КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Государственное управление и административное право
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ТЕМ КУРСА
Государственное управление — разновидность социального управления, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т. п.). Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определялись следующими характеристиками: а) государственное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти; б) государственное управление — деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство); в) государственное управление — прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления', г) государственное управление — исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства была обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства; д) государственное управление — подзаконная деятельность, осуществляемая "на основе и во исполнение закона"; она вторична по отношению к законодательной деятельности. Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать общественные отношения, непосредственно связанные с государственно-управленческой деятельностью, а потому обобщенно и называются управленческими. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. Cуть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему: а) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма. Так, КоАП установлено, что административные взыскания могут быть наложены (должны быть наложены) не позднее двух месяцев со дня совершения проступка. Превышение этого срока не позволяет применять к виновному меры административной ответственности (ст. 38); б) запрещение определенные действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направление жалоб граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность; в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — "жесткий" вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (взыскания) либо освобождения его от ответственности; г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — "мягкий" вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод является наиболее перспективным. Таковы отличительные особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, нередко характеризуемые в качестве властеотношений. В административно - правовой науке под формами управления понимаются внешнее выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществляемое в рамках своей компетенции. Формы управленческой деятельности многообразны. Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение на правовые и неправовые. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления (например, приказ о назначении лица на должность). Классификация правовых форм государственного управления. 1.Правотворческая деятельность. Правотворческая деятельность заключается в выработке норм, их изменении или отмене, т.е. правотворческая деятельность заключается в издании нормативных юридических актов управления. (Например, постановление Правительства, решение местной администрации, или приказ директора завода и т.д.) 2. Правоприменительная деятельность. Это своего рода административное распорядительство, т.е. применение к конкретным обстоятельствам положений закона и других норм права, прежде всего норм административного права. В этих целях издаются индивидуальные юридические акты. (Например, если гражданин в общественном месте выражается нецензурной бранью, то его привлекают к административной ответственности за мелкое хулиганство. В данном случае к нарушителю применяется установленная норма права, (ст. 158 КоАП РСФСР), предусматривающая ответственность за данное правонарушение). В свою очередь правоприменительная деятельность подразделяется на: - регулятивную деятельность. Неправовые формы управления: Неправовые формы государственного управления не связаны с изданием правовых актов, не совершают юридически значимых действий. Они не требуют полного и строго определенного законом юридического оформления. Их роль, в основном, вспомагательная. Они подразделяются на: - организационные действия (проведение совещаний, организация учебы и т.д.); - материально-технические действия (снабжение, транспорт, обслуживание и т.д.). Организационную работу исполнительной власти совершают государственные служащие - административно-управленческие работники (специалисты, исполнители, функционеры), в действиях которых находит свое практическое выражение повседневная работа, возложенная на данный исполнительный орган. В орпеделенном объеме они совершают юридически значимые действия, но не облеченные в форму правовых актов управления. Относительно матеоиально-технических действий следует иметь в виду, что последние вообще не могут рассматриваться в качестве форм управленческой деятельности. Их роль исключительно вспомогательная, а форма выражения - неправовая. Одной из правовых форм государственного управления является издание административно-правовых актов. Издание правовых актов - специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Такая их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственно задачи, функции и полномочия этих субъектов, т.е. их компетенция. В сфере исполнительной власти имеются различные группы общественных отношений, требующих различного подхода для их урегулирования с учетом формы собственности, ведомственной принадлежности и т.д. Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, наиболее распространенными методами управления являются методы убеждения и методы принуждения. Метод убеждения - это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения. Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины. Убеждение - это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: - овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д. Существуют различныеформы убеждения, среди них можно выделить следующие: - обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование. и т.д. Метод принуждения - это психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению, путем применения специальных мер. Из всех видов принуждения нам предстоит рассмотреть лишь одно - административное принуждение, потому что именно административное принуждение в большинстве случаев применяется органами государственного управления. Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права. Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т.е. применяются не только в качестве наказания, но и для их предупреждения, а также пресечения. Система административного права делится на общую и особенную част. Общая – включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти. Общая часть включает в себя институты: общее понятие государственного управления, его формы и методы; административно-правовой статус граждан; организация и деятельность органов исполнительной власти; административное принуждение и ответственность. В особенную часть входят: государственное управление в административно-политической сфере; государственное управление в экономической сфере; государственное управление в социально- культурной сфере. Административное право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды. а) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы); б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей); в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями; г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.); д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и • учреждениями (коммерческие структуры и т.п.); ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами. Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности). Система административного права - это совокупность правовых норм административного права, объединенных в правовые институты. Принципы административного права, т.е. основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся: · демократизм нормотворчества и реализации права · равенство граждан перед законом и правоприменителем · взаимная ответственность государства и личности · федерализм · гуманизм · законность Наука административного права исследует: · правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления; · правовой статус органов государственного управления; · правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц; · административно-правовой статус государственных и общественных служащих; · правовые формы и методы управления; · способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении; · административный процесс и его виды; · системы общего, отраслевого и межтерриториального управления и регулирование управления в указанныхсистемах нормами административного права; · административно-юррисдикционную деятельность государства. Источники административного права - это конретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах. Источниками административногоправа являются акты государственных органов (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы административного права. Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников юридических норм. К источникам административного права относятся: · законы (Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе России, конституционные законы, кодексы, федеральные законы) · постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации · акты (законы, решения, постановления) представительных органов субъектов федерации
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |