Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа




Фонетика. Орфоэпия. графика. орфография

А.Ш. Зайнетдинов

 

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения
по специальности «050708 – Педагогика и методика
начального образования»

 

Стерлитамак 2008


предисловие

Указанное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «050708 — Педагогика и методика начального образования», и представляет собой учебно-методический комплекс по таким разделам курса русского языка, как «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика» и «Орфография».

Целью пособия является углубление теоретических знаний студентов и формирование у них умений и навыков, определяемых содержанием названных разделов.

В учебно-методическом комплексе последовательно представлены программа и тематический план изучения фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, перечень умений и навыков, которыми должен овладеть студент в результате усвоения теоретического материала, планы практических, самостоятельных и индивидуальных занятий. Ввиду сложности указанных разделов в планах практических занятий приводится образец выполнения предлагаемых заданий.

Завершают учебно-методический комплекс контрольные измерительные материалы.

В отдельных случаях авторами предлагается собственная интерпретация некоторых частных проблем фонетики, фонологии, графики и орфографии русского языка.


изучения фонетики, орфоэпии,
графики, орфографии

Предмет и задачи фонетики. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.

Фонетическое членение русской речи. Фразы, речевые такты, фонетические слова, слоги, звуки. Понятие о дифференциальном признаке как сигнале различения звуков и фонем.

Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.

Акустические и артикуляционные характеристики русских звуков. Гласные и согласные русского языка. Их артикуляционные, акустические и функциональные различия. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков. Особенности звука [ j ]. Фонетическая транскрипция.

Понятие о синхронических фонетических законах. Основные фонетические процессы в области гласных (редукция), в области сочетаний гласных с согласными (аккомодация), в области согласных (ассимиляция, диссимиляция, диереза, эпентеза).

Понятие фонемы. Определение фонемы как пучка дифференциальных и интегральных признаков. Слабые и сильные позиции фонем. Отечественные фонологические школы. Позиционные чередования фонем. Фонетическая и фонемная транскрипция.

Слог. Основные теории слога (античная, мускульная, акустическая, эксплозивно-имплозивная). Слоговые и неслоговые звуки. Структура слога. Типы слогов в русском языке. Особенности русского слогораздела.

Ударение. Фонетическая природа русского словесного ударения, его характерные особенности и функции (разноместность и подвижность, функции фонетической организации звуков в слове, смыслоразличительная и форморазличительная функции).

Русская интонация. Основные элементы и функции интонации. Основные интонационные конструкции.

Закономерности развития звукового строя языка. Понятие о диахронических фонетических законах. Исторические чередования русского языка как результат звуковых изменений: история носовых гласных, падения редуцированных гласных <Ъ>, <Ь>, перехода <Э> в <О>, истории <Ђ>, смягчения заднеязычных согласных (законы 1, 2, 3 палатализации), смягчения согласных в сочетании с <j>, упрощения групп согласных и др.

Орфоэпия. Нормы произношения русского литературного языка.

Современные орфоэпические нормы. Произношение безударных гласных. Произношение согласных (звонких и глухих) в различных позициях. Произношение твёрдых и мягких согласных. Произношение некоторых групп согласных. Произношение отдельных грамматических форм. Некоторые особенности произношения слов иноязычного происхождения. Равноправные и допустимые варианты произношения.

Словари и справочники по орфоэпии.

Принципы русской графики и орфографии.

Общие сведения о графике. Алфавит. Небуквенные графические средства. Происхождение и состав русского алфавита. Особенности русского алфавита. Соотношение между буквами (графемами) и звуками (фонемами) русского языка. Слоговой принцип русской графики. Обозначение мягкости-твёрдости согласных. Способы обозначения фонемы <j>.

Понятие о первичных и вторичных значениях букв, графограммах и орфограммах. Цели и задачи графического анализа.

Русская орфография. Её соотношение с графикой. Определение понятий «орфограмма» и «принцип орфографии». Основные принципы орфографии, возможные при звуковом письме. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетический принцип. Традиционный принцип. Дифференцирующие написания. Различия в понимании ведущего принципа русской орфографии.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных букв. Перенос слов. Графические сокращения. Орфография иноязычных слов.

Орфографические словари и справочники.

 


ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ,

которыми должен овладеть студент
в результате изучения разделов

«Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»

Студент должен:

1) научиться выделять в речевом потоке фразы, речевые такты (синтагмы), фонетические слова;

2) научиться устанавливать и анализировать звуковой состав слова, усвоить правила слогоделения, характеристику гласных и согласных звуков;

3) овладеть техникой графической записи звучащей речи (транскрибирования текста);

4) научиться устанавливать фонемный состав слова и представлять его в виде морфофонемной транскрипции;

5) усвоить основные фонетические законы, действующие в русском языке и определяющие характер русского вокализма и консонантизма;

6) теоретически и практически овладеть современными нормами русского литературного произношения и ударения;

7) научиться анализировать свою речь и речь окружающих с точки зрения ее соответствия современным орфоэпическим нормам;

8) овладеть стилистическими приемами усиления звуковой выразительности речи;

9) научиться находить и устранять недочеты в звуковой организации речи;

10) контролировать своё произношение, выявлять и исправлять ошибки других лиц;

11) пользоваться орфоэпическими словарями и справочниками;

12) производить графический анализ слова;

13) применять основные правила русской орфографии, корректировать свои ошибки и исправлять ошибки учащихся;

14) пользоваться орфографическими словарями и справочниками.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.