Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Блок II




Блок I

Контрольные измерительные материалы

Тексты диктантов и контрольные задания по фонетике, фонологии, графике, орфографии

1. Выполнить фонетическую транскрипцию текста, соблюдая современные орфоэпические нормы, с делением его на фонетические единицы: фразы, речевые такты, фонетические слова и с обозначением проклитик и энклитик.

2. Дать артикуляционную характеристику гласных и согласных звуков в одном слове, состоящем из 5 — 8 звуков.

3. Обозначить в тексте и охарактеризовать примеры фонетических процессов в области гласных (редукции, количественной и качественной) и сочетаний согласных с гласными (аккомодации).

4. Обозначить в тексте и охарактеризовать примеры фонетических процессов в области согласных (ассимиляции, диссимиляции и т.д.).

5. Разделить текст на слоги; объяснить принципы слогораздела и дать характеристику слогов (в первых четырёх строках текста).

6. Произвести графический анализ текста: указать первичные и вторичные значения букв (в одной строке текста).

7. Выпишите из текста по 2 — 3 примера, иллюстрирующих проявления разных принципов орфографии (морфологического, фонетического, традиционного).

8. Указать способы обозначения мягкости: 1) с помощью мягкого знака; 2) с помощью букв Е, Ё, Ю, Я.

9. Указать функции мягкого знака: 1) показатель мягкости; 2) разделитель мягкости; 3) морфологический показатель.

Вариант 1

Тайны древних письмен, расшифровка неведомых знаков – область, безусловно, увлекательная и романтическая. Неудивительно, что наш "каждый грамотный человек" знает о древних письменах больше, чем о современных. Между тем неразгаданные письмена – лишь небольшая часть поистине необъятного моря письмен, дошедших до нас из глубины веков. А дешифровка знаков – только начальный этап кропотливой работы историков и филологов над древними текстами.

В наши дни, как и в древние времена, тексты пишутся разными шрифтами и разными системами письма, на различных материалах – бумаге, камне и металле. Язык меняется с ходом лет, меняется и письмо, этот язык передающее. Меняется орфография, меняются алфавиты, меняются начертания букв, меняются сами буквы. И темпы изменения языка не соответствуют темпам изменения письма. Сравните, например, изменения в языке, произошедшие со времен Петра Великого, и гораздо более сильные изменения в письме (хотя обычно письмо изменяется медленней, чем язык).

Всеми этими вопросами занимается история письма: начиная с времен палеолита, когда первобытный человек наносил на скалы символические знаки, и кончая современными книжными шрифтами. Но история письма неотделима от его теории, раскрывающей законы, что лежат в основе исторических изменений. А изменения эти поистине огромны: от конкретного рисунка к абстрактной букве, от наскальных росписей до современных электронных вычислительных машин, с которыми нужно общаться на "языке цифр" и кодовых программ (так называемая "машинная письменность"). Основные вехи в истории письма ученые смогли наметить уже в 19 веке. Но теоретическое осмысление этой истории начинается только сейчас, когда на помощь пришли точные методы теории информации, кибернетики, теории знаков и других дисциплин, родившихся на "стыке" наук (249 слов).

По А. Кондратову

Вариант 2

Вторые сутки мы были в море. На рассвете первой ночи мы встретили густой туман, который закрыл горизонты, задымил мачты и медленно возрастал вокруг нас, сливаясь с серым морем и серым небом. Была зима, но все последние дни стояла оттепель. На Кавказских горах таяли снега, а море дышало обильными предвесенними испарениями. И вот ранним сумрачным утром машина внезапно затихла, а пассажиры, разбуженные этой неожиданной остановкой, гремучими свистками и топотом ног по палубе, полусонные, озябшие и встревоженные, один за другим стали появляться у рубки. Шел беспорядочный говор, а серые космы тумана, как живые, медленно ползли по пароходу.

Помню, что вначале это сильно беспокоило. Колокол почти непрерывно звонил на баке, из трубы с тяжким хрипом вырывался угрожающий рев; и все тупо смотрели на растущий туман. Он вытягивался, изгибался, плыл дымом и порою так густо окутывал пароход, что мы казались друг другу призраками, двигающимися во мгле. Похоже было на хмурые осенние сумерки, когда неприятно дрогнешь от сырости и чувствуешь, как зеленеет лицо. Потом туман сделался немного светлей, ровней и, значит, безнадежнее. Пароход снова шел, но так робко, что дрожь от работающей машины была почти беззвучна. Не переставая звонить, он направлялся теперь все дальше от берегов, к югу, где непроницаемая густота тумана наливалась уже настоящими сумерками, – тоскливой аспидной мутью, за которой в двух шагах чудился конец света, жуткая пустыня пространства. С рей, с навесов и снастей капала вода. Мокрая угольная пыль, летевшая из трубы, черным дождем сыпалась возле неё. Хотелось хоть что-нибудь рассмотреть в ненастной дали, но туман окутывал, как сон, притуплял слух и зрение; пароход был похож на воздушный корабль, перед глазами была серая муть, на ресницах – холодная паутина, и матрос, который курил невдалеке от меня, обсасывая мокрые соленые усы, казался мне порою таким, точно я видел его во сне...

В шесть часов мы снова стали (294 слова).

По И. Бунину

Вариант 3

"Предметное письмо"

Мы настолько привыкли передавать сообщения с помощью знаков, что письмо кажется нам не только самым надежным, но, пожалуй, и единственно возможным способом записи информации. Однако это не так. "Писать" можно не только с помощью знаков письменности, но и с помощью самых разнообразных предметов и вещей.

"Предметное письмо" можно найти в любой части света у народов, не имеющих "настоящей" письменности.

В 1952 году президенту США был доставлен дипломатический пакет, где вместо обычной бумаги с текстом лежали предметы. Индейцы племени моки предлагали дружбу и торговлю. Вот как "рассказал" это письмо индеец, доставивший пакет (очевидно, не надеясь на догадливость президента и его советников): одна из фигур представляет собой народ моки, вторая – президента. Шнурок – это дорога, которая их разделяет; перо, привязанное к шнурку, – место встречи; неокрашенная часть шнурка – расстояние между моки и местом встречи; окрашенная часть – расстояние между президентом и этим местом. Несколько перьев между неокрашенной и окрашенной частями шнурка обозначают племя навахо, что живет между Вашингтоном и моки. Значение же тростниковой курительной трубки, приложенной к пакету, не нужно было объяснять – она давно стала символом войны или мира; принять ее – значило принять дружбу и мир, отвергнуть – вступить на тропу войны.

Разумеется, понять значение шнурков в этом "предметном письме" без помощи переводчика затруднительно. Однако у коренных жителей Нового Света существовало такое предметное письмо, с помощью которого можно было записывать самые разнообразные сведения, а затем человек, знающий "грамоту", легко мог прочитать "письмо" без переводчика. Речь, идет о кипу (или квипу) – "узелковом письме", употреблявшемся в древнем государстве инков, охватывавшем территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора, северной части Чили (263 слова).

По А. Кондратову

Вариант 4

В долгой и сложной эволюции человек проходил различные стадии: "человек прямоходящий", "человек умелый", "человек разумный". Утверждают, что наше время нужно было назвать эрой "человека говорящего". В самом деле, передача и прием словесной информации требуют организации специальных учреждений. Работают радиокомитеты и телецентры, телеграф, телефонные узлы, газетные, журнальные и книжные издательства и типографии, театры и кино... Миллионы людей заняты созданием текстов и передачей! И миллиарды - их восприятием. Ведь каждый из нас, даже не сказав за день и двух слов, все равно участвует в этой деятельности: слушает радио, читает газеты, смотрит телевизионные передачи. Сегодня информация передается на огромные расстояния почти мгновенно, действуют телемосты и общение возможно с представителями самых разных стран. Есть немало людей, для которых профессиональная деятельность связана с употреблением языка, с речью. Это учителя школ, преподаватели средних и высших учебных заведений, сами учащиеся, журналисты, врачи, работники сферы обслуживания. А какое громадное значение имеет умение общаться для воспитателя детского сада и как редко нам удается порадоваться такому умению! Всегда ли хорошо, правильно общаются родители с детьми? А подростки со взрослыми? А старики с молодежью? Всегда ли и все хорошо в этом смысле у пассажиров в транспорте или у стоящих в очереди? Есть и другая сторона - наши разговоры с близкими и друзьями, с коллегами, наше обиходное бытовое и деловое общение. В какой бы сфере человек ни трудился, что бы он ни делал, он так или иначе общается с другими людьми.

Общение необходимо и в процессе совместной согласованной трудовой общественной деятельности, и в процессе создания и укрепления семьи, в воспитании детей, и в повседневном обиходе.

Поэтому каждому из нас прежде прежде всего полезно разобраться хотя бы в самых общих вопросах, касающихся общения как такового и культуры общения, а также речевого этикета, во многом эту культуру обеспечивающего (285 слов).

По Н. Формановской

Вариант 5

Поздно. Бор глухо и сонно гудит в отдалении. Ночь становится все таинственнее, и я чувствую это, хотя не знаю ни времени, ни места. Теперь погас последний огонек в глубоких долинах, и седой туман воцаряется над ними, зная, что пришел его час, долгий час, когда кажется, что все вымерло на земле и уже никогда не настанет утро, а будут только возрастать туманы, окутывая величавые в своей полночной страже горы, будут глухо гудеть леса по горам и все гуще лететь снег на пустынном перевале.

Закрываясь от ветра, я поворачиваюсь к лошади. Единственное живое существо, оставшееся со мною! Но лошадь не глядит на меня. Мокрая, озябшая, сгорбившись под высоким седлом, которое неуклюже торчит на ее спине, она стоит, покорно опустив голову с прижатыми ушами. И я злобно дергаю повод, и снова подставляю лицо мокрому снегу и ветру, и снова упорно иду навстречу им. Когда я пытаюсь разглядеть то, что окружает меня, я вижу только седую бегущую мглу, которая слепит снегом. Когда я вслушиваюсь, я различаю только свист ветра в уши и однообразное позвякивание за спиною: это звучат стремена, сталкиваясь друг с другом...

Но странно - мое отчаяние начинает укреплять меня! Я начинаю шагать смелее, и злобный укор кому-то за все, что я выношу, радует меня. Он уже переходит в ту мрачную и стойкую покорность всему, что надо вынести, при которой сладостна безнадежность...

Вот наконец и перевал. Но мне уже все равно. Я иду по ровной плоской степи, ветер несет туман длинными космами и валит меня с ног, но я не обращаю на него внимания. Уже по одному свисту и по туману чувствуется, как глубоко овладела поздняя ночь горами,- уже давным-давно спят в долинах, в своих маленьких хижинах маленькие люди; но я не тороплюсь, я иду, стиснув зубы... (288 слов).

По И. Бунину

Вариант 1

 

1. Из приведённых ниже выберите все возможные характеристики звука:

А. В потоке речи может меняться.

Б. Самая маленькая единица письменной речи.

В. Обладает качествами, с помощью которых различаются значимые единицы языка.

Г. Участвует в формировании слога и слова.

Д. Самая маленькая единица человеческой речи.

Е. Неизменяемая единица речи.

Ж. Самая маленькая значимая единица речи.

З. Самая маленькая единица письменной речи.

И. Самая маленькая единица звучащей и письменной речи.

К. Не участвует в формировании слова.

Л. Не обладает способностью различать слова.

М. При фонетическом членении звук — это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесённая за одну артикуляцию.

2. Выберите наиболее полное определение термина «артикуляция»:

А. Артикуляция — это работа органов речи, направленная на образование звуков;

Б. Артикуляция – совокупность работы произносительных органов при образовании звуков речи.

3. Среди перечисленных ниже звуков назовите среднеязычные:

А. [с’].

Б. [м’].

В. [г’].

Г. [j].

Д. [л’].

Е. [х’].

Ж. [н’].

З. [к’].

И. [ф’].

К. [з’].

4. Укажите звуки, не имеющие пар по мягкости:

А. [б]

Б. [ц]

В. [к]

Г. [ш].

Д. [х].

Е. [м].

Ж. [ж].

З. [з].

И. [в].

5. Выберите ответы или ответ (если он один) на вопрос «Что характерно для словесного ударения в русском языке?»:

А. Произнесение ударного слога с большей длительностью и большей интенсивностью по сравнению с другими слогами.

Б. Наличие в некоторых многосложных словах дополнительного ударения.

В. Подвижность.

Г. Разноместность.

Д. Неподвижность.

Е. Произнесение ударного слога с повышением тона.

Ж. Закреплённость за определённым слогом.

З. Отсутствие дополнительного ударения.

6. Кому из ученых языкознание обязано термином «фонема»?

А. Бодуэну де Куртенэ И.А.

Б. Виноградову В.В.

В. Щербе Л.В.

Г. Фортунатову Ф.Ф.

7. Выберите наиболее полное определение термина «ассимиляция»:

А. Ассимиляция – уподобление согласных звуков по какому-либо признаку.

Б. Ассимиляция – уподобление гласных звуков по какому-либо признаку.

В. Ассимиляция – уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношениях. Ассимиляция возникает у гласных с гласными, у согласных с согласными.

8. Выберите правильный вариант в приведённых ниже словах.

А. бЕздарь.

Б. бездАрь.

В. потрУбит.

Г. потрубИт.

Д. стОляр.

Е. столЯр.

9. Укажите случаи, в которых наблюдается отступление от слогового принципа русской графики:

А. Антенна, контейнер, партер, синтетика, термос, теннис, эстетика; дельта, модель, деформация; кашне, туннель.

Б. Шоссе, шимпанзе, реквием, тире.

В. Тема, тенор, техника, теория, девиз, демон, депутат, милиционер, пионер, фанера, сеанс, сектор, газета, зебра, зенит, корректор, ремарка, реклама.

Г. Батальон, карманьола, котильон, медальон, миньон, павильон, почтальон, шиньон.

Д. Майор, район, майонез, майолика, фойе, фейерверк.

10. В данных пословицах содержатся слова, содержащие орфограммы, отвечающие фонетическому принципу орфографии:

А. Безмерная хвала чести вредит.

Б. Беспечность — родня преступлению.

В. Большому кораблю — большое плаванье.

Г. Вражеский танк тому лишь страшен, кто растерян, ошарашен.

Д. Все за одного, один за всех — вот и обеспечен в бою успех.

Е. День врастяжку — ночь нараспашку.

Ж. Испугавшаяся собака и на звезды лает.

З. Книжные страницы похожи на ресницы: глаза открывают.

И. Коли все обыщем, врага разыщем.

К. Кто широко живет, тот не запирает ворот.

Л. От бессонницы трудом лечатся.

М. Расстояние дружбе не мешает.

Н. Расчетливый хозяин найдет место каждому гвоздю.

Вариант 2

1. Определите, какие из перечисленных фонетических единиц являются суперсегментными:

А. Фонетическая фраза;

Б. Ударение;

В. Логическое ударение;

Г. Фразовое ударение;

Д. Слог;

Е.Фонетическое слово;

Ж. Речевой такт;

З. Звук;

И. Интонация;

К. Просодические и ритмико-интонационные средства.

2. Назовите среди перечисленных ниже органов речи активные органы речи:

А. Язык;

Б. Губы;

В. Альвеолы;

Г. Полость носа;

Д. Мягкое нёбо;

Е. Маленький язычок;

Ж. Зубы;

З. Твёрдое нёбо;

И. Глота;

К. Гортань;

Л. Надгортанник.

3. Среди перечисленных ниже звуков назовите переднеязычные:

А. [с].

Б. [б].

В. [т].

Г. [г].

Д. [х].

Е. [д].

Ж. [ш].

З. [м].

И. [р].

К. [л].

Л. [н].

М. [ж].

Н. [ч'].

4. Укажите звуки, не имеющие пар по твёрдости:

А. [с’].

Б. [ш’].

В. [т’].

Г. [г’].

Д. [х’].

Е. [д’].

Ж. [j].

З. [м’].

И. [р’].

К. [ч’].

Л. [н’].

5. Выберите утверждения, которые вы считаете правильными:

А. Тембральная окраска речи определяется напряженностью всех артикуляторных органов и зависит от эмоционального состояния говорящего.

Б. Интонация является линейной фонетической единицей.

В. Интонацию образуют изменения высоты голоса, громкости звука, темпа речи, тембральной окраски голоса.

Г. Интонация играет определяющую смыслоразличительную роль.

Д.Громкость звука в основном определяется напряженностью голосовых связок и амплитудой их колебаний: чем больше амплитуда и напряженность — тем громче звучит речь.

Е. Интонация не может играть смыслоразличительную роль.

Ж. Благодаря тембральной окраске и некоторым интонационным параметрам мы отличаем радостные и грустные высказывания, речь в состоянии покоя или ярости и гнева.

З. Темп речи зависит от количества звуков речи, произносимых за какой-либо отрезок времени: чем больше слов произносится, например, за 1 минуту, - тем выше темп.

И. Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией.

К. Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок: если они начинают колебаться чаще — голос повышается, если реже — понижается.

6. Укажите сильные позиции по глухости-звонкости согласных фонем, парных по глухости-звонкости:

А. В конце слова.

Б. Перед [в] и [в’].

В. Перед глухой фонемой.

Г. Перед звонкой фонемой.

Д. Перед гласными.

Е. Перед сонорными.

7. Отметьте фонетические изменения, характерные для русской литературной речи:

А. Дистантная ассимиляция;

Б. Контактная ассимиляция;

В. Прогрессивная ассимиляция;

Г. Частичная ассимиляция;

Д. Полная ассимиляция;

Е. Регрессивная ассимиляция;

Ж. Прогрессивная аккомодация;

З. Регрессивная аккомодация;

И. Протеза;

К. Метатеза;

Л. Эпентеза;

8. Укажите, какой из произносительных норм, «старшей» или «младшей», свойственны меньшая различительная сила гласных и большая различительная сила согласных:

А. Младшей.

Б. Старшей.

В. Никакой.

9. Укажите случаи, в которых наблюдается ограничение в применении слогового принципа русской графики:

А. Сельисполком, Связьиздат, Главювелирторг, ремстройуправление.

Б. Беда, нёс, мята, пятый, лютый, любовь.

В. Жизнь, цинк, медицина, станция, циркуль, чудо, печаль.

Г. Цыган, огурцы, Синицын.

10. В написании каких слов приставки на з(с) не полностью пишутся фонетически:

А.Изыскать.

Б. Безымянный.

В. Раз­дать.

Г. Расписать.

Д. Роспись.

Е. Розвальни.

Ж. Развалить.

З. Безбреж­ный.

И. Бесхитростный.

К. Распорядок.

Л. Расчесать.

М. Расшуметься.

Н. Безжалостный.

О. Бесшумный.

П. Изжога.

Вариант 3

1. Из приведённых ниже выберите правильные характеристики фонетического слова:

А. Фонетическое слово — это часть речевого такта, объединенная одним ударением.

Б. Фонетическое слово — самостоятельное слово (знаменательная часть речи) вместе с примыкающими к нему безударными словами и частицами.

В. Фонетическое слово — часть фонетической фразы, характеризующаяся относительной самостоятельностью.

2. Укажите, какие утверждения являются правильными:

А. При опущенной нёбной занавеске произносятся чистые звуки.

Б. При поднятой (откинутой назад) произносятся носовые звуки.

В. Если средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией.

3. Определите звуки, соответствующие данным характеристикам:

Общее Различное
Согласные, шумные, язычные, смычные, глухие, твёрдые [] — заднеязычный, нёбный, задненёбный, смычно-взрывной, парный по глухости-звонкости и мягкости-твёрдости; [] — переднеязычный, зубной, смычно-щелевой, непарный по глухости-звонкости и мягкости-твёрдости

А. [х]-[г].

Б. [г]-[г’].

В. [к]-[ш’].

Г. [ф]-[к’].

Д. [к]- [ц].

4. Укажите звуки, не имеющие пар по звонкости:

А. [х’].

Б. [к’].

В. [ф’].

Г. [т].

Д. [ч’].

Е. [х].

Ж.[ц].

З. [c’].

5. Выберите утверждения, которые вы считаете правильными:

А. Слоговыми являются все гласные.

Б. Слог — это элемент звучащего слова, один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

В. Слог — фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

Г. Слоговыми могут быть и согласные.

Д. В русском языке все слоги открытые.

6. Выберите утверждения, которые вы считаете правильными:

А. Фонема — это звук, рассматриваемый с функциональной точки зрения.

Б. Фонема — наименьшая речевая единица.

В. Фонема — обобщённая языковая единица, представителями которой в речи являются звуки.

Г. Фонема — языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков.

Д. Фонема — единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц — морфем, в состав которых она входит в качестве минимального сегментного компонента, а через них — и для опознавания и различения слов.

Е. Длительность гласного в русском языке является самостоятельной, т.е. фонологически обусловленной.

7. Укажите, в каких группах согласных ассимилятивное смягчение является обязательным:

А. В группах СТ’, ЗД’, НЧ’ НШ’, НТ’, НД’.

Б. В группах СН’, СЛ’, ТН’, ТЛ’, ЗН’, ЗЛ’, ДН’, ДЛ’, НС’, Н3’.

В. Зубные перед мягкими губными СМ’, ЗМ’, СВ’, ЗВ’, ТВ’, ДВ’, ТМ’, ДМ’.

Г. Заднеязычные перед любым мягким согласным.

Д. [р] и [л] перед любым мягким согласным.

Е. Губные перед мягкими губными.

Ж. Согласные перед [ j ].

8. Назовите теоретиков-орфоэпистов 20-х годов ХХ века:

А. Обнорский С.П.

Б. Щерба Л.В.

В. Чернышев В.И.

Г. Черных П.Я.

Д. Матусевич М.И.

Е. Буланин Л.Л.

Ж. Панов В.М.

9. Математическая формула построения наиболее экономного (в отношении числа букв) алфавита была выведена:

А. Л.В. Щербой.

Б. В.В. Виноградовым.

В. А.Н. Гвоздевым.

Г. Н.Ф. Яковлевым.

10. В каких словах представлены случаи нарушения морфологического принципа орфографии:

А. Вода, солнце, моря, леса.

Б. Рассориться, рассердиться, ванная.

В. Кристальный финка, финский, колонка, пятитонка, оперетка, таблитчатый, крупитчатый, добытчик.

Г. Раскрыть, разбить, подыскать, безыдейный.


[1] На индивидуальную работу в соответствии с нормативами времени при планировании расчёта часов и индивидуальных учебных поручений отводится 10% от аудиторной нагрузки.

[2] Потебня А.А. О звуковых особенностях русских наречий // Филологические записки: Вып. I. – М., 1965.

* Согласно ЛФШ — перед гласными непереднего ряда.

* Ассимилятивное смягчение зубных согласных перед мягкими губными является факультативным.

[3] Каупер – аппарат для подогрева воздуха, вдуваемого в доменную печь, в котором для этой цели используется тепло отходящего от печи колошникового газа. К. состоит из огнеупорной насадки в стальном кожухе, через которую пропускается подаваемый в печь воздух.

 

[4] По техническим причинам не обозначается.

[5] По техническим причинам количественная редукция звука [ы] в пособии не обозначается.

[6] Понятие графограмма было предложено Л.Б. Селезневой. См.: Селезнева Л.Б. Графема и орфограмма в современном русском языке // Русский язык в школе. – 1981. – № 5.

 

[7] См.: Селезнева Л.Б. Орфограмма// Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 1997.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.