Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 3 страница




Дон Аминадо

Ты жила в тишине и покое.

По старинке желтели обои,

Мелом низкий белел потолок,

И глядело окно на восток

Зимним утром, лишь солнце всходило,

У тебя уже весело было:

Свет горячий слепит на полу,

Печка жарко пылает в углу

Книги в шкапе стояли, в порядке

На конторке лежали тетрадки,

На столе сладко пахли цветы…

"Счастье жалкое!” – думала ты.

И. Бунин

ПРОШЕДШИЙ МИМО

У каждого, кто встретился случайно

Хотя бы раз — и сгинет навсегда, —

Своя история, своя живая тайна,

Свои счастливые и скорбные года.

Какой бы ни был он, прошедший мимо,

Его, наверно, любит кто-нибудь.

И он не брошен: с высоты, незримо,

За ним следят, пока не кончен путь.

Как Бог, хотел бы знать я все о каждом,

Чужое сердце видеть, как свое́,

Водой бессмертья утолять их жажду

И — возвращать иных в небытие …

Зинаида Гиппиус

 

Как будто есть — как будто нет…

Умру наверно, а воскресну ли?

То будто тень — то будто свет…

Чего искать и ждать — известно ли?

Вот и живем и будем жить,

Сомненьем жалким вечно жалимы.

А может быть, а может быть,

Так жить и надо, чтоб не знали мы?

Зинаида Гиппиус

Образец выполнения задания

Корабль одинокий несётся …

М. Лермонтов

[кÙ/рá/бОл’/Ù/д’˙ǔ/нó˙/к’˙ǔ˙j/ н’иЭ/с’˙ó/ц:ъ]

[кÙ] — прикрытый, открытый;

[рá] — прикрытый, открытый;

Ол’] — прикрытый, открытый (сонорный согласный приобретает слоговую функцию);

[Ù] — неприкрытый, открытый;

[д’˙ǔ] — прикрытый, открытый;

[нó˙] — прикрытый, открытый;

[к’˙ǔ˙j] — прикрытый, закрытый (такой слог называют ещё замкнутым);

[н’иЭ] — прикрытый, открытый;

[с’˙ó] — прикрытый, открытый;

[ц:ъ] — прикрытый, открытый.

Задание 3. Составьте слова по следующим моделям слогов, если звучность обозначить следующим образом: гласные - 3, сонорные - 2, шумные – 1:

а) 3-1123 д) 123-123
б) 3-133-13 е) 13-13-13
в) 13-23-13 ж) 23-13-23-23-23
г) 13-1231 з) 113-13-23-13

Образец: 13 – 13 – 231 — по - во - рот

Задание 4. Выполните задание из учебника «Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся. – М., 2004» – раздели на слоги и для переноса слова: носит, коромысло, повисло, загадки, народные, сказки, царевна, расскажи, загадай, заживут, корень, тесно, лентяй, крючку, правое, голосит, человек, вара́кушка, опасен, мужик, заяц, убежал, забавная, любимая, сильный, чуткая, прозрачный, ручей, звонкая, весёлый, башмачок.

План практического занятия №6

по курсу «Фонология»

Тема. Фонема.

Время – 4 часа.

1. Понятие фонологии и фонемы. Отечественные фонологические школы. Определение фонемы как пучка дифференциальных и интегральных признаков.

2. Определение фонологической позиции. Слабые и сильные позиции фонем. Позиционные чередования фонем.

3. Фонетическая и фонемная транскрипция.

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

Фонология – от греч. phōnē´ – звук и lόgos – слово. В отличие от фонетики, изучающей речь в ее артикуляционно-акустическом аспекте, фонология рассматривает не физические или физиологические, а функциональные особенности звуковых единиц. Основной единицей фонологии является фонема, т.е. звук, анализируемый в аспекте функциональном, коммуникативном.

Фонема (от греч. phō´nēma – звук) – это минимальная языковая единица, обладающая двумя основными свойствами:

1. Фонема служит для различения или отождествления слов и морфем. Так, фонемы <с’> и <п’> различают слова сел и пел, фонемы <л> и <р> — существительные сер и сел, фонемы <и́> и <э́> – формы имен существительных родительного и дательного (предложного) падежей: реки́ - реке́́́́́́́́́́ ́.

2. Фонема представлена в языке рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями: пар – пары – паровоз, ряд – ряды – рядовой – [па́р], [пÙры́], [пърÙво́с], [р’˙а́т], [р’иэды́], [р’ьдÙво́˙j], где звуки [а́], [Ù], [ъ], [˙а], [иэ], [ь] – это аллофоны фонемы <а>.

Итак, фонема — это наименьшая языковая единица, обладающая смыслоразличительной функцией и представленная рядом чередующихся звуков.

Конкретный звук, в котором фонема реализуется в речи, называется аллофоном или вариантом фонемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.