Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 80. Правовой режим земель водного фонда




В состав земель водного фонда входят:

  1. Земли, занятые водными объектами. Водный объект - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Поверхностные воды (это воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах) и земли, покрытые или сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Поверхностные водные объекты имеют многофункциональное значение и могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно. К поверхностным водным объектам относятся поверхностные водостоки (реки, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов) и водохранилища на них; поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота, пруды); ледники, снежники.
    К числу земель, занятых водными объектами, относятся также земли, покрытые внутренними морскими водами и территориальным морем РФ.
  2. Земли водоохранных зон водных объектов. Водоохранные зоны устанавливаются, чтобы поддерживать водные объекты в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, предотвращать загрязнение, засорение поверхностных вод, а также сохранять среду обитания объектов животного и растительного мира.
    Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории (водной поверхности) водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
    В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а также другая деятельность,
  • за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ(ВКРФ).
    В прибрежных защитных полосах водоохранных зон допускается размещение объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, а также водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование.
    Водоохранные зоны объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения или места нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями. Порядок установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режима их использования определен в Постановлении Правительства РФ от 23 ноября 1996г. N. 14041.
  1. Земли, прилегающие к водным объектом, предназначены для использования и охраны вод. Полоса отвода (полоса суши вдоль берега) водного объекта общего пользования также предназначается для общего пользования (так называемый бечевник). Каждый вправе пользоваться бечевником для передвижения (без использования транспорта) и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.
    К данному виду земель относятся и земли, занятые водозаборами, гидротехническими сооружениями и иными водохозяйственными сооружениями, объектами, и зоны охраны этих объектов. Согласно ст. 102 ЗК РФ земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. Для охраны источников питьевой воды и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель2..

Право собственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водные объекты. Например, основанием внесения земельных участков - при разграничении государственной собственности на земли - в перечень участков, на которые у Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих участков в состав земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися соответственно в федеральной собственности, в собственности субъектов Федерации или муниципальных образований. Поскольку водные объекты могут находиться в государственной, муниципальной, частной собственности, постольку и земли водного фонда могут принадлежать на праве собственности публичным образованиям и частным лицам.

В качестве общего положения ВК РФ закрепляет, что на водные объекты устанавливается государственная собственность. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), т.е. небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Критерии разграничения государственной собственности на водные объекты определены в ВК РФ. Так, к федеральной собственности относятся поверхностные водные объекты, акватории и бассейны1 которых расположены на территории двух и более субъектов Федерации; внутренние морские воды, территориальное море; особо охраняемые водные объекты федерального значения и другие. В собственности субъектов Федерации могут быть водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта и не отнесенные к федеральной собственности.

Важно заметить, что изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы, вида собственности на водный объект, если иное не следует из ВК РФ, а также не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и ВК РФ не следует иное (ст. 34, 41 ВК РФ).

Водные объекты подразделяются на объекты общего и особого пользования. Водные объекты общего пользования находятся в общедоступном, открытом пользовании. Их использование ограничивается, только если это прямо предусмотрено законодательством.

Водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических интересах законодательством не установлено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в частной собственности, в установленном порядке могут использоваться как объекты общего пользования, только при условии государственной регистрации такого ограничения права собственности и выплаты собственнику вознаграждения. Водные объекты, которыми может пользоваться ограниченный круг лиц, признаются не состоящими в общем пользовании.

Водные объекты особого пользования эксплуатирует ограниченный круг лиц. Водные объекты предоставляются в особое пользование в порядке, установленном водным законодательством.

Правами на водные объекты лиц, не являющихся собственниками водных объектов, могут быть:

  • аренда, которая должна устанавливаться федеральным законом об аренде водных объектов в соответствии с ВК РФ;
  • право долгосрочного пользования (на срок от 3 до 25 лет);
  • право краткосрочного пользования (на срок до 3 лет);
  • водный сервитут (право ограниченного пользования).

Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов. Водный сервитут выступает в форме публичного или частного. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). Частный водный сервитут может устанавливаться по решению суда либо в силу договора, в соответствии с которым права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничиваются в пользу иных заинтересованных лиц. Как частные, так и публичные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопоя и прогона скота и др.

Права пользования водными объектами (за исключением публичного водного сервитута) возникают с момента государственной регистрации договора пользования водными объектами. Эти права приобретаются по лицензии на водопользование и заключенному в соответствии с ней договору. При установлении особого пользования такие права приобретаются на основе решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора. Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ или договором.

В определенной мере можно распоряжаться правами пользования водными объектами. Такие права переходят в порядке правопреемства в случае смерти водопользователя-гражданина и реорганизации водопользователя - юридического лица, а также на основании распорядительной лицензии. Распорядительная лицензия (т.е. специальное разрешение распоряжаться правами пользования) является основанием приобретения прав пользования водным объектом при их переходе от одного лица к другому в случаях, предусмотренных ВК РФ (ст. 52). Эти права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользование для собственных нужд и его цели при переходе указанных прав не меняются.

Оборот водных объектов осуществляется в соответствии с требованиями ВК РФ. Кодекс не допускает продажу, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов. Обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством РФ.

Правовой режим земель, прилегающих к водным объектам, устанавливается нормами водного и земельного законодательства. Так, согласно ст. 12 ВК РФ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Водное законодательство содержит и специальные нормы, направленные на охрану водных объектов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводимых в эксплуатацию и эксплуатирующихся хозяйственных и других объектов (ст. 105 - 109 ВК РФ).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.