Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенная пошлина 1 страница




г яОВание таможенной пошлины обусловлено внешне-

экономическими связями страны с зарубежными государствами, котопыр в условиях перехода России к рыночным отношениям пгГобпРтГкГГ все большее значение. В целях эффективного разви-тия этих о?»ошений при соблюдении интересов страны произво-ди™амо*енное1 регулирование, основанное на единой тамо-

жрнттой ттоДИТИКе В РФ.

н Я1тия и правовые основы таможенного дела определе-

ны зтТмо'енном кодексе РФ, принятом 18 июня 1993 г.«ТК РФ определяет порядок и условия перемещения через таможенную гоГншт^ РФ товаров и транспортных средств, взимания таможен­ных платежи, проведения таможенного контроля и другие сред-

I п кирского

нию В.И. Даля термин «таможня» происходит от татаро-баш-а», означавшего «клеймо, знак, штемпель», а также особый сбор кирского «та^Г или таможенную пошлину, которая уплачивалась с «ри-

за приложение го> тов См,.Даль В. Толковый словарь живого велико-

возного» или «° т* м 19go с 389 в настоящее время под таможней понима-русского язык*»- ведающе; контролем над ввозом из-за границы и вывозом за гра-

„,»„ГРеЖДеШ!л взиманием в связи с этим пошлин и сборов. „, „.,

ницу товаров** в 1996. № 26. Ст. 2397; 1996. № 1. Ст. 4;

...

!99 r 5341; М9. 7. Ст. 89; 2001. № 33. Ст. 3429; N 53 Ст. 5026;

2002' № 22 С*- 2026' В настоящее время в Государственной Думе обсуждается проект нового Таможенного кодекса.

Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи

ства, обеспечивающие проведения таможенной политики. Целью же таможенной политики являются обеспечение наиболее эффек­тивного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена, участие в реализации торгово-по-литических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики.

Таможенным платежам принадлежит существенная роль в проведении указанных целей таможенной политики в жизнь. Среди таможенных платежей ТК РФ называет прежде всего тамо­женную пошлину, а также налог на добавленную стоимость, ак­цизы, различные таможенные сборы, взимаемые за таможенное оформление, хранение и другие услуги.

Применение налога на добавленную стоимость и акцизов в от­ношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых с этой территории, производится на основании ТК РФ и соответствующих глав части второй НК РФ.

Таможенная пошлина выделяется своим значением и сумма­ми цоступлений в бюджет. Взимание ее регулируется ТК РФ, а также Законом РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»1 В ТК РФ (ст. 11) указано, что товары, перемещаемые через тамо­женную границу РФ, подлежат обложению таможенной пошли­ной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе». Со­гласно этим законодательным актам таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможен­ными органами РФ при ввозе товара на таможенную террито­рию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся не­отъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенная пошлина относится к платежам федерального уровня.

Таможенная пошлина, как и государственная пошлина, отли­чается от налога в собственном смысле (хотя и имеет с ним не­которые общие черты в силу своего обязательного характера, за­числения в бюджет и условного включения в систему налогов и сборов, как и многие другие платежи, не являющиеся в своей сущности налогами). В отличие от налога, являющегося плате­жом индивидуально безвозмездным, взимание таможенной пош­лины увязано с получением конкретным лицом, уплатившим пошлину, права на ввоз и вывоз товара, перемещением их через таможенную границу, чему сопутствует пользование плательщи­ка определенными благами.

1 ВВС. 1993. № 23. Ст. 821; СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 4; 1997. № 6. Ст. 709; 1999. № 7. Ст. 879; № 18. Ст. 2221; 2002. № 22. Ст. 2026.

§ 3. Таможенная пошлина

Таможенная пошлина является своего рода платой за получе­ние такого права, т.е. имеет индивидуально возмездный харак­тер. Кроме того, если платежам налогов свойственна регуляр­ность уплаты в установленные сроки, то таможенной пошлине это не свойственно: обязанность уплатить ее появляется в связи с воз­никновением у лица необходимости в получении права перемеще­ния товаров через таможенную границу. Еще одна особенность: законодательство предоставляет возможность делегирования" прав и обязанностей по уплате таможенной пошлины другим лицам, которые по этим вопросам могут самостоятельно взаимо­действовать с таможенными органами. В законодательстве же о налогах такого делегирования не предусмотрено, права и обязан­ности налогоплательщика рассматриваются как лично ему при­надлежащие. Например, в НК РФ (п. 4 ст. 226) прямо указано, что налог с доходов физических лиц удерживается непосредствен­но из доходов налогоплательщика.

Однако такие особенности, не позволяющие отождествлять та­моженную пошлину с налогом, нисколько не умаляют ее значе­ния. Напротив, они подчеркивают ее гибкость как инструмента внешнеэкономической политики, широкие возможности диффе­ренциации. Налогу же свойственна большая стабильность. Да и ТК РФ, давая толкование используемых в нем понятий, отделяет таможенные пошлины от налогов. Не отождествляются они и в НК РФ, как и в действующем Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», где таможенная пошлина со­храняет свое место в перечне платежей, входящих в налоговую систему1.

Плательщиком таможенной пошлины является декларант, т.е. лицо, заявляющее от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Термином «лица» ТК РФ обозначает предприятия, учреждения и организации, а также физических лиц, за исключением случаев, когда из поло­жений Кодекса вытекает иное (ст. 18). В качестве декларанта может выступать не только лицо, непосредственно перемещаю­щее товары, но и таможенный брокер (посредник).

Объектами взимания таможенной пошлины могут быть тамо­женная стоимость товаров или количественные показатели переме-

1 Вместе с тем имеются и другие взгляды на правовую характеристику тамо­женной пошлины. Так, А.Н. Козырин, исходя из наличия у этого платежа общих с налогами признаков, считает таможенную пошлину одной из разновидностей косвенных налогов. См.: Комментарий к Таможенному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козыряна. М., 1996. С. 161—163.

Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи

щаемых через таможенную границу товаров, либо сочетание того и другого. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декла­рантом таможенному органу РФ при перемещении товара. Тамо­женный орган РФ, производящий оформление товара, контролиру­ет правильность определения таможенной стоимости.

Ставки таможенной пошлины. Их виды и порядок установ­ления регулируются Законом РФ «О таможенном тарифе». Тамо­женный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применя­емых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклату­рой внешнеэкономической деятельности.

Применяется несколько видов ставок таможенных пошлин:

а) адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стои­мости облагаемых товаров;

б) специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

в) комбинированные, сочетающие оба названных вида тамо­женного обложения.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не могут быть изменены в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Однако ставки таможенной пошлины в значительной мере дифференцируются по своим размерам, исходя из задач таможен­ной и экономической политики РФ. Среди них различают ставки ввозных и вывозных пошлин. Ввозные пошлины используются для защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов и решения иных экономических и торгово-политических задач (на­пример, в целях поддержания режима наибольшего благоприят­ствования в отношении тех или иных стран). Ставки вывозных таможенных пошлин являются мерами оперативного регулирова­ния внешнеэкономической деятельности на территории РФ. Вы­возным таможенным пошлинам принадлежит важная фискаль­ная роль.

Конкретные размеры ставок таможенных пошлин устанавли­ваются Правительством РФ1.

1 См. постановление Правительства РФ от 30 мая 2002 г. № 366 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 1 июня. Данное постановление вступило в силу с 1 июля 2002 г. Приложе­ния к этому постановлению, содержащие роспись конкретных ставок ввозной та­моженной пошлины, см.: Российская газета. 2002. 6 июня. С. 4, 7—8, 10—11.

§ 4. Лицензионные сборы

Закон предусматривает в целях защиты экономических инте­ресов РФ временное применение к ввозимым товарам особых видов пошлин: специальных, антидемпинговых и компенсацион­ных. Например, специальные пошлины применяются, когда то­вары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечественным произво­дителям подобных или непосредственно конкурирующих тов*4' ров. Эти ставки также устанавливаются Правительством РФ, но с соблюдением специально установленной процедуры.

По уплате таможенной пошлины существуют льготы, поря­док предоставления которых урегулирован Законом РФ «О тамо­женном тарифе».

Льготы по таможенной пошлине именуются тарифными льго­тами. Они не могут носить индивидуального характера, за исклю­чением случаев, установленных в Законе. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ, которое определяет и порядок предоставления льгот.

Закон РФ «О таможенном тарифе» перечисляет виды перево­зимых объектов (с учетом их назначения), которые освобожда­ются от пошлины (например, товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законода­тельством РФ; товары, ввозимые на территорию РФ и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими ли­цами и не предназначенные для производственной или иной ком­мерческой деятельности в соответствии с ТК РФ, и т.д.). Эти. льготы могут носить индивидуальный характер.

Таким образом, таможенная пошлина имеет важное значение в качестве одного из доходов государственной казны и инструмен­та регулирования экономических отношений.

§ 4. Лицензионные сборы

Уплата лицензионных сборов связана с предоставлением ли­цензий на осуществление определенных видов деятельности. Ли­цензияэто разрешение, выдаваемое государственными или муниципальными органами власти юридическим лицам или ин­дивидуальным предпринимателям, на осуществление конкрет­ного вида деятельности. ГК РФ (ст. 23, 49) закрепляет, что граж­дане-предприниматели и коммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момен­та их государственной регистрации, но отдельными видами дея-

Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи

тельности, перечень которых определяется законом, можно зани­маться только на основании специального разрешения (лицен­зии). К лицензируемым видам деятельности относятся такие, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущер­ба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Рос­сии.

Правовое регулирование лицензирования является комплекс­ным правовым институтом, включающим нормы нескольких отрас­лей права. Так, лицензирование установлено нормами гражданско­го права. Поэтому перечень лицензируемых видов деятельности может быть определен только федеральным законом, так как в со­ответствии с п. «о» ст. 71 Конституции гражданское законодатель­ство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Основную часть этого института составляют нормы админи­стративного права (порядок подачи и рассмотрения заявления о предоставлении лицензии, порядок контроля за соблюдением ли­цензионных требований и условий, ведение реестра, порядок при­остановления и возобновления действия лицензий, их аннулиро­вания, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии и т.д.).

Нормами финансового права регулируются отношения, скла­дывающиеся по поводу уплаты соискателями лицензии (т.е. ли­цами, обратившимися с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности) лицензионных сборов и иных платежей. Внесение этих платежей является обя­зательным условием совершения в интересах плательщика дейст­вий по рассмотрению заявления о предоставлении лицензии, вы­дачи или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, и т.д. Финансовое право регулирует также порядок распределения поступлений от этих платежей в бюджетной сис­теме как источников доходов бюджетов разных уровней. В отношениях по лицензированию участвуют:

1) лицензирующие органы. — федеральные органы исполни­тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Феде­рации, а также органы местного самоуправления, которым предо­ставлены полномочия по лицензированию определенных видов деятельности;

2) соискатель лицензии — юридическое лицо или индивиду­альный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

§ 4. Лицензионные сборы

3) лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление кон­кретного вида деятельности.

Порядок лицензирования конкретных видов деятельности оп­ределяется целым рядом нормативных актов. Основным среди них является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицен­зировании отдельных видов деятельности»1. Он закрепляет пере­чень лицензируемых видов деятельности, принципы лицензщю-вания на территории Российской Федерации, полномочия лицензирующих органов, а также виды и размеры лицензионных сборов и иных платежей, уплатой которых обусловливаются дей­ствия лицензирующих органов. Упомянутый закон закрепляет пять видов платежей:

1. Лицензионный сбор за рассмотрение заявления о предо­ставлении лицензии взимается в размере 300 руб. Он должен быть уплачен до подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии. Документ, подтверждающий факт уп­латы, прилагается к документам, которые соискатель подает вместе с заявлением о предоставлении лицензии.

2. Лицензионный сбор за предоставление лицензии в размере 1000 руб. Он уплачивается после того, как лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии соискателю. В течение трех дней после представления документа, подтверждающего уп­лату этого сбора, выдается документ, подтверждающий наличие лицензии. Если этот лицензионный сбор не уплачен в течение трех месяцев, лицензия может быть аннулирована.

Если лицензирующий орган выявляет неоднократные наруше­ния или грубое нарушение требований и условий лицензионной деятельности, он имеет право приостановить действие лицензии на определенный срок (не более 6 месяцев), в течение которого нарушения должны быть устранены. За возобновление действия лицензии плата не взимается.

3. Плата за получение дубликатов документа, подтвержда­ющего наличие лицензии. По желанию лицензиата ему может быть выдан дубликат документа, подтверждающего наличие ли­цензии, за что взимается отдельная плата в размере 10 руб.

4. Плата за предоставление информации, содержащейся в ре­естре лицензий. Лицензирующий орган обязательно ведет реестр выдаваемых, приостанавливаемых или аннулированных лицен­зий. Информация, содержащаяся в таком реестре, является от-

1 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3430; 2002. № 11. Ст. 1020; № 12. Ст. 1093.

I

Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи

крытой и может быть получена в течение трех дней любым заин­тересованным лицом в виде выписки из реестра. Размер платы за получение указанной информации составляет 10 руб.

Предоставление такой информации органам государственной власти, а также органам власти местного самоуправления осу­ществляется бесплатно.

5. Плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, а также в случае утери документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан в течение 15 дней подать заявление о переофор­млении документа, свидетельствующего о наличии лицензии. Переоформление осуществляется в течение 10 дней, за что взима­ется плата в размере 100 руб.

Особенность рассматриваемого закона заключается в том, что в нем непосредственно закрепляются размеры лицензионных сбо­ров и плат в твердой денежной сумме. Ранее действующее зако­нодательство определяло размер лицензионных сборов и плате­жей в предельном количестве минимальных размеров оплаты труда, устанавливая, что их конкретный размер должен опреде­ляться постановлениями Правительства РФ в положениях о по­рядке лицензирования конкретных видов деятельности1.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» закрепляет общие положения, касающиеся лицензи­рования перечисленных в нем видов деятельности. Одновременно устанавливается, что положения о лицензировании конкретных видов деятельности утверждаются Правительством РФ2.

Лицензирование закрепленных в данном Законе видов деятель­ности осуществляется либо федеральными органами исполнитель­ной власти, либо органами исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством РФ3.

1 См., например, ст. 10, 11, 15 Федерального закона от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. на 29 декабря 2000 г. // СЗ РФ. 2001. № 1 (ч. II). Ст. 21.

2 См. например, постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. 472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в РФ» // СЗ РФ. 1999. №19. Ст. 2342.

3 Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензи­ровании отдельных видов деятельности» утвердило Перечень федеральных орга­нов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнитель­ной власти субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разра­батывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

§ 4. Лицензионные сборы

Лицензирование каких-либо видов деятельности муниципальными органами исполнительной власти указанным Законом не пре­дусматривается. Однако органы исполнительной власти муници­пального образования могут в некоторых случаях осуществлять лицензирование, например, розничной продажи алкогольной про­дукции1, образовательной деятельности2 и т.д.

• В п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» закреплен перечень видов деятельнос-| ти, на которые положения данного Закона не распространяются. К ним относятся:

деятельность кредитных организаций;

деятельность, связанная с защитой государственной тайны;

деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

биржевая деятельность;

деятельность в области таможенного дела;

нотариальная деятельность;

страховая деятельность;

; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

образовательная деятельность и некоторые другие.

Порядок лицензирования этих видов деятельности, а также ^змеры и порядок уплаты лицензионных сборов и иных плате­жей регулируются специальными нормативными актами3.

Например, лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определяется Федеральным законом от 22 ноября

1 Статья 7 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О сборах за выдачу ли­цензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» предусматривает, что полномочия субъекта РФ на ли­цензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы органам местного самоуправления // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 221.

- Пункт 7 ст. 33 Федерального закона от 13 января 1996 г. «О внесении изме­нений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» предусмат­ривает, что лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного само­управления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3348; Российская газета. 2002. 16 февр.

3 См., например, постановление ФКЦБ от 15 августа 2000 г. № 10 «Об ут­верждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ» с изм. на 18 июля 2001 г. // БНА. 2000. № 42; 2001. № 35; Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС. 1993. № 10. Ст. 357.

Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи

1995 г. «О государственном регулировании производства и обо­рота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции»1, а также Федеральным законом от 8 января 1995 г. «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и обо­рот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про­дукции»2.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. подразделяет виды деятельности в сфере производства и оборота спиртосодержащей продукции на те, которые лицензируются федеральными органа­ми исполнительной власти (Министерством РФ по налогам и сбо­рам и его территориальными органами), и лицензируемые орга­нами власти субъектов Российской Федерации. Суммы сбора зачисляются в тот бюджет, за счет которого содержится лицензи­рующий орган.

Плательщиками сбора за выдачу лицензии и право на произ­водство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержа­щей продукции являются организации, подавшие заявления на получение лицензии. Размер сбора различается в зависимости от вида лицензируемой деятельности со спиртосодержащей про­дукцией. Например, розлив, хранение и реализация алкоголь­ной продукции — 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); экспорт алкогольной продукции — 100 МРОТ; импорт и оптовая реализация алкогольной продукции — от 1 тыс. до 15 тыс. МРОТ.

Этот сбор уплачивается ежегодно: один раз за каждый прошед­ший год действия лицензии. Соискатель лицензии должен уплатить его до подачи заявления. Если лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии, сбор считается уплаченным за первый год действия лицензии. Если в выдаче лицензии отказывается, уп­лаченный сбор возвращается, за минусом расходов на рассмотрение заявления о выдаче лицензии (в размере 3 МРОТ).

Соискатели лицензии, а также лицензиаты подлежат ежегод­ному обследованию на наличие условий для осуществления ли­цензируемого вида деятельности. За такое обследование взимает­ся плата в размере, покрывающем затраты на него, но не более 50-кратного МРОТ.

За переоформление лицензии, а также за выдачу новой взамен утраченной взимается плата в размере сбора за новую лицензию.

§ 4. Лицензионные сборы

1 В редакции Федерального закона от 7 января 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 245.

2 СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 221.

При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается.

Рассмотрим иной пример — лицензирование образовательной ^деятельности. Оно осуществляется Министерством образования; РФ, государственными органами управления образованием субъ-; ектов Российской Федерации, а также органами местного самоуп­равления (если они наделены соответствующими полномочиями -аконодательством субъекта Федерации) в соответствии с Поло­жением о лицензировании образовательной деятельности1.

Указанное Положение, а также иные нормативные акты, за­крепляющие правовое регулирование лицензирования образова­тельной деятельности, не предусматривают взимание лицензион­ных сборов и платежей, подобных тем, которые рассматривались в этом параграфе. Условием предоставления лицензии в данном случае является оплата соискателем лицензии расходов лицензи­рующего органа на проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии.

Экспертиза проводится в целях установления соответствия предлагаемых соискателем лицензии условий образовательного процесса требованиям строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, укомплектованности штатов и т.д. Размер этих расходов определяется совокупностью затрат на оплату труда лиц, привлеченных к проведению экспертизы в составе экс­пертной комиссии, на их командировки в этой связи, на изготов­ление бланка лицензии и иных затрат и расходов, предусмотрен­ных законодательством РФ2.

Применительно ко всем лицензионным сборам и платежам можно отметить, что суммы поступлений от них зачисляются, как правило, в соответствующий бюджет в зависимости от того, каким органом исполнительной власти (федеральным, региональ­ным или муниципальным) осуществляется лицензирование. Может быть предусмотрено и иное распределение средств, напри­мер, сбор за выдачу лицензий на право нотариальной деятельнос­ти зачисляется в бюджет муниципального образования по месту

См. постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об ут­верждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» // СЗ

См. приказ Минобразования России от 13 апреля 2001 г. № 1690 «Об ут­верждении Порядка определения размера платы за проведение экспертизы и изго­товление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности» // Российская газета. 2001. 16 мая.

Глава 17. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи

работы нотариуса, хотя лицензирование этого вида деятельности осуществляется органами юстиции субъектов РФ1.

Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержа­ние лицензирующих органов.

В заключение отметим, что природа лицензионных сборов за­конодательством отражена противоречиво. В соответствии с НК РФ (ст. 12—15) лицензионные сборы относятся к обязатель­ным платежам, составляющим систему налогов и сборов РФ, но указанные статьи Кодекса пока не вступили в действие. Дейст­вующее законодательство из всей совокупности лицензионных платежей в систему налогов и сборов РФ включает лишь несколь­ко: лицензионный сбор за выдачу лицензий и право на производ­ство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; лицензионный сбор за право торговли винно-водо­чными изделиями; лицензионный сбор за право проведения мест­ных аукционов и лотерей2.

Следует подчеркнуть, что взимание лицензионных сборов и иных платежей возможно только в связи с лицензированием. Не могут быть установлены лицензионные сборы и платежи за полу­чение разрешения на осуществление деятельности, не относящей­ся к лицензируемым видам. Поскольку Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предус­мотрено лицензирование проведения местных аукционов и лоте­рей, а также лицензирование торговли винно-водочными изде­лиями, то соответствующие лицензионные сборы должны быть исключены из числа местных налогов и сборов.

§ 5. Платежи за пользование природными ресурсами

Негативное влияние человека на окружающую природную среду постоянно усиливается, что ставит задачу рационального природопользования в разряд первоочередных. Платежи за при­родные ресурсы установлены с целью экономического регулиро­вания природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресур-

' Постановление Совета министров — Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 703 «Об утверждении порядка уплаты сбора за выдачу лицензий на право нота­риальной деятельности» // САПП. 1993. № 31. Ст. 2849.

2 См. ст. 19, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Фе дерации».

§ 5. Платежи за пользование природными ресурсами

сов и охраны окружающей среды, формирования материальных ресурсов.

Использование природных ресурсов в России осуществляется на возмездной основе, т.е. за определенную плату. Плата за поль­зование природными ресурсами может зачисляться как в бюдже­ты всех уровней бюджетной системы, так и во внебюджетные и другие фонды, что является прямым отражением принципа феде­рализма в построении бюджетной системы. ""*"'

Право собственности на природные ресурсы провозглашено Конституцией РФ. Эта собственность подразделяется на феде­ральную, собственность субъектов РФ, муниципальную и иные формы собственности (ст. 9 Конституции РФ). Разграничение го­сударственной собственности относится к сфере совместного веде­ния Российской Федерации и ее субъектов, полномочия в рамках которой закрепляются либо в Конституции РФ, либо (в большин­стве случаев) в текущем федеральном законодательстве или дого­ворах Федерации с ее субъектами. Приоритет в разграничении предметов совместного ведения принадлежит конституционному методу (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). В соответствии с п. «в» и «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и рас­поряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняе­мые природные территории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.