Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы




Планы практических занятий

ПЛАН

практического занятия №1 по курсу «Фонетика»

Тема. Сегментные фонетические единицы.

Время – 4 часа.

1. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Фонетическое членение русской речи. Фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги, звуки. Принципы фонетического членения речи.

2. Аспекты изучения звуков речи: акустический, анатомо-физиологический (артикуляционный), лингвистический (функциональный).

3. Понятие об артикуляции. Три фазы артикуляции (экскурсия, выдержка, рекурсия).

4. Функции отдельных органов речи.

5. Артикуляционные, акустические, функциональные различия между гласными и согласными звуками.

6. Классификация гласных звуков.

7. Классификация согласных звуков.

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

Аспекты изучения фонетики.

Основной единицей в фонетике является звук (фонема). Он рассматривается в трех аспектах: с точки зрения физиологических характеристик (артикуляционный аспект); с точки зрения особенностей звучания (акустический аспект), с точки зрения функционирования в речи для различения значимых единиц языка (морфем и слов). Раздел фонетики, занимающийся изучением звука в третьем, функциональном, аспекте, называется фонологией (от греческого phone – звук и logos – слово, учение). Основной единицей фонологии является фонема.

А. Акустический аспект фонетики изучает физическую природу звуков речи.

Звуки речи являются результатом колебательного движения воздушной струи. Источником звука может служить любое колеблющееся тело, допустим, струна музыкального инструмента. Источником же звуков речи служат колебания голосовых связок в гортани (образуются гласные и звонкие согласные), а также трение воздушной струи о стенки и органы речевого аппарата (образуются глухие согласные).

Основные характеристики звука с точки зрения акустического аспекта фонетики: высота, сила, тембр и длительность.

Высота звука зависит от частоты колебаний: чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук; чем меньше, тем он ниже. У мужчин связки длиннее и толще, поэтому частота колебаний мужских голосовых связок меньше, чем у женщин и детей, у которых голосовые связки короче и тоньше:

Голосовые связки Мужчины Женщины Дети
18-20 мм 16-18 мм Менее 16 мм
Голоса Низкие: тенор, баритон, бас Выше: контральто, сопрано, меццо-сопрано Ещё выше: альт, дискант

Сила звука зависит от размаха, или амплитуды колебаний. Чем выше размах колебания, тем сильнее звук. Сила звука измеряется в децибелах.

Тембр звука. Всякое звучащее тело колеблется в целом, что даёт основной тон его звучания. Но помимо этого колеблются его части: половина, третья часть, четвёртая и т.д. (вспомните струны гитары). Эти дополнительные колебания образуют дополнительные (парциальные) тоны, которые, накладываясь на основной тон, дают тембр звука.

В создании тембра большую роль играет наличие того или иного резонатора. «Резонатором называется полое тело различной формы и объёма с отверстием; в зависимости от величины объёма и отверстия воздух, заключённый в нём, имеет также свой основной тон» (Матусевич, С.29). Например, при произнесении гласных в нос они приобретают носовой тембр, при нормальном произнесении основной тон является преобладающим.

«Голос каждого человека обладает неповторимой индивидуальностью — своим тембром. Тембр зависит от особенностей колебаний голосовых связок и от своеобразия отражения звуков в резонаторах. …Тембру принадлежит в нашей речи особая функция – служить одним из главных средств выражения человеческих чувств – радости и горя, одобрения и осуждения, иронии, насмешки, гнева, стыда, отчаяния, и др. При помощи тембра можно придать фразе разный смысл» (Фролова, С. 84 –85).

Длительность звука. В русском языке наблюдается длительность гласного звука, которая зависит от ударения: ударный гласный в полтора раза длиннее первого предударного, который в свою очередь длиннее второго предударного (заударного). По данным специалистов, на произнесение ударного [á] тратится 196 миллисекунд, на произнесение его в первом предударном слоге – 92 м/с, в заударном – 77 м/с. Согласно закону А.А. Потебни об изменении гласных в зависимости от их положения по отношению к ударению, «если тоническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других слогов к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобразить так: 1, 2, 3, 1» (Потебня, С. 63)[2]. По этому закону, обобщающему градацию слогов по силе, выделяются три разряда слогов по силе: 1) наиболее сильным является ударный слог, имеющий силу в три единицы; 2) среди безударных слогов выделяется первый предударный, обладающий силой в две единицы; 3) все прочие безударные слоги являются слабыми, сила которых — в одну единицу. Наиболее дифференцированы гласные под ударением; в безударных слогах количество различаемых гласных становится меньше вследствие их количественных и качественных изменений (редукции), в ряде случаев несколько звуков, четко противопоставленных под ударением, в безударном положении совпадают в одном звуке. Таким образом, А.А.Потебня установил, что соотношение слогов в русском такте выражается формулой:...1-2-3-1..., где 3 — ударный слог. Эта формула Потебни означает, что первый предударный слог слабее ударного, а остальные безударные — еще слабее (они обозначены цифрой 1). По формуле Потебни, слово перебежавших надо обозначать так: 11231; слово Викторович — так: 3111 и т.д.

Таким образом, длительность гласного звука в русском языке определяется фонетическими условиями.

Б. Анатомо-физиологический (артикуляционный) аспект фонетики изучает строение и работу произносительного аппарата (см. таблицу №1).

В. Лингвистический (функциональный) аспект фонетики. «… язык, как известно, это средство общения, а звуки и есть та форма, при помощи которой это общение осуществляется. Поэтому звуки языка надо рассматривать не только как некое акустическое и физиологическое явление, но вместе с тем и как факт лингвистический (иначе социальный)» (Матусевич, C 31).

Таблица 1

Функции отдельных органов речи

Органы речи Их функции
Лёгкие Поставляют воздушную струю для звукообразования
Голосовые связки. Их функции зависят от того состояния, в котором они находятся. 1. Голосовые связки расслаблены, разомкнуты. Голосовая щель широко раскрыта. Воздух проходит через неё беспрепятственно. Никакого звука при этом не образуется. Таково состояние голосовых связок при произнесении глухих звуков. 2. Голосовые связки сближены и напряжены. Голосовая щель почти закрывается. На пути воздушной струи возникает преграда. Под давлением воздушной струи голосовые связки раздвигаются и снова сближаются, т.к. они напряжены. Таким образом возникают колебания. Так образуется тон, голос. Таково состояние голосовых связок при произнесении гласных и звонких согласных звуков.
Полость рта и полость носа Выступают в роли резонаторов.
Нёбная занавеска При опущенной нёбной занавеске произносятся носовые звуки, при поднятой (откинутой назад) – ротовые (чистые) звуки.
Средняя часть спинки языка Если средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу, образуются мягкие согласные. Это дополнительное движение языка, накладывающееся на основную артикуляцию, называется палатализацией. При произнесении твёрдых согласных палатализация отсутствует. Для звука [j] палатализация является не дополнительной, а основной артикуляцией, поэтому его принято называть палатальным звуком.

Таблица 2

Артикуляционные, акустические и функциональные различия гласных и согласных звуков

Различия Гласные звуки Согласные звуки
Артикуляционные При образовании гласных воздушная струя не встречает преграды, гласные не имеют фокуса образования и являются звуками нелокализованными При произнесении согласных на пути воздушной струи возникает преграда вследствие полного или неполного смыкания органов речи. Согласные имеют место и фокус образования и являются звуками локализованными
Акустические Гласные звуки — звуки тональные. Шум в их образовании не участвует Согласные в акустическом отношении неоднородны. Среди них различаются шумные и сонорные, шумные подразделяются на звонкие и глухие: 1) в глухих звуках тон отсутствует, присутствует только шум; 2) в звонких согласных шум преобладает над тоном; 3) в сонорных тон преобладает над шумом.
Функциональные Гласные звуки являются слоговыми звуками, т.е. образуют вершину слога Согласные являются неслоговыми звуками. Исключение составляют: а) сонорные, кроме [ j ], в позиции перед шумным в начале слова ([Олбы], [Орты]) и в позиции после шумного в конце слова ([д’иЭ/кá/бО р’], [кÙ/рá/бОл’]; б) сонорные [р] и [л] в сложных сочетаниях звуков (надсмотрщик, литаврщик, супрасльских); в) некоторые согласные в конце слова при наличии между ними так называемого большого артикуляционного расстояния (икс —- [икОс], проспект — [прÙсп’˙экОт], букв —[бýкОв]).

Задание 1. Разбейте следующий текст на фразы, расставьте необходимые знаки препинания, заглавные буквы.

Очень долго и во многих художественных произведениях и в литературных работах Н.Н.Гончарова изображалась как легкомысленная красавица, любительница балов и прочих светских развлечений почему-то не прислушивались к Пушкину самому главному свидетелю на этом беспощадном суде людской молвы над дорогим ему человеком ему гению выбравшему ее подругой жизни не верили когда он умирая говорил она бедная безвинно терпит и еще может потерпеть во мнении людском только несколько назад были опубликованы интересные материалы опровергающие сложившуюся версию о Наталье Николаевне (А.Кузнецов. “Моя мадонна”).

Задание 2. Разбейте следующий текст на фразы, речевые такты, фонетические слова, расставьте необходимые знаки препинания, заглавные буквы.

Зову я смерть мне видеть невтерпеж достоинство что просит подаянья над простотой глумящуюся ложь ничтожество в роскошном одеянье и совершенству ложный приговор и девственность поруганную грубо и неуместной почести позор и мощь в плену у немощи беззубой и прямоту что глупостью слывет и глупость в маске мудреца пророка и вдохновения зажатый рот и праведность на службе у порока все мерзостно что вижу я вокруг но как тебя покинуть милый друг (Шекспир).

Задание 3. Определите, какой это будет звук:

А. 1) голосовые связки раскрыты; 2) нёбная занавеска откинута назад; 3) задняя спинка языка приближена к мягкому нёбу, так что воздух встречает препятствие в этой части полости рта.

Образец: 1) 1) голосовые связки раскрыты – образуется глухой согласный звук; 2) нёбная занавеска откинута назад – образуется чистый звук; 3) задняя спинка языка приближена к мягкому нёбу, так что воздух встречает препятствие в этой части полости рта – звук заднеязычный, нет полного смыкания задней спинки языка с мягким нёбом, значит, данный звук щелевой (фрикативный). Это звук [х].

Б. 1) голосовые связки сомкнуты и дрожат; 2) нёбная занавеска опущена; 3) губы после полного смыкания размыкаются.

В. 1) голосовые связки сомкнуты и дрожат; 2) нёбная занавеска приподнята и откинута назад; 3) кончик языка после присоединения к внутренней стороне зубов сразу отходит от них.

Г. 1) голосовые связки раскрыты; 2) нёбная занавеска приподнята и откинута назад; 3) кончик языка приподнят, образуя желобок, к зубам, так что струя воздуха встречает препятствие.

Д. 1) голосовые связки сомкнуты и дрожат; 2) нёбная занавеска опущена; 3) кончик языка после присоединения к зубам размыкается; 4) присоединение кончика языка усилено приподнятием средней спинки языка.

Е. 1) голосовые связки открыты; 2) нёбная занавеска приподнята и откинута назад; 3) кончик языка после присоединения к альвеолам отходит не сразу, а постепенно, образуя узкую щель; 4) артикуляция языка осложнена приподнятием средней спинки языка.

Ж. 1) голосовые связки сомкнуты и дрожат; 2) нёбная занавеска приподнята и откинута назад; 3) полость рта имеет наиболее узкое раскрытие, при котором воздух всё же проходит без препятствий; 4) язык приподнят задней спинкой языка к мягкому нёбу; 5) губы вытянуты в трубку.

З.1) голосовые связки сомкнуты и дрожат; 2) нёбная занавеска приподнята и откинута назад; 3) полость рта представляет резонатор с раскрытием средней широты; 4) передняя спинка языка приподнята до среднего подъёма; 5) губы растянуты в стороны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.