Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественные фонологические школы




В лингвистическом учении о фонеме нет единой точки зрения. Впервые понятие фонемы было сформулировано во второй половине ХIХ века крупнейшим русским лингвистом И.А. Бодуэном де Куртене, который обратил внимание на то, что восприятие звука речи может не совпадать с его акустическими свойствами. Идеи учения о фонеме были продолжены и развиты. Существуют разные направления в исследовании звукового уровня языка. Наибольший интерес представляют работы Московской и Ленинградской фонологических школ.

Московская фонологическая школа (в дальнейшем МФШ), возникшая в конце 1920-х годов, представлена именами Р.И.Аванесова, А.А.Реформатского, М.В.Панова. Важнейшее положение МФШ в учении о фонеме — необходимость применения морфологического критерия при определении фонемного состава языка. Для отнесения разных звуков к одной фонеме необходимо, чтобы эти звуки занимали одно и то же место в одной и той же морфеме и в то же время стояли в разных фонетических позициях: мал – мала – маловат – [ма́л], [мÙла́], [мълÙва́т] – звуки [а́], [Ù], [ъ] входят в один и тот же корень, но стоят в разных фонетических позициях: [а´] – под ударением, [Ù] – в безударной позиции первой степени качественной редукции, [ъ] – в позиции второй степени редукции. Следовательно, звуки [а́], [Ù], [ъ] – это аллофоны фонемы <а>. Фонему представляет весь ряд позиционно чередующихся звуков. Ученые МФШ детально разработали теорию фонетических позиций – условий употребления фонем в речи. МФШ выдвинула учение о сильной и слабой позиции. В сильных фонетических позициях фонема наилучшим образом выполняет свои функции, в слабых позициях функции фонемы ограничены. Московская фонологическая школа ввела понятие гиперфонемы – слабой фонемы, которую нельзя однозначно привести к сильному варианту.

Учение МФШ о фонеме опирается на трактовку её как пучка дифференциальных и интегральных признаков (Пражская лингвистическая школа, Н.С. Трубецкой).

Для опознавания и различения, а также отождествления значимых единиц фонема как обобщенная языковая единица, объединяющая тот или иной звукотип (те или иные звуки речи), должна находиться в отношениях оппозиции с другими фонемами. Основанием подобных оппозиций служат различительные признаки, благодаря которым мы "узнаем" фонемы, и интегральные (общие) признаки, позволяющие фонемам образовать определенную систему.

Фонема — это пучок дифференциальных и интегральных признаков.

Для системы гласных русского языка такими признаками являются ряд и подъем языка, огубленность-неогубленность, для системы согласных — место и способ образования, участие в нем голоса и шума, положение голосовых связок (глухость-звонкость), наличие или отсутствие палатализации (мягкость-твердость).

Рассмотрим звуки [и́][э́], [с’] — [з’].

Интегральными признаками [и́], [э́] являются ряд (передний), неогубленность, различительным — подъем: [и́] — верхнего подъема, [э́] — среднего. Интегральными признаками [с’], [з’] являются" место образования (переднеязычные, зубные), способ образования (щелевые), наличие палатализации (мягкие), наличие шума (шумные). Различительным признаком выступает положение голосовых связок: [с’] — глухой, [з’] — звонкий.

Идеи МФШ нашли применение в первую очередь в теории письма – графике и орфографии. Положение о том, что позиционно чередующиеся единицы представляют собой варианты одной и той же единицы более высокого уровня, находит все большее применение не только в фонологии, но и при описании явлений словообразования, морфологии, синтаксиса, лексики и т.д.

Другое научное направление в исследовании звукового уровня языка представлено в трудах Ленинградской фонологической школы (ЛФШ) – Л.В. Щербы, С.И. Бернштейна, М.И. Матусевич и др. Это фонологическое направление исходит из того, что звуковой строй языка относительно автономен. Поэтому неправомерно устанавливать состав фонем в слове, опираясь на морфемику. В одной и той же морфеме состав фонем может быть неодинаковым. Свойства фонемы определяются собственно фонетическими, а не морфологическими признаками, Такими признаками являются дифференциальные акустико-артикуляционные характеристики звука речи. В словах дом – дома́ - [до́м] – [дÙма́] – гласные звуки первого слога различаются своими акустико-артикуляционными признаками: [о́] - гласный заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный, ударный; [Ù] – гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, редуцированный, 1-й степени редукции. Следовательно, это разные фонемы. Гласные звуки [а́], [а́˙], [˙а́˙] в словах мат, мать, мять – [ма́т], [ма´˙т’], [м’˙а́˙т’] хотя и не тождественны, но в целом совпадают по своим акустико-артикуляционным характеристикам: это гласные среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованные, ударные. Следовательно, это разные оттенки одной фонемы. Понятие гиперфонемы для ЛФШ оказывается излишним.

Заслуга ученых ЛФШ – в пристальном изучении звуковой системы языка, в развитии прикладных аспектов изучения речи, имеющих большое значение в исследовании статистических характеристик звуковых единиц, в анализе звуковых нарушений при различных недостатках речи (афазии, заикании), в разработке методики преподавания русского языка как иностранного.

Ученые Московской и Ленинградской фонологических школ неодинаково устанавливают состав фонем русского языка. Особого внимания заслуживает состав гласных фонем. МФШ выделяет 5 гласных фонем: <а>, <о>, <э>, <у>, <и>. Звук [ы] не выделяется как отдельная фонема, а считается вариантом фонемы <и>, поскольку эти звуки не могут занимать одинаковые позиции: звук [и] – только после мягких согласных, звук [ы] – только после твердых согласных. Представители ЛФШ считают, что гласных фонем в русском языке 6: <а>, <о>, <э>, <у>, <и>, <ы>.

Фонологическая (фонетическая) позиция – это условия употребления, реализации фонемы в речи. В разных фонологических позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах. Фонологическая позиция определяется положением фонемы перед определенными звуками или после них, а также местом в слове (по отношению к ударению, к концу слова и т. п.). В разных фонетических позициях одна и та же морфема представлена разными аллофонами, т.е. происходят позиционные чередования фонем. Позиционные чередования - это закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, обусловленная их фонетической позицией.

Различают сильные и слабые фонологические позиции.

Сильная фонетическая позиция (или позиция максимальной дифференциации) — это такая позиция, в которой противопоставляется друг другу наибольшее количество фонем и, следовательно, фонемы в большей степени могут дифференцировать слова: [м’˙э́л] и [м’˙и́л] – гласные фонемы [э́] и [и́] под ударением способны различать слова; [со́м] и [ко́м] – согласные фонемы в позиции перед гласными также выполняют смыслоразличительную функцию.

Слабая фонетическая позиция (или позиция минимальной дифференциации) - это такая позиция, в которой противопоставляется меньшее количество фонем, следовательно, в меньшей степени различаются слова: [лук] - лук и луг, [стърÙжы́л] - сторожил и старожил.

Фонемы, стоящие в сильных фонологических позициях, принято называть сильными фонемами, в слабых позициях употребляются слабые фонемы.

В слабых фонологических позициях разные фонемы могут совпадать в своих аллофонах.

Говоря другими словами, сильной называется та позиция фонемы, в которой различительный признак проявляется и служит для опознавания и различения звуковой оболочки морфем и слов, слабой — позиция, в которой ее различительный признак нейтрализуется и не проявляется. Например, в слове "пруд" фонема <д> реализуется в звуке [т], теряя свой различительный признак — звонкость.

Сильные и слабые позиции согласных фонем

Согласные фонемы образуют регулярно 2 соотносительных ряда, основанных на пересекающихся чередованиях: ряд по звонкости - глухости и ряд по мягкости - твердости. Для соотносительных рядов характерны противопоставление фонем в одних позициях (сильные позиции) и нейтрализация, совпадение в одном звуке в других (слабая позиция).

Сильные позиции согласных фонем по звонкости-глухости:

а) перед гласным - [то́м] – [до́м], [шэ́ст] – [жэ́ст];

б) перед сонорными согласными - [зло́] – [сло́н], [н’иЭ Èсм’˙э́˙j] – [зм’˙э́˙j];

в) перед <в>, <в’> — [дв’˙э́˙р’] – [тв’˙э́˙р’ ], [сво́˙j] – [зво́н].

Слабые позиции согласных фонем по звонкости-глухости:

а) в конце слова - прут - пруд, грусть - груздь (в данной позиции и глухие и звонкие согласные реализуются в глухих согласных звуках);

б) перед шумными глухими - лапка, скобка (в данной позиции и глухие, и звонкие согласные реализуются в глухом согласном звуке);

в) перед шумными звонкими (кроме <в>, <в’>) – молотьба, ходьба (в этой позиции глухие и звонкие согласные реализуются в звонком согласном звуке).

Большинство согласных фонем русского языка образуют соотносительный ряд по звонкости-глухости.

Таких внутренних связей нет у непарных по признаку глухости- звонкости согласных: у сонорных <л>, <л’>, <м>, <м’>, <н>, <н’>, <j> и у глухих <ц>, <ч’>, <ш:’>, <х>, <х’>. Эти согласные могут выступать в разных фонетических позициях, сохраняя в них свои основные признаки и не совпадая в произношении с другими согласными.

Сильные позиции согласных фонем по мягкости-твердости в трактовке Московской фонологической школы:

а) перед гласными: [во́л] – [в’˙о́л]*;

б) на конце слова: [ко́н] - [ко́˙н’ ], [уда́р] - [уда́˙р’];

в) перед заднеязычными [к], [к’], [г], [г’ ], [х], [х’ ] – [уÈ бо́˙р’ к’˙ ǔ] – у Борьки — [убо́рк’ ˙ǔ] - уборки;

г) для фонемы <л> — перед всеми согласными: [по´лзъл] – ползал - [по́˙л’зъ] – польза.

Слабые позиции согласных фонем по мягкости-твердости:

а) перед среднеязычным <j>: [пла́˙т’jь] – платье, [л’j˙о́ш] – льешь, [л’˙и́˙с’jь] - лисья. В этой позиции все парные по мягкости-твердости согласные фонемы реализуются в мягких согласных звуках. Исключение представляет лишь позиция согласных на конце приставок перед [j]: [пÙдj˙э́˙ст] – подъезд, [Ùбjиэв’˙и́˙т’ ] – объявить.

б) для зубных согласных, парных по мягкости-твёрдости (исключение составляет <ц>) — перед мягкими зубными: [ка́˙н’т’˙ǔк] – кантик, [ко́˙с’т’] - кость, [з’д’˙э́˙с’ ] – здесь. В этой позиции фонемы <с>, <з>, <н> реализуются в мягких согласных звуках;

в) для зубных согласных, парных по мягкости-твёрдости (исключение также составляет <ц>) — перед мягкими губными: свет – [с’в’˙э́т]*;

г) в трактовке ЛФШ согласные фонемы, парные по мягкости-твёрдости, занимают слабую позицию перед гласными переднего ряда: вода — воде – [вÙд’˙э́].

Вне соотносительного ряда по мягкости-твёрдости остаются непарные по мягкости – твердости фонемы: всегда твердые <ж>, <ш>, <ц> и всегда мягкие <ш:’>, <ч’>, <j>.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.