Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единый социальный налог как источник формирования государственных социальных внебюджетных фондов 1 страница




Единый социальный налог (ЕСН) в качестве источника форми­рования государственных социальных внебюджетных фондов стал использоваться с момента введения в действие части второй Нало-

СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832; 2002. № 22. Ст. 2026; № 30. Ст. 3021.

§ 2. ЕСН как источник формирования социальных внебюджетных фондов 485

гового кодекса РФ, т.е. с 1 января 2001 г.1 Заметим, что до этого мо­мента указанный налог не был известен ни ранее действовавшему российскому законодательству, ни законодательству бывшего Союза ССР. Его появление напрямую связано с реализацией комплекса мер по проведению в России экономической и налоговой реформы. Ука­занный налог является федеральным налогом, поэтому применяется на всей территории России. Как было указано, данный налог с 1 ян­варя 2002 г. стал вместо трех внебюджетных фондов зачисляться r определенных законом долях в Федеральный бюджет и два внебюд­жетных фонда (Государственный фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования в РФ). При этом единый социальный налог не изменяет формирования и исполь­зования средств внебюджетных фондов. Они продолжают формиро­ваться страховым методом. Зачисление указанного налога (его доли) с 1 января 2002 г. в Федеральный бюджет вместо Пенсионного фонда РФ не снижает степень гарантированности прав граждан на пенси­онное обеспечение, поскольку государство субсидиарно отвечает по долгам Пенсионного фонда. Кроме того, страховые взносы в Пенси­онный фонд РФ также находятся под контролем налоговых органов. Фонды же сохраняют за собой функции учета средств от страховых взносов, а также функции оперативного расходования средств на цели государственного пенсионного, социального и медицинского страхования. Введение ЕСН было направлено на упрощение меха­низма его собирания, унификацию базы налогообложения, сокраще­ние количества проверяющих органов, единообразие финансовых санкций и повышение защищенности налогоплательщиков2.

В соответствии со ст. 234 НК РФ, единый социальный налог является целевым. Основное его предназначение — это мобилиза­ция средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицин­скую помощь3.

1 Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344 утверждены Методические рекомендации по порядку исчисления и упла­ты единого социального налога // Экономика и жизнь. 2002. № 32 (август).

- См., например, мнение Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ в статье ЛА. Котовой, «Единый социальный налог (взнос)» // Фи­нансы. 2001. № 2. С. 25.

3 Приказом Минфина России от 15 января 2001 г. № Зн в ред. от 1 октября 2001 г. утверждены Правила зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), на счета органов федерального казначейства Минис­терства финансов РФ и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов // Финансовая газета. 2001. № 4; Российская газета. 2001. 11 дек.

486 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

Рассмотрим основные элементы ЕСН.

Налогоплательщики подразделяются на две группы, причем первая группа состоит из трех видов плательщиков ЕСН, а вто­рая — только из двух.

К первой группе, которая обобщенно называется законодате­лем «лица, производящие выплаты физическим лицам» (ранее они обозначались коротко как «работодатели»), относятся:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели1;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными пред­принимателями.

Вторая группа налогоплательщиков в действующей редакции статьи (от 29 мая 2002 г.) не имеет обобщенного наименования (ранее она именовалась «не работодатели». Эта группа включает две самостоятельные категории налогоплательщиков: индивиду­альных предпринимателей и адвокатов. Для каждой из групп на­логоплательщиков установлены свои особенности уплаты и ис­числения ЕСН. То, что и в первую, и во вторую группу включены индивидуальные предприниматели, вовсе не свидетельствует об их якобы двойном обложении данным налогом. В данном случае речь идет о разных основаниях налогообложения (ч. 2. ст. 235): в первом случае они уплачивают налог за работающих у них других лиц (по трудовым, гражданско-правовым договорам и др.), а во-втором — индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН со своих личных доходов, получаемых от осуществляемой ими са­мими предпринимательской деятельности, т.е. за себя. Причем если во втором случае предприниматель может иметь льготы (на­пример, если является инвалидом), то в первом случае, производя выплаты другим физическим лицам, организациям или индиви­дуальным предпринимателям, он таких льгот не имеет.

В ранее действующей редакции Закона и в первой, и во второй группах в качестве самостоятельных плательщиков выделялись: родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, за­нимающиеся традиционными отраслями хозяйствования. Не­смотря на то, что сейчас этого не сделано, это не означает, что они исключаются из числа налогоплательщиков, просто они являют­ся ими либо в качестве индивидуальных предпринимателей, либо в качестве организаций.

1 Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2002 г. главы крестьянских (фермерских) хозяйств приравниваются к индивиду­альным предпринимателям // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3021.

§ 2. ЕСН как источник формирования социальных внебюджетных фондов 487

Особое положение среди налогоплательщиков - физических лиц занимают адвокаты. К адвокатам в соответствии с действую­щим законодательствам относятся лица, получившие статус адво­ката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адво­катской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Однако при этом следует иметь в виду, что коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения; Закона от 31 мая 2002 г. в действие, несут обязанности по испол­нению функции налогового агента, предусмотренные ст. 244 НК РФ (ст. 9.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 г)

Объект налогообложения, т.е. то, с чего взимается указанный налог, меняется в зависимости от налогоплательщиков.

Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения ЕСН будут являться выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц:

по трудовым договорам;

по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, ока­зании услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, ибо последние уплачивают его со своего дохода, т.е. за «себя» самостоятельно);

по авторским договорам.

Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, объект - это выплаты и иные вознагражде­ния, выплачиваемые ими физическим лицам по:

трудовым договорам;

гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказа­нии услуг.

Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов объек­том обложения признаются-

доходы от предпринимательской деятельности;

доходы от иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (т.е. речь идет не о вало-вом, а о чистом доходе).

При этом выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они производятся (денежной, натуральной) не будут являться объектом налогообложения, если в текущем от­четном (налоговом) периоде: у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налого­вую базу по налогу на прибыль организаций; у налогоплателыци-

488 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

ков — индивидуальных предпринимателей или физических лиц указанные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Налоговая база определяется в зависимости от вида налого­плательщиков.

Так, для организаций и индивидуальных предпринимате­лей — это сумма выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, начисленная за налоговый период. Она определяется отдель­но по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Формы выплат, учитываемые для определения налоговой базы, могут быть раз­личными. Законом закрепляется открытый перечень таких вы­плат.

Налоговая база для физических лиц, не признаваемых индиви­дуальными предпринимателями, — это сумма доходов, получен­ных ими за налоговый период как в денежной, так и в натураль­ной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в поряд­ке, аналогичном порядку определения состава затрат при уплате налога на прибыль (гл. 25 НК РФ).

При применении указанного налога следует иметь в виду, что ст. 238 НК РФ установлен достаточно обширный перечень сумм, не подлежащих налогообложению. К ним, например, отнесены различные государственные пособия, все виды установленных компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, при­чиненного увечьем или иным повреждением здоровья, увольне­нием работников и т.п. При выплатах из бюджета не подлежат обложению суммы, не превышающие 2 тыс. руб., представляю­щие собой материальную помощь, оказываемую работодателями своим работникам, в том числе бывшим.

Вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по граж­данско-правовым, авторским и лицензионным договорам (в части, поступающей в Фонд социального страхования РФ), в на­логовую базу не включаются.

Налоговые льготы по ЕСН подразделяются: по субъектному составу (по составу субъектов, освобождаемых от уплаты ЕСН) и по характеру выплат (по перечню выплат, которые не облагают­ся ЕСН).

К первой группе, в основном, относятся организации, деятель­ность которых связана с оказанием услуг или выплатами в пользу инвалидов.

§ 2. ЕСН как источник формирования социальных внебюджетных фондов 489

Кроме того, в соответствии с законом о Федеральном бюджете в 2001—2002 гг. были освобождены от уплаты ЕСН Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, а также федеральные суды и органы про­куратуры с денежного содержания судей, прокуроров и следова­телей и др. (с части ЕСН, уплачиваемого в федеральный бюд­жет)1.

Налоговый и отчетный периоды, устанавливаются ст. 240 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год, от­четными периодами — первый квартал, полугодие и девять меся­цев календарного года (для сравнения: в 2001 г. отчетный период равнялся одному месяцу).

Ставки ЕСН являются регрессивными, т.е. при увеличении налоговой базы размер ставок снижается. Ставки дифференциру­ются также в зависимости от категории плательщиков. Так, для лиц, производящих выплаты физическим лицам (за исключени­ем сельскохозяйственных производителей и лиц, указанных во второй группе), применяются следующие ставки2:

до 100 тыс. руб. — 35,6% (в том числе в Федеральный бюд­жет — 28%; Фонд социального страхований — 4%, Фонды обяза­тельного медицинского страхования — 3,6% (в том числе в феде­ральный — 0,2%, в территориальные — 3,4%);

от 101 тыс. до 300 тыс. руб. — 35 600 руб. + 20% с суммы свыше 100 тыс. руб.;

от 301 тыс. до 600 тыс. руб. — 75 600 руб. + 10% с суммы свыше 300 тыс. руб.;

свыше 600 тыс. руб. — 105 600 руб. + 2% с суммы свыше 600 тыс. руб.

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаро­производителей и родовых, семейных общин малочисленных на­родов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяй­ствования, применяются несколько пониженные ставки:

до 100 тыс. руб. — 26,1%;

от 101 тыс. до 300 тыс. руб. — 26 100 руб. + 20% с суммы свыше 100 тыс. руб.;

от 301 тыс. до 600 тыс. руб. — 66 100 руб. +10% с суммы свыше 300 тыс. руб.;

свыше 600 тыс. руб. — 96 100 руб. + 2% с суммы, свыше 600 тыс. руб.

1 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4826; 2002. № 11. Ст. 1019. - Подробнее см. ст. 241 Налогового кодекса РФ.

490 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

Для налогоплательщиковиндивидуальных предпринима­телей при уплате единого социального налога со своих доходов (за себя) применяются следующие ставки1:

до 100 тыс. руб. — 13,2%;

от 101 тыс. до 300 тыс. руб — 13 200 руб. + 7,4% с суммы свыше 100 тыс. руб.;

от 300 тыс. до 600 тыс. руб. — 28 000 руб. + 3,65% с суммы свыше 300 тыс.;

свыше 600 тыс. руб. — 38 950 руб. + 2% с суммы свыше 600 тыс. руб.

Отдельные ставки применяются при взимании ЕСН с адво­катов:

до 100 тыс. руб. — 10,6%;

от 101 тыс. до 300 тыс. руб. — 10 600 руб. + 7,3% с суммы свыше 100 тыс.;

от 301 тыс. до 600 тыс. руб. — 25 200 руб. + 3,6% с суммы свыше 300 тыс.;

свыше 600 тыс. руб. — 35 700 руб. + 2% с суммы свыше 600 тыс.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налого­плательщиками-работодателями закреплен в ст. 243 НК РФ, где установлено, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каж­дый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

При уплате ЕСН налогоплательщики имеют ряд налоговых вы­четов, например, на сумму самостоятельно произведенных нало­гоплательщиками расходов на цели государственного социального страхования. Доля же налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотрен­ных Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»2. Однако сумма налогового вычета не может превышать сумму налога.

В целях применения указанных вычетов и возможности осу­ществления контроля за их правильным исчислением на налого-

Размер ставок указан в соответствии с изменениями, внесенными Феде­ральным законом от 29 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N> 22. Ст 2026- № 30 Ст. 3021.

2 СЗРФ. 2001. №51. Ст. 4832.

§ 2. ЕСН как источник формирования социальных внебюджетных фондов 491

плательщиков ЕСН возложен ряд дополнительных обязанностей, в том числе, например, обязанность вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу1 и др.

ЕСН уплачивается налогоплательщиками отдельными пла­тежными поручениями в федеральный бюджет и отдельно в отно­шении каждого внебюджетного фонда.

Налоговая декларация должна быть подана налогоплательщи­ком в налоговые органы не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Введение ЕСН обусловило также появление и новых обязан­ностей налоговых органов и организаций-работодателей, высту­пающих в качестве страхователей по обязательному пенсионно­му страхованию.

Это, в частности, касается обязанности налоговых органов представлять в органы Пенсионного фонда РФ копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления последним обязатель­ного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Аналогичная обязанность возложена на нало­гоплательщиков, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию (в соответствии с Федеральным зако­ном «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Фе­дерации») в отношении застрахованных лиц2. В свою очередь, ор­ганы Пенсионного фонда РФ представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных ли­цевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персони­фицированного) учета.

Для налогоплательщиков, не являющихся работодателями

к (индивидуальные предприниматели, адвокаты, уплачивающие

•ЕСН со своих доходов), установлен особый порядок исчисления и

уплаты налога. Так, исчисление и уплата единого социального на-

1 Приказом МНС РФ от 21 февраля 2002 г. № БГ-3-05/91 утверждены форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознагражде­ний, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета и порядок ее заполнения // Экономика и жизнь. 2002. № 10.

2 По вопросу, касающемуся порядка ведения индивидуального (персонифи­цированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, см.: постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1538.

492 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

лога адвокатами осуществляется коллегиями адвокатов (их уч­реждениями).

Кроме того, к обязанностям налогоплательщиков, не являю­щихся работодателями, в случае значительного (более чем на 50%) увеличения их дохода в налоговом периоде относится обя­занность представить новую декларацию с указанием сумм пред­полагаемого дохода на текущий налоговый период. При этом важно заметить, что в случае значительного уменьшения дохода налогоплательщики вправе, но не обязаны представлять новую декларацию. И в том и в другом случае налоговый орган обязан производить перерасчет.

К отдельным обязанностям указанных налогоплательщиков относятся обязанности уплачивать авансовые платежи на основа­нии налоговых уведомлений1, а также производить расчет налога по итогам налогового периода (за исключением адвокатов) само­стоятельно.

Сумма ЕСН исчисляется налогоплательщиком отдельно в от­ношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

В соответствии со ст. 245 НК РФ (в ред. Федерального зако­на от 31 декабря 2001 г.) установлены особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщи­ков.

Так, индивидуальные предприниматели и адвокаты при упла­те ЕСН со своих доходов (за себя) не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ. В связи с этим на них не распространяется обя­занность по предоставлению отчетности по средствам Фонда соци­ального страхования РФ, т.е. по ст. 243 (п. 2, 5) НК РФ2.

Кроме того, законодателем установлен достаточно широкий перечень лиц, которые освобождаются от уплаты ЕСН. К ним от­носятся, например, Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Феде­ральная служба налоговой полиции РФ, Минюст РФ, ГТК РФ, военные суды и др.

1 Приказом МНС России от 11 марта 2002 г. № БГ-3-05/119 утверждена форма налогового уведомления на уплату единого социального налога и страхо­вых взносов в Пенсионный фонд России для индивидуальных предпринимателей // Финансовая газета. 2002. № 15.

2 Подробнее<;м. п. 30.7 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 5 июля 2002 г. // Экономика и жизнь. 2002. № 32.

§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются самостоятельным источником доходов Пенсионного фонда РФ. Их значение как постоянного и стабильного источника финансовых ресурсов данного государственного социального вне­бюджетного фонда особо возросло начиная с 1 января 2002 г., когда в данный фонд перестала напрямую перечисляться опреде-" ленная часть (доля) единого социального налога.

Впервые эти сборы на территории России стали взиматься на основе Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации»1 и приме­няются со дня официального его опубликования, т.е. с 20 декабря 2001 г. В этом же Законе впервые было закреплено правовое по­нятие и сущностные признаки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Эти взносы, в соответствии со ст. 3 За­кона, представляют собой индивидуально возмездные обязатель­ные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых явля­ется обеспечение права гражданина на получение пенсии по обя­зательному пенсионному страхованию в размере, эквивалент­ном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

По своей правовой природе, указанный платеж не является страховым платежом в чистом виде. Кроме того, он одновременно обладает признаками как налогов, так и сборов.

На основе анализа законодательства можно выделить следую­щие отличительные черты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

во-первых, обязательный характер платежей (плательщики, сроки, размер и порядок уплаты установлен федеральным зако­ном);

во-вторых, индивидуальная возмездность (возврат определен­ного эквивалента конкретному плательщику);

в-третьих, целевой характер назначения (используется на вы­плату пенсий по обязательному пенсионному страхованию);

в-четвертых, эквивалентность внесенным платежам (учтенных на индивидуальном лицевом счете конкретного плательщика).

1 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832; 2002. № 22. Ст. 2026; № 30. Ст. 3021. Подроб­нее о понятии и условиях данного вида страхования см. гл. 22 учебника.

494 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

Эти взносы, наряду со средствами федерального бюджета, добровольными взносами физических лиц и организаций, сумм пеней, финансовых санкций, а также иных источников являются самостоятельным финансовым источником бюджета Пенсионного фонда РФ. Причем в перечне финансовых ресурсов, служащих источником формирования бюджета Пенсионного фонда РФ, за­крепленном в ст. 17 вышеуказанного Закона, страховые взносы указаны в числе первых.

Объектом обложения страховыми взносами, так же как и базой для начисления страховых взносов, являются объект налогообло­жения и налоговая база по ЕСН, установленные гл. 24 НК РФ.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), в том числе связанные с контролем за их уплатой, регулируются не пен­сионным, а налоговым законодательством, за исключением случа­ев, прямо предусмотренных Федеральным законом «Об обязатель­ном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 2).

Важно уточнить, что именно за счет уплаты страховых взно­сов осуществляются мероприятия по обязательному страховому обеспечению по обязательному пенсионному страхованию, заклю­чающиеся в исполнении страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посред­ством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребе­ние умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (ст. 3).

Понятие и содержание обязательного страхового обеспечения установлено в ст. 9 Федерального закона «Об обязательном пенси­онном страховании в Российской Федерации». Обязательным страховым обеспечением являются:

страховая и накопительная части трудовой пенсии по ста­рости;

страховая и накопительная части трудовой пенсии по инва­лидности;

страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кор­мильца;

социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не

работавших на день смерти.

Само же понятие «трудовой пенсии» дано в Федеральном за­коне от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»1.

СЗ РФ. 2001. 52 (ч. 1). Ст. 4920; 2002. № 30. Ст. 3033.

§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 495

Данный Закон закрепляет виды трудовых пенсий, устанавли­ваемых в РФ, и их структуру. Так, трудовые пенсии могут быть следующих видов (ст. 5):

трудовая пенсия по старости;

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалид­ности могут состоять из следующих частей: базовой части; стра­ховой части; накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит только из: базовой части; страховой части.

Законом установлено, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается соци­альная пенсия на условиях, которые определены Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Россий­ской Федерации».

Финансирование трудовой пенсии (в каждой из ее частей) осу­ществляются (так же, как и порядок учета средств на индивиду­альном лицевом счете) на основе Федерального закона «Об обяза­тельном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Источниками правового регулирования правоотношений по установлению и выплате обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являются Федераль­ный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации» и Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» в ред. от 30 мая 2001 г. и 25 июля 2002 г.1

Законом установлены различные источники финансирования базовой, страховой и накопительной частей трудовых пенсий. Так, выплата базовой части трудовой пенсии финансируется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федераль­ный бюджет, а выплаты страховой и накопительной частей тру­довой пенсии — за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоп­лений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Правовые основы отношений по формированию и инвестиро­ванию средств пенсионных накоплений, предназначенных для

СЗРФ. 1996. №3. Ст. 146; 2001. № 23. Ст. 2282; 2002. № 30. Ст. 3033.

496 Глава 21. Правовое регулирование обязательных платежей в фонды

финансирования накопительной части трудовой пенсии установ­лены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об инвестирова­нии средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Этим же Законом определены особенности правового положения, права, обязанности и ответст­венность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также осно­вы государственного регулирования контроля и надзора в указан­ной сфере1.

В правоотношениях по уплате страховых взносов на обяза­тельное пенсионное страхование участвуют федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахо­ванные лица, которые одновременно являются субъектами обяза­тельного пенсионного страхования (ст. 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде­рации»). Страховщиком, т.е. лицом, осуществляющим обяза­тельное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд РФ как государственное учреждение, который в совокупности с его территориальными органами составляют единую централизован­ную систему органов управления средствами обязательного пен­сионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим (ст. 5 Федерального закона «Об обяза­тельном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Учитывая, что Закон допускает в случаях, прямо предусмотрен­ных специальным федеральным законом, возможность участия в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхова­нию, наряду с Пенсионным фондом РФ, негосударственных пен­сионных фондов, важно иметь в виду, что в случае принятия та­кого закона им и будет установлен порядок уплаты обязательных страховых взносов в указанные негосударственные фонды.

Перечень лиц, являющихся страхователями, т.е. уплачива­ющих указанные страховые взносы, практически полностью со­впадает с составом налогоплательщиков ЕСН. К ним относятся:

лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физи­ческие лица; адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким ка­тегориям страхователей, уплата вносов производится им по каж­дому основанию.

СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3028.

§ 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

 

Страхователи, входящие во вторую вышеуказанную группу, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа, который в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, еже­годно утверждаемой Правительством РФ.

Максимальный размер фиксированного платежа не может превышать 3 600 руб. (п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15 де­кабря 2001 г. в ред. от 25 июля 2002 г.). Минимальный размер платежа является обязательным для уплаты и устанавливается НК РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на фи­нансирование страховой и накопительной частей трудовой пен­сии устанавливется в размере 150 руб. в месяц и является обяза­тельным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансироване накопительной части трудовой пенсии.

Физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и нако­пительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в части, превышающей суммы установленного фикси­рованного платежа1. Порядок уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, устанавливает Прави­тельство РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.