КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты международного экономического права
Поскольку международное экономическое право представляе обой отрасль международного публичного права, то и основным убъектами правоотношений выступают государства и международ-ые организации. В системе регулирования международных экономических отношений государства занимают центральное место. Государства непосредственно участвуют в торговой и иной хозяйственной деятельности. «Торгующее государство» одновременно является субъектом международного публичного права и субъектом международного частного права. Само по себе это не лишает государства его иммунитетов, обусловленных суверенным характере государства. Отказ от иммунитетов возможен только в порядке меж дународного договора или предписаний национального права. В системе международно-правового регулирования экономических отношений фактически легализована дифференциация государств в зависимости от уровня экономического развития: экономически развитые страны с рыночной экономикой; развивающиеся страны, правовое обособление которых осуществлено посредством принципа преференций; -страны с переходной экономикой (бывшие социалистические государства). В последней четверти XX в. произошло расслоение развивающихся стран, также получившее международно-правовую легализацию: -новые индустриальные страны (Катар, Кувейт, ОАЭ, Аргентина и некоторые другие государства Латинской Америки и Юго-Восточной Азии); -наименее развитые страны (Танзания, Сомали, Непал, Мьянма, Вьетнам — всего около 50 государств); - развивающиеся государства (Марокко, Алжир, Тунис, Панама и др.). Международной функциональной правосубъектностью на основе их учредительных документов наделены многие международные экономические и иные организации. К ним относятся и торгово-экономические объединения государств: - свободные экономические зоны (ассоциации свободной торговли), где отменены таможенные и иные ограничения на торговлю для участвующих государств; - таможенные союзы, в которых отменены национальные таможенные тарифы, введение общих таможенных тарифов и проведение согласованной таможенной политики; - экономические союзы с высокой степенью интеграции экономики государств-участников: общий рынок товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; - преференциальные системы, для которых характерно обеспечение льгот и привилегий во внешней торговле определенным государствам. Особое место в международном экономическом праве принадлежит международным межправительственным органам и организациям, занимающимся вопросами хозяйственной деятельности: ЭКОСОС, ЮНИДО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, ВТО, ОПЕК, Группе Всемирного банка и др. Международные организации, действующие в сфере экономических отношений, можно разделить на две группы: 1) организации, деятельность которых охватывает всю сферу экономических отношений; 2) организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей международного экономического права. Основными «операторами» в международных экономических отношениях являются юридические лица. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к расширению международно-правового регулирования статуса юридических лиц в международных экономических отношениях. Особую роль среди юридических лиц играют ТНК (транснациональные корпорации) — крупные национальные предприятия с зарубежными активами. Средства многих ТНК сопоставимы с бюджетами отдельных государств. ТНК, заключая соглашения, друг с другом, создают своеобразный нормативный массив — международное договорное право. Неоднородность субъектов международного экономического права приводит в появлению в нем самых сложных с точки зрения правового регулирования отношений — диагональных отношений, или государственных контрактов (соглашений об экономическом сотрудничестве между государством и иностранными частными лицами). Такие отношения регулируются в основном национальным правом, но предполагают и наличие международно-правового регулирования.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |