КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5 «Международная правосубъектность»
Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы. Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление — это результат естественного исторического процесса. Государство обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения. Нации, борющиеся за независимость (далее — НБН), — это традиционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универсальные, потенциально суверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. НБН также никем не создаются, а возникают в результате исторического развития. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер. В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда в принципе присутствуют в международной жизни, поэтому они являются нетипичными субъектами международного права. Государствоподобные образования (далее — ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. ГПО создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами; объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом. Как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.
Международные межправительственные организации (далее — ММПО) — традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств 'Производные субъекты). ММПО не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. ММПО — постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММПО — типичные субъекты международного права. Определяющим качеством субъекта международного права служит наличие у него международной правосубъектности. Элементы международной правосубъектности: участие в процессе создания и применения норм международного права; участие в работе международных конференций и членство в международных организациях; право на коллективную и индивидуальную самооборону; право защищать свои права в международных органах. Институт признания в международном праве Основной признак государства как субъекта международного права и его основное качество — государственный суверенитет. Государство становится субъектом международного права с момента его появления на международной арене. Международная правосубъектность государства не зависит от его признания другими государствами, однако признание является фактом большого юридического и политического значения. Оно позволяет новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность.
В международном праве выделяются традиционный (признание государства) и предварительный (признание НБН, восставшей и воюющей стороны, организаций сопротивления, правительства в изгнании) виды признания. Формы признания государств: • официальное, юридическое — де-юре и де-факто. Признание де-юре представляет собой признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отношений. Признание де-факто — особая форма юридического признания. Это неполное признание, имеющее временный и переходный к де-юре характер, • неофициальное, фактическое. Такое признание предполагает установление контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются. Разновидность фактического признания — признание ad hok (разовое, на данный случай). Основная цель разового признания — заключение международного договора. В современной теории международного права наиболее популярной является доктрина Эстрады (министр иностранных дел Мексики в 1930-х гг.): поскольку признание нового правительства можно истолковать как одобрение его политики, то государства должны воздержаться от каких-либо официальных актов признания. Международное сообщество должно убедиться, что деятельность нового правительства поддерживается большинством населения, что новое правительство осуществляет эффективную власть, что в государстве установлен демократический режим и соблюдаются основные права и свободы человека, что при приходе нового правительства к власти отсутствовало иностранное вмешательство. Признание наций, борющихся за независимость, по существу представляет собой признание органов национально-освободительного движения, возглавляющих национально-освободительную борьбу. Признание НБН — это не констатация ее международной правосубъектности, а конституирование (создание). Только признание другими государствами делает НБН субъектом международного права. Международная правосубъектность НБН имеет производный характер: она зависит от прямого волеизъявления государств.
В настоящее время международной правосубъектностью обладает только одна НБН — Организация освобождения Палестины (ООП). Признание ООП оформлено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1974 г. Признание восставшей и воюющей стороны — это признание повстанцев в ходе гражданской войны или национально-освободительной борьбы. Основное юридическое последствие признания восставшей и воюющей стороны заключается в распространении на повстанцев законов и обычаев войны. Признание организаций сопротивления представляет собой институт, аналогичный признанию восставшей и воюющей стороны. Признание правительства в изгнании имеет место при оккупации территории государства иностранными войсками. Цель такого признания — дать правительству в изгнании возможность участвовать в международной жизни.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |