КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таможенная пошлина 1 страница
г яОВание таможенной пошлины обусловлено внешне- экономическими связями страны с зарубежными государствами, котопыр в условиях перехода России к рыночным отношениям пгГобпРтГкГГ все большее значение. В целях эффективного разви-тия этих о?»ошений при соблюдении интересов страны произво-ди™амо*енное1 регулирование, основанное на единой тамо- жрнттой ттоДИТИКе В РФ. н Я1тия и правовые основы таможенного дела определе- ны зтТмо'енном кодексе РФ, принятом 18 июня 1993 г.«ТК РФ определяет порядок и условия перемещения через таможенную гоГншт^ РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежи, проведения таможенного контроля и другие сред- I п кирского нию В.И. Даля термин «таможня» происходит от татаро-баш-а», означавшего «клеймо, знак, штемпель», а также особый сбор кирского «та^Г или таможенную пошлину, которая уплачивалась с «ри- за приложение го> тов См,.Даль В. Толковый словарь живого велико- возного» или «° т*1у м 19go с 389 в настоящее время под таможней понима-русского язык*»- ведающе; контролем над ввозом из-за границы и вывозом за гра- „,»„ГРеЖДеШ!л взиманием в связи с этим пошлин и сборов. „, „., ницу товаров** в 1996. № 26. Ст. 2397; 1996. № 1. Ст. 4; ... !99 r 5341; М9. 7. Ст. 89; 2001. № 33. Ст. 3429; N 53 Ст. 5026; 2002' № 22 С*- 2026' В настоящее время в Государственной Думе обсуждается проект нового Таможенного кодекса. Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи ства, обеспечивающие проведения таможенной политики. Целью же таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена, участие в реализации торгово-по-литических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики. Таможенным платежам принадлежит существенная роль в проведении указанных целей таможенной политики в жизнь. Среди таможенных платежей ТК РФ называет прежде всего таможенную пошлину, а также налог на добавленную стоимость, акцизы, различные таможенные сборы, взимаемые за таможенное оформление, хранение и другие услуги. Применение налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с этой территории, производится на основании ТК РФ и соответствующих глав части второй НК РФ. Таможенная пошлина выделяется своим значением и суммами цоступлений в бюджет. Взимание ее регулируется ТК РФ, а также Законом РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»1 В ТК РФ (ст. 11) указано, что товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Согласно этим законодательным актам таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенная пошлина относится к платежам федерального уровня. Таможенная пошлина, как и государственная пошлина, отличается от налога в собственном смысле (хотя и имеет с ним некоторые общие черты в силу своего обязательного характера, зачисления в бюджет и условного включения в систему налогов и сборов, как и многие другие платежи, не являющиеся в своей сущности налогами). В отличие от налога, являющегося платежом индивидуально безвозмездным, взимание таможенной пошлины увязано с получением конкретным лицом, уплатившим пошлину, права на ввоз и вывоз товара, перемещением их через таможенную границу, чему сопутствует пользование плательщика определенными благами. 1 ВВС. 1993. № 23. Ст. 821; СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 6. Ст. 709; 1999. № 7. Ст. 879; № 18. Ст. 2221; 2002. № 22. Ст. 2026. § 3. Таможенная пошлина Таможенная пошлина является своего рода платой за получение такого права, т.е. имеет индивидуально возмездный характер. Кроме того, если платежам налогов свойственна регулярность уплаты в установленные сроки, то таможенной пошлине это не свойственно: обязанность уплатить ее появляется в связи с возникновением у лица необходимости в получении права перемещения товаров через таможенную границу. Еще одна особенность: законодательство предоставляет возможность делегирования" прав и обязанностей по уплате таможенной пошлины другим лицам, которые по этим вопросам могут самостоятельно взаимодействовать с таможенными органами. В законодательстве же о налогах такого делегирования не предусмотрено, права и обязанности налогоплательщика рассматриваются как лично ему принадлежащие. Например, в НК РФ (п. 4 ст. 226) прямо указано, что налог с доходов физических лиц удерживается непосредственно из доходов налогоплательщика. Однако такие особенности, не позволяющие отождествлять таможенную пошлину с налогом, нисколько не умаляют ее значения. Напротив, они подчеркивают ее гибкость как инструмента внешнеэкономической политики, широкие возможности дифференциации. Налогу же свойственна большая стабильность. Да и ТК РФ, давая толкование используемых в нем понятий, отделяет таможенные пошлины от налогов. Не отождествляются они и в НК РФ, как и в действующем Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где таможенная пошлина сохраняет свое место в перечне платежей, входящих в налоговую систему1. Плательщиком таможенной пошлины является декларант, т.е. лицо, заявляющее от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Термином «лица» ТК РФ обозначает предприятия, учреждения и организации, а также физических лиц, за исключением случаев, когда из положений Кодекса вытекает иное (ст. 18). В качестве декларанта может выступать не только лицо, непосредственно перемещающее товары, но и таможенный брокер (посредник). Объектами взимания таможенной пошлины могут быть таможенная стоимость товаров или количественные показатели переме- 1 Вместе с тем имеются и другие взгляды на правовую характеристику таможенной пошлины. Так, А.Н. Козырин, исходя из наличия у этого платежа общих с налогами признаков, считает таможенную пошлину одной из разновидностей косвенных налогов. См.: Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козыряна. М., 1996. С. 161—163. Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи щаемых через таможенную границу товаров, либо сочетание того и другого. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара. Таможенный орган РФ, производящий оформление товара, контролирует правильность определения таможенной стоимости. Ставки таможенной пошлины. Их виды и порядок установления регулируются Законом РФ «О таможенном тарифе». Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Применяется несколько видов ставок таможенных пошлин: а) адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; б) специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров; в) комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не могут быть изменены в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако ставки таможенной пошлины в значительной мере дифференцируются по своим размерам, исходя из задач таможенной и экономической политики РФ. Среди них различают ставки ввозных и вывозных пошлин. Ввозные пошлины используются для защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов и решения иных экономических и торгово-политических задач (например, в целях поддержания режима наибольшего благоприятствования в отношении тех или иных стран). Ставки вывозных таможенных пошлин являются мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ. Вывозным таможенным пошлинам принадлежит важная фискальная роль. Конкретные размеры ставок таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ1. 1 См. постановление Правительства РФ от 30 мая 2002 г. № 366 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 1 июня. Данное постановление вступило в силу с 1 июля 2002 г. Приложения к этому постановлению, содержащие роспись конкретных ставок ввозной таможенной пошлины, см.: Российская газета. 2002. 6 июня. С. 4, 7—8, 10—11. § 4. Лицензионные сборы Закон предусматривает в целях защиты экономических интересов РФ временное применение к ввозимым товарам особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых и компенсационных. Например, специальные пошлины применяются, когда товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих тов*4' ров. Эти ставки также устанавливаются Правительством РФ, но с соблюдением специально установленной процедуры. По уплате таможенной пошлины существуют льготы, порядок предоставления которых урегулирован Законом РФ «О таможенном тарифе». Льготы по таможенной пошлине именуются тарифными льготами. Они не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, установленных в Законе. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ, которое определяет и порядок предоставления льгот. Закон РФ «О таможенном тарифе» перечисляет виды перевозимых объектов (с учетом их назначения), которые освобождаются от пошлины (например, товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ; товары, ввозимые на территорию РФ и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК РФ, и т.д.). Эти. льготы могут носить индивидуальный характер. Таким образом, таможенная пошлина имеет важное значение в качестве одного из доходов государственной казны и инструмента регулирования экономических отношений. § 4. Лицензионные сборы Уплата лицензионных сборов связана с предоставлением лицензий на осуществление определенных видов деятельности. Лицензия — это разрешение, выдаваемое государственными или муниципальными органами власти юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, на осуществление конкретного вида деятельности. ГК РФ (ст. 23, 49) закрепляет, что граждане-предприниматели и коммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момента их государственной регистрации, но отдельными видами дея- Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи тельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). К лицензируемым видам деятельности относятся такие, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России. Правовое регулирование лицензирования является комплексным правовым институтом, включающим нормы нескольких отраслей права. Так, лицензирование установлено нормами гражданского права. Поэтому перечень лицензируемых видов деятельности может быть определен только федеральным законом, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Основную часть этого института составляют нормы административного права (порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении лицензии, порядок контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, ведение реестра, порядок приостановления и возобновления действия лицензий, их аннулирования, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии и т.д.). Нормами финансового права регулируются отношения, складывающиеся по поводу уплаты соискателями лицензии (т.е. лицами, обратившимися с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности) лицензионных сборов и иных платежей. Внесение этих платежей является обязательным условием совершения в интересах плательщика действий по рассмотрению заявления о предоставлении лицензии, выдачи или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, и т.д. Финансовое право регулирует также порядок распределения поступлений от этих платежей в бюджетной системе как источников доходов бюджетов разных уровней. В отношениях по лицензированию участвуют: 1) лицензирующие органы. — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления, которым предоставлены полномочия по лицензированию определенных видов деятельности; 2) соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности; § 4. Лицензионные сборы 3) лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется целым рядом нормативных актов. Основным среди них является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»1. Он закрепляет перечень лицензируемых видов деятельности, принципы лицензщю-вания на территории Российской Федерации, полномочия лицензирующих органов, а также виды и размеры лицензионных сборов и иных платежей, уплатой которых обусловливаются действия лицензирующих органов. Упомянутый закон закрепляет пять видов платежей: 1. Лицензионный сбор за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается в размере 300 руб. Он должен быть уплачен до подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии. Документ, подтверждающий факт уплаты, прилагается к документам, которые соискатель подает вместе с заявлением о предоставлении лицензии. 2. Лицензионный сбор за предоставление лицензии в размере 1000 руб. Он уплачивается после того, как лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии соискателю. В течение трех дней после представления документа, подтверждающего уплату этого сбора, выдается документ, подтверждающий наличие лицензии. Если этот лицензионный сбор не уплачен в течение трех месяцев, лицензия может быть аннулирована. Если лицензирующий орган выявляет неоднократные нарушения или грубое нарушение требований и условий лицензионной деятельности, он имеет право приостановить действие лицензии на определенный срок (не более 6 месяцев), в течение которого нарушения должны быть устранены. За возобновление действия лицензии плата не взимается. 3. Плата за получение дубликатов документа, подтверждающего наличие лицензии. По желанию лицензиата ему может быть выдан дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, за что взимается отдельная плата в размере 10 руб. 4. Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий. Лицензирующий орган обязательно ведет реестр выдаваемых, приостанавливаемых или аннулированных лицензий. Информация, содержащаяся в таком реестре, является от- 1 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3430; 2002. № 11. Ст. 1020; № 12. Ст. 1093. I Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи крытой и может быть получена в течение трех дней любым заинтересованным лицом в виде выписки из реестра. Размер платы за получение указанной информации составляет 10 руб. Предоставление такой информации органам государственной власти, а также органам власти местного самоуправления осуществляется бесплатно. 5. Плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, а также в случае утери документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан в течение 15 дней подать заявление о переоформлении документа, свидетельствующего о наличии лицензии. Переоформление осуществляется в течение 10 дней, за что взимается плата в размере 100 руб. Особенность рассматриваемого закона заключается в том, что в нем непосредственно закрепляются размеры лицензионных сборов и плат в твердой денежной сумме. Ранее действующее законодательство определяло размер лицензионных сборов и платежей в предельном количестве минимальных размеров оплаты труда, устанавливая, что их конкретный размер должен определяться постановлениями Правительства РФ в положениях о порядке лицензирования конкретных видов деятельности1. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет общие положения, касающиеся лицензирования перечисленных в нем видов деятельности. Одновременно устанавливается, что положения о лицензировании конкретных видов деятельности утверждаются Правительством РФ2. Лицензирование закрепленных в данном Законе видов деятельности осуществляется либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ3. 1 См., например, ст. 10, 11, 15 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на 29 декабря 2000 г. // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. II). Ст. 21. 2 См. например, постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ» // СЗ РФ. 1999. №19. Ст. 2342. 3 Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвердило Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. § 4. Лицензионные сборы Лицензирование каких-либо видов деятельности муниципальными органами исполнительной власти указанным Законом не предусматривается. Однако органы исполнительной власти муниципального образования могут в некоторых случаях осуществлять лицензирование, например, розничной продажи алкогольной продукции1, образовательной деятельности2 и т.д. • В п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» закреплен перечень видов деятельнос-| ти, на которые положения данного Закона не распространяются. К ним относятся: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела; нотариальная деятельность; страховая деятельность; ; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; образовательная деятельность и некоторые другие. Порядок лицензирования этих видов деятельности, а также ^змеры и порядок уплаты лицензионных сборов и иных платежей регулируются специальными нормативными актами3. Например, лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Федеральным законом от 22 ноября 1 Статья 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» предусматривает, что полномочия субъекта РФ на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы органам местного самоуправления // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 221. - Пункт 7 ст. 33 Федерального закона от 13 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348; Российская газета. 2002. 16 февр. 3 См., например, постановление ФКЦБ от 15 августа 2000 г. № 10 «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ» с изм. на 18 июля 2001 г. // БНА. 2000. № 42; 2001. № 35; Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС. 1993. № 10. Ст. 357. Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»1, а также Федеральным законом от 8 января 1995 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»2. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. подразделяет виды деятельности в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции на те, которые лицензируются федеральными органами исполнительной власти (Министерством РФ по налогам и сборам и его территориальными органами), и лицензируемые органами власти субъектов Российской Федерации. Суммы сбора зачисляются в тот бюджет, за счет которого содержится лицензирующий орган. Плательщиками сбора за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции являются организации, подавшие заявления на получение лицензии. Размер сбора различается в зависимости от вида лицензируемой деятельности со спиртосодержащей продукцией. Например, розлив, хранение и реализация алкогольной продукции — 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); экспорт алкогольной продукции — 100 МРОТ; импорт и оптовая реализация алкогольной продукции — от 1 тыс. до 15 тыс. МРОТ. Этот сбор уплачивается ежегодно: один раз за каждый прошедший год действия лицензии. Соискатель лицензии должен уплатить его до подачи заявления. Если лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии, сбор считается уплаченным за первый год действия лицензии. Если в выдаче лицензии отказывается, уплаченный сбор возвращается, за минусом расходов на рассмотрение заявления о выдаче лицензии (в размере 3 МРОТ). Соискатели лицензии, а также лицензиаты подлежат ежегодному обследованию на наличие условий для осуществления лицензируемого вида деятельности. За такое обследование взимается плата в размере, покрывающем затраты на него, но не более 50-кратного МРОТ. За переоформление лицензии, а также за выдачу новой взамен утраченной взимается плата в размере сбора за новую лицензию. § 4. Лицензионные сборы 1 В редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 245. 2 СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 221. При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается. Рассмотрим иной пример — лицензирование образовательной ^деятельности. Оно осуществляется Министерством образования; РФ, государственными органами управления образованием субъ-; ектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (если они наделены соответствующими полномочиями -аконодательством субъекта Федерации) в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности1. Указанное Положение, а также иные нормативные акты, закрепляющие правовое регулирование лицензирования образовательной деятельности, не предусматривают взимание лицензионных сборов и платежей, подобных тем, которые рассматривались в этом параграфе. Условием предоставления лицензии в данном случае является оплата соискателем лицензии расходов лицензирующего органа на проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии. Экспертиза проводится в целях установления соответствия предлагаемых соискателем лицензии условий образовательного процесса требованиям строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, укомплектованности штатов и т.д. Размер этих расходов определяется совокупностью затрат на оплату труда лиц, привлеченных к проведению экспертизы в составе экспертной комиссии, на их командировки в этой связи, на изготовление бланка лицензии и иных затрат и расходов, предусмотренных законодательством РФ2. Применительно ко всем лицензионным сборам и платежам можно отметить, что суммы поступлений от них зачисляются, как правило, в соответствующий бюджет в зависимости от того, каким органом исполнительной власти (федеральным, региональным или муниципальным) осуществляется лицензирование. Может быть предусмотрено и иное распределение средств, например, сбор за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности зачисляется в бюджет муниципального образования по месту См. постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // СЗ См. приказ Минобразования России от 13 апреля 2001 г. № 1690 «Об утверждении Порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности» // Российская газета. 2001. 16 мая. Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи работы нотариуса, хотя лицензирование этого вида деятельности осуществляется органами юстиции субъектов РФ1. Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов. В заключение отметим, что природа лицензионных сборов законодательством отражена противоречиво. В соответствии с НК РФ (ст. 12—15) лицензионные сборы относятся к обязательным платежам, составляющим систему налогов и сборов РФ, но указанные статьи Кодекса пока не вступили в действие. Действующее законодательство из всей совокупности лицензионных платежей в систему налогов и сборов РФ включает лишь несколько: лицензионный сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей2. Следует подчеркнуть, что взимание лицензионных сборов и иных платежей возможно только в связи с лицензированием. Не могут быть установлены лицензионные сборы и платежи за получение разрешения на осуществление деятельности, не относящейся к лицензируемым видам. Поскольку Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено лицензирование проведения местных аукционов и лотерей, а также лицензирование торговли винно-водочными изделиями, то соответствующие лицензионные сборы должны быть исключены из числа местных налогов и сборов. § 5. Платежи за пользование природными ресурсами Негативное влияние человека на окружающую природную среду постоянно усиливается, что ставит задачу рационального природопользования в разряд первоочередных. Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресур- ' Постановление Совета министров — Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 703 «Об утверждении порядка уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности» // САПП. 1993. № 31. Ст. 2849. 2 См. ст. 19, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Фе дерации». § 5. Платежи за пользование природными ресурсами сов и охраны окружающей среды, формирования материальных ресурсов. Использование природных ресурсов в России осуществляется на возмездной основе, т.е. за определенную плату. Плата за пользование природными ресурсами может зачисляться как в бюджеты всех уровней бюджетной системы, так и во внебюджетные и другие фонды, что является прямым отражением принципа федерализма в построении бюджетной системы. ""*"' Право собственности на природные ресурсы провозглашено Конституцией РФ. Эта собственность подразделяется на федеральную, собственность субъектов РФ, муниципальную и иные формы собственности (ст. 9 Конституции РФ). Разграничение государственной собственности относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, полномочия в рамках которой закрепляются либо в Конституции РФ, либо (в большинстве случаев) в текущем федеральном законодательстве или договорах Федерации с ее субъектами. Приоритет в разграничении предметов совместного ведения принадлежит конституционному методу (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). В соответствии с п. «в» и «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |