако с 1 сентября 2007 года эта норма утратила силу, а вместо нее в Трудовой кодекс РФ внесена ст. 133.1 (федеральный закон от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации»)24, устанавливающая иные правила введения минимального размера оплаты труда в субъекте федерации. Наиболее принципиальная новелла заключается в том, что если ранее минимальный размер оплаты труда устанавливался законом субъекта федерации, т. е. методом государственного нормирования, то теперь он может устанавливаться только в социально-партнерских соглашениях, т. е. методом договорного регулирования. Порядок заключения и действия таких соглашений следующий:

72. размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

73. разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате (далее – Соглашение) и его заключение осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном ст. 47 ТК РФ;

74. после заключения Соглашения руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта и не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом Соглашения, о чем уведомляется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

75. если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими:

76. до направления отказа от присоединения к Соглашению работодатель должен провести консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и по их результатам сформулировать предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного Соглашением. Протокол консультаций вместе и указанными предложениями направляется вместе с отказом от присоединения к Соглашению. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

77. копии письменных отказов работодателей от присоединения к Соглашению направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Минимальная заработная плата может быть установлена также и социально-партнерскими соглашениями. Федеральная служба по труду и занятости публикует сведения о заключенных соглашениях, в которых содержатся нормы о минимальном размере оплаты труда.25

Установленный в субъекте федерации минимальный размер оплаты труда распространяется на всех работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Минимальная заработная плата устанавливается в виде минимума месячного должностного оклада и тарифной ставки. Поскольку минимальная заработная плата является гарантией для работников, ее размер не может быть понижен ни трудовым договором, ни коллективным договором или соглашением. Если заработная плата работника, выполняющего меру труда, устанавливается ниже ее минимального размера, работник может защищать свое право в порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров.

Право на оплату труда не ниже минимального размера заработной платы ст. 133 ТК РФ связывает с выполнением работником месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей). Следовательно, заработная плата ниже установленного минимального размера может быть выплачена в случаях, если работник либо не отработал в течение месяца норму рабочего времени, либо отработал норму рабочего времени, но не выполнил установленную норму труда, либо не отработал норму рабочего времени и при этом не выполнил норму труда. Например, работник приступил к работе не с начала расчетного месяца; работник прекратил трудовые отношения до истечения месяца; работник имел прогул в течение месяца; работник был отстранен от работы в течение месяца; работник исполнял государственные или общественные обязанности; работнику был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы; работник работает на условиях неполного рабочего времени; работник находился в состоянии простоя; работник допустил брак, не подлежащий оплате или подлежащий оплате по пониженным расценкам; работник не выполняет нормы труда (должностные обязанности).

Поскольку минимальный размер оплаты труда предполагает оплату наиболее простого труда неквалифицированного работника в обычных условиях труда, в его величину не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.